СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая линейка «Конфликты. Как их избежать…»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

в начале года проводили в колледже тематические линейки. это материал для её проведения

Просмотр содержимого документа
«Тематическая линейка «Конфликты. Как их избежать…»»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ШҚО Білім басқармасы

Управление образования ВКО

«Көпсалалы технология колледжі» КММ

КГУ «Многопрофильный технологический колледж»













Тематическая линейка
«Конфликты. Как их избежать…»

разработала: Макарова В..



























г. Семей 2013

Конфликтология  относительно молодая наука

В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в.
Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности. Проблема соотношения  противоречия, борьбы и конфликта в трудах мыслителей древнего. Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

     Формирование конфликтологических идей

   Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.  

«В сражениях побеждают те, кто скорбит войну,  учил древний китайский философ Лао-цзы (579499 до н. э.),  главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.»
 По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
 Война  отец всех вещей, а мир  их мать...

 Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некой ненависти.

Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.

 СПОР - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения. В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

     Противоречие - основа конфликта

   Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

 Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. . Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

 ПРОТИВОРЕЧИЯ - это рассогласования:

  •  знаний, умений, способностей;

  •  взглядов, убеждений;

  •  понимания, интерпретации информации;

  •  оценок, самооценок;

  •  мотивов, потребностей, ценностных ориентации людей;

  •  ожиданий и позиций;

  •  целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности;

  •  эмоциональных и психических состояний.  

      Таким образом, категория противоречия связана с изучением источника всякого движения, изменения и развития, который современная диалектика видит в сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.
 Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер взаимоотношений его противоположных сторон.
 Борьба  одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса.

  Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт.    

   КОНФЛИКТ  -  это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

Конфликты бывают различными - межличностные, семейные, деловые, производственные, и т.д.

 Внутриличностный  конфликт

  Носитель внутриличностного конфликта  отдельная личность.
 Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

 Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации.

 Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

 В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.

 По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например:

  •  противоречие потребностей;

  •  противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой;

  •  противоречие между различными ролями индивида;

  •  трудность выбора между различными вариантами поведения.

                                                       Межличностный   конфликт

   Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта.
Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д.

 Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д.

 Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах.

 Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Чтобы понять природу и причины конфликтов, рассмотрим пример из реальной жизни — студенческо-педагогический конфликт.

Необходимым условием эффективной социализации во время обучения является наличие обратной связи. Речь идет о взаимопонимании, т.е. о понимании другого человека, взаимоотношений на разных уровнях взаимодействия: «педагог — студент», «студент — студент» и прочие связи. Взаимопонимание между педагогом и студентом рассматривают как состояние внутреннего согласия, который имеет определенные особенности, обусловленные характером и условиями учебной деятельности.

Процесс адаптации студентов может сопровождаться конфликтами, которые зачастую провоцируют негативные эмоции и влияют на учебную деятельность студента. Если конфликт между преподавателем и студентом не прекращается, у студента может возникнуть внутренняя неприязнь как к личности преподавателя, так и учебной дисциплины, которую он преподает. Но решение конфликта зависит от обеих сторон, нельзя ответственность за осложнения спора возлагать только на преподавателя, мотивируя это тем, что педагог обязан своей профессиональной этикой, имеет больший опыт, умнее и т.д... Те педагогические конфликты (часто это были лишь споры и разногласия), которые я наблюдала, конечный результат имели и положительный, и отрицательный, то есть, это были конструктивные и деконструктивные конфликтные ситуации. Причины таких конфликтов различны — неприятие противоположных мнений участниками коммуникации, неспособность смириться с мнением другого и признать свои убеждения ложными, попытки закрепить за собой статус лидера, привлечь внимание, похвастаться, удовлетворить свои амбиции и т.п...

В общем, среди конфликтов, возникающих между учителем и студентом, можно выделить: конфликты, возникающие по успеваемости студента, выполнения им вне учебных задач, конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения правил поведения студентом, конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений преподавателя и студента. Такую классификацию дает Рыбакова М. (Конфликт и взаимодействие в Педагогический процессе). Особенность таких конфликтов в том, что участники имеют разный социальный статус, разницу в жизненном опыте, присутствие других участников конфликта (если он возник во время пары).

Учитель должен уметь слушать и слышать студента, не перебивать его, дать ему возможность высказаться. Подобное следует ожидать и от студента, если он осознает конфликт и является воспитанной личностью.

Основное условие решения педагогического конфликта — искреннее и откровенное общение обеих сторон конфликтной ситуации. При решении конфликта оба участника не должны делать преждевременных выводов, анализировать и стараться понять противоположные мнения собеседника, избегать взаимных обвинений, постараться представить себя на месте другого человека, не доводить конфликт до крайностей.

Моя позиция в любых конфликтах такова: бороться с ветряными мельницами бесполезно, если человек мудрый, то впоследствии поймет свою ошибку и признает ее.

Конечно, преподаватель в конфликтной ситуации более ответственный, чем студент, но оба должны соблюдать правила профессионального общения, этики коммуникации и взаимоотношений. Основной совет — быть настроенным на положительное решение, избегать разговоров на повышенных тонах и не оскорблять личность, честь и достоинство человека.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;

  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

  • приводит к объединению единомышленников;

  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

  • способствует расстановке приоритетов;

  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

  • препятствует быстрому осуществлению перемен;

  • приводит к потере поддержки;

  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению.

Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом

  1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.

  2. Доброжелательное, уважительное отношение.

  3.  Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.

  4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.

  5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.

  6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.

  7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.

  8. Обращение к фактам.

  9. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).

  10. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.

  11. Предложение рассмотреть альтернативные решения.

  12. Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.

  13. Повышение значимости партнера.

  14. Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.

  15. В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).

Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество:

  1. Признайте наличие проблемы.

  2. Опишите конфликт через

  • поведение (Когда ты включаешь радио...)

  • последствия (...я отвлекаюсь и не могу сосредоточиться на работе)

  • чувства (...испытываю беспокойство и досаду)

  1. Старайтесь не позволять другому человеку менять тему разговора («У всех включено радио...»).

  2. Предложите разумное решение на основе общих ценностей («У всех нас бывает время, когда необходимо сосредоточиться...»).

  3. Продумайте, что сказать, прежде чем столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно («Что я должен сказать?»).

В управлении конфликтами большое значение имеет ведение переговоров с целью достижения взаимного согласия. Выдвигая конкретные предложения по конкретным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий.

Литература

http://sinnet.ru/index.htm

http://gothicsstyle.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!