Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Заместитель директора школы по ВР МКОУ «СОШ№2» г. Избербаш ______________ Алиева Р.М «___» ______________ 2016г. «28» | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ «СОШ№2» г. Избербаш _____________ Ибрагимова М.Х. «____» ______________ 2016г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ№2» г. Избербаш______________ Магомедова М.Р. Приказ №_____ от «____»_____________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного кружка «Афлатун»
«По финансовому и социальному образованию»,
для детей 9 класса, 1час в неделю, всего 34 часа в год.
на 2016-2017 учебный год.
Составитель:
Учитель обществознания: Магомедова П.Р.
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для 9 класса разработана в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
(М.: Просвещение, 2011);
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Общая характеристика внеурочной деятельности. Кружок «Афлатун».
Программа предполагает реализацию образовательно-воспитательной деятельности (5-9 класс, 1 час в неделю 34 часа в год) фундаментом которой являются современные научные представления. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях.
Международный образовательный проект Афлатун реализуется под эгидой комитета ООН по правам ребенка и ЮНИСЕФ. Секретариат совета проекта базируется в Амстердаме, Нидерланды. Руководство объединенным Советом проекта осуществляет JaapDoek. Совет проекта включает на данный момент пять региональных представителей: американского (GloriaAlmeydaStemper), европейского (IngridJones), африканского (IreneMutumba), азиатского (LataNarayan) и франкоязычных стран Африки (VioletDiallo).
Концепция проекта Афлатун была разработана в Индии в девяностых годах XX века. Ее основная идея – сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей. На начало 2013 года проект реализуется в 85 странах мира и охватывает более 1 миллиона учащихся.
Основной целью деятельности кружка является организация дополнительного образования детей и подростков по вопросам финансовой грамотности и социализации ребенка.
Деятельность школьного кружка «Афлатун» осуществляется с целью:
финансового и социального образования детей;
реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
совершенствования имеющихся и апробация новых форм работы со школьниками в рамках дополнительного образования;
формирование навыков командной работы.
Задачи:
создание необходимых условий для развития личности, организация содержательного досуга для детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет;
оказание педагогической помощи в профессиональном самоопределении подростков и адаптации их к современной жизни;
сохранение и укрепление здоровья школьников, и привитие общей культуры;
формирование социальной компетентности учащихся;
развитие социальной активности подростков;
формирование коммуникативных компетенций.
Программа Афлатун рассчитана на детей 6-14 лет и включает восемь последовательных уровней социального и финансового воспитания детей:
1. Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств.
2. Взаимозависимость между ребенком и его семьей, соседями и другими людьми, с которыми контактирует ребенок. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.
3. Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.
4. Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки.
5. Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.
6. Маргинализация и социальная изоляция. Детское предпринимательство, планирование и бюджет, сберегательный счет в банке, исследование бедности.
7. Мифы и стереотипы, постановка финансовых целей, предпринимательская активность, изучение связей между доходами и расходами, сбережениями и инвестициями.
8. Саморефлексия, предубеждение и предрассудки (уметь мыслить нестандартно), гендерные стереотипы, развитие финансовых способностей, создание социальных и финансовых микро-предприятий.
Реализация данной программы возможна как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Учебно-методическую основу социального и финансового воспитания детей в рамках образовательного проекта Афлатун составляют.
Концепция о балансе между социальным и финансовым воспитанием.
Программа и учебно-методические материалы по развитию финансовой грамотности и формированию социальной компетентности детей.
Опыт, накопленный партнерами, реализующими программу Афлатун в своих странах при взаимодействии с финансовыми институтами, международными неправительственными организациями (НПО), а также правительственными, академическими и исследовательскими институтами.
Программа построена по модульному принципу. Учебно-методические материалы каждого модуля представлены книгой для учащихся и руководством для учителя.
Книги 1-5 предназначены для изучения в начальной школе (6-11 лет),
Книги 6 -8 – в среднем звене основного общего образования (12-15 лет).
Предпочтительно последовательное прохождение учащимися всех модулей программы с 1 по 9 класс, однако возможно подключение учеников к программе в период обучения в 5 классах.
Каждый модуль представлен пятью основными темами:
1. Личностное понимание и изучение
Дети учатся понимать свои личные ценности, изучают этические аспекты финансов и знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием.
2. Права и обязанности
Проект Афлатун основывается на Конвенции ООН о правах ребенка (1990), которая выделяет 4 группы взаимосвязанных прав. Дети узнают, что права и обязанности идут рука об руку, узнают о своих обязанностях по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде.
3. Сбережения и траты
Дети учатся делать сбережения и тратить разумно.
4. Планирование и бюджет
Дети учатся применять навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
5. Детское предпринимательство (социальные и финансовые проекты)
Участвуя в управлении местными инициативами или в предпринимательской деятельности, дети узнают, как они могут оказывать позитивное влияние на свое сообщество.
Работа по усвоению каждой темы модуля строится по единому плану:
Давай исследовать.
На этом этапе происходит столкновение ученика с проблемой - приобретение учащимся знаний о существовании социальной проблемы.
Подумай об этом
Данный этап направлен на формирование у учащихся потребности в решении представленной (обнаруженной им проблемы) - формирование ценностного отношения к проблеме и ее решению.
Расследование
Этап посвящен сбору опорной информации для решения проблемы, выработке замысла ее решения.
Деятельность (готовность к действию).
Этап направлен непосредственно на решение проблемы - приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективно-распределенной общественной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Социальное и финансовое воспитание учащихся 5-9 класса Кружек «Афлатун» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности.
Программа реализуется через такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как познавательная (учебно-исследовательская, проектная) деятельность, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), соединенных в единый процесс, направленный на духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное и общекультурное развитие личности.
Личностные характеристики, на становление которых ориентированы новые стандарты в области воспитания и социализации учащихся (начальное общее образование) и реализующиеся в программе – это любовь к своему народу, краю и Родине; уважение к ценностям семьи и общества; любознательность, активность в познании окружающего мира; способность к организации собственной деятельности; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Программа определяет минимальный объем содержания внеурочной деятельности, оставляя возможность дополнения ее вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).
Формы организации (факультатив, кружок, клуб), формы подведения итогов индивидуальной и коллективной работы (ярмарка, конференция исследовательской и проектной деятельности) в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Занятия могут проводиться учителями начальных классов, учителями-предметниками (например, учителем экономики, обществознания), классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами и т.д.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА АФЛАТУН ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Системная работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей.
Расширение спектра образовательных услуг.
Развитие социального партнерства.
Знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями.
Обогащение опыта инновационной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия:
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре,проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной грамотности;
ценности;
различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость, хозяйственность;
соотносить понятие экономии средств с моральной нормой;
оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. обсуждать проблемные вопросы;
находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;
оформлять диалогическое и монологическое высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета; приводить убедительные примеры и доказательства;
осуществлять взаимодействие с группой и классом, учителем.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем, группой ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать свою деятельность и деятельность группы, класса. Давать оценку своей работы;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как финансы, денежная единица, бюджет, рынок ,партнёр и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость,
хозяйственность;
-использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;
-осуществлять расширенный поиск информации использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Исследования, проведенные во многих странах, показывают, что программа Афлатун развивает у детей навыки, связанные с финансами, помогает менять их отношение ко многим вещам, побуждает их к активному участию в различных проектах.
Элементы содержания учебной программы (5 класс)
Экономические потребности и их виды (покупка и оплата). Природные и трудовые ресурсы. Сохранение ресурсов. (Повторное использование и переработка мусора).
Бюджет (семейный, государственный) и азы его планирования. Соотнесение своих потребностей с возможностями семьи. Экономия денег. Важность экономии. Способы хранения денег. Вклады. Уникальность семьи. Семейные сбережения.
Учимся делать покупки, ценить и быть благодарными. Цена деньгам. Финансовая этика.
Трудный выбор. Бережливость. Чувства, которые нужно уважать. Права и обязанности ребёнка. Выражение признательности, благодарности.
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данной программы предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Программа социально-финансовой грамотности для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
«Афлатун» -Тематическое планирование 1 час в неделю 34 часа в год.
Курс «Финансовое право» ведено с ноября 2016 года.
№ | Темы | Часы |
I | ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА | 3 |
1 | Понятие финансов Финансовая система | 1 |
2 | Финансовая деятельность государства | 1 |
3 | Правовые формы финансовой деятельности | 1 |
II | ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 3 |
1 | Понятие финансового права Предмет финансового права Методы финансового права | 1 |
2 | Место финансового права в единой системе российского права | 1 |
3 | Источники финансового права Принципы финансового права Финансово-правовые нормы Финансовые отношения | 1 |
III | ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ | 2 |
1 | Понятие и формы финансового контроля Методы финансового контроля | 1 |
2 | Виды финансового контроля Государственный финансовый контроль | 1 |
IV | БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РФ | 2 |
1 | Понятие и роль бюджета Виды бюджетов | 1 |
2 | Бюджетный процесс Стадии бюджетного процесса | 1 |
V | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ | 3 |
1 | Правовой режим государственный внебюджетных фондов | 1 |
2 | Характеристика пенсионного фонда РФ, фонды обязательного медицинского страхования, федерального дорожного фонда РФ. | 2 |
VI | НАЛОГОВОЕ ПРАВО РФ | 3 |
1 | Налоги и сборы Налоговое правоотношение | 1 |
2 | Права и обязанности налогоплательщиков Права и обязанности налоговых органов | 1 |
3 | Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства | 1 |
VII | СТРАХОВОЕ ПРАВО | 2 |
1 | Понятие страхового права | 1 |
2 | Страховые правоотношения | 1 |
IIX | БАНКОВСКОЕ ПРАВО | 3 |
1 | Правовые основы банковского кредитования Банковская система кредитования | 1 |
2 | Регистрация и лицензирование кредитных организаций Банковский счет | 1 |
3 | Расчетные обязательства Характеристика векселя | 1 |
IX | РАСЧЕТНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | 3 |
1 | Правовые основы денежной системы Валютное регулирование в РФ | 1 |
2 | Валютные операции Валютный контроль | 1 |
3 | Расчетные правоотношения | 1 |
X | ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО РФ | 4 |
1 | Основные понятия и значения инвестиционной деятельности | 1 |
2 | Субъекты и объекты инвестиционной деятельности | 1 |
3 | Правовой режим иностранных инвестиций в РФ | 1 |
4 | Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений | 1 |
| ИТОГО | 28 |
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу внеурочной деятельности
Кружка «Афлатун» для 9 класса.
Автора – составителя Магомедова Патимат Расуловна, учитель истории обществознания, экономики и права.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, на основе программы по экономике под редакцией И. В. Липсица.
Данная программа содержит основные знания, умения и навыки, составляющие основу социально-финансовой грамотности учащихся основной и средней (полной школы). Она включает перечень тем и их описание, рекомендации по количеству времени на каждую тему.
В пояснительной записке указано место данного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования. Четко выстроены задачи, которые исходят из целей программы. Учитель выделила приоритетные направления для своей работы.
Новизна данной программы в том, что она подготовлена в соответствии с новым образовательным стандартом и освещает вопросы социально-финансовой грамотности.
В пояснительной записке даны ссылки на программы, которые были использованы при составлении данной рабочей программы.
Очень четко и подробно в программе указаны требования к уровню подготовки учащихся, что позволит учителю формировать у обучающихся умения в соответствии с новыми учебными стандартами.
Цели сформулированы с учетом требований диагностичности, инструментальности, реалистичности, адекватности, что позволит соответствовать цели результату, запланированному в образовательном стандарте.
Учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями проектирования рабочей программы.
Программа соответствует требованиям проектирования рабочей программы и может использоваться при организации внеурочной деятельности.
Учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ№2» г. Избербаш
Магомедова П.Р_________________________
Утвержден зам. директора по ВР_________________ Алиева Р.М.