СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планарование уроков биологии составлено по программе Понаморёвой И.Н, и ориентировано на учебники издательства Вентана-Граф.(учебник: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. 6 класс. Биология,учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С, 7 класс. Биология: ) В архиве содержется планирование для 6 - 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«6 класс»


Согласованно: Утверждаю: Директор школы:

На заседании ШМО Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 9

«___» сентября 2010г. ________(____________) __________(____________)

«___» сентября 2010г «___» сентября 2010г.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ И.Н.ПОНОМАРЕВА





БОЛЯКОВА Л.А

Преподаватель биологии, географии

МОУ СОШ № 9 г. ЧЕРЕМХОВО







Пояснительная записка


Курс биологии для 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анато­мии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства.

Содержание и структура этого курса обеспечи­вают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманно­сти, экологической культуры, а также привитие самостоятель­ности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

Темати­ческая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятель­ности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоцио­нально-ценностного понимания высокой значимости жизни, цен­ности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира и понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и основы ее устойчивого развития, форми­рование навыков практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомиче­ского и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и гри­бов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.











Календарно - тематическое планирование

Наименование предмета: биология

Класс : 6

Общее количество часов по учебному плану: 34ч

Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:

Авторы программы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. 6 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Образовательная область: естествознание

Курс: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Учебник: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. 6 класс. Биология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.


п/п

Дата

Название темы

Кол-во

часов

Содержание

Интерактивные методы обучения

Контроль

Д/З

1


ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ

Ботаника - наука о растениях.




1


Мир растений. Наука о растениях - ботаника

1

Биология, ботаника, царство, культурные растения, дикорастущие и лекарственные растения, многолетние, однолетние, двулетники, декоративные

Мультимедиа

Экскурсия № 1. «Мир растений вокруг нас».



Введение §1,4,9,11 и 12

2


Строение растений.

1

Корень, побег, стебель, лист, почки, семенные, споровые растения, споры.

Л.р. № 1. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями


§ 2

3


Условие жизни растений на Земле

1

Экологические факторы, экология, среда обитания.


Самостоят работа

§ 4

2


КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Растительная клетка, её строение




4


Строение растительной клетки и ткани

1

Микроскоп, ядро, клетка, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, ядрышко, ткань, виды тканей.

Л.р. № 2. Знакомство с клетками растений


§7,2,3,9

5


Процессы жизнедеятельности клетки

1

Питание, деление, дыхание, размножение, обмен веществ



§8

3


ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

10ч

Семя. Стебель. Корень. Лист. Плод. Цветок. Строение органов, значение.




6


Семя, его строение и значение для растения

1

Семя, кожура, семявход, зародыш, эндосперм, семядоли.

Л.р. № 3. Изучение строения семени двудольных растений.

Тестирование

§ 10-12

7


Корень, его внешнее и внутреннее строение

1

Корень, типы корневой системы, зоны корня

Мультимедиа



§13-15

8


Побег. Строение и значение побега для растений

1

Побег, типы почек, узел, междоузлие, расположение листьев и почек, спящие почки, годичный побег



§16, 17

9


Лист – часть побега. Значение листа для растения

1

Листовая пластина, черешок, прилистники, основание, типы листовой пластины, внутреннее строение листа, устьице

Л.р. № 4. Внешнее строение листа


§18, 19

10


Стебель – часть побега. Его внешнее и внутреннее строение.

1

Кожица, пробка, чечевички, кора, луб, древесина, сосуды, сердцевина, камбий



§20

11


Многообразие стеблей

1

Розеточные, прямостоячие, стелющиеся побеги, усы, лиана, корневище, клубень, глазки, луковица, зубчик.

Экскурсия № 2. Жизнь растений зимой.


Словарный диктант

§21

12


Цветок. Его строение и значение для растения

1

Цветок, тычинка, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, лепестки, пестик, пыльца, оплодотворение, соцветие

Мультимедиа

Л.р. № 5. Типы соцветий.



§22

13


Цветение и опыление растений

1

Цветение, опыление, типы опыления, самоопыление.



§23

14


Плод. Его значение и многообразие форм.

1

Околоплодник, плод, покрытосеменные, многосеменные, односеменные.



§24-25

15


Контрольная работа за первое полугодие

1



Контр. работа


4


ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСИ

Фотосинтез, дыхание, размножение растений




15


Корневое питание растений

1

Минеральное питание, удобрение, типы удобрений.



§26

16


Воздушное питание растений. Фотосинтез.

1

Воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез.



§27

17


Дыхание растений и обмен веществ.

1

Дыхание, кислород, углекислый газ, свет, обмен веществ



§29

18


Значение воды в жизни растений.

1

Вода, водный обмен, гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты



§30

19


Размножение и оплодотворение растений

1

Размножение, половое, бесполое, оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, сперматозоиды, зигота.

Л.р. № 6 Черенкование комнатных растений


§31-33

20


Рост и развитие растительного организма

1

Рост, развитие, индивидуальное развитие


Тестирование

§34, 35

5


ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ

Понятие о систематики. Основные царства растений




21


Понятие о систематике растений

1

Систематика, царство, вид, ареал, род, семейство, бинарное название



§36

22


Водоросли. Общая характеристика.

1

Водоросли, слоевище, хроматофор, зооспоры



§37-38

23


Моховидные и папоротниковидные.

1

Ризоиды, спора, заросток



§39-40

24


Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе

1

Голосеменные, хвоя, хвойные

Мультимедиа


Словарный диктант

§41

25


Отдел Покрытосеменные

1

Семя, семязачаток, покрытосеменные



§42

26


Семейства класса Двудольные

1

Двудольные, крестоцветные, паслёновые, сложноцветные



§43

27


Семейства класса Однодольные

1

Однодольные, лилейные, злаки



§44

6


ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

Эволюция растительного мира.




28


Понятие об эволюции растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений

1

Эволюция, прокариоты, эукариоты, селекция, искусственный отбор, сорные растения, культурные растения


Самостоят работа

§45-48

7


ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

Бактерии. Строение, особенности.




29


Царство Бактерии. Общая характеристика и значение

1

Бактерии, прокариоты, стрептококки, спириллы, вибрионы, кокки.

Мультимедиа



§49-51

8


ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ

Грибы. Лишайники. Строение, значение




30


Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе

1

Грибы, шляпка, плодовое тело, ножка, грибница

Л.р. № 7 Изучение строения грибов

Тестирование

§52-53

31


Лишайники. Общая характеристика и значение в природе

1

Лишайник, слоевище,

Мультимедиа



§54

9


ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.

Биоценоз. Экосистема




32


Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

1

Природное сообщество, биогеоценоз, экосистема, биотоп



§55

33


Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

1

Ярусное строение, ярусность, агроценоз.

Экскурсия №3 Жизнь растений в весенний период года



§56

34


Контрольная работа за второе полугодие

1



Контр. работа














Рекомендуемая литература для учителя

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. B.C. Кучменко. — М.: Дрофа, 2001.

  2. Программно-методические материалы: Биология. 6-11 классы / Сост. B.C. Кучменко. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001.

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимна­зий, лицеев. Биология. Природоведение. 5 класс; Биология. 6-9 классы; Биология. 10-11 классы. — 2-е издание. — М.: Дрофа, 2001.

  4. Анастасова Л.П., Кучменко B.C. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной шко­лы. - М.: Дрофа, 2000.

  5. Биология в таблицах. 6-11 классы / Сост. Козлова Т.А., Кучменко B.C. - М.: Дрофа, 1998.

  6. Былова A.M., Шорина Н.И. Экология растений: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 1999, 2001.

  7. Горская Н.А. Биология / Экология. Растения. 6 класс: Рабочая тетрадь. — М.: Вентана-Граф, 2002.

  8. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  9. Калинова Г. С. и др. Дидактические карточки. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. — М.: Школа-Пресс, 2001.

  10. Калинова Г.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ Астрель, 2002.

  11. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология сборник тестов, задачи заданий с ответами. – М.: Мнемозина, 1998

  12. Петросова Р.А., Косорукова Л.А. Программированные задания по биологии: Растения / Под ред. проф. Никишова А.И — Илекса,

  13. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. — М.: Просвещение, 1978.

  14. Пономарева И.H. Экология. Книга для учителя. — М • Вентана-Граф, 2001.

  15. Пономарева И.Н. Корнилова О.А., Кучменко B.C. Биоло­гия. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки для 6 класса. — М.: Вентана-Граф, 2000.

  16. Пономарева И.Н.. Корнилова О.А., Кучменко B.C. Биоло­гия. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочие тетради № 1, №2 для 6 класса. — М.: Вентана-Граф, 2001.

  17. Рохлов В., Теремов А.Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

  18. Сухова Т.С Контрольные и проверочные работы по био­логии. 6-8 кл.: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 1996.

  19. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Вопросы пола в системе био­логических знаний. Растения. Животные. Человек: Метод, посо­бие. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  20. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся 6-9 классов. Сборник тестовых заданий. — М.: Вентана-Граф, 2002.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Былова A.M., Шорина Н.И. Экология растений: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 1999, 2001.

  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учебных заведений.- 5-е изд., стериотип. – М. : Дрофа,2000.- 184 с.

  3. Пономарева И.Н. Корнилова О.А., Кучменко B.C. Биоло­гия. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

  4. Пономарева И.Н.. Корнилова О.А., Кучменко B.C. Биоло­гия. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочие тетради № 1, №2 для 6 класса. — М.: Вентана-Граф, 2001.

  5. Рохлов В., Теремов А.Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

Просмотр содержимого документа
«7 класс»

Согласованно: Утверждаю: Директор школы:

На заседании ШМО Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 9

«___» сентября 2010г. ________(____________) __________(____________)

«___» сентября 2010г «___» сентября 2010г.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ И.Н.ПОНОМАРЕВА








БОЛЯКОВА Л.А

Преподаватель биологии, географии

МОУ СОШ № 9 г. ЧЕРЕМХОВО







Пояснительная записка

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидакти­чески переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о жи­вотном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю разви­тия животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целост­ности животного организма как биосистемы, взаимосвязях меж­ду органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной систе­мой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятель­ность и поведение животных имеют приспособительное значе­ние, сложившееся в процессе длительного исторического разви­тия, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рацио­нального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отража­ющую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эво­люционной последовательности по мере усложнения от прос­тейших организмов к млекопитающим.










Календарно - тематическое планирование

Наименование предмета: биология

Класс: 7

Общее количество часов по учебному плану: 68 ч

Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:

Авторы программы: Константинов В.М., Кучменко В.С, Пономарева И.Н., 7 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Образовательная область: естествознание

Курс: Животные

Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С, 7 класс. Биология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.


п/п

Дата

Название темы

Кол-во

часов

Содержание

Интерактивные методы обучения

Контроль

Д/З

1


Общие сведения о мире животных

Введение в курс зоологии




1


Зоология — наука о животных

1

Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство.



§1

2


Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природных сообществах

1

Среды жизни, место обитания, хищники, жертвы, паразиты, хозяева, пищевые связи, цепи питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз.

Экскурсия «Многообразие животных в природе»


§2

3


Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных

1

Систематика, популяция, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал, Косвенное, прямое влияние человека на животных, Красная книга, заповедник.



§3,4

4


Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1

Зоология, позвоночные, беспозвоночные.

Урок - конференция


§5

2


Строение тела животных

Особенности строения животной клетки. Органы, системы органов.




5


Клетка.

1

Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромасомы, органоиды, клеточный центр.

Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток.

Словарный диктант

§6

6


Ткани

1

Ткань, эпителиальная, соединительная, гладкая, мышечная, нервная, железы, нейрон

Мультимедиа


§7

7


Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»

1

Орган, системы органов, рефлексы, симметрия тела.



§8

3


Подцарство Простейшие

Классификация простейших, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




8


Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

Амёба, колония, ложноножки, пищеварительная вакуоль, циста, фораминифер, бесполое размножение

Мультимедиа

письменный: провер. раб. № 1 «Строение тела животных»

§9

9


Класс Жгутиконосцы

1

Эвглена, пелликула, жгутики, глазок, типы питания

Л.р. №2 Строение простейших


§10

10


Тип Инфузории, или Ресничные

1

Инфузория – туфелька, реснички, порошица, половой процесс, коньюгация



§11

11


Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие»

1

Дизентерия, малярия



§12

4


Подцарство Многоклеточные животные

Особенности строения, среда обитания.




12


Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

1

Кишечная полость, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, мезоглея, почкование, гермафродиты, регенерация.


Тестирование «Простейшие»

§13

13


Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные»

1

Гидроидные, коралловые полипы, личинки, нервные узлы.



§14

14


Контрольная работа за 1 четверть по теме «Простейшие. Многоклеточные животные.

1



Контрольная работа № 1


5


Типы: Плоские черви

Круглые черви, Кольчатые черви

Классификация плоских червей, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




15


Тип Плоские черви. Белая планария.

1

Планария, мышцы, паренхима, мезодерма, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы



§15

16


Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

Сосальщик, цепень, эндопаразиты, кутикула.



§16

17


Тип круглые черви. Класс Нематоды.

1

Аскарида, первичная полость, анальное, отверстие, щетинки



§17

18


Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

1

Вторичная полость, целом, сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии.

Мультимедиа


§18

19


Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

1

Мускулатура, поясок, пищевод, желудок, перекрестное оплодотворение

Л.р. № 3 Наблюдение за поведением дождевого червя, изучение внешнего строения


§19

6


Тип Моллюски

Классификация моллюсков, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




20


Общая характеристика типа Моллюски

1

Раковина, перламутр, нога, мантия, тёрка, печень, жабры, лёгкое, сердце, почки, парусник.

Мультимедиа

письменный: провер. раб. № 2 «Черви»

§20

21


Класс Брюхоногие моллюски

1

Аорта, артерия, вены, капилляры



§21

22


Класс Двустворчатые моллюски

1

Биссус, сифоны, жемчуг, животные -фильтраторы

Л.р. № 4 Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков


§22

23


Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Моллюски»

1

Воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг.



§23

7


Тип Членистоногие

Классификация членистоногих, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




24


Класс Ракообразные

1

Наружный скелет, грудь, головогрудь, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа


Тестирование «Молюски»

§24

25


Класс Паукообразные

1

Паутина, хелицеры, ногщупальца, трахеи, мальпигиевые сосуды.



§25

26


Класс Насекомые

1

Насекомые, крылья, дыхальца

Л.р. № 5 Внешнее строение комнатной мухи


§26

27


Типы развития и многообразие насекомых

1

Стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы, бабочки, жуки, двукрылые, гусеница



§27

28


Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

Рабочие пчелы, матка, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд

Семинар-практикум


§28

29


Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1

Методы борьбы с вредителями, вредители с/х культур



§29

30


Обобщение знаний по теме «Тип членистоногие, Подцарство Многоклеточные».

1


Урок контроля

Словарный диктант

Стр 143 отв на вопрос

8


Тип Хордовые

Классификация хордовых, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




31


Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

1

Ланцетник, черепные, хорда, нервная трубка, околожаберная полость



§30

32


Контрольная работа за 2 четверть по теме « Моллюски. Членистоногие».

1



Контрольная работа № 2

§20-30

8.1


Подтип Черепные. Надкласс рыбы.





33


Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы.

1

Рыбы, хвост, чешуя, плавники, органы боковой линии, внутреннее ухо, ноздри, орган равновесия

Мультимедиа


§31

34


Внутреннее строение костной рыбы.

1

Позвоночник, ребра, жаберные дуги, плавательный пузырь, головной мозг, мочеточники.



§32

35


Внутреннее строение и особенности размножения рыбы

1

Икринки, мальки, живорождение, миграции, нагул, нерест

Л.р. № 6 Наблюдение за живыми рыбками, изучение внутреннего строения рыбы.



§33

36


Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и костные рыбы

1

Хрящевые рыбы, костные рыбы, лучепёрые, костистые, кистепёрые, осетрообразные, двоякодышащие,



§34

37


Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме « Надкласс Рыбы»

1

Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые, акклиматизация



§35

9


Класс Земноводные, или Амфибии

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




38


Места обитания и внешнее строение тела земноводных.

1

Среднее ухо, плечо, предплечье, бедро, голень, запястье, фаланги

Л.р. № 7 Изучение внешнего строения лягушки

письменный: провер. раб. № 3 «Рыбы»

§36

39


Строение и деятельность внутренних органов земноводных

1

Двенадцатиперстная кишка, клоака, смешанная кровь, холоднокровные, полушария переднего мозга

Мультимедиа


§37

40


Годовой жизненный цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

1

Зимовка, оцепенение, головастик, годовой жизненный цикл



§38

41


Многообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме «Земноводные, или Амфибии»

1

Амфибии, регенерация

Урок -конференция


§39

10


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




42


Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

1

Пресмыкающиеся, пресмыкание, роговой покров, выползок, шея, грудная клетка

Л.р. № 8 Изучение внешнего строения ящерицы

Тестирование

§40

43


Особенности внутреннего строения и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

Желудочный сок, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка.



§41

44


Многообразие пресмыкающихся

1

Отряды Чещуйчатые, Крокодилы, Черепахи, костный панцирь

Мультимедиа


§42

45


Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающихся.

1

Динозавры, котилозавры, стегоцифалы



§43

46


Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

1

Пищевые связи, Красная книга

Урок -конференция


§43

47


Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

1




§40-43

11


Класс Птицы

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




48


Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц

1

Клюв, надклювье, подклювье, контурные перья, маховые и рулевые перья, пух, стержень, опахало, бородки, очин

Л.р. № 9 Изучение внешнего строения птицы, перьевой покров птиц

Словарный диктант

§44

49


Опорно-двигательная система птиц. Скелет и мышцы птиц.

1

Спинная кость, сложный крестец, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка

Мультимедиа


§45

50


Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

1

Железистый мешок, мускульнуй желудок, голосовые связки, экстраполяция



§46

51


Размножение и развитие птиц.

1

Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые птицы.

Л.р. № 10 Изучение строения куриного яйца


§47

52


Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц

1

Ритуальное поведение, токование, брачные танцы, насиживание, кочевки, перелётные птицы



§48

53


Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

1

Пингвины, страусовые, насекомоядные птицы, водоплавающие птицы

Урок -конференция


§49

54


Значение и охрана птиц. Происхождение птиц Обобщение знаний по теме « Класс Птиц»

1

Домашние птицы, инкубатор, архиоптерикс

Урок - семинар


§50

55


Контрольная работа за 3 четверть по темам «Земноводные, Рептилии и Птицы»

1


Урок проверки и коррекции знаний

Контрольная работа №3

§44-50

12


Класс Млекопитающие, или Звери

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.




56


Общая характеристика. Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания

1

Ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшерсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы

Л.р. № 11 Изучение внешнего строения домашнего животного


§51

57


Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы

1

Диафрагма, кора полушарий, губы, резцы, клыки, бронхиолы



§52

58


Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

1

Матка, детское место, плацента, линька, зимовка



§53

59


Происхождение и многообразие млекопитающих

1

Зверозубые рептилии, яйцекладущие млекопитающие



§54

60


Высшие, или плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые,

Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

1

Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

Мультимедиа


§55

61


Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные,

парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1

Плацентарные звери, ластоногие и китообразные,

парнокопытные, хоботные

Мультимедиа


§56

62


Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

1

Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные



§57

63


Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих

1

Приматы, мимика, ногти



§57

64


Значение млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме «Млекопитающие, или Звери»

1

Домашние звери, КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, оленеводство.

Экскурсия: Домашние и дикие звери

письменный: провер. раб. № 4 «Млекопитающие»

§58-59

13


Развитие животного мира на Земле

Основные этапы развития животного мира на Земле. Доказательства эволюции животного мира.




65


Доказательства эволюции животного мира.

Учение Ч. Дарвина об эволюции

1

Кайнозой, палеозой, мезозой, эволюция, наследственность

Мультимедиа


§60

66


Основные этапы развития животного мира на Земле.

Современный животный мир

1

Дегенерация, продуценты, консументы, редуценты



§61

67


Обобщение по темам

1




§51-61

68


Годовая контрольная работа

1


Урок проверки и коррекции знаний

Контрольная работа №4

§




Рекомендуемая литература для учителя

  1. Анастасова Л.П., Кучменко B.C. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной шко­лы. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. Экология животных: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 1999, 2001.

  3. Биология в таблицах. 6-11 классы / Сост. Козлова Т.А., Кучменко B.C. - М.: Дрофа,2007.

  4. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 классах.- Волгоград: Учитель,2004. -80с.

  5. Захаров В.Б., Соловченко О.В., Рабочая тетрадь по биологии .- М.: Экзамен, 2010-09-09Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.

  6. Калинова Г.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ Астрель, 2002.

  7. Константинов В.М., Кучменко В.С., Биология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008

  8. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.

  9. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.

  10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. B.C. Кучменко. — М.: Дрофа, 2001.

  11. Программно-методические материалы: Биология. 6-11 классы / Сост. B.C. Кучменко. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001.

  12. Программы для общеобразовательных школ, гимна­зий, лицеев. Биология. Природоведение. 5 класс; Биология. 6-9 классы; Биология. 10-11 классы. — 2-е издание. — М.: Дрофа, 2001.

  13. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология сборник тестов, задачи заданий с ответами. – М.: Мнемозина, 1998

  14. Петросова Р.А., Косорукова Л.А. Программированные задания по биологии: Растения / Под ред. проф. Никишова А.И — Илекса,

  15. Пономарева И.H. Экология. Книга для учителя. — М • Вентана-Граф, 2001.

  16. Сухова Т.С Контрольные и проверочные работы по био­логии. 6-8 кл.: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 1996.

  17. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Вопросы пола в системе био­логических знаний. Растения. Животные. Человек: Метод, посо­бие. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  18. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся 6-9 классов. Сборник тестовых заданий. — М.: Вентана-Граф, 2002.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  2. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982

  3. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

  4. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – М. : Дрофа,2000.- 184 с.

  5. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  6. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.




Просмотр содержимого документа
«8 класс »

Согласованно: Утверждаю: Директор школы:

На заседании ШМО Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 9

«___» сентября 2010г. ________(____________) __________(____________)

«___» сентября 2010г «___» сентября 2010г.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ И.Н.ПОНОМАРЕВА





БОЛЯКОВА Л.А

Преподаватель биологии, географии

МОУ СОШ № 9 г. ЧЕРЕМХОВО








Пояснительная записка


Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )


  • обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков

  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашних заданий

  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказучерез систему разнообразных заданий

  • развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  • воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и ИКТ







Календарно - тематическое планирование

Наименование предмета: биология

Класс: 8

Общее количество часов по учебному плану: 68ч

Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:

Авторы программы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Образовательная область: естествознание

Курс: Человек и его здоровье

Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  1. класс

68 часов (2 часа в неделю)


п/п

Дата

Название темы

Кол-во

часов

Содержание

Интерактивные методы обучения

Контроль

Д/З

1


ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР.





1


Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Анатомия, физиология, гигиена, методы изучения



§ 1

2


Структура тела. Место человека в живой природе.

1

Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет



§ 2

3


Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Клетка, ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы



§ 3-4

4


Ткани.

1

Ткани, мышечная, нервная, нейрон, синапс, нейроглия, мышечное волокно

Л.р. № 1. Просмотр под микроскопом различных тканей человека.


§ 5

5


Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

1

Органы, система органов, рецепторы, гормоны, нервная регуляция, гуморальная регуляция, уровни организации живого


письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека»


2


ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА




§ 6

6


Скелет. Строение и состав костей.

1

Мышцы, скелет, хрящи,

Л.р. № 2. Определение нарушения осанки и плоскостопия.


§ 7

7


Соединение костей.

1

губчатое вещесво, костные клетки, надкостница



§ 8

8


Скелет головы и туловища.

1

Череп, отделы черепа: мозговой и лицевой, позвоночник, позвоночный канал




9


Скелет конечностей.

1

Плечевой пояс, кости руки, кисть, кости ноги



§9

10


Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Травмы, переломы, вывих, растяжение связок, повязка, косынка, шина, пузырь


письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека

§10

11


Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

1

Мышцы, сухожилия, сократимость



§11

12


Работа мышц.

1

Сила мышцы, амплитуда движения, утомление



§12

13


Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

1

Осанка, свод стопы, плоскостопие



§13

14


Контрольная работа за 1 четверть «Опорно-двигательная система»

1



письменный: контрольная работа


3


КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ.





15


Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

1

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гомеостаз, антиген



§ 14

16


Иммунитет.

1

Иммунитет, вирусы, вакцина, селезёнка, костный мозг, лечебная сыворотка


письменный: по результатам лаборат. работ

§ 15

17


Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Группы крови, резус – фактор, антитела



§ 16

18


Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Сердце, предсердие, желудочки, кровеносные сосуды, аорта, артерии, капилляры



§17

19


Движение лимфы.

1

Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, грудной поток

Пр.р.№1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.


§ 18

20


Движение крови по сосудам.

1

Артериальное давление, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт, пульс, частота пульса

Пр.р.№2. Опыты, выясняющие природу пульса.

Пр.р.№3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.


§19

21


Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

Автоматизм, абстиненция, адреналин, ацетилхолин


письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммуни-тет»

§20

22


Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

Дозированная нагрузка, тренировочный эффект, функциональная проба

Пр.р. № 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба.


§ 21

23


Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение»

1

Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка



§ 22

4


ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

7 ч





24


Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Дыхательная система, лёгочное дыхание, тканевое дыхание, дыхательные пути



§ 23

25


Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная жидкость, венозная кровь, диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, альвеолярный воздух

Л.р. № 5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Л.р. № 6 (д/з). Изготовление самодельной модели Дондерса.


§24

26


Дыхательные движения.

1

Грудная полость, межрёберные мышцы, диафрагма, эмфизема легких



§ 25

27


Регуляция дыхания.

1

Дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальная регуляция

П.р. № 5. Измерение обхвата грудной клетки

письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»

§ 26

28


Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

Грипп, туберкулёз лёгких, рак легких, флюорография, закаливание, гигиена дыхания, ЖЕЛ, влажная уборка

П.р. № 6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.


§27


29


Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме «Дыхательная система»

1

Утопление, удушье, отёк гортани, обморок, реанимация



§ 28

30


Контрольная работа за 2 четверть

1



Контрольная работа


5


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.





31


Значение пищи и ее состав.

1

Белки, жиры, углеводы, витамины, вода



§ 29

32


Органы пищеварения.

1

Глотка, гортань, желчь, нёбо, пищевод



§ 30

33


Строение и значение зубов.

1

Зуб, резцы, клыки, кариес, коренные зубы, молочные зубы.


письмен: провер. раб. № 5 «Органы пищева-рения»

§ 31

34


Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина

Л.р. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.

П.р. № 7 (д/з). Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

П.р. № 8 (д/з). Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.


§ 32

35


Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Аппендицит, кишечный сок, брыжейка, ворсинка, гликоген, мочевина


письменный: по результатам лабор. работ

§ 33

36


Регуляция пищеварения.

1

Режим питания



§ 34

37


Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система»

1

Дизентерия, брюшной тиф, холера, глистные заболевания



§ 35

6


ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ.





38


Обменные процессы в организме.

1

Стадии обмена веществ



§ 36

39


Нормы питания.

1

Основной обмен, энергоциты, суточный рацион



§ 37

40


Витамины.

1

Гиповитаминозы, гипервитаминозы



§ 38

7


МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.





41


Строение и функции почек.

1

Почка, нефрон, мочеточник, мочевой пузырь



§ 39

42


Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

Гигиена питья



§ 40

8


КОЖА





43


Значение кожи и ее строение.

1

Эпидермис, дерма, гипотдерма, загар, ногти, волосы, пигмент



§41

44


Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

1

Термический ожег, химический ожег, обморожение, чесотка

П.р. № 9. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.


§42

45


Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»

1

Теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, обтирания, обливания, душ, воздушные и солнечные ванны


письменный: провер раб. № 6 «Кожа»

§43

9


ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.





46


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Железы внешней секреции, эндокринная система, гормоны, гипофиз



§44

47


Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Гормон роста, инсулин, сахарный диабет, гормоны


тестирование

§45

10


НЕРВНАЯ СИСТЕМА





48


Значение, строение и функционирование нервной системы.

1

Рефлекс, рефлекторная дуга, отделы нервной системы



§46

49


Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

1

Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы

П.р. №10.Выяснение действия прямых и обратных связей.

П.р. № 11 (д/з). Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.


§47

50


Нейрогуморальная регуляция.

1

Гипоталамус, нейрогормоны


Проверочные работы №7-8

§48

51


Спинной мозг.

1

Позвоночный канал, центральный канал, серые столбы



§49

52


Головной мозг: строение и функции.

1

Серое и белое вещество, мост, мозжечок, кора, ядра



§50

53


Контрольная работа за 3 четверть

1



Контрольная работа


11


ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.





54


Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

Анализатор, иллюзии



§51

55


Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Брови, веки, ресницы, глазницы, зрачок, радужка, хрусталик, сетчатка, роговица

П.р. № 12. Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.


§52

56


Заболевание и повреждения глаз.

1

Дальнозоркость, близорукость



§53

57


Орган слуха.

1

Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, слуховая зона, ушная раковина, слуховой проход, слуховые косточки



§54

58


Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме «Анализаторы»

1

Осязание, обоняние, рецепторы, вкусовые клетки, токсикомания, послевкусие

П.р. № 13. Определение выносливости вестибулярного аппарата.

П.р. №14. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек


§55

12


ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА.





59


Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

Безусловные рефлексы, инстинкты



§56-57

60


Закономерности работы головного мозга.

1

Условный рефлекс, условное торможение



§58

61


Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Сон, сновидение, режим сна



§59

62


Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы.

1

Физиология ВНД, познавательные процессы



§60

63


Воля и эмоции. Внимание. Динамика работоспособности. Режим дня.

1

Воля, эмоции, внушаемость, внимание


Проверочная работа №10

§61-62

13


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.





64


Половая система человека.

1

Яйцеклетка, сперматозоид, зигота, матка, предстательная железа, фолликул, поллюция



§63

65


Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

Сифилиз, гонорея, СПИД, ВИЧ



§64

66


Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

Рост, развитие, плод, зародыш, плацента



§65

67


О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности.

1

Гастрит, язва желудка, цирроз печени, гангрена



§66-67

68


Контрольная работа за год

1



Контрольная работа




Итого

68ч












Рекомендуемая литература для учителя


  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

  2. Анастасова Л.П. и др.«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1991 г.)

  3. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

  4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  5. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

  6. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

  7. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 классах.- Волгоград: Учитель,2004. -80с.

  8. Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.

  9. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие- М.: Дрофа,2002.-240с.

  10. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.

  11. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.


Рекомендуемая литература для учащихся


  1. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.)

  2. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  3. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  4. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982



Просмотр содержимого документа
«9класс»



Пояснительная записка

Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г. стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2008г.

Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

-овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

-использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Количество часов:

Учебный год - 68ч.

В неделю - 2ч.

Распределение часов по четвертям:

1 четверть - ч.

2 четверть - ч.

3 четверть - ч.

4 четверть - ч.

Плановых контрольных (практических, лабораторных, если есть) уроков:

1 четверть - 3 четверть -

2 четверть - 4 четверть -

Итого:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников

  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

  4. конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий,

  5. выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать вывод через лабораторные работы

Развития:

  1. создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

  2. особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания:

  1. способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,

  2. продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Планирование составлено на основе: программы основного общего образования и государственного образовательного стандарта




Методическое обеспечение:

1. Учебно – методический комплекс «Вентана – Граф», учебник по основам общей биологии 9 класс под редакцией И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Н.М.Черновой, М., 2011.

2.Методические рекомендации учителю под редакцией Н.Ф. Бодровой.



Методические пособия для учителя.

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» М., «Просвещение», 1985 год

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» Москва, «Мир», 1993 год

  3. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981 год

  4. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» «Аквариум» ГИППВ, 2000 год

  5. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» Санкт - Петербург, СОТИС, 1998 год

  6. Ауэрбах Ш. «Генетика» Атомиздат, 1979 год

  7. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» Минск, «Народная асвета», 1982 год

  8. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» М., 1981 год

  9. Грант В. «Эволюция организмов» М., «Мир», 1980 год

  10. Алексеев В. П. «Становление человечества» М., Издательство политической литературы, 1984 год

  11. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»

М., «Просвещение», 1981 год

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" М., "Вентана-Граф", 2003г.

  2. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся» М., «Просвещение», 1983 год

  3. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира» М., «Наука», 1996 год

  4. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М., «Просвещение
























Тематическое планирование по биологии 9 кл

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

Предполагаемые результаты

Дом зад

Раздел 1. Введение в основы общей биологии ( 3часа)


Биология — наука о живом мире

1

Знать: общие свойства живого,

многообразие форм жизни, уровни организации живой природы. Уметь:объяснять значение биологических знаний для современн.человека, давать характеристику уровням организации живой прир.

1


Общие свойства живых организмов

1

2


Многообразие форм живых организмов

1

3

Раздел 2. Основы учения о клетке (11 часов)


Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток

1

Знать: основные положения клеточной теории, химическая организация клетки, строение и функции основных органо-идов клетки, особенности клеток про- и эукариот, сущность пластического и энергетич. обмена вещ-в, сущность биосинтеза белка, фотосинтез, его значение.

Уметь: пользоваться цитологической терминологией, характеризовать основные положения клеточной теории, объяснять роль химич. веществ в жизни клетки, пользоваться микроскопом, рассматривать микропрепараты, рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

4


Химический состав клетки

1

5


Белки и нуклеиновые кислоты

1

6


Строение клетки

1

7


Органоиды клетки и их функции

1

8


Лаб.работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

1



Обмен веществ — основа существования клетки

1

9


Биосинтез белков в живой клетке

1

10


Биосинтез углеводов — фотосинтез

1

11


Обеспечение клеток энергией

1

12


Контрольная работа «Основы учения о клетке»

1


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов – онтогенез ( 4 часа)


Размножение живых организмов

1

Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое, способы деления клеток,

фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, оплодотворение, развитие оплодо-творенной яйцеклетки.

13


Деление клетки. Митоз

1

14


Образование половых клеток. Мейоз

1

15


Индивидуальное развитие организмов — онтогенез

1

16

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости ( 12 часов)


Из истории развития генетики

1

Знать: генетическую символику и терминологию, законы Менделя, схемы скрещивания,

хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека,

модификационную и мутации-онную изменчивость, их причины, значение генетики для медицины и здравоохранения.

Уметь: характеризовать методы и законы наследствен-ности, решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание, строить вариационный ряд и вариационную кривую

17


Основные понятия генетики

1

18


Генетические опыты Г. Менделя

1

19


Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

1

20


Пр.работа«Решение генетич.задач»

1



Сцепленное наследование генов и кроссинговер

1

21


Взаимодействие генов и их множественное действие

1

22


Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

1

23


Наследственная изменчивость

1

24


Другие типы изменчивости. Лаб.работа №2 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений, произрастающих в неодинаковых условиях»

1

25


Наследственные болезни, сцепленные с полом

1

26


Контрольная работа «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1



Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 часов)


Генетические основы селекции организмов

1

Знать: основные методы селекции раст-й: гибридизация и отбор, основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание, что такое биотехнология.

Уметь: пользоваться научной терминологией, харак-вать основные методы селекции, приводить примеры

27


Особенности селекции растений

1

28


Центры многообразия и происхождения

культурных растений

1

29


Особенности селекции животных

1

30


Основные направления селекции микроорганизмов

1

31

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)


Представления о возникновении жизни на Земле

в истории естествознания

1

Знать: развитие взглядов на возникновение жизни, основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину, основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события.

Уметь: давать определение понятия жизни, характеризо-вать основные этапы возник-новения и развития жизни

32


Современные представления о возникновении

жизни на Земле

1

33


Значение фотосинтеза и биологического круговорота

веществ в развитии жизни

1

34


Этапы развития жизни на Земле

1

35

Раздел 7. Учение об эволюции ( 10 часов)


Идея развития органического мира в биологии

1

Знать: эволюционную теорию

Ч. Дарвина, движущие силы эволюции, доказательства эволюции органич. мира, вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции,

формирование приспособлений в процессе эволюции, главные направления эволюции, пути достижения биологич.прогресса. Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида, иллюстрировать примерами главн.

36


Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции

органического мира

1

37


Современные представления об эволюции

органического мира

1

38


Вид, его критерии и структура

1

39


Процессы видообразования

1

40


Макроэволюция — результат микроэволюций

1

41


Основные направления эволюции

1

42


Основные закономерности биологической эволюции

1

43


Лаб.работа №3 «Изучение изменчивости у организмов»

1



Контрольная работа «Учение обэволюции»

1



Раздел 8. Происхождение человека - антропогенез ( 6 часов)


Эволюция приматов

1

Знать: факты, свидетельству-ющие о происхождении чело-века от животных. движущие силы антропогенеза, этапы антропогенеза, расы, их краткая характеристика

Уметь: харак-вать биологические и социальные факторы антропогенеза, давать харак-ку древнейшим, древним и первым современ.людям, определять по рисункам расы человека

44


Доказательства эволюционного происхождения человека

1

45


Ранние этапы эволюции человека

1

46


Поздние этапы эволюции человека

1

47


Человеческие расы, их родство и происхождение

1

48


Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

49

Раздел 9. Основы экологии (13 часов)


Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические

1

Знать: предмет и задачи экологии, основные экологиче-ские факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера, границы биосферы, биомассу поверхности суши и Миров. океана, функции живого вещества, роль человека в биосфере.

Уметь: пользоваться научной терминологией,

характеризовать экологические факторы, приводить примеры биогеоценозов, составлять цепи питания, определять границы биосферы, характеризовать функции живого вещества, приводить положительные и отрицат.примеры влияния деятельности человека на биосферу

50


Общие законы действия факторов среды на организм

1

51


Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

52


Лаб.работа №4 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1



Биотические связи в природе

1

53


Популяции

1

54


Функционирование популяции во времени

1

55


Сообщества

1

56


Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

57


Развитие и смена биогеоценозов

1

58


Основные законы устойчивости живой природы

1

59


Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Лаб.работа №5 «Оценка качества окружающей среды»

1


60


Контрольная работа

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!