СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая рабочая тетрадь "Правописание союзов и их грамматических омонимов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся 9-11 классов. В тематической рабочей тетради содержится справочный материал, материал для запоминания, упражнения и тесты по теме с ответами. Источник Интернет.

Просмотр содержимого документа
«rabochaya_tetrad._pravopisanie_soyuzov_i_ih_grammaticheskih_omonimov»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ










ТЕМА 4

Правописание союзов и их грамматических омонимов




9-11 КЛАССЫ



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


ТЕМА 4

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ И ИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОМОНИМОВ


Перед выполнением упражнения 1 прочитайте Материалы для справок.

Союзы связывают однородные члены предложения, например: Дорога отлого спускалась по бугру и потом убегала в громадный хвойный лес… (Чехов); части сложных предложений (сложносочиненных), например: Вершины деревьев сливались вдали с синевой неба, и виден был только ленивый полет птиц да дрожание воздуха… (Чехов); (сложноподчиненных), например: Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван... (Лермонтов)), части текста (см., например, стихотворения Пушкина «Анчар», «Поэт»).

По составу союзы бывают простые (и, но, что, или, когда и др.) и составные (потому что, с тех пор как, благодаря тому что, оттого что и др.).

По значению союзы бывают сочинительные (соединяют однородные члены, части сложносочиненных предложений, части текста):

соединительные: и; да (= и); не только..., но и ...; как..., так и...; ни.., ни...; тоже; также;

разделительные: или (иль); либо; то..., то...; не то..., не то...;

противительные: а; но; да (= но); однако; однако же; зато;

пояснительные: или (= то есть), то есть;

подчинительные (соединяют части сложноподчиненных предложений, например: что, хотя, когда, если, с тех пор как, по мере того как и др., делятся на группы в зависимости от вида придаточных предложений, которые присоединяют к главным).


УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ I.


В каких предложениях выделенные слова являются союзами?


1) Дерсу был тоже с нами. (В.К. Арсеньев)

2) Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль будет о тебе. (А.С. Пушкин)

3) Орфографических ошибок в этой записке не было, но не было также и знаков препинания. (И.С. Тургенев)

4) После этого перехода люди очень устали, лошади тоже нуждались в отдыхе. (В.К. Арсеньев)

5) Мы выпили по стакану воды, причем старик нам кланялся в пояс. (И.С. Тургенев)

6) Этим он спас мне жизнь, рискуя ею так же, как и я. (В.К. Арсеньев)

7) Я пришел, чтобы поговорить с вами о деле. (А.П. Чехов)

8) Но зато мужики навострились быстро и живо приступать к исправительным и предохранительным мерам. (И.С. Тургенев)

9) Вот и каникулы подходят к концу, а он все при том же, при чем был и в начале своего приезда в деревню. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

10) Воспитанные веками привычки людей тоже не скоро исчезнут. (М.Горький)

11) Животное царство пустыни так же бедно, как и ее флора. (Н.М. Пржевальский)

12) Я допустил ошибку в расчете и так растерялся, что долго не мог ее обнаружить.

13) Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. (Л.Н. Толстой)

14) Селифан потянул поводья назад, чужой кучер сделал то же. (Н.В. Гоголь)

15) По тому, как шумел лес, можно было сказать, что жизнь в нем еще не замерла.

16) Никто, кажется, до сих пор не отметил, как мучился Блок всю жизнь оттого, что люди так редко бывают людьми. (К.И. Чуковский)

17) Орфографических ошибок в работе не было, но не было также знаков препинания.

18) Пение меня не увлекало, оттого что слова были не понятны.

19) Дерсу попрощался со всеми, затем кивнул мне головой и пошел. (В.К. Арсеньев)

20) Филин днем плохо видит и оттого прячется, а ночью охотится. (М.М. Пришвин)


Выделенные слова являются союзами в предложениях:________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ II.


В каких предложениях выделенные слова являются союзами?


1) Однако ж воспоминание об овощах (особенно ежели с елеем), по-видимому, подействовало на батюшку раздражительно. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

2) Он совершенно не признавал легкой музыки, зато музыку симфоническую мог слушать без конца.

3) Я поблагодарил Дерсу за то, что он вовремя столкнул меня с плота. (В.К. Арсеньев)

4) Итак, мы снова вернулись на прежнее место.

5) Самолет во что бы то ни стало нужно было вывести из тумана.

6) У тебя солидный опыт работы, причем во многих областях.

7) И одинокий человек может устроиться так, чтобы за него заступились, может оградить себя от случайностей... (М.Е. Салтыков-Щедрин)

8) Что бы ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения. (К.Г. Паустовский)

9) Днем жара невыносимая. Ночью также не было прохлады. (Н.М. Пржевальский)

10) Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, тоже подобную сказке. (М.Горький)

11) По тому полю быстро распространилась саранча.

12) Я едва удержался от того, чтобы не крикнуть, но, кажется, сильно побледнел. (А.И. Куприн)

13) Зато Мушка, маленькая собачонка с мохнатой мордой, была общей любимицей. (А.П. Чехов)

14) Из-за тумана и оттого, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом. (В.К. Арсеньев)

15) Началась анархия, то есть безначалие. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

16) Рисковать было не в обычае; жили осторожно, прижимисто, как будто боялись, что увидят – отнимут. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

17) Мы так же, как и вы, готовы к экзамену.

18) Эксперимент был проведен удачно, притом впервые.

19) Никто не огорчился, несмотря на случившееся.

20) Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками. (А.С. Пушкин)


Выделенные слова являются союзами в предложениях:________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Перед выполнением упражнения 2 внимательно рассмотрите таблицу. Используйте ее как опорный материал.


Правописание союзов


Пишутся слитно союзы, образовавшиеся из слияния частиц с местоимениями и наречиями, предлогов с местоимениями, в отличие от омонимичных частей речи

Пишутся раздельно союзы

а) Чтобы:

1) бы нельзя отбросить, переставить; 2) союз можно заменить союзом для того чтобы: Я хочу, чтобы вы больше читали;

Благодаря тому что;

ввиду того что;

вместо того чтобы;

вследствие того что;

б) тоже, также:

1) союзы синонимичны, взаимозаменяемы; 2) равны по значению союзу и; 3) же нельзя отбросить или переставить: Вы тоже должны быть на собрании (= Вы также должны быть на собрании; И вы должны быть на собрании.);

в то время как;

как будто;

оттого что;

не то..., не то...;

по мере того как;

потому что;

при этом;

с тех пор как;

так как;

так что;

то есть.

в) зато (= по значению союзу но): Приют наш мал, зато спокоен. (Лермонтов);

г) притом, причем:

1) союзы взаимозаменяемы; 2) имеют значение «к тому же», «вместе с тем»: Нам выдали новые пособия, причем (= притом, вместе с тем) предупредили, что их обязательно надо возвратить в конце года;

д) итак:

1) следовательно; 2) выступает в роли вводного слова, присоединяющего предложение, которое содержит вывод, заключение: Направление в стройотряд получено. Итак, трудовой семестр начинается.



УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ I.


В каких предложениях сочетания со скобками пишутся слитно? Ответ дайте в цифровой форме.


1) Будем жить так, что(бы) все любили нас. (М.Горький)

2) Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. (А.С. Грин)

3) В пяти верстах (от)того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост. (А.А. Фадеев)

4) (И)так, все осталось по-прежнему.

5) На дворе все так(же) сверкали звезды и сухой снег колол лоб.

6) Женщины о тяжелораненых заботились так(же) нежно, как о своих детях.

7) Снегу было мало, снежных буранов (то)же.

8) Савельев оглянулся и увидел, как Юдин, который был в одно и то(же) время бойцом и санитаром, сначала остановился, потом побежал к раненому. (К.М. Симонов)

9) (По)тому, что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово. (А.А. Фадеев)

10) Он долго объяснял, почему не смог выполнить моего поручения, (при)чем все время старался смотреть мне в глаза, а выражение глаз было у него виноватое.

11) Небо стало очищаться от туч, (за)то ветер усилился.

12) Девочка прочитала вслух стихотворение Пушкина, ее брат повторил то (же) стихотворение наизусть.

13) Я вышел на крыльцо, что(бы) освежиться.

14) Что(бы) вы мне порекомендовали прочитать?

15) Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы. (В.К. Арсеньев)

16) Это было страшно, но в то(же) время интересно.

17) И вот опять попали мы в глушь и наткнулись на закоулок. (За)то какая глушь и какой закоулок. (Н.В. Гоголь)

18) Другая есть причина, (по)чему она ждать не будет. (И.С. Тургенев)

19) А вора он (за)тем не устерег, что хлебы печь тогда сбирался. (И.А. Крылов)

20) Однажды Варюша проснулась (от)того, что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно. (К.Г. Паустовский)


Пишутся слитно сочетания со скобками: __________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ II.


В каких предложениях сочетания со скобками пишутся раздельно? Ответ дайте в цифровой форме.


1) Надо было узнать эту тайну, и (по)этому я согласился. (К.Г. Паустовский)

2) Я поблагодарил Дерсу (за)то, что он вовремя столкнул меня с плота. (В.К. Арсеньев)

3) Этим он мне спас жизнь, рискуя ею так(же), как и я. (В.К. Арсеньев)

4) Пароход приближался к пристани, (от)того настроение у всех было приподнятое.

5) (За)тем, что происходило на арене, с замиранием сердца следили все зрители.

6) Теплая небесная вода для растений то(же) самое, что для нас любовь. (М.М. Пришвин)

7) Я объяснил ему, (за)чем мне это нужно.

8) И завтра (то)же, что вчера.

9) Я хочу, что(б) к штыку приравняли перо. (В.В. Маяковский)

10) Павел исчез за дверью так(же) внезапно, как и появился. (Н.А. Островский)

11) Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. (И.А. Крылов)

12) Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

13) Кукушка хвалит петуха (за)то, что хвалит он кукушку. (И.А. Крылов)

14) В параллельном классе писали то(же) изложение, что и в нашем.

15) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр. (Н.В. Гоголь)

16) Песня над домом смолкла, (за)то над прудом соловей заводил свою. (В.Г. Короленко)

17) Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. (Н.В. Гоголь)

18) Будем жить так, что(бы) все любили нас. (М.Горький)

19) Сколько ты заплатил (за)то учебное пособие, которое показывал вчера?

20) Что(бы) Плюшкин ни находил, он все тащил к себе. (Н.В. Гоголь)


Пишутся раздельно сочетания со скобками: __________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ I.


В каких предложениях допущена орфографическая ошибка?


1) Наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато оживает мир насекомых. (Н.М. Пржевальский)

2) Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, как буд-то звали с собой. (А.П. Чехов)

3) Он говорил тоже, о чем писали в газетах.

4) Незнакомец свернул за то старое здание, что стояло на углу улицы.

5) Также, как и вчера, на площади шумели, суетились разгоряченные люди.

6) Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот поскакавших лошадей. (Л.Н. Толстой)

7) Акулина ничего не понимает, чтобы ей ни говорили. (И.С. Тургенев)

8) Моряки тоже упали в траву и стали отстреливаться последними патронами. (Л.С. Соболев)

9) В комнате было также темно, как в степи ночью. (М.Горький)

10) Марьяна улыбалась редко, за то улыбка ее всегда поражала.

11) Я уже был готов к походу и поэтому пошел к опушке посмотреть на распустившиеся кусты черемухи. (А.П. Гайдар)

12) При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и оттого с осины слетела глухарка. (М.М. Пришвин)

13) Итак, приступим к изучению новой темы.

14) Егор Митрич был простодушнейшим и кротким существом, с золотым сердцем, и при том лихим, знающим свое дело до тонкостей боцманом. (К.М. Станюкович)

15) Мне вздумалось подойти посмотреть, где стояли наши вещи, и при том нужно было договориться насчет машины.

16) То же выражение появилось на его лице.

17) Я стоял так долго и так напряженно молчал, что мой собеседник забеспокоился.

18) Вася во чтобы то ни стало хотел рассказать брату о происшедшем.

19) Молчаливый и раньше, с годами он совсем перестал разговаривать. За то много думал. (С.А. Воронин)

20) Артемке было приятно и в то же время неловко, что девушки возятся с ним. (И.Д. Василенко)


Орфографическая ошибка допущена в предложениях: __________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ II.


В каких предложениях допущена орфографическая ошибка?


1) Да ведь и черта то же никто не видел, а разве кто о нем скажет доброе слово? (В.С Пикуль)

2) Что бы ни рассказывал, он умел передать по-своему.

3) Теперь грустная улыбка Маруси стала мне почти также дорога, как улыбка сестры. (В.Г. Короленко)

4) Более благородного друга, я думаю, и на свете не было. Учился он также очень хорошо. (И.С. Тургенев)

5) На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно и что он об опасности себе никогда не думает. (Л.Н. Толстой)

6) Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса так же изумил меня. (И.С. Тургенев)

7) Денег ни гроша, зато слава хороша. (Пословица)

8) Отец писал мало и все одно и тоже. (А.П. Гайдар)

9) Она вытирала слезы варежкой, но они все равно набегали и замерзали, и отэтого колко и больно глазам. (К.Г. Паустовский)

10) Нам выдали новые пособия, при чем предупредили, что их следует возвратить в конце года.

11) За чем пойдешь, то и найдешь. (Пословица)

12) При том упорстве, которое проявил мастер, работа была выполнена в срок.

13) Мы итак, без приглашения, собрались к вам в гости.

14) Он вернулся через два часа и услышал те же слова, при чем на него странно посмотрели.

15) И так каждый раз: время обеда, а дома никого нет.

16) Накануне свадьбы Верочка была очень грустна, и он так же упал духом.

17) Кто-то бежал, тяжело дыша, и при этом задевал кусты малины.

18) Стоит внимательно прочесть статью, чтобы понять позицию автора.

19) Вы много работали, по тому так и устали.

20) Также как в обыкновенном театре, шел несмолкаемый говор. (И.Д. Василенко)


Орфографическая ошибка допущена в предложениях: __________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ I.


Впишите слова, раскрыв скобки. В качестве опорных материалов используйте таблицу.


1) По голосу его, (по)тому, как он вдыхал запах лесной воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только (по)тому, что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах. (К.Г. Паустовский)

2) Не ясно ли, что все это без злорадства делалось, что (при)этом главный расчет совсем не в том состоял, что(бы) причинить Сеньке мучительную боль, а в том, что(б) посмотреть, какую Сенька уморительную рожу скорчит, как он напыжится... (М.Е. Салтыков-Щедрин)

3) Как ни колюч морозец, он то(же) приятен. Не за(то) ли все мы любим зиму, что она так(же), как и весна, наполняет грудь волнующим чувством.

4) Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что(бы) такое было в голове ее мужа, о чем(бы) ей нельзя было знать. (А.С. Пушкин)

5) Точно так(же), как вчера, мы вместе с хозяевами до самого обеда осматривали остальную часть сада, осмотрели так(же) оранжереи и теплицы. (С.Т. Аксаков)

6) (По)тому, как завывал ветер, ясно было, что будет буря. (По)тому мы заблаговременно закрыли все окна ставнями.

7) Коттедж, в котором мы остановились, был точно так(же) прибран к приезду отдыхающих. За(то) я заметил, что картины, которые мне так понравились в первый наш приезд, показались мне не так хороши.

8) Точно так(же) рыцарь грозно смотрел из-за забрала своего шлема с картины, висевшей в той комнате, где мы спали. На другой картине так(же) лежали виноградные кисти в корзине, разрезанный арбуз с черными семечками на блюде и то(же) наливное яблоко на тарелке. (С.Т. Аксаков)

9) (По)том я поблагодарил Дерсу за(то), что он вовремя столкнул меня с плота. Этим он спас мне жизнь, но ею рисковал так(же), как и я. (В.К. Арсеньев)

10) (По)тому, как он [Дерсу] отнесся к моим словам, видно было, что он не считал это проявлением геройства. За(то) я был ему искренне благодарен. (В.К. Арсеньев)

11) Мне стало грустно и досадно не по(тому), что гунны вымерли, а (от)того, что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне. (М.Горький)

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ II.


Впишите слова, раскрыв скобки. В качестве опорных материалов используйте таблицу.


1) Случается, правда, что вы прочтете маленькое стихотворение в три-четыре куплета и тотчас же забудете его, как забываете докуренную сигару; но за(то) это стихотворение подействовало на вашу нервную систему почти так(же), как сигара. (Д.И. Писарев)

2) Грустные мысли бродили у меня в голове. Отец был так(же) печален. Ему так(же), как и мне, жалко было покидать Багрово. (С.Т. Аксаков)

3) Снегу было мало, снежных буранов то(же), а (по)тому мало шло по реке льдин и так называемого сала, (то)есть снега, пропитанного водою. (С.Т. Аксаков)

4) Все уже уснуло в селе. Один только месяц все так(же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так(же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н.В. Гоголь)

5) К вечеру мы заторопились домой, (по)тому что надо было завтра встать пораньше, что(бы) повторить то(же) путешествие.

6) Нужно подняться до зари, что(бы) первыми добраться до заветных ягодных местечек. Когда наступал день сбора, я непременно отправлялся в лес, что(бы) ни отвлекало меня.

7) Ребята ловко собирали в корзинки, лукошки землянику и клубнику, я то(же) не отставал. Нагибался к земле и бегал я так(же) проворно, как и самые шустрые ягодники, и скоро мое большое лукошко было так(же) полно, как и у ребят.

8) «Палач» любил бить и (при)том бил почти всегда без причины, (то)есть подстерегал первого попавшегося мальчугана и с наслаждением тузил его, допуская (при)этом пытку и калеченье. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

9) Ветерок осторожно шевельнул листья деревьев и то(же) притих, словно так(же), как люди, он вдруг почувствовал торжественность минуты.

10) Относись к людям так(же), как хотел бы, что(бы) они относились к тебе.

11) (По)тому тракту проехать было невозможно, и (по)тому мы решили ехать в объезд.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ I.


Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы и дефис, где следует. Проставьте недостающие знаки препинания.


1. Арбузов стоял в той обычной позе про(ф,фф)е(с,сс)иональных атлетов в которой они сн_маются всегда на фотографиях то(есть) со скреще_ыми на груди руками и со втянутым в грудь подбородком. (А.И. Куприн)

2. Травка которой зар_сло все село то(же) как и ветви была(бы) соверше(н,нн)о зеленая если(бы) старые липы р_стущие в ограде не нач_ли ронять пожелтевшие листья. (В.А. Солоухин)

3. (Н_)кто каже_ся до сих пор (н_)отметил как мучился Блок всю жизнь (от)того, что люди так редко бывают людьми. (К.И. Чуковский)

4. Вспомнилось ему так(же) как он убеждал самого себя что должна когда(нибудь) окончи_ся и эта ноч_ и эта погода. (А.И. Куприн)

5. Наступ_т время действовать; хотя если судить (по)тому что произошло до сих пор время это едва(ли) когда наступ_т. (И.С. Тургенев)

6. Шутиков стал было отказ_ваться но Прошка так огорчился (и)так просил уважить его что Шутиков, (на)конец, принял подарок. (К.М. Станюкович)

7. Здороваясь и прощаясь она [Анна Георгиевна] (по)долгу задерж_вала его руку в своей мягкой, изнеже_ой и (в)то(же) время крепкой руке. (А.И. Куприн)

8. Нельзя представить себе что(бы) читатель смеялся над ф_льетоном от первой до последней строчки. (М.Е. Кольцов)

9. Вид_т сам что он к делу (н_)приготовле_, на выдумки (н_)горазд, да (при)том и ленив и что следовательно что(бы) он (н_)предпринял (н_)чего у него (н_)выйдет. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

10. (Не)которые историки говорят что стоило Наполеону дать свою (не)тронутую старую гвардию для того что(бы) сражение было выигра_о. Говорить о том что(бы) было если(бы) Наполеон дал свою гвардию все р_вно что говорить о том что(бы) было если(бы) осенью сделалась весна. (Л.Н. Толстой)

УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ II.


Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы и дефис, где следует. Проставьте недостающие знаки препинания.


1) У стен между коло_нами ра_мещались кровати и около каждой по шкафчику соверше_о так(же) как это заведе_о в больницах и пансионах. (А.И. Куприн)

2) Я (не)столько компетентен в вопросах педагогики что(бы) позволить себе вторга_ся с моими мнениями (по)этому поводу в среду спец_алистов... (М.Горький)

3) Он и сам (н_)понимал (за)чем наговорил Маше столько резких, обидных слов (по)чему (н_)_держался.

4) Комета Галлея и какая(то) другая комета с ядовитым хвостом (то)же вдохновили Блока (по)тому что и они были «гибельны». (К. Чуковский)

5) Ясно что у человека от страха за любимую жен_щину (на)миг помутилось сознание (от)чего конечно Зинаиде Алексеевне не было легче. (Н.Е. Вирта)

6) Я молчал, (по)тому что созн_вал батюшкину правду как она (н_)была для меня обидна. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

7) В художестве_ой литературе фантазия выдумка интуиц_я так(же) играют реша_щую роль. (М.Горький)

8) Он вернулся через два часа и получил тот(же) ответ (при)чем лакей как(то) стра(н,нн)о косо посмотрел на него. (И.С. Тургенев)

9) Перед нами с одной стороны рас_т_лалось море с другой стороны лежал (н_)большой клоч_к земли за которым стлалось все то(же) бе_граничное море. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

10) В доме у нас его р_шительно все как(то) особе_о жаловали. Папенька любил (за)то что он был словоохотлив, повадлив и пр_красно читал в церкви апостола; маменька – (за)то что он без ра_говоров накид_вал на четверть ржи лишний гриве_ник и лишнюю копейку на фунт суше_ых грибов; горничные девушки – (за)то что у него для каждой был или подароч_к или ласковое слово. (По)этому когда нае_жал Дерунов то все лица просветлялись. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ I.


Выполните тестовые задания.


6.1. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

(От)чего бы и не съесть этот суп, если он вкусный.


1) Отчего – здесь это союз, пишется слитно.

2) От чего – здесь это союз, пишется раздельно.

3) Отчего – здесь это местоименное наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) От чего – здесь это предлог от с местоимением чего, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.2. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Геннадий надолго уехал из дома, (по)этому и написал записку.


1) Поэтому – здесь это союз, пишется слитно.

2) По этому – здесь это союз, пишется раздельно.

3) Поэтому – здесь это местоименное наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) По этому – здесь это предлог по с местоимением этому, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.3. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать, Галина то(же) молчала.


1) Тоже – всегда пишется слитно.

2) То же – всегда пишется раздельно.

3) Тоже – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

4) То же – здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.4. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Его не было дома, (по)чему я и оставил записку.


1) Почему – здесь это союз, пишется слитно.

2) По чему – всегда пишется раздельно.

3) Почему – здесь это местоименное наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) По чему – здесь это предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.5. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

У него большой опыт, (при)чем в области создания новых компьютерных программ.


1) Причем – здесь это местоименное наречие с приставкой, пишется слитно.

2) Причем – здесь это союз, пишется слитно.

3) При чем – здесь это местоимение чем с предлогом при, пишется раздельно.

4) При чем – всегда пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.6. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Дерсу попрощался со всеми, (за)тем кивнул мне головой и пошел.


1) Затем – здесь это союз, пишется слитно.

2) Затем – здесь это местоименное наречие с приставкой, пишется слитно.

3) За тем – всегда пишется раздельно.

4) За тем – здесь это указательное местоимение тем с предлогом за, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.7. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

О людях надо судить (по)тому, сколько и как они в жизни сделали.


1) Потому – здесь это местоименное наречие с приставкой, пишется слитно.

2) Потому – здесь это союз, пишется слитно.

3) По тому – всегда пишется раздельно.

4) По тому – здесь это указательное местоимение с предлогом по, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.8. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру.


1) Также – всегда пишется слитно.

2) Также – здесь это союз, пишется слитно.

3) Так же – всегда пишется раздельно.

4) Так же – здесь это местоименное наречие так с частицей же, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.9. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

(При)том же доме находился большой сад.


1) Притом – всегда пишется слитно.

2) Притом – здесь это союз, пишется слитно.

3) При том – здесь это указательное местоимение с предлогом при, пишется раздельно.

4) При том – здесь это союз, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.10. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

(По)мере того как мы продвигались, река становилась все полноводнее.


1) Помере (того как) – здесь это наречие, пишется слитно.

2) Помере (того как) здесь это союз, пишется слитно.

3) По мере (того как) здесь это существительное с предлогом, пишется раздельно.

4) По мере (того как) – здесь это союз, пишется раздельно.

__________________________________________________________________



задания

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10

Ответ













УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ II.


Выполните тестовые задания.


6.1. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

(От)того здания вам нужно свернуть налево и пойти вдоль шоссе.


1) Оттого – здесь это союз, пишется слитно.

2) От того – всегда пишется раздельно.

3) Оттого – здесь это местоименное наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) От того – здесь это предлог от с местоимением того, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.2. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

(По)тому берегу реки медленно двигалась сельскохозяйственная техника.


1) Потому – здесь это союз, пишется слитно.

2) По тому – всегда пишется раздельно.

3) Потому – здесь это местоименное наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) По тому – здесь это предлог по с местоимением тому, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.3. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

(От)того я присмирел, что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.


1) Оттого – это союз, всегда пишется слитно.

2) От того – всегда пишется раздельно.

3) Оттого – здесь это местоименное наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) От того – здесь это предлог от с местоимением того, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.4. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Ребенок взял в руки другую веревочку и потянул ее, от(чего) тут же раздался сильный хлопок и вся комната оказалась засыпанной разноцветными бумажками.


1) Отчего – здесь это союз, пишется слитно.

2) От чего – всегда пишется раздельно.

3) Отчего – здесь это местоименное наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) От чего – здесь это предлог от с местоимением чего, поэтому пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Повысилось качество продукции, при(том) себестоимость ее осталась прежней.


1) Притом – здесь это местоименное наречие с приставкой, пишется слитно.

2) Притом – здесь это союз, пишется слитно.

3) При том – здесь это указательное местоимение с предлогом при, пишется раздельно.

4) При том – всегда пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.6. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Непонятно, (по)чему его до сих пор нет.


1) Почему здесь это союз, пишется слитно.

2) Почему – здесь это относительное наречие с приставкой, пишется слитно.

3) По чему – всегда пишется раздельно.

4) По чему – здесь это местоимение чему с предлогом по, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.7. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

В школьном саду росли фруктовые деревья, (за)то много было сирени и цветов.


1) Зато – всегда пишется слитно.

2) Зато – здесь это сочинительный союз, пишется слитно.

3) За то – всегда пишется раздельно.

4) За то – здесь это указательное местоимение то с предлогом за, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.8. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Мягкий и душевный человек может быть в (то)же время требователен и строг.


1) Тоже – здесь это союз, пишется слитно.

2) Тоже – здесь это наречие, пишется слитно.

3) То же – всегда пишется раздельно.

4) То же – здесь это указательное местоимение с частицей, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.9. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Я едва удержался от того, (что)бы не вскрикнуть от неожиданности.


1) Чтобы – всегда пишется слитно.

2) Чтобы – здесь это союз, пишется слитно.

3) Что бы – всегда пишется раздельно.

4) Что бы – здесь это относительное местоимение с частицей, пишется раздельно.

__________________________________________________________________


6.10. Укажите верное написание выделенного слова и дайте его объяснение.

Все принялись за работу, в нашей палатке (так)же все были заняты.


1) Также – здесь это наречие, пишется слитно.

2) Также – здесь это сочинительный союз, пишется слитно.

3) Так же – здесь это наречие с частицей, пишется раздельно.

4) Так же – всегда пишется раздельно.

__________________________________________________________________



задания

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10

Ответ













УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ I.


Выполните тестовые задания.


7.1. В каком предложении (за)то не является союзом и пишется раздельно?


1) Подъем на гору тяжелый, (за)то вид открывается необыкновенный.

2) Приют наш мал, (за)то спокоен.

3) Зайчонок неожиданно промелькнул и спрятался (за)то дерево.

4) Он охотно давал читать книги, никогда не требуя их назад, (за)то никогда не возвращал хозяину книги, им занятой.

__________________________________________________________________


7.2. В каком предложении (за)то является союзом и пишется слитно?


1) Мы горячо защищали одного способного спортсмена, правда, (за)то нам и доставалось.

2) Помните, что надо браться (за)то, что сможешь выполнить.

3) Я благодарен вам (за)то, что вы мне сделали.

4) Мы долго и напряженно работали всю эту неделю, (за)то и закончили вовремя.

__________________________________________________________________


7.3. В каком предложении что(бы, б) не является союзом и пишется раздельно?


1) Что(бы) такое прочитать – интересное, полезное, захватывающее?

2) Нужно много читать, что(бы) быть образованным человеком.

3) Одной достаточно ошибки, что(б) пал в осколках целый рай.

4) Я забежал к вам на несколько минут, что(бы) пригласить на свой юбилей.

__________________________________________________________________


7.4. В каком предложении что(бы, б) не является союзом и пишется раздельно?


1) Я пошел наверх, что(бы) осмотреться и разложить дорожные вещи.

2) Мне хочется, что(бы) вы побольше читали книг.

3) Стеклянная дверь на балкон была заперта, что(бы) из сада не пахло жаром.

4) Мне надо подумать о том, что(бы) я хотел пожелать выпускникам школы.

__________________________________________________________________


7.5. В каком предложении так(же) не является союзом и пишется раздельно?


1) Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса так(же) изумил меня.

2) Истина необходима человеку так(же), как слепому надежный поводырь.

3) Днем в комнатах душно и жарко, ночью так(же) не хватает прохлады.

4) Мне нравится тишина ночи, звуки раннего утра мне так(же) милы.

__________________________________________________________________


7.6. В каком предложении так(же) является союзом и пишется слитно?


1) Был он известен так(же) и своими глубокими познаниями в области астрономии.

2) Чужая радость так(же), как своя, томит ее и вон из сердца рвется.

3) Молод тот, кто чувствует себя вечером так(же), как и утром.

4) Путешественники продолжали идти вперед все так(же) осторожно, как и раньше.

__________________________________________________________________


7.7. В каком предложении то(же) является союзом и пишется слитно?


1) Теплая небесная вода для растений то(же) самое, что для нас любовь.

2) Луна хмурая, точно больная; звезды то(же) нахмурились.

3) Нужно обогащаться знаниями и в то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями.

4) То(же) выражение готовности к решительным действиям появилось на его лице.

__________________________________________________________________


7.8. В каком предложении то(же) является союзом и пишется слитно?


1) Конечно, нужно стремиться к успеху в жизни и в то(же) самое время учиться быть благородным по отношению к окружающим людям.

2) Это было очень страшно, но в то(же) время необычайно интригующе.

3) Молодая яблонька то(же) была в цвету, как и весь сад.

4) То(же) слово, да не так бы молвить.

__________________________________________________________________


задания

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

7.7.

7.8.

Ответ











УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ II.


Выполните тестовые задания.


7.1. В каком предложении (за)то не является союзом и пишется раздельно?


1) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, (за)то компьютерными играми увлекался всерьез.

2) Мы должны быть благодарны близким людям (за)то, что они принимают нас такими, какие мы есть.

3) Сад отцветал, осыпался, но (за)то продолжал буйно густеть и темнеть.

4) В саду не было фруктовых деревьев, (за)то росло много сирени и цветов.

__________________________________________________________________


7.2. В каком предложении что(бы, б) не является союзом и пишется раздельно?


1) Я рожден, что(б) целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

2) Мне хотелось самому догадаться, что(бы) посоветовали родители в такой ситуации.

3) Я очень прошу, что(бы) вы посоветовали мне, как поступить в подобной ситуации.

4) Чувствуя тяжесть во всем теле, Евгений напрягал силы, что(бы) отогнать от себя дурные мысли.

__________________________________________________________________


7.3. В каком предложении что(бы, б) является союзом и пишется слитно?


1) Что(бы) он ни предлагал, к нему все равно люди относились с опаской и недоверием.

2) Мы долго раздумывали над тем, что(бы) еще купить ребенку.

3) Он никогда не говорил о товарищах такого, что(бы) могло навредить им.

4) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

__________________________________________________________________


7.4. В каком предложении что(бы, б) является союзом и пишется слитно?


1) Что(бы) еще интересного придумать для викторины?

2) Что(б) чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.

3) Что(бы) вы порекомендовали мне почитать?

4) Что(бы) Багрицкий ни читал, его нельзя было слушать без волнения.

__________________________________________________________________


7.5. В каком предложении так(же) является союзом и пишется слитно?


1) Павел исчез за дверью так(же) внезапно, как и появился.

2) В школе я любил астрономию, интересовала меня так(же) и физика.

3) Так(же), как и вчера, с утра моросил дождь.

4) Меня так(же) мало радует твой выигрыш, как огорчает проигрыш.

__________________________________________________________________


7.6. В каком предложении то(же) не является союзом и пишется раздельно?


1) Ветерок то(же) притих, словно, как и люди почувствовал торжественность мгновения.

2) Люди сильно проголодались, лошади то(же) нуждались в отдыхе.

3) Он молчал, все смотрели на него то(же) молча.

4) И завтра будет то(же), что вчера.

__________________________________________________________________


7.7. В каком предложении то(же) не является союзом и пишется раздельно?


1) Снега было очень мало, снежных буранов то(же).

2) Бабушка каждый день рассказывала детям сказки и описывала свою жизнь, то(же) подобную сказке.

3) Константин утверждал, что поездка на Урал возродила в нем жизненные силы, его друг говорил то(же) самое.

4) Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча.

__________________________________________________________________


7.8. В каком предложении то(же) не является союзом и пишется раздельно?


1) Мы то(же) идем на премьеру спектакля в наш драматический театр.

2) День то(же) не радовал, и днем было темно от туч.

3) Вы едете в деревню? Я то(же) думаю поехать туда.

4) Я сочинял письмо и в то(же) время прислушивался к разговору родителей.

__________________________________________________________________


задания

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

7.7.

7.8.

Ответ











УПРАЖНЕНИЕ 8.


РАБОТАЕМ СО СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ.


ВАРИАНТ I.


Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Проставьте недостающие знаки препинания.


Бывает в душе (как)буд(то) метель, мысли летят летят и (н_)как (н_)одну (н_)поймаешь и в то(же) время нет (н_)малейшей тоски и вся эта метель мыслей в душе совершае_ся как(бы) при солнечном свете. Из этого внутре(н,нн)его мира где (н_)как (н_)возможно поймать мысль что(бы) ею заня_ся я выглядываю (на)конец в мир внешний и вижу что там то(же) при полном солнечном свете по серебр_(н,нн)ому насту то(же) перебегают струйки поземки – метелицы. (Н_)обычно прекрасным каже_ся мир когда он соответстве(н,нн)о продолжает и бе_конечно ра_ширяет и усиливает мир внутре(н,нн)ий. Я узнаю сейчас весну света по теням: дорога моя пр_мята санями правая сторона ее – голубая тень левая – (ярко)серебр_(н,нн)ая. Сам(же) идешь по санному углублению и каже_ся тебе что так можешь идти бе_конечно.

(М.М. Пришвин)

УПРАЖНЕНИЕ 8.


РАБОТАЕМ СО СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ.


ВАРИАНТ II.


Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Проставьте недостающие знаки препинания.


Он(бы) [Захар] (не)задумался сг_реть или ум_реть за него [Обломова] (не)сч_тая это подвигом достойным удивления или каких(нибудь) наград. Он смотрел на это, как на естестве(н,нн)ое, иначе быть (не)могущее дело, или лучше сказать (н_)как (н_)смотрел, а поступал так, без всяких умозрений.

Захар умер(бы) (в)место барина считая это своим (не)избежным и природным долгом и даже (н_)считая (н_)чем, а просто бросился(бы) (на)смерть, точно так(же) как собака которая при встрече со зверем в лесу бросае_ся на него (н_)рассуждая (от)чего должна броси_ся она а не ее господин.

Но за(то) если(б) понадобилось (на)пример просидеть всю ночь подле постели барина (не)смыкая глаз и (от)этого(бы) завис_ло здоровье или даже жизнь барина Захар (не)пр_менно(бы) заснул.

Наружно он не выказывал (н_)только подобострастия к барину но даже был грубоват фамильярен в отношени_ с ним сердился на него, не шутя, за всякую мелоч_ и даже как сказано злословил его у ворот; но все(таки) этим только на время засл_нялось, а отнюдь (н_)ум_лялось кровное, родстве(н,нн)ое чувство преда(н,нн)ости его не к Илье Ильичу собстве(н,нн)о, а ко всему что носит имя Обломова что близко мило дорого ему.

(По И.А. Гончарову)


Ответы


Упражнение 1. Вариант I.

Выделенные слова являются союзами в предложениях: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 13, 16, 17, 18.


Упражнение 1. Вариант II.

Выделенные слова являются союзами в предложениях: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 20.


Упражнение 2. Вариант I.

Пишутся слитно сочетания со скобками: 1, 4, 7, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 19, 20.


Упражнение 2. Вариант II.

Пишутся раздельно сочетания со скобками: 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 19, 20.


Упражнение 3. Вариант I.

Орфографическая ошибка допущена в предложениях: 2, 3, 5, 7, 9, 10, 14, 15, 18, 19.


Упражнение 3. Вариант II.

Орфографическая ошибка допущена в предложениях: 1, 3, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 19, 20.


Упражнение 6. Вариант I.


задания

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10

Ответ

3

3

3

3

2

2

4

4

3

4


Упражнение 6. Вариант II.


задания

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10

Ответ

4

4

3

3

2

2

2

4

2

2


Упражнение 7. Вариант I.


задания

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

7.7.

7.8.

Ответ

3

4

1

4

2

1

2

3


Упражнение 7. Вариант II.


задания

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

7.7.

7.8.

Ответ

2

2

4

2

2

4

3

4





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!