№ урока | № п/п | Название темы урока | Кол.час. | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты усвоения материала |
«Изображение фигуры человека и образ человека» (9 часов) |
1 | 1 | Человек в живописи, графике, скульптуре. | 1 | -беседа по теме; -работа с иллюстративными материалами. | -знать представления о красоте человека в истории искусства; -знать о процессе работы художника над созданием станковых произведений. |
2 | 2 | Красота и выразительность пропорций человека. | 1 | -беседа о том, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека; -работа в альбомах по заданию учителя. | -знать термины «пропорции», «канон»; -уметь строить пропорции человека. |
3 | 3 | Красота движений человека. | 1 | -беседа о месте станкового искусства в познании жизни; - рассмотрение схемы движения человека; Работа в альбомах. | -уметь схематично передавать движение человека. |
4 | 4 | Красота согласованности движений человека. | 1 | -беседа о выдающихся произведениях современного искусства; -знать особенности пластичного материала и способы работы с ним. | -уметь передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер. |
5 | 5 | Учимся рисовать человека с натуры. | . 1 | -беседа о жизни и творчестве великих скульпторов мира; -работа в альбоме по заданию учителя. | - развитие навыков поисковой работы, творческой и познавательной активности, а также навыки публичного выступления. |
6 | 6 | Учимся создавать образ человека по впечатлению. | 1 | -изучит все пропорции фигуры человека, последовательность выполнения человека в движении; -работа с иллюстрациями. | -уметь работать с таблицей; -уметь изображать фигуру человека. |
7 | 7 | Выражение внутреннего через внешнее. | 1 | - развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность; -работа в альбоме с натуры. | -знать термины «набросок» и техниках его выполнениях; -уметь наблюдать за особенностями натуры; - уметь делать набросок фигуры человека. |
8 | 8 | Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | Беседа о профессии человека и видах профессий. Обсуждение работ художников. | Уметь предавать профессиональную принадлежность человека с соблюдением всех пропорций фигуры. |
9 | 9 | Мой дом – моя семья. | 1 | Разработка композиции по данной теме. Работа в альбоме. | Уметь предавать профессиональную принадлежность человека с соблюдением всех пропорций фигуры. |
II четверть. «Поэзия повседневности» (7 часов) |
1 | 10 | Мой дом – моя семья. | 1 | - подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. | -знать о тематической (сюжетной) картине, ее видах; -знать о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях; -уметь различать жанры изобразительного искусства. |
2 | 11 | Жизнь моей улицы, моего села. | 1 | -беседа о голландской живописи; -Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах. | -уметь творчески подходить к выполнению задания; -навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления. |
3 | 12 | Как жили в моём селе сто лет назад. | 1 | -беседа о творчестве русских художников: А. Венецианова, П. Федотова; -работа по иллюстрациям. | -знать о творчестве художников; -уметь анализировать произведения искусства различных известных художников. |
4 | 13 | Жизнь разных народов похожа и непохожа на нашу. | 1 | -беседа о творчестве художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова; - учиться распознавать и понимать сюжет и содержание картины. Работа в альбоме. | -знать о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искусств; -уметь связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения. |
5 | 14 | Жизнь разных народов похожа и непохожа на нашу. | 1 | -беседа о творчестве художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок | -уметь определять особенности художественного стиля произведений изобразительного искусства «Передвижников». |
6 | 15 | Быт – это не только будни, но и праздники. | 1 | Работа с иллюстрациями, разработка эскиза будущей работы по заданной теме. | -знать о сложном мире станковой картины; -знать о роли сюжета в решении образа; -уметь работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки. |
7 | 16 | Быт – это не только будни, но и праздники. | 1 | Работа в альбоме, завершение работы. | -знать о процессе работы художника над созданием станковых произведений; -уметь работать с художественными материалами в технике живописи. |
III четверть. «Великие темы жизни» (10часов) |
1 | 17 | Картины на темы истории. | 1 | -беседа о жизни и творчестве великого русского художника В.И. Сурикова; -развивать навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления. | -знать об историческом жанре в живописи; -уметь творчески подходить к выполнению задания. |
2 | 18 | С чего начинается картина. | 1 | -беседа о сложном мире исторической картины; -воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству. - Работа в альбоме. | Уметь вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве. Уметь работать над сюжетом исторической картиной. |
3 | 19 | Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени. | |
4 | 20 | В каждой картине есть главные герои. | 1 | -беседа об особом языке искусства и средствах его выразительности. Работа с иллюстрациями. | -знать о разных уровнях восприятия произведения изобразительного искусства на разных уровнях; |
5 | 21 | Историческое событие происходит в среде природы и архитектуры своего времени. | 1 | -знать историю создания и художественный замысел великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи». | -уметь ассоциативно-образно, творчески мыслить; -уметь вести дискуссии, публично выступать. |
6 | 22 | Историческое событие происходит в среде природы и архитектуры своего времени. | 1 | -беседа о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова; -работа в альбоме по заданию учителя. | -уметь вести поисковую работу; -уметь творчески подходить к выполнению задания. |
7 | 23 | Композиция – обобщение своих знаний и отношений. | 1 | - познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; -знать о сложном мире сюжетной картины. | Уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений. |
8 | 24 | Картины на библейские темы. | 1 | -беседа о художественных музеях и их типах; -знать о крупнейших музеями мира и России; -работа с иллюстрациями. | Уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений. |
9 | 25 | Иллюстрации к библии. | 1 | -беседа об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства; -знать о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства. | -знать произведения изобразительного искусства из Эрмитажа; -уметь анализировать произведения искусства; -уметь отстаивать свое мнение. |
10 | 26 | Обобщение темы – мир изобразительных искусств. | 1 | - беседа о картинах и художниках нашего города, поселка, республики. | -знать о художниках и их произведениях своего город; -уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений. |
IV четверть. «Реальность жизни и художественный образ» (9 часов) |
1 | 27 | Тема Великой Отечественной войны и ее сегодняшнее звучание. | 1 | -знать о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка; -знать о произведениях агитационно-массового искусства. | -уметь работать с художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций. |
2 | 28 | Тема Великой Отечественной войны и ее сегодняшнее звучание. | 1 | - познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком. | -уметь работать с художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций. |
3 | 29 | Альбом по искусству, его композиция и шрифтовое решение обложки. | 1 | -рассмотреть основные элементы книги. | -уметь выполнять элементы оформления альбома или книги. |
4 | 30 | Альбом по искусству, его композиция и шрифтовое решение обложки. | 1 | -знакомство с искусством иллюстрации. | -уметь выполнять иллюстрации к произведению искусства. |
5 | 31 | Альбом по искусству, его композиция и шрифтовое решение обложки. | 1 | -изучение понятия художественный образ; -рассмотрение разных уровней понимания изобразительного искусства. | Уметь проводить более глубокий и системный аналитический разбор произведения искусства. |
6 | 32 | Итоговые занятия по темам изобразительного искусства. | 1 | -беседа об историко-художественном процессе в искусстве. -обзор развития искусства и направлений в разных стилях искусства; -работа с иллюстрациями . | Знать основные этапы развития искусства. |
7 | 33 | Итоговые занятия по темам изобразительного искусства. | 1 | Беседа о последовательном историческом развитии искусства по разным стилям. | Знать основные стили в искусстве их историческое развитие. Уметь различать стили и направления в искусстве. |
8 | 34 | Оформление выставки. | 1 | Беседа о Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее в СП. Прадо в Мадриде, Метрополитене в Нью-Йорке. | -знать историческое развитие музеев; -знать о значении музея в национальной и мировой культуре. |
9 | 35 | Оформление выставки. | 1 | - познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ. | -уметь отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; -уметь проводить поисковую работу. |
Всего – 35 часов. |