Просмотр содержимого документа
«Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей»
Разъяснить принцип действия теплового двигателя
Образовательные: познакомить учащихся с видами тепловых двигателей,
развивать умение определять КПД тепловых двигателей, раскрыть роль и
значение ТД в современной цивилизации; обобщить и расширить знания
учащихся по экологическим проблемам.
Развивающие: развивать внимание и речь, совершенствовать навыки
работы с презентацией .
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности перед
последующими поколениями, в связи с чем, рассмотреть вопрос о влиянии
тепловых двигателей на окружающую среду.
Повторим
- -Дайте формулировку первого закона термодинамики.
(Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количество теплоты, переданное системе. ∆ U = A + Q )
- -Может ли газ нагреться или охладиться без теплообмена с окружающей средой? Как это происходит?
- (При адиабатических процессах.)
- -Напишите первый закон термодинамики в следующих случаях: а) теплообмен между телами в калориметре; б) нагрев воды на спиртовке; в) нагрев тела при ударе.
( а) А=0 , Q =0, ∆ U =0; б) А=0, ∆ U = Q ; в) Q =0, ∆ U =А)
- На рисунке изображен цикл, совершаемый идеальным газом определенной массы. Изобразить этот цикл на графиках р(Т) и Т(р). На каких участках цикла газ выделяет теплоту и на каких – поглощает?
(На участках 3-4 и 2-3 газ выделяет некоторое количество теплоты, а на участках 1-2 и 4-1 теплота поглощается газом.)
- Развитие техники зависит от умения использовать громадные запасы внутренней энергии. Использовать эту энергию - это значит совершать за ее счет полезную работу. Рассмотрим источники, которые совершают работу за счет внутренней энергии.
Передает количество теплоты Q 1 рабочему телу
Нагреватель
Q 1
Совершает работу
рабочее
тело
Q 2
Потребляет часть полученного количества теплоты Q 2
холодильник
Q 2 Q 2 - количество теплоты отданное холодильнику Q 2 1 A’ = Q 1 - |Q 2 | - работа совершаемая двигателем за цикл η " width="640"
КПД замкнутого цикла
Q 1 – количество теплоты полученное от нагревания Q 1 Q 2
Q 2 - количество теплоты отданное холодильнику
Q 2 1
A’ = Q 1 - |Q 2 | - работа совершаемая двигателем за цикл η
Цикл C . Карно
T 1 – температура нагревания
Т 2 – температура холодильника
Паровой
двигатель
Паровая
турбина
Двигатель
внутреннего
сгорания
Дизельный
двигатель
Газовая
турбина
Реактивный
двигатель
Виды тепловых двигателей
Эксплуатационные характеристики
КПД:
- Паровой двигатель – 8%
- Паровая турбина – 40%
- Газовая турбина – 25-30%
- Двигатель внутреннего сгорания – 18-24%
- Дизельный двигатель – 40- 44%
- Реактивный двигатель – 25%
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Плюсы и минусы ТД
Достоинства:
Недостатки:
- Способствует экономическому развитию
- Создает комфортные условия
- Удовлетворяет потребности человека в быстром передвижении
- Загрязняет атмосферу
- Способствует повышению температуры окружающей среды
- Истощает природные ресурсы
- Негативно влияет на состояние здоровья человека
Альтернативные двигатели
- 1.Электрические
- 2.Двигатели работающие на энергии солнца и ветра
Пути решения экологических проблем
- 1.Использование альтернативного топлива.
- 2.Использование альтернативных двигателей.
- 3.Оздоровление окружающей среды.
- 4.Воспитание экологической культуры.
Ответы на тест
1) 1 6) 1
2) 3 7) 2
3) 2 8) 2
4) 1 9) 4
5) 2 10) 3
Рефлексия
На уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок для меня показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется
легким / трудным интересно / не интересно
Ответы подчеркнуть