На заседании ШМО Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 9
«___» сентября 2010г. ________(____________) __________(____________)
«___» сентября 2010г «___» сентября 2010г.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Авторы программы: Константинов В.М., Кучменко В.С, Пономарева И.Н., 7 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2004.
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Содержание | Интерактивные методы обучения | Контроль | Д/З |
1 | | Общие сведения о мире животных | 4ч | Введение в курс зоологии | | | |
1 | | Зоология — наука о животных | 1 | Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство. | | | §1 |
2 | | Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природных сообществах | 1 | Среды жизни, место обитания, хищники, жертвы, паразиты, хозяева, пищевые связи, цепи питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз. | Экскурсия «Многообразие животных в природе» | | §2 |
3 | | Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных | 1 | Систематика, популяция, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал, Косвенное, прямое влияние человека на животных, Красная книга, заповедник. | | | §3,4 |
4 | | Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | 1 | Зоология, позвоночные, беспозвоночные. | Урок - конференция | | §5 |
2 | | Строение тела животных | 3ч | Особенности строения животной клетки. Органы, системы органов. | | | |
5 | | Клетка. | 1 | Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромасомы, органоиды, клеточный центр. | Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. | Словарный диктант | §6 |
6 | | Ткани | 1 | Ткань, эпителиальная, соединительная, гладкая, мышечная, нервная, железы, нейрон | Мультимедиа | | §7 |
7 | | Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных» | 1 | Орган, системы органов, рефлексы, симметрия тела. | | | §8 |
3 | | Подцарство Простейшие | 4ч | Классификация простейших, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
8 | | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | Амёба, колония, ложноножки, пищеварительная вакуоль, циста, фораминифер, бесполое размножение | Мультимедиа | письменный: провер. раб. № 1 «Строение тела животных» | §9 |
9 | | Класс Жгутиконосцы | 1 | Эвглена, пелликула, жгутики, глазок, типы питания | Л.р. №2 Строение простейших | | §10 |
10 | | Тип Инфузории, или Ресничные | 1 | Инфузория – туфелька, реснички, порошица, половой процесс, коньюгация | | | §11 |
11 | | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие» | 1 | Дизентерия, малярия | | | §12 |
4 | | Подцарство Многоклеточные животные | 3ч | Особенности строения, среда обитания. | | | |
12 | | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. | 1 | Кишечная полость, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, мезоглея, почкование, гермафродиты, регенерация. | | Тестирование «Простейшие» | §13 |
13 | | Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные» | 1 | Гидроидные, коралловые полипы, личинки, нервные узлы. | | | §14 |
14 | | Контрольная работа за 1 четверть по теме «Простейшие. Многоклеточные животные. | 1 | | | Контрольная работа № 1 | |
5 | | Типы: Плоские черви Круглые черви, Кольчатые черви | 5ч | Классификация плоских червей, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
15 | | Тип Плоские черви. Белая планария. | 1 | Планария, мышцы, паренхима, мезодерма, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы | | | §15 |
16 | | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | 1 | Сосальщик, цепень, эндопаразиты, кутикула. | | | §16 |
17 | | Тип круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | Аскарида, первичная полость, анальное, отверстие, щетинки | | | §17 |
18 | | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви | 1 | Вторичная полость, целом, сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии. | Мультимедиа | | §18 |
19 | | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви | 1 | Мускулатура, поясок, пищевод, желудок, перекрестное оплодотворение | Л.р. № 3 Наблюдение за поведением дождевого червя, изучение внешнего строения | | §19 |
6 | | Тип Моллюски | 4ч | Классификация моллюсков, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
20 | | Общая характеристика типа Моллюски | 1 | Раковина, перламутр, нога, мантия, тёрка, печень, жабры, лёгкое, сердце, почки, парусник. | Мультимедиа | письменный: провер. раб. № 2 «Черви» | §20 |
21 | | Класс Брюхоногие моллюски | 1 | Аорта, артерия, вены, капилляры | | | §21 |
22 | | Класс Двустворчатые моллюски | 1 | Биссус, сифоны, жемчуг, животные -фильтраторы | Л.р. № 4 Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков | | §22 |
23 | | Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Моллюски» | 1 | Воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг. | | | §23 |
7 | | Тип Членистоногие | 7ч | Классификация членистоногих, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
24 | | Класс Ракообразные | 1 | Наружный скелет, грудь, головогрудь, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа | | Тестирование «Молюски» | §24 |
25 | | Класс Паукообразные | 1 | Паутина, хелицеры, ногщупальца, трахеи, мальпигиевые сосуды. | | | §25 |
26 | | Класс Насекомые | 1 | Насекомые, крылья, дыхальца | Л.р. № 5 Внешнее строение комнатной мухи | | §26 |
27 | | Типы развития и многообразие насекомых | 1 | Стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы, бабочки, жуки, двукрылые, гусеница | | | §27 |
28 | | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | Рабочие пчелы, матка, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд | Семинар-практикум | | §28 |
29 | | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | Методы борьбы с вредителями, вредители с/х культур | | | §29 |
30 | | Обобщение знаний по теме «Тип членистоногие, Подцарство Многоклеточные». | 1 | | Урок контроля | Словарный диктант | Стр 143 отв на вопрос |
8 | | Тип Хордовые | 2ч | Классификация хордовых, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
31 | | Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. | 1 | Ланцетник, черепные, хорда, нервная трубка, околожаберная полость | | | §30 |
32 | | Контрольная работа за 2 четверть по теме « Моллюски. Членистоногие». | 1 | | | Контрольная работа № 2 | §20-30 |
8.1 | | Подтип Черепные. Надкласс рыбы. | 5ч | | | | |
33 | | Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. | 1 | Рыбы, хвост, чешуя, плавники, органы боковой линии, внутреннее ухо, ноздри, орган равновесия | Мультимедиа | | §31 |
34 | | Внутреннее строение костной рыбы. | 1 | Позвоночник, ребра, жаберные дуги, плавательный пузырь, головной мозг, мочеточники. | | | §32 |
35 | | Внутреннее строение и особенности размножения рыбы | 1 | Икринки, мальки, живорождение, миграции, нагул, нерест | Л.р. № 6 Наблюдение за живыми рыбками, изучение внутреннего строения рыбы. | | §33 |
36 | | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и костные рыбы | 1 | Хрящевые рыбы, костные рыбы, лучепёрые, костистые, кистепёрые, осетрообразные, двоякодышащие, | | | §34 |
37 | | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме « Надкласс Рыбы» | 1 | Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые, акклиматизация | | | §35 |
9 | | Класс Земноводные, или Амфибии | 4ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
38 | | Места обитания и внешнее строение тела земноводных. | 1 | Среднее ухо, плечо, предплечье, бедро, голень, запястье, фаланги | Л.р. № 7 Изучение внешнего строения лягушки | письменный: провер. раб. № 3 «Рыбы» | §36 |
39 | | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | 1 | Двенадцатиперстная кишка, клоака, смешанная кровь, холоднокровные, полушария переднего мозга | Мультимедиа | | §37 |
40 | | Годовой жизненный цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. | 1 | Зимовка, оцепенение, головастик, годовой жизненный цикл | | | §38 |
41 | | Многообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме «Земноводные, или Амфибии» | 1 | Амфибии, регенерация | Урок -конференция | | §39 |
10 | | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
42 | | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы) | 1 | Пресмыкающиеся, пресмыкание, роговой покров, выползок, шея, грудная клетка | Л.р. № 8 Изучение внешнего строения ящерицы | Тестирование | §40 |
43 | | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельность пресмыкающихся | 1 | Желудочный сок, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка. | | | §41 |
44 | | Многообразие пресмыкающихся | 1 | Отряды Чещуйчатые, Крокодилы, Черепахи, костный панцирь | Мультимедиа | | §42 |
45 | | Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающихся. | 1 | Динозавры, котилозавры, стегоцифалы | | | §43 |
46 | | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | 1 | Пищевые связи, Красная книга | Урок -конференция | | §43 |
47 | | Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | 1 | | | | §40-43 |
11 | | Класс Птицы | 8ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
48 | | Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц | 1 | Клюв, надклювье, подклювье, контурные перья, маховые и рулевые перья, пух, стержень, опахало, бородки, очин | Л.р. № 9 Изучение внешнего строения птицы, перьевой покров птиц | Словарный диктант | §44 |
49 | | Опорно-двигательная система птиц. Скелет и мышцы птиц. | 1 | Спинная кость, сложный крестец, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка | Мультимедиа | | §45 |
50 | | Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. | 1 | Железистый мешок, мускульнуй желудок, голосовые связки, экстраполяция | | | §46 |
51 | | Размножение и развитие птиц. | 1 | Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые птицы. | Л.р. № 10 Изучение строения куриного яйца | | §47 |
52 | | Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц | 1 | Ритуальное поведение, токование, брачные танцы, насиживание, кочевки, перелётные птицы | | | §48 |
53 | | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | 1 | Пингвины, страусовые, насекомоядные птицы, водоплавающие птицы | Урок -конференция | | §49 |
54 | | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц Обобщение знаний по теме « Класс Птиц» | 1 | Домашние птицы, инкубатор, архиоптерикс | Урок - семинар | | §50 |
55 | | Контрольная работа за 3 четверть по темам «Земноводные, Рептилии и Птицы» | 1 | | Урок проверки и коррекции знаний | Контрольная работа №3 | §44-50 |
12 | | Класс Млекопитающие, или Звери | 9ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | | | |
56 | | Общая характеристика. Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания | 1 | Ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшерсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы | Л.р. № 11 Изучение внешнего строения домашнего животного | | §51 |
57 | | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы | 1 | Диафрагма, кора полушарий, губы, резцы, клыки, бронхиолы | | | §52 |
58 | | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | 1 | Матка, детское место, плацента, линька, зимовка | | | §53 |
59 | | Происхождение и многообразие млекопитающих | 1 | Зверозубые рептилии, яйцекладущие млекопитающие | | | §54 |
60 | | Высшие, или плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | 1 | Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | Мультимедиа | | §55 |
61 | | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 | Плацентарные звери, ластоногие и китообразные, парнокопытные, хоботные | Мультимедиа | | §56 |
62 | | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | 1 | Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные | | | §57 |
63 | | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих | 1 | Приматы, мимика, ногти | | | §57 |
64 | | Значение млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме «Млекопитающие, или Звери» | 1 | Домашние звери, КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, оленеводство. | Экскурсия: Домашние и дикие звери | письменный: провер. раб. № 4 «Млекопитающие» | §58-59 |
13 | | Развитие животного мира на Земле | 4ч | Основные этапы развития животного мира на Земле. Доказательства эволюции животного мира. | | | |
65 | | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | 1 | Кайнозой, палеозой, мезозой, эволюция, наследственность | Мультимедиа | | §60 |
66 | | Основные этапы развития животного мира на Земле. Современный животный мир | 1 | Дегенерация, продуценты, консументы, редуценты | | | §61 |
67 | | Обобщение по темам | 1 | | | | §51-61 |
68 | | Годовая контрольная работа | 1 | | Урок проверки и коррекции знаний | Контрольная работа №4 | § |