СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический классный час. "Добро. Зло. Терпимость." для 9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на данную тему можно проводить и в классах среднего звена, и для ребят более старшего возраста. 

Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час. "Добро. Зло. Терпимость." для 9 класса.»

Классный час в 9 Б классе.

МАОУ гимназия № 6

Классный руководитель Яковенко В.В.

Тема: "Добро. Зло. Терпимость"


Цели классного часа

* Разделить в представлении учащихся понятия "добро", "зло", "терпимость"; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
* Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
* Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
* Учить задумываться о своем месте в жизни.
* Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
* Развивать умение сопереживать другим людям. Лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
* Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Подготовка к классному часу

"наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия); плакаты

ХОД классного часа

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.


Учитель

Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она "Добро. Зло. Терпимость". Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием?

Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Добро и зло - важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?

Послушайте индийскую сказку "Награда", ответьте на вопросы, затем попробуйте ее продолжить.

Чтение ученицей индийской сказки "Награда».

Вопросы:

* 1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
* 2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другим и соображениями, поступил бы он так же?
* 3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
* 4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти

того, кому за добро платили добром?

Учитель

Дайте определение словам "добро" и "зло", "добрый человек" и "злой человек", предварительно посоветовавшись с одноклассниками.

Добро - все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок , приносящий пользу. Помнить добро.

Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность, злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек - человек, обладающим мягким характером, расположенным к людям , сострадательный, сердечный.

Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Добро многогранно.

Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

* "Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?
* "В подъезд ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?

Учитель

Послушайте рассказ Марии Скребцовой "Юноша и морские звезды" и ответьте на вопросы.

Вопросы

* 1.Что побуждало юношу бросать в воду морские звезды?
* 2.Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали сегодня своими поступками? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?

Учитель

Мы с вами много внимания уделили понятиям "добро" и "зло". А что же такое "терпимость"?

( ответы детей)

Терпимость - способность мириться с кем-либо, с чем-либо. Относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение.

А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо?

( ответы детей)

Я думаю, каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие "терпимость" включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга.

В завершении нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на доске. Прочитайте их вслух поочередно.

ПРАВИЛА, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

* "Ставь интересы других людей выше собственных
* "Будь верен и надежен
* "Уважай других, уважая себя
* "Терпимо относись к другим точкам зрения
* "Воспринимай людей как равным себе
* "Учись сопереживать другим, ставя себя на их место
* "Умей прощать и не будь обидчив
* "Живи в согласии с самим собой и с другими людьми
* "Проявляй чуткость
* "Будь уверен в себе
* "Будь свободен от лжи и обмана
* "Умей контролировать свои желания и поступки
* "Упорно иди к цели, невзирая на препятствия
* "Стремись делать все как можно лучше

(Эти выражения можно написать плакатами)

Хитрый шакал

Индийские народные сказки

Однажды свирепый тигр попал в клетку. Напрасно ревел и бился страшный зверь о железные прутья – ловушка была такая крепкая, что тигр не смог погнуть в ней ни одного прута. Но случилось так, что в это время неподалеку проходил путник. Увидев его, тигр закричал:

– О добрый отец! Сжальтесь надо мной! Выпустите меня из клетки!

– Ну уж нет! – сказал путник. – Я тебя выпущу, а ты меня же и съешь!

– Что вы, что вы, добрый господин! Клянусь вам, что я никогда больше не обижу ни одного живого существа. Отныне и до конца дней своих я буду покорным рабом человека.

– Если так, – обрадовался путник, – то я тебя выпущу.

С этими словами он повернул на дверях клетки засов. Одним ударом лапы тигр распахнул дверь и оказался на свободе.

Человек не успел сделать и шага, как тигр подмял его и прорычал:

– Глупец! Сейчас я пообедаю тобой!

– Что ты! Что ты! – взмолился бедняга. – Я тебя спас от смерти, а ты меня хочешь съесть! Разве это справедливо?!

– Брось болтать о справедливости! – закричал тигр. – Никакой справедливости на земле нет!

– Нет, справедливость есть. Можешь спросить об этом кого хочешь. Каждый тебе скажет, что справедливость есть.

– Хорошо! – согласился тигр. – Спросим у первых трех встречных: если они скажут, что справедливость есть, я пощажу тебя. Но если я услышу от них, что справедливости на земле нет, – я съем тебя без всяких разговоров!

Долго бродили человек и тигр по джунглям и, наконец, увидели на ветке бананового дерева печального попугая.

– Слушай, попугай, – крикнул ему тигр. – Скажи нам, есть ли на земле справедливость?

Ответил попугай:

– Я прожил на свете сто лет. И за всю жизнь свою я не сделал никому никакого зла. А сегодня утром удав проглотил моих птенцов. Нет на земле никакой справедливости!

– Вот видишь! – оскалил клыки тигр, – справедливости нет!

– Пойдем дальше, – сказал человек. – Спросим вот у той пальмы.

Они подошли к пальме, и тигр спросил:

– Скажи, пальма, есть на земле справедливость? Ответила пальма:

– Много лет люди и звери спасались от зноя в тени моих листьев. Но сегодня на заре ко мне явился дикий кабан и подрыл мои корни. И вот теперь я обречена на гибель. Нет на земле справедливости!

– Правильно! Нет на земле справедливости! – прорычал тигр и взмахнул хвостом, готовясь прыгнуть на путника.

– Погоди! – Ты обещал спросить трех, а спросил только двух.

– Ну, хорошо, спросим вон у того шакала, что бежит нам навстречу, – согласился тигр.

Когда шакал поравнялся с ними, путник сказал ему:

– Выслушай меня и разреши наш спор. Этот тигр попал в клетку. Я услышал его страшный рев, сжалился над ним, снял с клетки засов и выпустил тигра на свободу. А сейчас он хочет меня съесть. Скажи, разве это честно и разве не существует на свете справедливость?

– Погоди, погоди, что-то я из твоего рассказа ничего не понял. Повтори мне эту историю еще раз.

– Этот тигр попался в ловушку, – начал снова рассказывать путник. – Я услышал его страшный рев, сжалился над ним и выпустил на свободу. А теперь тигр хочет меня съесть. Скажи, разве это честно, разве не существует на свете справедливость?

– Да, – промолвил задумчиво шакал, – очень запутанная история. Разобраться в ней нелегко. Значит, ты говоришь, что тигр шел мимо клетки, услышал твой рев и снял засов...

– Да нет, – перебил шакала человек. – Как раз все было наоборот: тигр ревел в клетке, а я его освободил.

– А, понимаю! – закивал головой шакал: клетка ревела в тигре, а ты спас клетку...

– Фу, какой ты непонятливый! – рассердился тигр. – Я был в клетке, а человек проходил мимо! Понял?

– Не сердитесь на меня, добрый господин, – простонал шакал. – Уж очень трудно разобраться в этом... Если бы я сам видал, как все случилось, тогда другое дело.

– Пойдем к ловушке, там ты все поймешь, – воскликнул тигр. – А если не поймешь, я съем и тебя, и его!

Человек, тигр и шакал подошли к ловушке, и тигр сказал:

– Я сидел вот в этой клетке, понимаешь? А он проходил мимо клетки. Я закричал, он услышал мой крик, снял с ловушки засов и освободил меня. Понимаешь?

– Понимаю, теперь понимаю! – обрадовался шакал. – Значит, я сидел в этой клетке, а человек услышал... Клетка сидела в ловушке, а он... Опять я говорю не то! Бедная моя голова! Должно быть, я так и не пойму этой запутанной истории.

– Нет, ты поймешь! – закричал в ярости тигр. – Я тебя заставлю понять, а потом съем. Слушай же! Смотри на меня. Я – тигр. Понял?

– Понял, господин...

– А это человек. Понял?

– Понял, господин.

– А это клетка. Понял?

– Понял, господин.

– Так вот, я, тигр, был в этой клетке, а он, человек, проходил мимо. Понял?

– Не сердитесь на меня, господин, но я не понял...

– Ну, что тебе не понятно, дурак ты этакий?!

– Я не понимаю, как вы могли попасть в эту клетку.

– Чего же ты не понимаешь, несчастный? Отвечай сейчас же!

– Мне кажется, что вы даже и не поместитесь в такой маленькой клетке. Да, да, конечно, никогда вам не поместиться в такой клетке.

Тут уж тигр потерял всякое терпение.

– Так смотри же, если не веришь! – рявкнул он и с размаху влетел в клетку. – Теперь понял, как было дело?

– Понял! – закричал шакал и захлопнул клетку на засов.

– Вот видишь, – сказал человек тигру. – А ты говорил, что на свете нет справедливости. А по-моему, раз тигр сидит в клетке – значит, на земле есть справедливость.

Рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды»
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:
- Толк есть для этой морской звезды.

  1. Почему юноша бросал в воду морских звезд? Что лежало в основе его поступка?

  2. Что бы вы ответили на слова – всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?

  3. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы сделали счастливее своими поступками? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
    ^ Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек. (Аль-Маали)

    Задание 1
    Какие положительные нравственные ценности вы могли бы назвать? Представьте, что добро – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на лучиках этого солнышка те ценности, которые включает в себя понятие добра (сострадание, доброта).
    Задание 2
    Прочтите изречение К. Пеппера о силе добра и придумайте собственное.
    ^ Сразу кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь!
    Сразу два человека стали счастливы. (К. Пеппер)
    4. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.
    След на земле
    Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в то время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.
    Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.
    Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.
     Что ты оставил по себе?  спрашивают люди.  Есть ли у тебя сын или дочь?
     Нет у меня ни сына, ни дочери,  отвечает.
     Может быть, ты посадил дуб?
     Нет, не посадил я дуба.
     Может быть, взлелеял поле?
     Нет, не взлелеял я поля.
     Ну так значит, ты песню сложил?
     Нет, и песни я не сложил.
     Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою ?  изумились люди.
    Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке  окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!  с горечью подумал человек.  Но ведь этого мало… Не так надо было жить!»
    Вопросы
    1. Чем измеряется жизнь?
    Прожитыми годами  скажите вы. Ну а если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь  никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется непрожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.
    Чем измеряется жизнь?
    Мы все умрем: людей бессмертных нет,
    И это всем известно и не ново,
    Но мы живем, чтобы оставить след 
    Дом иль тропинку, дерево иль слово. (Р. Гамзатов)
    2. В чем, по-вашему, ценность жизни?

3.Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди?
Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: зачем и для чего я живу? Что, я дал другому? Что доброго я оставлю после себя?

4.Стараетесь ли вы делать, чтото полезное и памятное для людей?
Что? Расскажите об этом.
Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Чистый родник
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес. Вода в роднике была чистой, холодной, как лед, и блестела, как стекло.
На то место, откуда вытекал родник, кто-то положил камень и высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник!»
О чем говорит надпись на камне?
Что значит  сохранить чистоту души, стоит ли стремиться сохранять ее? Что необходимо сделать, чтобы сохранить чистоту души?
Почему души детей называют чистыми? Какие качества детей могут объяснить это?
Мир детства предстает как нечто особенное. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется думать, что он когда-то был ребенком. Почему это происходит? Что особенного в мире детства? Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он еще не ведает лжи, клеветы, притворства, он чист душой.
Отражается ли стремление человека к нравственной чистоте на его внешнем облике? Приведите примеры.
9. В народе говорят: глаза  зеркало души. Как вы понимаете эту пословицу? Познакомьтесь с зарисовкой русского писателя Федора Сологуба и ответьте на вопросы.
Глаза.
Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут и смотрят, и спрашивают.
И были глазенки: серые, плутоватые  все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза:
 Что вы бегаете? Чего ищете?
Забегали глазенки, засуетились, говорят:
 Да так себе, понемножечку, полегонечку…
И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили глаза:
 Что вы смотрите? Что видите?
Скосились гляделки, закричали:
 Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!
Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.
Вопросы:

  1. Представьте души людей с глазами, глазенками, гляделками. Опишите эти души. Приходилось ли вам встречаться с людьми  обладателями глазенок, гляделок? В каких ситуациях? Чем можно помочь этим людям?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!