Теоретические основы
планирования
воспитательно – образовательной
работы в ДОУ
Кубарькова Н.В.
План:
- Понятие планирования и плана воспитательно-образовательной работы, его значение.
- Образовательная программа ДОУ как основа планирования.
- Виды планов воспитательно-образовательной работы в ДОУ и их характеристика.
- Требования к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование – сложное управленческое
решение
План – обязательный рабочий документ,
определяющий конкретные задачи,
содержание, формы и методы работы
с детьми на определенный отрезок времени
Объектом плана является
педагогический процесс в детском саду
- обеспечивает научную направленность
работы воспитателя
- обеспечивает взаимосвязь всех форм
педагогического процесса
- обеспечивает взаимосвязь всех видов деятельности детей
- является организующим началом
в работе воспитателя
Основа плана – образовательная программа
- включает цели, задачи и содержание (технологии) воспитательно – образовательной работы с детьми на каждой возрастной ступени;
- обеспечивает последовательность и систематичность в освоении материала;
- способствует созданию оптимальных условий для разностороннего развития детей, позволяет охватить все его направления;
- реализация программы имеет обязательный характер, обеспечивающий преемственность разных ступеней в системе образования.
ТАКТИЧЕСКОЕ
Годовой план - это координированная система решений,
рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности
учреждения на протяжении года.
Годовой план отражает все этапы педагогического процесса:
- анализ состояния воспитательно – образовательной работы
в ДОУ
- постановка целей и задач
- проектирование основных мероприятий по разделам:
- «Организационно – педагогическая работа»
- «Методическая работа»
- «Взаимодействие с родителями»
- «Административно – хозяйственная деятельность»
- «Контроль»
Перспективный план – перечень конкретных дел,
которые нужно выполнить с детьми в определенный срок,
записанный в определенной последовательности
Перспективный план пишется по разделам программы,
требующим длительного времени для решения поставленных задач:
- сетка организованной образовательной деятельности на месяц воспитание культуры поведения и общения формирование культурно – гигиенических навыков введение в жизнь детей творческих игр подготовка к праздникам взаимодействие с родителями
- сетка организованной образовательной деятельности на месяц
- воспитание культуры поведения и общения
- формирование культурно – гигиенических навыков
- введение в жизнь детей творческих игр
- подготовка к праздникам
- взаимодействие с родителями
Календарный план работы – это перенос
определенных дел из перспективного плана
с указанием:
- задач, форм, средств методов работы с конкретными детьми
- задач, форм, средств методов работы с конкретными детьми
- задач, форм, средств методов работы с конкретными детьми
- задач,
- форм,
- средств
- методов работы с конкретными детьми
Взаимосвязь различных видов плана:
Годовой план
Перспективный план воспитателя
Тема праздника
Ответственные
Сроки проведения
Календарный план воспитателя
- Тематика занятий познавательного цикла
- Тематика занятий художественного цикла
- Введение в жизнь детей творческих игр по теме праздника
- Работа с родителями по подготовке к празднику
- Тематика наблюдений
- Индивидуальная работа с детьми
- Создание предметной среды по теме праздника
- Ознакомление с произведениями искусства
- Изготовление
сувениров, элементов декораций и украшений
Требования к плану воспитательно - образовательной работы
- Знание программы своей и смежных групп
- Знание особенностей детей и уровня их развития
- Учет социального и природного окружения
дошкольного учреждения
- Совместное планирование двумя педагогами группы
- Читабельность плана
- Опора на основные дидактические принципы
Реализация основных дидактических принципов в планировании
Дидактические принципы
Планирование воспитательно – образовательной работы
Развивающее обучение
Конкретизация развивающих задач в различных формах организации педагогического процесса, нацеленная на развитие познавательных психических процессов, мышления, различных видов деятельности, ее творческого характера
Воспитывающее обучение
Конкретизация воспитательных задач в руководстве различными видами деятельности
Последователь-ность и систематичность
Планирование работы со всеми детьми в течение определенного времени; постепенное усложнение содержания и характера действий детей; группировка видов деятельности детей вокруг определенной темы
Доступность знаний
Отбор содержания материала, посильного детям в усвоении в различных видах деятельности, его соответствие возрастным возможностям детей, уровню их подготовки
Реализация основных дидактических принципов в планировании
Дидактические принципы
Планирование воспитательно – образовательной работы
Сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний
Отбор методов и приемов, нацеленных на активизацию мышления детей, осознание ими проблемы и осваиваемых способов действия (учебные задачи); использование проблемных заданий; планирование организации предметной среды, стимулирующей самостоятельную деятельность детей, отбор косвенных методов руководства самостоятельной деятельностью дошкольников
Наглядность
Планирование наглядных материалов (демонстрационных и раздаточных), отбор объектов для наблюдения в ближайшем окружении ДОУ
Индивидуальный подход
Планирование индивидуальной работы, учитывающей особенности конкретных детей