Тематическое и поурочное планирование содержания курса математики в условиях реализации ФГОС ООО с учётом использования ЦОР в рамках темы «Степень с натуральным показателем».
Каталог электронных ресурсов по теме проекта:
http://school-collection.edu.ru
http://school-assistant.ru
http://oldskola1.narod.ru
http://matematika.egepedia.ru
http://nsportal.ru
http://prezentacii.com
http://www.zada4i.ru
http://festival.1september.ru
http://math-prosto.ru
http://fcior.sstu.ru
http://www.uchmet.ru
http://www.testent.ru
http://zznay.ru
http://www.uchportal.ru
http://uchitelu.net
http://schoolcollection.marsu.ru
http://www.zavuch.info
http://metodsovet.su
http://www.rusedu.ru
http://900igr.net
Фрагменты уроков по теме «Степень с натуральным показателем», в частности с использованием ЦОР.
Урок алгебры по теме "Что такое степень с натуральным показателем", 7-й класс
Цели:
Введение понятия степени с натуральным показателем;
Развитие качеств мышления – интуиции воображения, смекалки, как элементов творческой деятельности;
Развитие интереса к изучению алгебры и навыков самостоятельной работы;
Воспитание математической культуры, речи, уважительного отношения к сверстникам.
Тип урока: Урок изучения и формирования новых знаний.
Оборудование: Урок проводится в кабинете, где имеется компьютер и проектор, т. к. основным дидактическим обеспечением урока является презентация.
План урока:
Сообщение темы и постановка цели урока – 1 мин.
Математическая разминка – 9 мин.
Объяснение нового материала – 5 мин.
Закрепление материала – 15 мин.
Проверочная работа – 10 мин.
Проверка результатов, подведение итогов урока, домашнее задание – 5 мин.
Презентация к уроку представлена в Приложении.
ХОД УРОКА
I. Постановка цели
Сообщение темы и постановка цели урока. Записать в тетрадь тему урока. (Cлайд 1).
II. Математическая разминка
1. Отгадайте ребусы. (Слайд 2)
Ответ: Показатель.
Ответ: Множитель.
2. Найдите закономерность в записи. (Слайд 3)
5· 5· 5· 5· 5· 5· 5 57
(-3) · (-3) · (-3) · (-3) · (-3) · (-3) (-3)6
8 · 8 · 8 83
(-19) · (-19) (-19)2
3. Вычислите. (Слайд 4)
23 = 2 ∙ 2 ∙ 2 = ?
34 = 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 = ?
III. Объяснение нового материала
Обратитесь к §15 учебника прочитайте его и выпишите из него определение 1 и определение 2 в тетрадь с конспектами. (Cлайд 5)
IV. Закрепление материала
Задание 1: Запишите произведение в виде степени, назовите основание и показатель степени. (Слайд 6)
1) 0,3· 0,3 · 0,3 · 0,3 · 0,3 · 0,3
2) (-ас)· (-ас)· (-ас)· (-ас)· (-ас)
3) 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5
4) (х+3) · (х+3) · (х+3) · (х+3)
Задание 2. (Cлайд 7) Вычислите:
1) 73
2) 23 – 62
3) (-4) 2+ 53
4) 17 – 112 + 103
Задание 3. Представьте данное число в виде степени какого-либо числа с показателем, отличным от 1.
1) 64
2)36
3)121
4)27
Задание 4. (Cлайд 8) Найдите х, если
1) 2х = 32
2) х 3 = 125
Задание 5. (Слайд 9) Вычислите квадрат куба числа:
1) 2
2) 4
Задание 6. Запишите в виде произведения третью степень числа 4 и найдите ее числовое значение.
43 =4 ·4 ·4=64
Задание 7. Чему равна сумма кубов чисел 5 и 3.
53 + 33 =125+27=152
Задание 8. Вычислите квадрат куба числа 2.
(23)2 =8· 8 =64
Задание 9. (Слайд 10,11). Составь слово по теме урока.
Задание 10. (Слайд 12) Покажите с помощью стрелки, равно ли значение выражения нулю, положительному числу или отрицательному числу.
(-3) 4 + (-81) | | |
(-6) 2 – 12 | | положительное число |
4 2 · (-1) 5 | | |
(-1,3) 3· 0 | | нуль |
(-5) 7 | | |
( -10) 6 | | отрицательное число |
V. Проверочная работа
Вариант 1
1. Запишите произведение в виде степени, назовите основание и показатель степени:
а) 0,2· 0,2· 0,2· 0,2;
б) а • а · а • а • а • а • а;
в) (-bс) • (-bс) • (-b с).
2. Вычислите:
а) 73;
б) 28 - 3 4;
в) • (-3)3.
Вариант 2
1. Запишите произведение в виде степени, назовите основание и показатель степени:
а) ;
б) ;
в) (х+2)· (х+2).
2. Вычислите:
а) 63;
б) (-3)5 + 43;
в)
VI. Домашнее задание. (Слайд 13)
1. Придумать ребус по теме урока или сочинить сказку про «степень»
2. А.Г.Мордкович. Учебник. Часть 1. п.15
3. А.Г.Мордкович. Задачник. Часть 2 №506,509,518.
Литература
1. А.Г.Мордкович. Учебник. Часть 1.7 класс.
2.А.Г.Мордкович. Задачник. Часть 2. 7 класс.
3. Л.А.Александрова. Алгебра. Самостоятельные работы. 7 класс.
Самостоятельная работа
"Определение степени с натуральным показателем"
Самостоятельная работа
"Таблица основных степеней"
Самостоятельная работа
"Свойства степени с натуральным показателем"
Контрольная работа
"Степень с натуральным показателем"
Фрагменты тематического планирования (Содержание, цели, познавательные УУД)
темы «Степень с натуральным показателем».
№ урока п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные термины и понятия | Знания, умения и навыки | Контроль знаний учащихся |
Глава 4. Степень с натуральным показателем и её свойства. | 6 | Цели: формирование представлений о степени с натуральным показателем, о степени с нулевым показателем; формирование умений составления таблицы основных степеней и её применение при решении заданий; овладение умением применения свойств степени с натуральным показателем при решении задач, выполнять действие умножения пи деления степеней с одинаковыми показателями; овладение навыками решения уравнений, содержащих степень с нулевым показателем. |
38 | §15. Что такое степень с натуральным показателем. | 1 | Степень с натуральным показателем, степень, основание степени, показатель степени, возведение в степень, четная степень, нечётная степень. | Знать понятия: степень, основание степени, показатель степени. Уметь: - возводить числа в степень; - заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц. | Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая. |
39 | §16. Таблица основных степеней. | 1 | Степени числа 2, степени числа 3, степени числа 5, степени числа 7, степени составных чисел. | Уметь: - пользоваться таблицей степеней при выполнении вычислений со степенями. | Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа). |
40 | §17. Свойства степени с натуральным показателем. | 1 | Свойства степеней, доказательство свойств степеней, теорема, условие, заключение. | Знать правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями, правило возведения степени в степень. Уметь осуществлять действия со степенями. | Уроки усвоения новых знаний, умений и навыков. Различные формы контроля. |
41 | §17. Свойства степени с натуральным показателем. | 1 | | Уметь применять свойства степени для упрощения числовых и алгебраических выражений. | Обучающий урок. Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая. |
42 | §18. Умножение и деление степеней с одинаковым показателем. | 1 | Степень с разными основаниями, действия со степенями одинакового показателя | Знать правила умножения и деления степени с одинаковыми показателями; как применять эти правила при вычислениях, для преобразования алгебраических выражений. Уметь определять понятия, приводить доказательства. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. |
43 | §19. Степень с нулевым показателем. | 1 | Степень с натуральным показателем, степень с нулевым показателем. | Уметь: - находить степень с натуральным показателем; - находить степень с нулевым показателем. | Индивидуальная, парная (взаимопомощь) |
Содержание, цели, познавательные УУД темы «Степень с натуральным показателем».
№ уро- ков | Раздел, тема урока | Форма урока; форма обучения | Предметные и метапредметные результаты Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД) |
38 | §15. Что такое степень с натуральным показателем. | Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая. | Ц1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: понятий; типов задач Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД |
39 | §16. Таблица основных степеней. | Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа). | Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при составлении и применении таблицы основных степеней Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач Ц4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; |
40 | §17. Свойства степени с натуральным показателем. | Уроки усвоения новых знаний, умений и навыков. Различные формы контроля. | Ц 1: Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении свойств степени с натуральным показателем Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при построении и решении учебных задач Ц4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД, оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; |
41 | §17. Свойства степени с натуральным показателем. | Обучающий урок. Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая. | Ц 1: Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении свойств степени с натуральным показателем Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при построении и решении учебных задач Ц4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД, оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; |
42 | §18. Умножение и деление степеней с одинаковым показателем. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль. | Ц 1: Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении свойств степени с натуральным показателем Ц 2: контроль усвоения знаний Ц 3: использует понятие для решения практических задач; Ц 4: работая в паре, оказывает помощь, рецензирует ответ товарища, организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; Ц 5: учащийся выбирает задачи и решает их |
43 | §19. Степень с нулевым показателем. | Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 1:составление плана и схем поиска решения задачи ….; составление предписаний …..; Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции Ц 4 (КрУУД): запись лекции; ПОУУД – построение речевых высказываний, посредством смыслового разделения текста на части и подбор заголовка к фрагменту лекции; составление плана лекции. Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
Карта изучения темы « Степень с натуральным показателем»
| Тема урока | Материал для изучения | Формируемые умения и навыки | Виды отчетности по изучаемой теме |
1 | Что такое степень с натуральным показателем | Учебник: §15, дать определение понятий: -степень; -показатель степени; -основание степени; -степень числа а с показателем степени 1; -операция возведение в степень Разобрать примеры № 1,2,3 с записью в тетради Задачник: §15, № 1 ,8 (а); 9; 10; 20-23 (а) Дополнительно:№15: 18. | Знать понятия: Степень, основание степени, показатель степени. Уметь: Возводить числа в степень; Заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц Умение находить значения сложных выражений со степенями, представлять число в виде произведения степеней. | 1.Ученик предоставляет: - записанные определения в рабочей тетради; -объясняет решения разобранных задач; - объясняет и демонстрирует решенные задания; - самостоятельно (в присутствии учителя) решает № 24; 32 |
2 | Таблица основных степеней | Учебник: §16, -составить таблицу степеней с основанием 2,3, 4 Разобрать решения приведенного примера № 2 Задачник: §16, №8; 11; 24 | Уметь: Пользоваться таблицей степеней при выполнении вычислений со степенями; Участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, подбирать аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводить примеры | 1.Ученик предоставляет: - составленную таблицу в рабочей тетради; - объясняет и демонстрирует решенные задания; - самостоятельно (в присутствии учителя) решает № 15; 18 |
3 | Свойства степени с натуральным показателем | Учебник: §17, -сформулировать и записать правила умножения степеней, деления степеней Разобрать пример №1 – 2 с записью в тетради Задачник: §17, №.3-6(а); 15-20 (а); 25 Дополнительно: №36 | Знать правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, правило возведения степени в степень. Уметь осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем Умение выводить свойства степени с натуральным показателем, применять их для упрощения выражений со степенями Знать правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями. Уметь осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем | 1.Ученик предоставляет: - записанные правила умножения степеней, деления степеней- объясняет и демонстрирует решенные задания; - самостоятельно (в присутствии учителя) решает № 7; 9-12 (г), 15-17 (б) |
4 | Свойства степени с натуральным показателем | Учебник: §17, -сформулировать и записать правила возведение степени в степень Разобрать пример №3 – 4 с записью в тетради Задачник: §17, №.31-33 (а) Дополнительно: №40; 42 | Знать правила правило возведения степени в степень. Уметь осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем Умение выводить свойства степени с натуральным показателем, применять их для упрощения выражений со степенями Знать правило возведения степени в степень. Уметь осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем | 1.Ученик предоставляет: - записанные правила умножения степеней, деления степеней, возведения степени в степень - объясняет и демонстрирует решенные задания; - самостоятельно (в присутствии учителя) решает № №37-39, 41 |
5 | Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями | Учебник: §18, -сформулировать и записать правило умножения степеней с одинаковыми показателями; - сформулировать и записать правило деления степеней с одинаковыми показателями; Разобрать пример №1 – 3 с записью в тетради Задачник: §18, № 1-15 (а); Дополнительно: №19; 20 | Знать правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями; Как применять эти правила при вычислениях, для преобразования алгебраических выражений. Умение выводить формулы произведения и частного степеней с одинаковыми показателями, применять их для упрощения вычислений со степенями. | 1.Ученик предоставляет: - записанные правила умножения деления степеней с одинаковыми показателями, - объясняет и демонстрирует решенные задания; - самостоятельно (в присутствии учителя) решает № 1-15 (г) № 21 |
6 | Степень с нулевым показателем | Учебник§19, -записать определение степени с 0-показателем; Задачник: §19,№ 1-7 (а); Дополнительно: №9; 10 | Уметь: Находить степень с натуральным показателем; Находить степень с нулевым показателем; Работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов (П) Умение аргументировано обосновать равенство а0=1(а≠0); Находить значения сложных выражений с нулевыми степенями. | 1.Ученик предоставляет: - записанное определение степени с 0- показателем; - объясняет и демонстрирует решенные задания; - самостоятельно (в присутствии учителя) решает № 1-7 (г) |
Методическая схема введение понятия «Степень с натуральным показателем»
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Математический язык помогает записывать предложения, используя более короткие записи. Как мы уже умеем короче записать сумму а+а+а+а+а+а; а+а+а+а+а+а+а+а+а+а+а; а+а+а+…+а= ______________ п слагаемых Учитель просит вычислить кубы и квадраты чисел: , , , , тем самым активизируя знания учащихся о квадрате и кубе. На доске записаны произведения одинаковых множителей 3*3*3*3= 2*2*2*2*2= **= 0,1*0,1*0,1*0,1*0,1= а*а*а*а*а*а*а= а*а*а*…*а= ______________ п множителей Что показывает число п? Если число п показывает количество множителей, то как мы его можем назвать? А как бы вы назвали множитель в произведении, который повторяется? Если появилось новое обозначение, то возникают и новые термины. И всё это (обозначения и термины) охватывается новым определением. Определением называют предложение, разъясняющее суть нового термина, нового слова, нового обозначения. Давайте попытаемся разъяснить запись Составим схему определения. | Учащиеся анализируют, вспоминают как можно записать сумму одинаковых слагаемых короче: а+а+а+а+а+а=5а; а+а+а+а+а+а+а+а+а+а+а=10а; а+а+а+…+а=n*a ______________ п слагаемых Дети называют ответ. =2*2=4. =2*2*2=8, =4*4=16, =5*5*5=125. Таким образом у них формируется понимание, что квадрат- это произведение двух одинаковых множителей, куб-произведение трёх одинаковых множителей. Учащиеся анализируют, в ходе рассуждений делают вывод, что 3*3*3*3= 2*2*2*2*2= **= 0,1*0,1*0,1*0,1*0,1= а*а*а*а*а*а*а= а*а*а*…*а= ______________ п множителей Дети обсуждают и приходят к выводу, что это число п можно назвать показателем степени.. Дети обсуждают и приходят к выводу, что это число можно назвать основанием степени. Учащиеся пытаются сами сформулировать понятие « степень с натуральным показателем. Определение: Степенью числа а с натуральным показателем п, называют произведение п одинаковых множителей, каждый из которых равен а. Учащиеся составляют схему вместе с учителем. | ПОУУД: знаково-символические действия, структурирование знаний ПЛУУД: построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, анализ задачи. КУУД: построение речевых высказываний ПОУУД: знаково-символические действия, структурирование знаний ПЛУУД: построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, анализ задачи. КУУД: построение речевых высказываний ПОУУД: знаково-символические действия, структурирование знаний ПЛУУД: построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, анализ задачи. КУУД: построение речевых высказываний ПОУУД: знаково-символические действия ПЛУУД: анализ, сравнение классификация, выбор основания и критерия для сравнения. ПОУУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания. КУУД: построение речевых высказываний ПОУУД: знаково-символические действия, Постановка и решение проблемы ПЛУУД: подведение под понятие, выведение следствий ПКУУД: планирование учебного сотрудничества, построение речевого высказывания. РУУД: планирование, контроль, коррекция |
Методическая схема доказательства свойств степени с натуральным показателем.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Вычислите: а)*= б) Что можно заметить в процессе решения задания? Предположим, что мы открыли для себя общую закономерность Попытайтесь сформулировать это утверждение. Давйте попробуем доказать наше предположение. Итак мы совершили с вами открытие, которое привело нас к теореме. Эту теорему на практике удобнее формулировать в виде правила. Давайте его сформулируем | Учащиеся решают примеры, используя определение степени и таблицу основных степеней: а)*=(2*2*2)*(2*2*2*2*2)=2*2*2*2*2*2*2*2==256, ___________ _ ____________________ ______________________________ 3 множителя 5 множителей 8 множителей б)=(3)*(3*3*3*3)=3*3*3*3*3 ==243. ___________ _ _______________ __________________ 1 множитель 4 множителя 5 множителей Дети обсуждают и приходят к выводу, что основания перемножаемых степеней одинаковые, а при умножении основание степени будет таким же, а показатели складываются. Дети самостоятельно приходят к формулировке теоремы: при умножении двух степеней с натуральным показателем с одинаковыми основаниями, основание остаётся прежним, а показатели складываются. Дети совместно с учителем доказывают утверждение и записывают в тетради доказательство. 1)=а*а*…*а __________________ п множителей 2) =а*а*…*а __________________ к множителей 3) (а*а*…*а)* (а*а*…*а)= а*а*…*а* а*а*…*а= ________________ ________________ ______________ ________________ п множител к множител п множител к множител = а*а*…*а= п+к множител Дети обсуждают и формулируют правило: при умножении двух степеней с одинаковым основанием показатели складываются. | ПОУУД: знаково-символические действия, структурирование знаний ПЛУУД: построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, анализ задачи. КУУД: построение речевых высказываний ПОУУД: знаково-символические действия. Постановка и решение проблемы. КУУД: планирования учебного сотрудничества, постановка вопроса, построение речевых высказываний ПЛУУД: построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, анализ задачи. ПОУУД: знаково-символические действия. Постановка и решение проблемы. КУУД: планирования учебного сотрудничества, постановка вопроса, построение речевых высказываний РУУД: целеполагание, ЛУУД: установление учащимися значения результатов своей деятельности РУУД: планирование, контроль, коррекция ПОУУД: знаково-символические действия, произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действий, их контроль и оценка ПЛУУД: выдвижение гипотезы, её обоснование, анализ ЛУУД: построение Я-концепции, включая самоотношение и самооценку РУУД: планирование, контроль, коррекция, оценка. КУУД: планирования учебного сотрудничества, постановка вопроса, построение речевых высказываний. |