СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема занятия: «Традиции Казахской музыки в формировании внутреннего мира детей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: «Традиции Казахской музыки в формировании внутреннего мира детей»»

Педагог дополнительного образования

МИРОНОВА Е.В.



Тема занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»

Цель: способствовать формированию внутреннего мира ребенка на традициях русской духовной и светской музыки.

Образовательная задача: познакомить обучающихся с традиционными произведениями русской духовной и светской музыки; научить ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка;

Развивающая задача: развитие восприятия музыкальных произведений, интереса к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров; развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная задача: воспитание духовной культуры ребенка, отклика на духовную музыку, уважения к традициям своего народа.

Тип занятия: введение в тему.

Форма занятия: комбинированная.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Материал:

Музыкальный ряд:

Знаменный распев «Господи воззвах»,

Партесное пение

Духовный концерт. М.С.Березовского

Изобразительный ряд:

Фото соборов, куполов, храмов, дидактический материал, раздаточный материал



Оборудование:

- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация «Образы русской духовной, светской музыки.»

Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.)

Этапы занятия:

1. Организационный
2. Проверочный
3. Подготовительный
4. Основной
5. Контрольный

6. Итоговый

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ


  1. Вход под знаменный распев

  1. Вы вошли под музыку, кто скажет, что это за музыка (церковная, божественная)

Где она может звучать (в церкви)

Итак, как вы уже догадались, сегодня на занятии пойдёт речь о духовной русской музыке и о светской.

Возможно, кто-то из вас может сказать, что это за музыка

3. «Блаженно нищий духом, ибо их есть царствие небесное» - сказано в евангелие «От Матфея». Стать нищим духом означает подготовить, открыть, очистить свою душу, но освободить свой дух от груза низменных, стяжательных и бесплодных устремлений, очистить , подготовить и открыть свою душу, свой внутренний мир для восприятия высоких божественных истин непросто. Путь очищения и возвышения души своей многотруден для каждого человека. И на этой нелёгкой и долгой дороге длинной в человеческую жизнь, искусство самое эмоциональное и поэтому самая действенная его часть музыка, незаменимый друг и помощник.


4. Русский язык в широком смысле этого слова и русская музыка составляют и формируют наиболее важные стороны русской души любого россиянина. Но русская музыка должна быть созвучна душе гражданина не только поэтому. Ведь русская музыка - это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Песня сопровождала человека от рождения до смерти.


Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие.

Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах. Среди которых, одним из самых любимых были гусли.


Постепенно в народных танцах, песнях, наигрышах складывался определённый тип мелодии, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть, формировался национальный музыкальный стиль, который позже и определил неповторимое своеобразие русской профессиональной музыки

Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. С принятием христианства начинает развиваться духовная музыка.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками – знамёнами или крюками, происходившими от невменного письма. Как и невмы, знамёна и крюки могли обозначать как один звук так и группу звуков, целую характерную попевку. Мелодии знаменного распева плавные в диапазоне кварты или квинты. Попевки, мелодические формулы, часто повторялись, как правило с некоторыми изменениями в вариантном развитии.


В 15-16 веке знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней.

17 век век перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский…) Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.

Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

Постарайтесь проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи.


- Как вы думаете, почему автор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам?

- Как взаимодействуют голоса в хоровом звучании?

- Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей

Перед вами высказывание композитора М.С.Березовского, объясните смысл его изречения.

На странице 55 вы видите нотную запись главной темы 1-й части концерта М.С.Березовского. Ваша задача, прочитать ноты с названием длительностей.

(выполняют задание сначала самостоятельно, потом 1 человек зачитывает вслух)


Следующее задание – прохлопать ритмический рисунок данного произведения.


- какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия?

- в каком характере необходимо её исполнять?

- какой партии хора, по вашему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?


После того, как мы выяснили

всё, что касается этого музыкального отрывка, попробуем спеть его.


А теперь, мы познакомимся со вторым направлением музыкального искусства Древней Руси – это светская музыка.

Сейчас посмотрите в распечатки, найдите и запишите в тетради, что такое знаменный распев, партесное пение, в каком веке появился новый жанр многоголосия – духовный концерт

5. Сегодня на занятии мы познакомились с двумя направлениями музыкальной культуры Древней Руси

Это музыка светская и духовная. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, закрепляющие тему нашего занятия:

- что такое знаменный распев?

- что такое партесное пение?

- один из жанров многоголосного пения – это (духовный концерт)

С каким композитором, автором Духовного концерта мы сегодня познакомились?

Какой тип фактуры полифонический или гомофонный использовал автор Концерта?


6. Молодцы, сегодня все хорошо потрудились, занятие окончено, до новых встреч в мире музыки!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!