СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование . Литературное чтение 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение» разработано  на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  окружающему миру и авторской программы В.А. Лазаревой «Литературное чтение» (Система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучении предмета в начальной школе выделяется 444 ч, из них в 1 классе 36 часов (4 ч. в неделю, 9 учебных недель). Во 2, 3 и 4 классах по 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).  Согласно уставу школы продолжительность учебного года 35 учебных недель. Таким образом, на изучение литературного чтения во 2, 3 и 4 классах отводится 140 часов (в каждом классе). Дополнительные 4 часа планируются на экскурсии и уроки занимательного характера на последней учебной неделе.

Программой предусмотрено проведение работ по развитию речи:1 класс – 0; 2 класс – 4; 3 класс – 5; 4 класс - 6

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование . Литературное чтение 4 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


№ урока

Тема

урока

Тип

урока

Кол-во

часов

Дата

Характеристика деятельности

Глава 1. В ШКОЛЕ ЖИЗНИ (26 часов)

1

Знакомство с новым учебником. Выразительное чтение стихотворных произведений. Инструктаж по ТБ и ОТ.

Комбинированный

1


Характеристика книги (учебника), ее структуру обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы, оглавление. Анализ и характеристика иллюстраций, помещенных на обложке, форзацах, шмуцтитулах. Осмысление текста вступительной статьи. Упражнение в восприятии поэтического текста на слух и при самостоятельном чтении.

2

Знакомство с рассказом А.И. Куприна «Бедный принц». Цель и назначение заглавия произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Объяснение смысла заглавия произведения.

3

А.И. Куприн «Бедный принц»: жизнь мальчика из дворянской семьи XIX века, открытие другой жизни. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Соотнесение поступков героя и персонажей с нравственными нормами, формулирование выводов.

Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета в создании образа персонажа.

4 - 5

А.И.Куприн «Бедный принц». Составление плана текста. Определение темы каждой части: деление текста на части.

Комбинированный

2


Участие в диалоге. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Составление плана текста. Определение темы каждой части: деление текста на части.

6

А.И.Куприн «Бедный принц». Краткий или сжатый пересказ текста.

Комбинированный

1


Зачитывание частей текста, доказывающих высказанное суждение, с акцентом на выборе конкретного слова из синонимического ряда. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Краткий или сжатый пересказ текста.

7

Сочинение – миниатюра «Хотел(а) бы я дружить с таким мальчиком, как Даня Иевлев?» Текст-рассуждение. Определение главной мысли высказывания. Выразительные средства языка для письменного высказывания.

Развитие речи

1


Создание письменного текста: определение темы своего будущего высказывания.

Определение типа высказывания, отбор целесообразных выразительных средств языка в соответствии с типом текста.


8

А.И.Куприн «Бедный принц». Композиционные формы речи. Знакомство с особенностями портретной живописи в сопоставлении с литературным портретом В.А.Серова «Мика Морозов».

Комбинированный

1


Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения. Участие в диалоге, в групповой работе. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Знакомство портретом как особым жанром искусства. Соотнесение литературного и живописного портретов.

9

А.П.Чехов «Ванька». Герой произведения: отношение автора к герою.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

10

А.П.Чехов «Ванька». Сопоставление авторской речи и речи героя, анализ их взаимодействия в системе чеховского изображения жизни. Обсуждение главной мысли произведения: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.


Комбинированный

1


Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Соотнесение поступков героя и персонажей с нравственными нормами, формулирование выводов.

11

А.П.Чехов «Ванька». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

12

Внеклассное чтение. А.П.Гайдар «Голубая чашка». Обсуждение главной мысли произведения: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или учеников.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Описание героя, его портрета, окружающей обстановки. Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

13

Н.А.Некрасов «Школьник». Средства выразительности: сравнение, звукопись, метафора. Выделение их и определение их в тексте, определение значения в художественной речи.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя или учеников.

Оценка своих эмоциональных реакций.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Анализ текста.

Выразительное чтение текста с обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

14

Уроки деятельной доброты. В.П.Астафьев «Бабушка с малиной». Обсуждение главной мысли произведения: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

15 - 16

Уроки деятельной доброты. В.П.Астафьев «Бабушка с малиной». Составление плана текста. Определение темы каждой части: деление текста на части.

Комбинированный

2


Участие в диалоге, в групповой работе. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Составление плана текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части, выделение опорных слов, определение главной мысли произведения.

17

Уроки деятельной доброты. В.П.Астафьев «Бабушка с малиной». Подробный пересказ текста.

Комбинированный

1


Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Пересказ текста художественного произведения подробно (с учётом всех сюжетных линий).

18

Уроки деятельной доброты. В.П.Астафьев «Бабушка с малиной». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный



Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

19

«Учителя» и «ученики» в школе жизни. Знакомство с произведением русского прозаика XX века Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». Краткий пересказ текста.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.


20

«Учителя» и «ученики» в школе жизни. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб». Работа над образной природой художественного произведения. Рассказ по иллюстрации к тексту.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Пересказ текста художественного произведения кратко (сжато с выделением всех сюжетных линий).

21

«Учителя» и «ученики» в школе жизни. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб». Средства выразительности. Осмысление принципа олицетворения.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Нахождение в тексте сравнения, олицетворения.

22

«Учителя» и «ученики» в школе жизни. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

23

«Учителя» и «ученики» в школе жизни. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб». Обсуждение главной мысли произведения: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз

Обсуждение главной мысли произведения.

24 - 25

Музейная страничка.

Урок – исследова-

ние

2



26

Контрольная работа.

Контроль и проверка знаний

1



Глава 2. «МЫ В ОТВЕТЕ …» (33 часа)

1 (27)

Что значит «быть Человеком?» Анализ миниатюры В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек». Обсуждение главной мысли произведения: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз

Обсуждение главной мысли произведения.

2 (28)

Что значит «быть Человеком?» Анализ особенностей стихотворной формы «стихотворемы» О.Е.Григорьева «Витамин роста». Обсуждение главной мысли произведения: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя или учеников.

Оценка своих эмоциональных реакций.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Анализ текста.

Выразительное чтение текста с обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

3 (29)

Что значит «быть Человеком?» О.Е.Григорьев «Витамин роста». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

4 (30)

Легко ли быть человеком. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Главная мысль произведения. Выявление авторской позиции в эпическом тексте.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

5 (31)

Легко ли быть человеком. Д.Н.Мамина-Сибиряк«Приёмыш». Герой произведения. Характер героя.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

6 (32)

Легко ли быть человеком. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Заголовок в тексте. Цель и назначение заглавия произведения.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Объяснение смысла заглавия произведения.

7 (33)

Внеклассное чтение. Анализ сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка». Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или учеников.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Описание героя, его портрета, окружающей обстановки. Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

8 (34)

Урок-диспут. Что есть доброта? Это проявление силы или слабости? Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Участие в диалоге.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.


9 (35)

Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г.Паустовского. Знакомство с рассказом «Заячьи лапы». Антипация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

10 (36)

Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Определение главной мысли текста.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.


11 (37)

Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г.Паустовского. Анализ особенности композиции рассказа «Заячьи лапы». Композиционные формы речи.

Комбинированный

1


Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз

12 (38)

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

13 (39)

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Изучение речи как средство создания образа героя. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

14 (40)

Внеклассное чтение. Работа над сказкой К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей». Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или учеников.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Описание героя, его портрета, окружающей обстановки. Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

15 (41- 42)

К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

2


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

16 (43)

Сочинение-рассуждение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Развитие речи

1


Создание письменного текста, отбор целесообразных выразительных средств языка, в соответствии с типом текста.

17 (44)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Выразительное чтение стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, тембра голоса, темпа речи, паузы.

Комбинированный

1


Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Анализ текста с позиций особенностей жанра. Сравнение и характеристика особенностей прочитанного фольклорного произведения.

Формулирование простых выводов. Конструирование монологического высказывания на заданную тему.


18 (45)

А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …». Композиционные формы речи: описание (пейзаж). Особенности изображения пейзажа в сказке.

Комбинированный

1


Чтение вслух плавно, целыми словами.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Сравнение и характеристика особенностей авторской сказки.

Анализ средств выразительности, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра. Формулирование выводов.

19 (46)

А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …». Осмысление представлений русского народа о семье, роли и ответственности родителей и детей в благополучии и процветании рода. Чтение по ролям.

Комбинированный

1


Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.


20 (47)

А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …». Рассказ по иллюстрации к тексту. Сопоставление иллюстраций И.Я.Билибина с художественным текстом.

Комбинированный

1


Рассматривание картины.

Определение настроения живописного произведения. Участие в диалоге при обсуждении картины.

Создание устно текста (анализ репродукции картины).

21 (48)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

22 (49)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

23 - 24 (50 - 51)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Составление плана сказки. Определение темы каждой части: деление текста на части.

Комбинированный

1


Участие в диалоге. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Составление плана текста. Определение темы каждой части: деление текста на части.

25 (52)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Осмысление художественного совершенства сказки, её связи с фольклором. Средства выразительности. Использование выразительных средств: интонации, тембра голоса, темпа речи, паузы.

Комбинированный

1


Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.


26 (53)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Анализ проблемы вины и поощрения. Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.


Комбинированный

1


Чтение вслух плавно, целыми словами.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Сравнение и характеристика особенностей авторской сказки.

Анализ средств выразительности, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра. Формулирование выводов.

27 (54)

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Инсценирование. Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей, выразительные средства для инсценирования.

Обобщение

1


Инсценирование сказки.

28 (55)

Работа по картине «Царевна – Лебедь».

Комбинированный

1


Определение настроения живописного произведения. Понимание, что хотел выразить скульптор, анализ средств изобразительного искусства.

Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства.

Участие в диалоге

29 – 30 (56 - 57)

Внеклассное чтение. Анализ сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда» и отрывка из повести Н.И.Дубова «Беглец». Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения.

Комбинированный

2


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или учеников.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Описание героя, его портрета, окружающей обстановки. Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

31 (58)

Сочинение-рассуждение «Что значит «быть Человеком»?».

Развитие речи

1


Создание письменного текста, отбор целесообразных выразительных средств языка, в соответствии с типом текста.

32 (59)

Контрольная работа.

Контроль и проверка знаний


1



33 (60)

Выразительное чтение стихотворений о зиме.

Урок – концерт


1


Декламация стихотворных произведений.

II полугодие

Глава 3. СТО ФАНТАЗИЙ (17 часов)

1 (61)

Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Ю.П. Мориц «Сто фантазий». Фантастика – особый мир созданный в воображении художника. Выразительное чтение стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, тембра голоса, темпа речи, паузы.

Комбинированный

1


Декламация стихотворения или выразительное чтение. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета).

Упражнение в восприятии произведения на слух в исполнении учителя и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного стихотворного текста.

Анализ образов, созданных в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

2 (62)

Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Обобщение целей и способов создания фантастического образа в искусстве на примере стихотворений Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». Определение темы произведения.

Комбинированный

1


Декламация или выразительное чтение стихотворения. Высказывание оценочных суждений.

Упражнение в восприятии текста.

Оценка своих эмоциональных реакций.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

3 (63)

Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Средства выразительности. Метафора как средство выразительности. Работа с метафорами в стихотворении К.Россетти «Есть у булавки голова».

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя или учеников.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Определение в тексте способов создания такого настроения: рисунок рифмы, точность, яркость, выбранных поэтом слов.

Самостоятельный поиск в тексте известных средств художественной выразительности.

4 (64)

Д.С.Самойлов «Сказка». Анализ лирического произведения. Устное словесное рисование.

Комбинированный

1


Декламация стихотворения или выразительное чтение. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета).

Упражнение в восприятии произведения на слух в исполнении учителя и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного стихотворного текста.

Анализ образов, созданных в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

5 (65)

Д.С.Самойлов «Белые стихи». Анализ лирического произведения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Работа с репродукцией картины К.П.Брюллова «Всадница».

Комбинированный

1


Декламация стихотворения или выразительное чтение. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета).

Упражнение в восприятии произведения на слух в исполнении учителя и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного стихотворного текста.

Анализ образов, созданных в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Определение настроения живописного произведения. Понимание, что хотел выразить скульптор, анализ средств изобразительного искусства.

Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства.

Участие в диалоге

6 (66)

В.Д.Берестов «Честное гусеничное». Работа с разными видами текста. Отличие художественного текста от научно-популярного. Устный рассказ.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или учеников.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Составить рассказ о превращении гусеницы как учёный.

7 (67)

Разные способы изображения действительности в литературе. Ф.Д.Кривин «Зелёные цистерны». Герой произведения. Отношение автора к герою произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

8 (68)

Разные способы изображения действительности в литературе. Ф.Д.Кривин «Жизнь на Земле», «Солнце». Обсуждение главной мысли произведения.


Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

9 (69)

Ф.Д.Кривин «Жизнь на Земле», «Зелёные цистерны». Работа с разными видами текста. Отличие художественного текста от научно-популярного. Сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

10 (70)

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. Формирование представлений о фантастической литературе. Знакомство с творчеством знаменитого фантаста Кира Булычёва.

Комбинированный

1



11 (71)

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. Кир Булычёв «Приключения Алисы» (отрывок). Выразительное чтение прозаических произведений.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

12 (72)

Кир Булычёв «Приключения Алисы» (отрывок). Анализ иллюстрации. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации.

Комбинированный

1


Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

13 (73)

Кир Булычёв «Приключения Алисы» (отрывок). Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

14 (74)

Кир Булычёв «Приключения Алисы» (отрывок). Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.


Комбинированный

1


Зачитывание частей текста, доказывающих высказанное суждение, с акцентом на выборе конкретного слова из синонимического ряда.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.


15 (75)

Кир Булычёв «Приключения Алисы» (отрывок). Составление плана текста.


Комбинированный

1


Участие в диалоге.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Составление плана текста.

Определение темы каждой части: деление текста на части.

16 (76)

Исследование проблемы доброты и человечности в произведении Кира Булычёва «Приключения Алисы» (отрывок). Монолог.


Комбинированный



Конструирование монологического высказывания (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

17 (77)

Контрольная работа по изученной главе.

Контроль и проверка знаний

1



Глава 4. КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕ ПО СЕБЕ (40 часов)

1 (78)

Нравственный выбор - нравственный поступок. Знакомство с рассказом В.П.Крапивина «Путешественники не плачут». Выразительное чтение прозаических произведений.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

2 (79)

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут». Рассмотрение проблемы нравственного выбора и деятельной доброты, способности на поступок. Монолог.

Комбинированный

1


Конструирование монологического высказывания (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

3 (80)

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут». Составление плана текста.

Комбинированный

1


Участие в диалоге.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Составление плана текста.

Определение темы каждой части: деление текста на части.

4 (81)

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

5 (82)

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут». Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.

6 (83)

Р/р. Написание аннотации к рассказу В.П.Крапивина «Путешественники не плачут».

Развитие речи

1


Создание письменного текста, отбор целесообразных выразительных средств языка, в соответствии с типом текста.

7 – 8 (84 – 85)

Внеклассное чтение. Анализ рассказа В.Ю.Драгунского « На Садовой большое движение». Антипация заголовка произведения. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

2


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или учеников.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Описание героя, его портрета, окружающей обстановки. Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

9 (86)

Л.Н.Толстой о человечности и русском человеке в рассказе «Кавказский пленник». Знакомство с произведением великого русского писателя. Выразительное чтение прозаических произведений.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

10 (87)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Определение темы текста.

Комбинированный

1


Конструирование монологического высказывания (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

11 (88)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Развитие действия (сюжетная линия текста).

Комбинированный

1


Участие в диалоге.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Конструирование монологического высказывания (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

12 – 13 (89 - 90)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Составление сопоставительной характеристики героев рассказа Жилина и Костылина.

Комбинированный

2


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

14 (91)

Образ Дины в были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

15 (92)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Обсуждение главной мысли произведения.

Комбинированный

1


Участие в диалоге.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Конструирование монологического высказывания (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

16 (93)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Анализ мастерства в изображении русского человека, национальных черт русского народа. Чтение по ролям.

Комбинированный

1


Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Чтение по ролям.

17 (94)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Составление плана текста.

Комбинированный

1


Участие в диалоге.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Составление плана текста.

Определение темы каждой части: деление текста на части.

18 (95)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.

19 (96)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Композиционные формы речи: описание (пейзаж).

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.


20 (97)

Сочинение «Почему удалось спастись Жилину».

Развитие речи

1


Создание письменного текста, отбор целесообразных выразительных средств языка, в соответствии с типом текста.

21 (98)

Уроки истории. Знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Выразительное чтение стихотворных произведений.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

22 (99)

Уроки истории. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Составление «картинного» плана текста.

Комбинированный

1


Выразительное чтение стихотворения. Оценка достоинств декламации или выразительного чтения учеников. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета). Презентация сообщения, подготовленного группой. Упражнение в восприятии и оценивании информации на слух и с опорой на изобразительный ряд.

23 (100)

Уроки истории. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Обсуждение главной мысли произведения.

Комбинированный

1


Ответы на вопросы по содержанию стихотворения, анализ образа главного героя, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Построение предположения, доказательство или опровержение высказанного суждения. Объяснение (или восприятие объяснения учителя) поэтических образов, выбора слов, используемых в произведении для выражения главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

24 (101)

Уроки истории. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Рассказ по иллюстрации к тексту (анализ иллюстрации, подбор соответствующего фрагмента, выделение опорных слов текста для анализа иллюстрации)

Комбинированный

1


Выразительное чтение стихотворения. Оценка достоинств декламации или выразительного чтения учеников. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета). Презентация сообщения, подготовленного группой. Упражнение в восприятии и оценивании информации на слух и с опорой на изобразительный ряд.

Рассказ по иллюстрации к тексту (анализ иллюстрации, подбор соответствующего фрагмента, выделение опорных слов текста для анализа иллюстрации)

25 (102)

«Война – страшнее нету слова …» Введение детей средствами искусства в события ВОв 1941 – 1945 годов. Ю.Д.Левитанский «Мальчики». Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение главной мысли произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение (или восприятие объяснения учителя) поэтических образов, выбора слов, используемых в произведении для выражения главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

26 (103)

«Война – страшнее нету слова …». Б.Ш.Окуджава «До свидания, мальчики …». Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Выразительное чтение стихотворных произведений.


Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение (или восприятие объяснения учителя) поэтических образов, выбора слов, используемых в произведении для выражения главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

27  (104)

Война – страшнее нету слова …». Работа с репродукцией картины К.А.Васильева «Тоска по Родине». Устное сочинение.(определение главной мысли произведения, определение темы и главной мысли устного высказывания, выразительные средства языка для высказывания, презентация высказывания).

Развитие речи

1


Конструирование устного сочинения: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентация устного высказывания.

28  (105)

«Война – страшнее нету слова …». В.Д.Берестов «Мужчина». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Составление характеристики героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

29 (106)

«Война – страшнее нету слова …» А.Д.Дементьев «В мае 1945 года». Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Выразительное чтение стихотворных произведений.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение (или восприятие объяснения учителя) поэтических образов, выбора слов, используемых в произведении для выражения главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

30 (107)

«Война – страшнее нету слова …». А.К.Передреев «Зачем шумит трава глухая …». Обсуждение главной мысли произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение (или восприятие объяснения учителя) поэтических образов, выбора слов, используемых в произведении для выражения главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

31 (108)

Сочинение – рассуждение «Я сберегу шинель и память сберегу».

Развитие речи

1


Создание письменного текста, отбор целесообразных выразительных средств языка, в соответствии с типом текста.

32 (109)

Внеклассное чтение. Работа над рассказом В.В.Конецкого «Петька, Джек и мальчишки». Составление характеристики главного героя.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

33 (110)

Великий труд человека по самотворению, самосозиданию. А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Определение жанра произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

34 (111)

А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Обсуждение главной мысли произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя, персонажей.

Восприятие многообразных способов выражения авторского отношения.

35 (112)

А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Композиционные формы речи: диалог героев.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.

36 (113)

А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Рассказ по иллюстрации к тексту (анализ иллюстрации, подбор соответствующего фрагмента, выделение опорных слов текста для анализа иллюстрации)

Комбинированный

1


Составление рассказа по иллюстрации к тексту (анализ иллюстрации, подбор соответствующего фрагмента, выделение опорных слов текста для анализа иллюстрации).

37 (114)

А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

38 (115)

Великий труд человека по самотворению, самосозиданию. Н.Н.Матвеева «Кораблик». Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Выразительное чтение стихотворных произведений.

Контроль и проверка знаний

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

39 (116)

Контрольная работа по изученной главе.

Контроль и проверка знаний

1



40 (117)

Выразительное чтение стихотворений о войне.

Урок - концерт

1


Декламация стихотворных произведений.

Глава 5. РОССИЯ, РОДИНА МОЯ (12 часов)

1 (118)

С чего начинается Родина? Осмысление понятия Родины и причин любви человека к ней на примере анализа стихотворения М.Л.Матусовского «С чего начинается Родина?» Выразительное чтение стихотворных произведений.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

2 (119)

С чего начинается Родина? Анализ лирического произведения К.Н. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины …». Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

3 (120)

С чего начинается Родина? Анализ лирического произведения С.Я. Маршака «Ты много ли видел на свете берёз?..». Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

4 (121)

Сочинение – миниатюра «С чего начинается Родина?»

Развитие речи

1


Создание письменного текста: определение темы своего будущего высказывания.

Определение типа высказывания, отбор целесообразных выразительных средств языка в соответствии с типом текста.

5 (122)

Образ русской земли и русского народа в сборнике рассказов Ю.И.Коваля «Чистый Дор». Знакомство с произведением. Выразительное чтение прозаического произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии текста на слух и при чтении. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников, участие в диалоге.

Анализ текста: внешность, речь и поступки персонажей, повествователь, его интонации.

Чтение вслух плавно, целыми словами.

Чтение с разной мотивацией для постепенного увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

6 (123)

Ю.И.Коваль «Чистый Дор». Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения.

Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

7 (124)

Ю.И.Коваль «Чистый Дор». Композиционные формы речи: описание (пейзаж)

Комбинированный

1


Чтение вслух плавно, целыми словами.

Чтение с разной мотивацией для постепенного увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

8 (125)

Ю.И.Коваль «Чистый Дор». Выборочный пересказ текста.

Комбинированный

1


Построение монологического высказывания для выражения своего суждения.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики самого напряжённого момента в развитии действия.

9 (126)

Работа с репродукцией картины А.А.Пластова «Сенокос». Устное сочинение (определение главной мысли произведения, определение темы и главной мысли устного высказывания, выразительные средства языка для высказывания, презентация высказывания).

Развитие речи

1


Определение настроения живописного произведения. Понимание, что хотел выразить художник, используя необычные средства изобразительного искусства

10 (127)

«Все мы люди разные, а Родина – одна …». В.А.Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья …». Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

11 (128)

«Все мы люди разные, а Родина – одна …» Е.А.Баратынский «Родина». Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Характеристика героя произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

12 (129)

«Все мы люди разные, а Родина – одна …». Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок). Средства выразительности, определение их в тексте.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя или учеников.

Оценка своих эмоциональных реакций.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Построение монологического высказывания для выражения своей мысли.

Соотнесение впечатления от прочитанного со своим жизненным опытом.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Анализ текста.

Выразительное чтение текста с обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

13 (130)

«Все мы люди разные, а Родина – одна …». Д.Б.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..». Обсуждение главной мысли произведения.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

14 (131)

«Все мы люди разные, а Родина – одна …». Анализ поэтического текста Н.М.Рубцова «Звезда полей». Средства выразительности (метафора, сравнение, эпитет), определение их в тексте.

Комбинированный

1


Упражнение в восприятии произведения на слух.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

15 (132)

Внеклассное чтение. Работа над рассказом А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героев произведения.


Комбинированный

1


Составление характеристики героя произведения.

Нахождение слов, выражений из текста, характеризующих героя произведения.

Составление текста на основе отобранных языковых средств.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

16 (133)

Внеклассное чтение. Работа над рассказом А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Выборочный пересказ текста.

Комбинированный

1


Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников, участие в диалоге.

Анализ текста: внешность, речь и поступки персонажей, повествователь, его интонации.

Чтение с разной мотивацией для постепенного увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

17 (134)

Контрольная работа по изученной главе.

Контроль и проверка знаний

1



18 (135)

Выразительное чтение стихотворных произведений о Родине.

Урок - концерт

1


Декламация стихотворных произведений.

19 (136)

Обобщение материала изученного за год. Рекомендации по выбору книг для чтения летом.

Комбинированный

1



23 (137)

Поездка в ТЮЗ г. Тулы на спектакль «Царевна-лягушка».





24 (138)

Литературная викторина


1



25 (139)

Экскурсия в парк птиц г.Калуга.





26 (140)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!