СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по ДОП "Афлатун"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное тематическое планирование поможет учителю обществовзнания, экономики и права, которое актуально сегодня по финансовой грамотности учащихся образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по ДОП "Афлатун"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»


«Согласовано»

Заместитель

директора школы по ВР

МКОУ «СОШ№2»

г. Избербаш ______________ Алиева Р.М

«___» ______________ 2016г.

«28»

«Согласовано»

Заместитель

директора школы по УВР МКОУ «СОШ№2»

г. Избербаш _____________ Ибрагимова М.Х.

«____» ______________ 2016г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ№2»

г. Избербаш______________ Магомедова М.Р.

Приказ №_____ от

«____»_____________2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочного кружка «Афлатун»

«По финансовому и социальному образованию»,

для детей 9 класса, 1час в неделю, всего 34 часа в год.

на 2016-2017 учебный год.



Составитель:

Учитель обществознания: Магомедова П.Р.



2017г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа внеурочной деятельности для 9 класса разработана в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

(М.: Просвещение, 2011);

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 

В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Общая характеристика внеурочной деятельности. Кружок «Афлатун».

Программа предполагает реализацию образовательно-воспитательной деятельности (5-9 класс, 1 час в неделю 34 часа в год) фундаментом которой являются современные научные представления. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях.

Международный образовательный проект Афлатун реализуется под эгидой комитета ООН по правам ребенка и ЮНИСЕФ. Секретариат совета проекта базируется в Амстердаме, Нидерланды. Руководство объединенным Советом проекта осуществляет JaapDoek. Совет проекта включает на данный момент пять региональных представителей: американского (GloriaAlmeydaStemper), европейского (IngridJones), африканского (IreneMutumba), азиатского (LataNarayan) и франкоязычных стран Африки (VioletDiallo).

Концепция проекта Афлатун была разработана в Индии в девяностых годах XX века. Ее основная идея – сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей. На начало 2013 года проект реализуется в 85 странах мира и охватывает более 1 миллиона учащихся.

Основной целью деятельности кружка является организация дополнительного образования детей и подростков по вопросам финансовой грамотности и социализации ребенка.

Деятельность школьного кружка «Афлатун» осуществляется с целью:

  • финансового и социального образования детей;

  • реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • совершенствования имеющихся и апробация новых форм работы со школьниками в рамках дополнительного образования;

  • формирование навыков командной работы.



Задачи:

  • создание необходимых условий для развития личности, организация содержательного досуга для детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет;

  • оказание педагогической помощи в профессиональном самоопределении подростков и адаптации их к современной жизни;

  • сохранение и укрепление здоровья школьников, и привитие общей культуры;

  • формирование социальной компетентности учащихся;

  • развитие социальной активности подростков;

  • формирование коммуникативных компетенций.

Программа Афлатун рассчитана на детей 6-14 лет и включает восемь последовательных уровней социального и финансового воспитания детей:

1. Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств.

2. Взаимозависимость между ребенком и его семьей, соседями и другими людьми, с которыми контактирует ребенок. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.

3. Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.

4. Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки.

5. Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.

6. Маргинализация и социальная изоляция. Детское предпринимательство, планирование и бюджет, сберегательный счет в банке, исследование бедности.

7. Мифы и стереотипы, постановка финансовых целей, предпринимательская активность, изучение связей между доходами и расходами, сбережениями и инвестициями.

8. Саморефлексия, предубеждение и предрассудки (уметь мыслить нестандартно), гендерные стереотипы, развитие финансовых способностей, создание социальных и финансовых микро-предприятий.



Реализация данной программы возможна как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Учебно-методическую основу социального и финансового воспитания детей в рамках образовательного проекта Афлатун составляют.

  1. Концепция о балансе между социальным и финансовым воспитанием.

  2. Программа и учебно-методические материалы по развитию финансовой грамотности и формированию социальной компетентности детей.

  3. Опыт, накопленный партнерами, реализующими программу Афлатун в своих странах при взаимодействии с финансовыми институтами, международными неправительственными организациями (НПО), а также правительственными, академическими и исследовательскими институтами.

Программа построена по модульному принципу. Учебно-методические материалы каждого модуля представлены книгой для учащихся и руководством для учителя.

  • Книги 1-5 предназначены для изучения в начальной школе (6-11 лет),

  • Книги 6 -8 – в среднем звене основного общего образования (12-15 лет).

  • Предпочтительно последовательное прохождение учащимися всех модулей программы с 1 по 9 класс, однако возможно подключение учеников к программе в период обучения в 5 классах.

Каждый модуль представлен пятью основными темами:

1. Личностное понимание и изучение

Дети учатся понимать свои личные ценности, изучают этические аспекты финансов и знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием.

2. Права и обязанности

Проект Афлатун основывается на Конвенции ООН о правах ребенка (1990), которая выделяет 4 группы взаимосвязанных прав. Дети узнают, что права и обязанности идут рука об руку, узнают о своих обязанностях по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде.

3. Сбережения и траты

Дети учатся делать сбережения и тратить разумно.

4. Планирование и бюджет

Дети учатся применять навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

5. Детское предпринимательство (социальные и финансовые проекты)

Участвуя в управлении местными инициативами или в предпринимательской деятельности, дети узнают, как они могут оказывать позитивное влияние на свое сообщество.

Работа по усвоению каждой темы модуля строится по единому плану:

  1. Давай исследовать.

На этом этапе происходит столкновение ученика с проблемой - приобретение учащимся знаний о существовании социальной проблемы.

  1. Подумай об этом

Данный этап направлен на формирование у учащихся потребности в решении представленной (обнаруженной им проблемы) - формирование ценностного отношения к проблеме и ее решению.

  1. Расследование

Этап посвящен сбору опорной информации для решения проблемы, выработке замысла ее решения.

  1. Деятельность (готовность к действию).

Этап направлен непосредственно на решение проблемы - приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективно-распределенной общественной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Социальное и финансовое воспитание учащихся 5-9 класса Кружек «Афлатун» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности.

Программа реализуется через такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как познавательная (учебно-исследовательская, проектная) деятельность, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), соединенных в единый процесс, направленный на духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное и общекультурное развитие личности.

Личностные характеристики, на становление которых ориентированы новые стандарты в области воспитания и социализации учащихся (начальное общее образование) и реализующиеся в программе – это любовь к своему народу, краю и Родине; уважение к ценностям семьи и общества; любознательность, активность в познании окружающего мира; способность к организации собственной деятельности; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Программа определяет минимальный объем содержания внеурочной деятельности, оставляя возможность дополнения ее вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы организации (факультатив, кружок, клуб), формы подведения итогов индивидуальной и коллективной работы (ярмарка, конференция исследовательской и проектной деятельности) в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

Занятия могут проводиться учителями начальных классов, учителями-предметниками (например, учителем экономики, обществознания), классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами и т.д.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА АФЛАТУН ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



  1. Системная работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей.

  2. Расширение спектра образовательных услуг.

  3. Развитие социального партнерства.

  4. Знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями.

  5. Обогащение опыта инновационной деятельности.

  6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия:

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре,проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной грамотности;

  • ценности;

  • различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость, хозяйственность;

  • соотносить понятие экономии средств с моральной нормой;

  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

  • использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;

  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. обсуждать проблемные вопросы;

  • находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

  • оформлять диалогическое и монологическое высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета; приводить убедительные примеры и доказательства;

  • осуществлять взаимодействие с группой и классом, учителем.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем, группой ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать свою деятельность и деятельность группы, класса. Давать оценку своей работы;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы

  • в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как финансы, денежная единица, бюджет, рынок ,партнёр и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • -различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость,

  • хозяйственность;

  • -использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;

  • -осуществлять расширенный поиск информации использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Исследования, проведенные во многих странах, показывают, что программа Афлатун развивает у детей навыки, связанные с финансами, помогает менять их отношение ко многим вещам, побуждает их к активному участию в различных проектах.

Элементы содержания учебной программы (5 класс)

Экономические потребности и их виды (покупка и оплата). Природные и трудовые ресурсы. Сохранение ресурсов. (Повторное использование и переработка мусора).

Бюджет (семейный, государственный) и азы его планирования. Соотнесение своих потребностей с возможностями семьи. Экономия денег. Важность экономии. Способы хранения денег. Вклады. Уникальность семьи. Семейные сбережения.

Учимся делать покупки, ценить и быть благодарными. Цена деньгам. Финансовая этика.

Трудный выбор. Бережливость. Чувства, которые нужно уважать. Права и обязанности ребёнка. Выражение признательности, благодарности.

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данной программы предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.

Программа социально-финансовой грамотности для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.




























«Афлатун» -Тематическое планирование 1 час в неделю 34 часа в год.

Курс «Финансовое право» ведено с ноября 2016 года.

Темы

Часы

I

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

3

1

Понятие финансов

Финансовая система

1

2

Финансовая деятельность государства

1

3

Правовые формы финансовой деятельности

1

II

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3

1

Понятие финансового права

Предмет финансового права

Методы финансового права

1

2

Место финансового права в единой системе российского права

1

3

Источники финансового права

Принципы финансового права

Финансово-правовые нормы

Финансовые отношения

1

III

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ

2

1

Понятие и формы финансового контроля

Методы финансового контроля

1

2

Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль

1

IV

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РФ

2

1

Понятие и роль бюджета

Виды бюджетов

1

2

Бюджетный процесс

Стадии бюджетного процесса

1

V

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

3

1

Правовой режим государственный внебюджетных фондов

1

2

Характеристика пенсионного фонда РФ, фонды обязательного медицинского страхования, федерального дорожного фонда РФ.

2

VI

НАЛОГОВОЕ ПРАВО РФ

3

1

Налоги и сборы

Налоговое правоотношение

1

2

Права и обязанности налогоплательщиков

Права и обязанности налоговых органов

1

3

Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства

1

VII

СТРАХОВОЕ ПРАВО

2

1

Понятие страхового права

1

2

Страховые правоотношения

1

IIX

БАНКОВСКОЕ ПРАВО

3

1

Правовые основы банковского кредитования

Банковская система кредитования

1

2

Регистрация и лицензирование кредитных организаций

Банковский счет

1

3

Расчетные обязательства

Характеристика векселя

1

IX

РАСЧЕТНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3

1

Правовые основы денежной системы

Валютное регулирование в РФ

1

2

Валютные операции

Валютный контроль

1

3

Расчетные правоотношения

1

X

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО РФ

4

1

Основные понятия и значения инвестиционной деятельности

1

2

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

1

3

Правовой режим иностранных инвестиций в РФ

1

4

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений

1


ИТОГО

28





РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу внеурочной деятельности

Кружка «Афлатун» для 9 класса.

Автора – составителя Магомедова Патимат Расуловна, учитель истории обществознания, экономики и права.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, на основе программы по экономике под редакцией И. В. Липсица.

Данная программа содержит основные знания, умения и навыки, составляющие основу социально-финансовой грамотности учащихся основной и средней (полной школы). Она включает перечень тем и их описание, рекомендации по количеству времени на каждую тему.

В пояснительной записке указано место данного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования. Четко выстроены задачи, которые исходят из целей программы. Учитель выделила приоритетные направления для своей работы.

Новизна данной программы в том, что она подготовлена в соответствии с новым образовательным стандартом и освещает вопросы социально-финансовой грамотности.

В пояснительной записке даны ссылки на программы, которые были использованы при составлении данной рабочей программы.

Очень четко и подробно в программе указаны требования к уровню подготовки учащихся, что позволит учителю формировать у обучающихся умения в соответствии с новыми учебными стандартами.

Цели сформулированы с учетом требований диагностичности, инструментальности, реалистичности, адекватности, что позволит соответствовать цели результату, запланированному в образовательном стандарте.

Учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями проектирования рабочей программы.

Программа соответствует требованиям проектирования рабочей программы и может использоваться при организации внеурочной деятельности.



Учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ№2» г. Избербаш

Магомедова П.Р_________________________

Утвержден зам. директора по ВР_________________ Алиева Р.М.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!