№ п/п | Особые пометы | Тема урока | Характеристика видов учебной деятельности | Дата Проведения |
«Введение» - 1 час. |
Регулятивные – способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность Познавательные – уметь использовать источники информации, объяснять термины Коммуникативные – Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Личностные – воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных народов | |
1.1 | | Откуда мы знаем, как жили наши предки. | Читать историческую карту с опорой на легенду. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник | | |
Раздел I «Жизнь первобытных людей» - 6 час. Тема 1. Первобытные собиратели и охотники – 3 часа. |
Познавательные – комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда, собирательство. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Регулятивные – уметь выделять главное, уметь сравнивать по критериям, сравнивать, правильно оформлять задания, работать с информацией представленной в виде рисунков. Коммуникативные – оценивать ответы учащихся. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Личностные – воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных народов. | |
2.1 | | Древнейшие люди | Выполнять задания в рабочей тетради. Устно описывать первые орудия труда Сравнивать первобытного и современного человека | |
3.2 | Р.с.1 | Родовые общины охотников и собирателей. Северные территории в конце эпохи оледенения. | Выполнять задания в рабочей тетради. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе, новые изобретения человека для охоты. | |
4.3 | | Возникновение искусства и религии | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Рассказать о наскальной живописи, версиях о ее происхождения. Охарактеризовать первобытные верования людей. | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 3 часа. | |
Познавательные – исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, дружина, знать, город, государство. Регулятивные – уметь выделять главное, уметь сравнивать по критериям, сравнивать, правильно оформлять задания, работать с информацией представленной в виде рисунков. Коммуникативные – способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Личностные – схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем | |
5.4 | | Возникновение земледелия и скотоводства. | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы и освоение древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. | |
6.5 | Р.с.2 | Основные занятия на севере – охота, собирательство, рыболовство, морской промысел. | Познакомиться с основными занятиями древних людей на Севере. Сделать выводы из полученной информации. | |
7.6 | | Появление неравенства и знати. | Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | |
Повторение темы «Жизнь первобытных людей» – 1 час |
Познавательные-– исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, дружина, знать, город, государство. Регулятивные- уметь выделять главное, уметь сравнивать по критериям, сравнивать, правильно оформлять задания, работать с информацией представленной в виде рисунков. Коммуникативные- способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию Личностные-– схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем |
8.1 | | Повторение темы «Жизнь первобытных людей» | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | |
Тема «Счет лет в истории» - 1 час. |
Познавательные-умение работать с учебной информацией(выделять гланое) Регулятивные- решать проблемные и развивающие задачи Коммуникативные-способность с помощью вопросов добывать дополнмтельную информацию. Личностные- умение ориентироваться во времени. | |
9.1 | Измерение времени по годам. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | |
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | |
РАЗДЕЛ II Древний Восток – 19 час. Тема 4 «Древний Египет» - 8 час. |
Познавательные—формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Регулятивные-сознательно организовывать и регулировать свою деятельность в различных формах (сообщение, презентация, прект), составлять кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат. Личностные—определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к уроку. По выбору. |
10/1 | | Государство на берегах Нила. | самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | |
11/2 | | Как жили земледельцы и ремесленники | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | |
12/3 | | Жизнь египетского вельможи | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | |
13/4 | | Военные походы фараонов | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | |
14/5 | | Религия древних египтян | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | |
15/6 | | Искусство древних египтян | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в- гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | |
16/7 | | Письменность и знания древних египтян | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | |
17/8 | | Повторение. Достижения древних египтян | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | |
Тема: Западная Азия в древности – 7 час. |
Познавательные—формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Регулятивные-сознательно организовывать и регулировать свою деятельность в различных формах (сообщение, презентация, прект), составлять кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат. Личностные—определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к уроку. По выбору. |
18/1 | | Древнее Двуречье. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | |
19/2 | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по темеурока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | |
20/3 | | Финикийские мореплаватели. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | |
21/4 | | Библейские сказания. Расселение древнееврейских племен. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | |
22/5 | | Древнееврейское царство. | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | |
23/6 | | Ассирийская держава. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. | |
24/7 | | Персидская держава. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях. | |
Тема: Индия и Китай в древности – 4 часа |
Познавательные—формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Регулятивные-сознательно организовывать и регулировать свою деятельность в различных формах (сообщение, презентация, прект), составлять кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат. Личностные—определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к урок по выбору. |
25/1 | | Природа и люди Древней Индии | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | |
26/2 | | Индийские касты. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев. | |
27/3 | | Чему учил китайский мудрец Конфуций? | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и фор мулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. | |
28/4 | | Первый властелин единого Китая. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | |
Повторение раздела Древний Восток – 1 час. |
Познавательные- формулировать и выполнять задания с помощью мультимедиаресурсов. Уметь использовать карту для получения информации. Регулятивные- уметь организовывать свою деятельность через сообщения, презентации, проекты. Коммуникативные-способность работать в группе, самостоятельно добывать информацию. Личностные- определение своей позиции по отношению к вкладу народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. |
29/1 | | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте. Двуречье. Китае. Индии. | |
Раздел III Древняя Греция – 20 час. Тема: «Древнейшая Греция – 5 часов. |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные- способность оценивать ответы своих товарищей. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малой группе. С помощью вопросов добывать дополнительную информацию, слушать других. Личностные- определение своей позиции по отношению к вкладу народов Древнего Востока в мировую историю и культуру |
30/1 | | Греки и критяне. | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | |
31/2 | | Микены и Троя. | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | |
32/3 | | Поэма Гомера «Илиада». | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | |
33/4 | | Поэма Гомера «Одиссея» | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | |
34/5 | | Религия древних греков. | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | |
Тема: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 часов |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные- способность оценивать ответы своих товарищей. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малой группе. С помощью вопросов добывать дополнительную информацию, слушать других. Личностные- определение своей позиции по отношению к вкладу народов Древнего Востока в мировую историю и культуру |
35/1 | | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | |
36/2 | | Зарождение демократии в Афинах. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищами по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | |
37/3 | | Древняя Спарта. | Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. | |
38/4 | | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. | |
39/5 | | Олимпийские игры в древности. | Составлять развернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Составить презентацию об олимпийских играх, используя дополнительную литературу. Использовать мультмедиаресурсы для подготовки сообщений на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. | |
40/6 | | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши. Использовать информацию презентаций, видеофильма, электронных изданий для рассказа о Марафонском сражении, о Фермопильском сражении, о Саламинской битве. | |
41/7 | | Нашествие персидских войск на Элладу. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Использовать информацию ресурсов для составления собственного рассказа о создании военного флота, о Фермопильском сражении, о Саламинской битве. | |
Тема: Возвышение Афин в V в.до н.э. и расцвет демократии – 5 часов |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные- способность оценивать ответы своих товарищей. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малой группе. С помощью вопросов добывать дополнительную информацию, слушать других. Личностные- определение своей позиции по отношению к вкладу народов Древнего Востока в мировую историю и культуру |
42/1 | | В гаванях афинского порта Пирей. | |
43/2 | | В городе богини Афины. | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | |
44/3 | | В афинских школах и гимнасиях. | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям | |
45/4 | | В театре Диониса. | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. | |
46/5 | | Афинская демократия при Перикле. | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. | |
Тема: Македонские завоевания в IV веке до н.э. – 3 часа |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные- способность оценивать ответы своих товарищей. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малой группе. С помощью вопросов добывать дополнительную информацию, слушать других. Личностные- определение своей позиции по отношению к вкладу народов Древнего Востока в мировую историю и культуру |
47/1 | | Города Эллады подчиняются Македонии. | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | |
48/2 | | Поход Александра Македонского на Восток. | Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. | |
49/3 | | В Александрии Египетской. | Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | |
Повторение раздела «Древняя Греция» |
Познавательные- формулировать и выполнять задания с помощью мультимедиаресурсов. Уметь использовать карту для получения информации. Регулятивные- уметь организовывать свою деятельность через сообщения, презентации, проекты. Коммуникативные-способность работать в группе, самостоятельно добывать информацию. Личностные- определение своей позиции по отношению к вкладу народов Древних эллинов в мировую историю и культуру |
50/1 | | Вклад Древних эллинов в мировую культуру. | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | |
Раздел IV. Древний Рим – 17 час. Тема: Рим от его возникновения до установления господства над Италией – 3 часа. |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-. способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат Личностные- определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к уроку. По выбору. |
51/1 | | Древнейший Рим. | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | |
52/2 | | Завоевание Римом Италии. | Исследовать по карте, мультимедиа ресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э. | |
53/3 | | Устройство Римской республики. | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | |
Тема: Рим – сильнейшая держава Средиземноморья – 3 часа |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-. способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат Личностные- определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к уроку по выбору. |
54/1 | | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Войны Рима с Карфагеном. | Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | |
55/2 | | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. | |
56/3 | | Рабство в Древнем Риме. | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | |
Тема: Гражданские войны в Риме – 4 часа |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-. способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат Личностные- определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к уроку по выбору. |
57/1 | | Земельный закон братьев Гракхов. | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. | |
58/2 | | Восстание Спартака. | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красе против Спартака». | |
59/3 | | Единовластие Цезаря. | Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. | |
60/4 | | Установление империи. | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. | |
Тема: Римская империя в первые века нашей эры – 5 часов. |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-. способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат Личностные- определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к уроку по выбору. |
61/1 | | Соседи Римской империи. | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | |
62/2 | | Рим при императоре Нероне. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | |
63/3 | | Первые христиане и их учение. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | |
64/4 | | Расцвет Римской империи во II веке. | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность. | |
65/5 | | Вечный город и его жители. | Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. | |
Тема: Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. – 2 часа. |
Познавательные- формулировать и комментировать понятия. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию, расселение народов. Уметь работать с учебной информацией(называть причины событий, сравнивать, доказывать, объяснять особенности, обобщать события, формулировать и обосновывать выводы. Последовательно строить рассказ о событиях и их участниках. Регулятивные- представлять результаты своей детельности в различных формах, составля\ть кроссворды, составлять простой план. Коммуникативные-. способность с помощью вопросов добывать дополнительную информацию. Способность определятьсвою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат Личностные- определение своей позиции. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Самостоятельно готовить тематические осообщения к уроку по выбору. |
66/1 | | Римская империя при Константине. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | |
67/2 | | Взятие Рима варварами. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | |
Итоговое повторение – 1 часа. | |
Познавательные- формулировать и выполнять задания с помощью мультимедиаресурсов. Уметь использовать карту для получения информации, показывать на карте этапы расширения границ.. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Регулятивные- уметь организовывать свою деятельность через сообщения, презентации, проекты. Коммуникативные-способность работать в группе, самостоятельно добывать информацию. Личностные- определение своей позиции по отношению к отличию греческого полиса и римской республики от государств Древнего Востока. | |
68/1 | К.Р.2 | Признаки цивилизации Греции и Рима. Отличие греческого полиса и римской республики от государств Древнего Востока. | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. | |