СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема выступления: «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения в МБОУ ООШ № 16»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления: «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения в ОУ"

Просмотр содержимого документа
«Тема выступления: «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения в МБОУ ООШ № 16»»

Основные направления  духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения Педагогический Совет 25.03.2014г Автор: Самсонова И.В.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения

Педагогический Совет

25.03.2014г

Автор: Самсонова И.В.

Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования   (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования

Инновационность стандартов

Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»)

Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни

Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования

Фото концепции «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»  (Д. Медведев в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации 2007, 2008г.г.)

Фото концепции

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»

(Д. Медведев в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации 2007, 2008г.г.)

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность  ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

ОБЩЕСТВО

Безопасность и здоровье

Свобода и ответственность

Социальная справедливость

Благосостояние

  • Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние

СЕМЬЯ

  • Личностная успешность
  • Социальная успешность
  • Профессиональная

успешность

ГОСУДАРСТВО

  • Национальное единство
  • Безопасность
  • Развитие человеческого потенциала
  • Конкурентоспособность
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно быть основано на базовых национальных ценностях:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно быть основано на базовых национальных ценностях:

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания Виды образовательной деятельности: учебная (в границах разных образовательных дисциплин) внеурочная и внешкольная (художественная, коммуникативная, спортивная, досуговая, трудовая и др.)

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания

Виды образовательной деятельности:

учебная

(в границах разных образовательных дисциплин)

внеурочная

и внешкольная (художественная, коммуникативная, спортивная, досуговая, трудовая и др.)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Направление : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Содержание: получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации

Виды деятельности: в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом

Содержание: ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина

Виды деятельности: в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания

Содержание: ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

Виды деятельности: в процессе сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций

Содержание: знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников

Виды деятельности: в процессе проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам

Содержание: знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

Виды деятельности: в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями

Содержание: получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни

Виды деятельности: в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников

День Победы

День Победы

Направление : в оспитание нравственных чувств и этического сознания

Содержание: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Виды деятельности: в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, участия в творческой деятельности, отражающей культурные и духовные традиции народов России

Содержание: ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций

Виды деятельности: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями

Содержание: участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

Содержание: ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

Виды деятельности: в процессе бесед, классных часов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей

Содержание: посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

Содержание: расширение опыта позитивного взаимодействия в семье

Виды деятельности: в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов

Направление : воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Содержание: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности

Виды деятельности: в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий

Содержание: приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду

Виды деятельности: посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде

Содержание: приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений

Виды деятельности: занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции

Содержание: учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов)

Содержание: приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома

Содержание узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

Направление : воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Содержание: усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Виды деятельности: в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов

Содержание: получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Виды деятельности: в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю

Содержание: получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, создание цветочных клумб и т. д.)

Виды деятельности: в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов

Содержание: усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства

Содержание: посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

Направление : воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Содержание: получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России

Виды деятельности: посредством экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках

Содержание: ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами Виды деятельности: в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, ярмарок, фестивалей народного творчества

Содержание: обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы

Содержание : знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой

Содержание: получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования)

Содержание: участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные задачи реализации образовательных областей, представленных в проекте учебного плана основного общего образования

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

Филология

Воспитание духовно богатой, нравственно- ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; развитие речевой культуры учащихся; формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности.

Общественно-научные предметы

Воспитание общероссийской гражданской идентичности и патриотизма, уважения к правам и свободам другого человека; социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе; знакомство с миром культуры и социальных отношений, формирование правосознания и правовой культуры, знание гражданских прав и обязанностей.

Основы духовно-нравственной культуры России

Развитие способности к духовно-нравственному совершенствованию, формирование представлений о светской этике, культуре и истории традиционных религий в России, о значении моральных норм, нравственных ценностей и духовных идеалов для жизни человека и общества.

Основные задачи реализации образовательных областей, представленных в проекте учебного плана основного общего образования

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

Математика и информатика

Формирование способности выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, оценивать окружающую информационную среду и формулировать предложения по ее улучшению.

Естественно-научные предметы

Формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе жизни; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей.

Искусство

Формирование художественной культуры обучающегося как неотъемлемой части его духовной культуры; развитие эстетического и эмоционально-ценностного отношения к миру, художественно-образного мышления; способности к сопереживанию,

Технология

Развитие профессионального самоопределения в условиях рынка труда

Физическая культура

Формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Программа внеурочной деятельности : «Уроки нравственности» 1) Ф ормирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп 2) раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. 1) Встречи с ветеранами 2) Уроки мужества, ознакомление с героическими страницами истории России; 3) Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации – представителями разных народов России; 4) Семейные праздники; 5) Беседы о толерантности; 6) Участие в конкурсах.

Программа внеурочной деятельности : «Уроки нравственности»

1) Ф ормирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп

2) раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

1) Встречи с ветеранами

2) Уроки мужества, ознакомление с героическими страницами истории России;

3) Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации – представителями разных народов России;

4) Семейные праздники;

5) Беседы о толерантности;

6) Участие в конкурсах.

Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки Методика № 2. Диагностика этики поведения Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации

Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса

  • Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
  • Методика № 2. Диагностика этики поведения
  • Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
  • Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!