СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические положения для подготовки к ОГЭ-2018

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит основные теоретические положения,неоходимые для успешной подготовки к ОГЭ-2018

Просмотр содержимого документа
«Теоретические положения для подготовки к ОГЭ-2018»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №35»

















Теоретические материалы

для подготовки к ОГЭ 2018 по русскому языку
















Материал подготовил учитель

высшей квалификационной

категории Мушарапова Н.Ф.
















Ульяновск 2017



Задание 1.Напишите сжатое изложение.


Задание 2 ОГЭ по русскому языку



Текст как ре­че­вое произведение. 

Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная целостность текста. 

Ана­лиз текста


1.Повторяем теорию

Каждому человеку необходимо понимать прочитанное, воспринимать информацию различного характера, а также самому создавать тексты, адекватно отражающие его мысли. При этом следует грамотно выбрать речевой жанр и соответствующие ему языковые средства. Нам приходится ежедневно понимать и порождать различные виды текстов, поскольку именно в них фиксируются итоги человеческого познания, достижения науки, культуры. Так, что же такое текст?


Текст (от лат. textum - ткань, связь, соединение) - это произведение речи, состоящее из ряда предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Предложения в тексте между собой соединены по смыслу и грамматически. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым коммуникативным фоном: мы понимаем текст только тогда, когда понимаем ситуацию, о которой идет речь.


Основные свойства текста – связность и цельность, тематическое и композиционное единство его частей.


Чтобы составить текст, предложения надо расположить в определенной последовательности, при этом должна соблюдаться логика развития мысли. Каждый текст имеет свою тему (от греч. thema – то, что положено в основу) и выражает определенные мысли. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Мысль – это то, что хочет сказать автор. Понять основную мысль текста помогают ключевые слова (т.е. опорные, важные для передачи смысла). Общая тема может распадаться на микротемы. Несколько предложений, связанных одной микротемой, объединяются в абзац.


Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей или целой книгой. Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д.


Как правило, связный текст начинается с утверждения, которое потом доказывается, либо расширяется, дополняясь другими сведениями. Значит, воссоздание текста следует начинать с поиска первой фразы. Когда фраза, содержащая основное утверждение найдена, ищем среди предложенных такие варианты, которые не противоречат логике развертывания текста.


Для того чтобы выполнить задание №2 необходимо:

  • внимательно прочитать текст, понять его смысл;

  • объяснить мотивы (причины) поведения героев;

  • выявить неверные ответы (для этого необходимо знать, что правильный ответ содержит либо информацию, противоречащую смыслу всего текста или какой-либо его части, либо информацию, которая в тексте отсутствует).








Задание 3 ОГЭ по русскому языку.


Выразительные средства лексики и фразеологии

Средство

Определение

Примеры

Гипербола

Преувеличение

Шаровары шириной в Чёрное море 

(Н.В. Гоголь)

 В сто сорок солнц закат пылал

(В.В. Маяковский)

Метафора

Скрытое сравнение.
Один предмет назван другим на основе сходства

Ель рукавом мне тропинку завесила

(А. Фет)

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной 
лести ожерелья
И 
четки мудрости златой 

(А.С.Пушкин)

Приручением животных люди занимались толькона заре человеческой культуры. 

(М. Пришвин)

Метонимия

Разновидность метафоры, употребление для называния предмета части вместо целого

Съесть три тарелки (содержимое названо емкостью, в которой оно находится)

Отколе, умная, бредешь ты, 
голова?

(И. Крылов)

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ: 
даром речи, способностью мыслить, чувствовать

О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так 
сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Забормотал спросонок гром

(К. Паустовский). 

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость

(А.С.Пушкин).

Эпитет

Образное определение.
Слово, отвечающее на вопросы какой предмет? какая вещь?
Определяет предмет и
подчёркивает его свойства

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

(М.Горький)

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

(А.Некрасов).

А ну-ка песню нам пропой,  весёлый ветер.

(Лебедев-Кумач)

Сравнение

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
Осуществляется помощи сравнительных союзов (как, будто, словно, точно) и без них (при помощи творительного падежа)

Лёд неокрепший на речке студёной словно кактающий сахар лежит.

(Н. Некрасов.)

Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водянойпыли расплывался в воздухе.

(В. Пастернак).

Фразеологизм

Устойчивые сочетания слов. Фразеологизм можно заменить одним словом

вставлять палки в колеса - мешать
бить баклуши - бездельничать
считать ворон - отвлекаться
сквозь розовые очки - наивно


Задание 4 ОГЭ по русскому языку Правописание приставок. 



Слитное, дефисное, раздельное написание


1. Неизменяемые приставки

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. 
Приставки З- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.


2. Приставки на З-, С-

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

 БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

ПРИМЕР: 
РАСсмотреть,
РАЗглядеть,
ИЗвести,
ИСтопить,
ЧРЕЗмерный,
РАСчертить,
ВСкарабкаться,
ЧЕРЕСчур,
сНИСходительный

Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.

Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Звонкие согласные  звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

ПРИМЕР: 
в приставках слов РАСчудесный и РАСцветка мы напишем -с-, потому что первые буквы корня -ч- и -ц- обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗдержка и ИЗмена мы напишем букву -з-, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки -д- и -м


Случай 2. Запомните, что правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.

ПРИМЕР: 
в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.


Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки.

ПРИМЕР: 
в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.


Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

ПРИМЕР: 

1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 

7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)


3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-


Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.

В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А, под ударением - О.
ПРИМЕР:
расписАться - рОспись, разыгрАть - рОзыгрыш, разлИв (реки), рОзлив напитков

Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ.

ПРИМЕР:

нЕкогда - никогдА, нЕкто - никтО, нЕчто - ничтО


4. Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.

Приставка ПРИ- обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: приехать, приклеить
2) расположение вблизи чего-либо (близость): приморский, приокский
3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): приоткрыть, притормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4) законченность действия: придумать
5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: припрятать
6) сопутствующее действие: припрыгивать, приговаривать, пританцовывать, припевать

Приставка  ПРЕ- обозначает:
1) близкое по значению к слову "очень": прекрасный (очень красивый)
2) близкое по значению к приставке пере-: преступить (перейти черту), прервать (перервать)

Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!


Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
придать соответствующий вид — предать друга,
притворить дверь — претворить мечту (воплотить),
прибывать вовремя — пребывать в отпуске (находиться),
приступить к работе — преступить закон,
приходящий в гости — преходящий момент (непостоянный),
презреть врага (возненавидеть)  — призреть сироту (приютить)
преклоняться перед талантами (восхищаться)  — приклоняться к земле (наклоняться)
превратности судьбы  — привратник у ворот
предел (граница) терпения  — придел (пристройка) дома
претерпеть (пережить)  — притерпеться (привыкнуть) к зною

Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус­тар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруд­нения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление.

Случай 3.  Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю:  престиж,   президент, прейскурант, префикс, прецедент;  приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.



Задание №5. ОГЭ по русскому языку.

Правописание Н-нн в разных частях речи.

1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных:

Пишу Н:

А) если в прилагательном, образованном от существительного, есть суффиксы -АН-, -ЯН-. Пример: серебро + -ян- = серебряный кожа +-ан- = кожаный

ЗАПОМНИ!!! Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Б) если в прилагательном, образованном от существительного, есть суффикс -ИН- (значение принадлежности). Пример: голубь + -ин- + голубиный

Пишу НН:

А) если в прилагательном, образованном от существительного, есть суффиксы -ОНН-, -ЕНН-.

Пример: революция + -онн- = революционный.

Исключение: ветреный, но безветренный (приставка влияет на написание).

Б) Н в корне + -Н- (суффикс прилагательного). Пример: осенний (осен+н)

2. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:

Пишу НН если: А) Есть приставки, кроме не-. Пример: засушенный цветок; Б) Есть –ОВА-, -ЕВА-. Пример: маринованный; В) Есть зависимое(ые) слово(а). Пример: жаренная (в чём?) в масле рыба; Г) Слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида. Пример: решённый (решить – глагол сов. вид т.к. что сделать?).

Пишу Н если: А) Нет приставки. Пример: сушёный цветок; Б) Нет зависимых слов. Пример: жареная рыба; В) Слово образовано от глагола несовершенного вида. Пример: кошеный; Г) Краткая форма причастия. Пример: написан.

!!! Примечание: Чаще всего слова с НН являются причастиями, а слова с Н отглагольными прилагательными, кроме краткой формы причастия (пункт под буквой «Г»).

3Н и НН в наречиях. В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.

Пример: удобный — удобно, неожиданный — неожиданно, взволнованный – взволнованно.

4.Н и НН в существительных. В существительных, как и в других частях речи, может писаться Н и НН (это главным образом существительные с суффиксами -ник, -ница, -ость). Написание суффикса, как и у наречий, зависит от производящей основы. Н пишется:А)Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н, то в существительном пишется одно н. Например: песчаный — песчаник, гостиный — гостиница, юный — юность, пряный — пряник — пряности.

Б)Существительные, образованные от отглагольных прилагательных с одним н, пишутся тоже с одним н: вареный — вареник, путаный — путаник — путаница, ветреный — ветреник — ветреница – ветреность.

НН пишется: А) в существительных, образованных от существительных с основой на н с помощью суффиксов, содержащих н: измена — изменник, стакан — подстаканник, полено — поленница, мошна — мошенник’ — мошенничество;

Б) в существительных, которые образованы от прилагательных и причастий с двумя н: а) родственный — родственник — родственница, посторонний — сторонник, именинный — именинник — именинница, подлинный — подлинник — подлинность; б) выдержанный — выдержанность, утопленный — утопленник, воспитанный — воспитанник — воспитанность.

Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 5 ОГЭ по русскому языку!



Задание №6 ОГЭ по русскому языку Лексика и фразеология

В шестом задании ОГЭ по русскому языку у нас проверяют знания по теме "фразеология и лексика". Обычно в задании требуется произвести замену слова или словосочетания на синонимичное высказывание или слово.

Что требуется сделать от нас:

  1. Прочитать предложение и определить лексическое значение указанного в задании слова.

  2. Подобрать к этому слову возможные синонимы.

  3. Определить, какой из подобранных синонимов наиболее употребителен, не носит оттенка книжности и разговорности, обладает минимальной экспрессией, стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

  4. Выбрать данный синоним и записать в ответ.

Синонимы -  слова одной и той же части речи, близкие по значению.

Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.

Стилистически нейтральные слова - слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например: слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.





Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 6 ОГЭ по русскому языку!









Задание №7 ОГЭ по русскому языку Словосочетание. Виды связи в словосочетании.



СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи): 
узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать

Примечание

Следовательно, словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнцене ветер, а дождь. Не считается словосочетанием и сочетание предлога и существительного: в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие  неприятностей (= из-за неприятностей). Также не считается словосочетанием грамматическая основа, так как это уже предложение, а не словосочетание: ветер подулморе взволновалось и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов:

  • форма будущего сложного времени глагола: буду петь (запою), будем читать (зачитаем);

  • формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий: более умныйменее способныйболее тонко, лучше всех.

Итак, словосочетание - это слова, связанные подчинительной связью. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов: согласование,управление или примыкание.

Согласование

СОГЛАСОВАНИЕ - Это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Чаще всего главное слово - существительное или местоимение. Зависимое - прилагательное, причастие.

Например: шкаф (какой?) книжный. Главное слово - шкаф, так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф - мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа.
При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого, ср.: шкафы (какие?) книжные, шкафов (каких?) книжных, о шкафе (каком?) книжном

Управление

УПРАВЛЕНИЕ - Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое - существительным, количественным числительным, местоимением.

Например:  ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п.) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне.
При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится: жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.

Примыкание

ПРИМЫКАНИЕ - Это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Главное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов:

  • наречия,

  • наречия и прилагательные в сравнительной степени,

  • деепричастия,

  • притяжательные местоимения,

  • неизменяемые существительные,

  • начальная форма глагола (инфинитив).

Например: говорить (как?) громко - наречие, идти (как?) быстрее - наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа - деепричастие, шарф (чей?) её - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?) читать -   инфинитив.
Как видим, вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному. Вы никогда не перепутаете примыкание с другим видом связи, если запомните, что на месте зависимого слова стоит неизменяемая часть речи или форма!

Теперь мы и сами без труда сможем определить, что словосочетание книжный шкаф построено на основе согласования. Ведь при изменении главного слова поменяется и зависимое. Теперь следует вспомнить понятие синонимичное словосочетание.

СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи.

Например: платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) - прижимая с радостью (управление).

Трудности, которые могут возникнуть  при выполнении задания 7:

Случай 1. При замене словосочетания синонимичным, например, книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф - шкаф для книг.

Случай 2. Многие девятиклассники словосочетание книжный шкаф перестраивают как шкаф книжный. Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется. В обоих случаях вид связи - согласование. 

Как выполнить задание 2 ОГЭ по русскому языку?

1. Перед вами словосочетание, построенное, например, по типу примыкания грустно смотреть. Вам необходимо заменить его синонимичным со связью управление. Вспоминаем виды подчинительной связи.

2. Определяем главное слово в словосочетании: смотреть (как?) грустно. Главное слово смотреть, так как от него задается вопрос.

3. Главное слово выписываем, не изменяя его, - смотреть. Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление:

Р.п. (кого? чего?) предлоги: у, около, с, до, из, от
Д.п. ому? чему?) предлоги: по, к
В.п. (кого? что?) предлоги: на, в, под, за, через
Т.п. (кем? чем?) предлоги: за, над, с, под, перед, между
П.п. (о ком? о чем?) предлоги: о, в, на

4. Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа (чем?) и предлог с, получается смотреть (с чем?) с грустью.



Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 7 ОГЭ по русскому языку!

























Задание №8 ОГЭ по русскому языку Грамматическая основа предложения

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА  - это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дубкоторый в летний зной дарилтишину и прохладу.  Ядро предложения: рос дуб, который дарил

Трудности при определении подлежащего

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

  • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);

  • в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;

  • подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:

  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;

  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;

  • ​подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что

  • сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;

  • сказуемое может быть простым или составным;

Трудности при определении сказуемого Простое глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую.Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй.  Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бычто-нибудь. Она ничего не нарисовала. Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕвходят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;

  • ​​фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);

  • глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.
     

Составное глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживатьпо поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);

  • вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен.Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;

  • вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать. Родственники рассчитывали приехать в гости;

  • кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;

  • словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.​

Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?
  • необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они". Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет. В данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;

  • ​если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили, а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать);

  • ​если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью?узнать);

  • ​если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).

Составное именное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ  и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;

  • глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ  и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным.

  • глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.

Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?

Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол "казалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым. Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).

Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 8 ОГЭ по русскому языку!

Задание №9 ОГЭ по русскому языку Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения

В задании №9 ОГЭ по русскому языку идет работа с обособленными членами предложения. Чаще всего необходимо найти предложение с обособленными членами в тексте. Важную роль играет знание пунктуации в данных предложениях.

Теория к заданию №9 ОГЭ по русскому языку

Осложнённое предложение — простое предложение, в котором присутствуют "осложняющие элементы", выражающие добавочное сообщение.

Предложение может быть осложнено при помощи: однородных членов, обособленных оборотов , слов, не являющихся членами предложения.

Обособленное обстоятельство - деепричастный оборот (что делая? что сделав?)

Пример: Мы пели песни, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки.

Обособленное распространенное согласованное определение - причастный оборот (какой?), выделенный запятыми.

Пример: Мы спускались по склону, находившемуся в северной части местности.

Необособленное распространенное согласованное определение - причастный оборот (какой?), не выделенный запятыми.

                   Например: Стремительно начавшийся ураган срывал крыши построек.

Обособленное приложение – несогласованное определение (чаще выраженное существительным), слово или сочетание слов, которое несёт дополнительную информацию (выделяется запятыми, скобками или тире).

Например: Саша и Андрей, ученики пятого класса, успешно выступили на городской конференции.

Разборы типовых вариантов задания №9 ОГЭ по русскому языку

Первый вариант задания

Рассмотрим задание №9 из демонстрационного варианта 2017:

Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

В данном случае обособленные определения встречаются в 27 предложении:

вызывающий, полный непонятной для неё претензии

Ответ: 27

Задание №10 ОГЭ по русскому языку Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложениями

Формулировка задания:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Показать ответ:12

 



  • Повторим теорию

Обращение– слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

- Обращения обычно выражены именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.

- В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии: Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей.

- Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите,красавица вы моя?

- В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам: Красуйся, град Петров,и стой

Неколебимо, как Россия.

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение выделяется запятыми

Наташа, иди сюда!

Вперёд тебе наука, друг.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?


Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.

Вводные слова при произношении выделяются интонацией, а на письме запятыми.

Обратите внимание, что если вводное слово находится в середине предложения, то оно обособляется двумя запятыми, поэтому вам необходимо указать обе цифры.





















Значения вводных слов

Примеры

1. Различная степень уверенности:

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно);

б) меньшая степень уверенности, пред­положение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй).


2. Различные чувства (к счастью, общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению).


3. Источник сообщения (кому при­надлежат сообщение) (по сообщению, по словам, по мнению (кого-либо).


4. Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например).



5. Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать).


Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью.


К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.


По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю.


Во-первых, я плохо знал эту местность, во-вторых, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала.


Одним словом, в школе стало в тысячу раз интереснее.



Эти значения выражаются не только вводными словами, но и вводными предложениями: А любители соловьиного пения (их было всегда много на Руси) с нетерпением ждали времени, когда у берёзки «развернётся лист». Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.

Вставные конструкции,выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире, например: Когда мы вошли в избу, девкиих было человек десять — распевая какую-то бесконечную песню, чинно сидели вокруг стола. Сестра — имени её я, право, не знаю — с раннего утра принималась за хозяйство. К обеду он приходил обыкновенно нагруженный новостями (преимущественно политического свойства), которые и сообщал сестре.



Легко найти обращения, вводные слова и конструкции по следующим признакам:



- к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

- они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

- они легко убираются из текста без потери смысла.



Алгоритм выполнения задания



  1. Найдите специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает (они выделены запятыми, реже – тире или скобками).

  2. Уберите их из предложения. Смысл не поменялся? Это вводные слова или вводные предложения.

  3. Попробуйте задать вопрос к слову, которое, как вы думаете, является вводным. Если не задаётся, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.

















Задание №11 ОГЭ по русскому языку

В задании № 11 грамматические основы выписывать не нужно, необходимо только записать цифру -сколько основ данном предложении. Предлагаю некоторые рекомендации по поводу того, как выполнять данное задание.

Алгоритм выполнения задания № 11

  • Найдите грамматические основы в предложении. Помните, что каждая основа имеет самостоятельный смысл, в ней говорится о чём-то об одном.

  • Не забывайте, что есть односоставные предложения, в которых только один главный член предложения, не ищите второй, его просто нет. (Похолодало, поэтому все решили войти в дом.  Здесь  две основы)

  • Слово НЕТ- это сказуемое безличного предложения, это уже одна основа.( Нет, она решилауехать. Здесь две основы)

  • Часто допускаются ошибки в предложениях типа: Марина прекрасно знала английский язык, она решила поступать на инфак. (Здесь сложность в том, что речь в обоих предложениях идёт о Марине, поэтому некоторые думают, что здесь только одна основа. Но ведь во втором простом есть своё подлежащее- ОНА. В  данном предложении две основы).

  • Сравните два предложения.

Кажется, сегодня будет тепло.

Кажется, что сегодня будет тепло.

 

Во втором предложении есть союз ЧТО, значит, это сложное предложение. В нём две основы.

Запомните, если вы видите, что в предложении есть подчинительные союзы, то перед вами сложное предложение. Ищите  несколько основ.

В первом предложении слово кажется является вводным словом, поэтому в предложении одна основа.

 

















Задание №12 ОГЭ по русскому языку



Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Примеры заданий:

1) В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4)и краска залила чертёж.Ответ: 4

2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупалакаждый листок,(1) удостоверилась,(2)что они подлинные,(3) аккуратносложила в шкатулку и сказала:

– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.Ответ: 235



ССП. Теория

Сложносочинённое предложение - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.

Чем отличается ССП от СПП и БСП?

Всложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточноеподчиняется главному).
В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.

Запомним все сочинительные союзы:



и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
или (иль)
либо

то есть
а именно

ни — ни
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же
только



Рассмотрим схемы ССП и примеры


[ ], и [ ].  
[Дверьхлопнула], и [из нее показалсягражданин].
[ ], да [ ]. 
[Только иволги кричат], да [кукушкиотсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. 
Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ].  
[Залает пёс дворовый], или [ветерок заше­лестит].
То [ ], то [ ]. 
То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].

[ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ]. 
[Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не боль­ше двух лакеев].


[ ], [... же... ]. 
[Убеждения внушаются теорией], [поведениежеформируется примером].

Внимание! Союз жесовмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово.

[ ], [...тоже... ].  
[Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губытожепо­бледнели] .

Внимание!Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.



Алгоритм выполнения задания

1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).


2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.


3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!



СПП. Теория

1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.


Средства связи частей СПП

Союзныеслова Подчинительные союзы

Относительные местоименные простые составные

Местоимения наречия что оттого что

что где как как будто

кто когда когда потому что

какой куда чтобы так как

каков откуда пока так что

который почему будто с тех пор как

чей как словно в связи с тем что

сколько если лишь только

точно с тем чтобы

раз ввиду того что

едва вследствие того что

лишь




















2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово.Например:Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать.
(Союз …   ), 1 [  ].








Задание №13 ОГЭ по русскому языку



Синтаксический анализ сложного предложения

Пример задания: «Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.»

Вместо слова «однородным»могут стоять другие слова: последовательным или параллельным. В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных.


Тип подчинения

Определение

Пример





Последовательное



Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом: 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами.










Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными.

[Молодые казаки ехали и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён),(хотястарался этого не показать).

[ ], (так как…), (который… ), ( хотя… ).

Но может быть и другой порядок:

- главное предложение может также стоять после придаточных;


(Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].

(Когда…), (что…), [ ].

- одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов).

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки).

[ ], (что, (когда…), ….).

Сравни:

[Вода обрушилась так страшно], (что(когда солдаты бежали внизу), то им вдогонку уже летели бушующие потоки).

[ ], (что(когда…), то ….).

Параллельное

(Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.)

Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения и отвечают на разные вопросы (относятся к разным видам). Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами.


Главное предложение может находиться между придаточными…

(Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно,тащил его на плечах).

( Когда…), [ ], ( который…).

… или перед придаточными.

[Я должен был нанять быков], (чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору), (потому что была уже осень и гололедица).

[ ], (чтобы…), (потому что… ).





Однородное

Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду).


Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами…





(!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится.)

[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты),  (чточувствуют они себя связанно).


[ ], (что…), (что…).



Сравни:

[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и  (чточувствуют они себя связанно).


[ ], (что…) и (что…).

…но могут присоединяться и разными.

[В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив).

[ ], (что… ) и (почему…).

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному.

[Ему уже не было страшно],  (хотягром трещал по-прежнему)  и  (молния полосовала всё небо).


[ ], (хотя…) и ( … ).

Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится.

[А Любка обняла Улю], (с которойона подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться).

[ … ], (с которой…), но (с которой…).

Придаточные могут стоять в середине главного.

[А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру].

[ – =, (с которой…), но (с которой…), и =].







Сложные предложения с разными видами связи между частями



Алгоритм работы при решении задания

  1. Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.

  2. Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:

а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;

б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;

в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу; между ними может стоять один из разделительных знаков препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

3. Запиши номер найденного предложения в бланк ответов № 1.

Теория

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

  1. Сочинительная + подчинительная связь

Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.

Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.

[… , ( в котором …) , … ] , а [ ].

  1. Сочинительная + бессоюзная связь

Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.

[ ], [ ] , но [ ] : [ ].

  1. Подчинительная + бессоюзная связь

Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.

[ ] : [ ] , ( которая … ) .

  1. Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь

Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.

[ ] : [ ], ( который…) , и [ ].




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!