Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения
Педагогический Совет
25.03.2014г
Автор: Самсонова И.В.
Инновационность стандартов
Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»)
Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни
Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования
Фото концепции
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»
(Д. Медведев в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации 2007, 2008г.г.)
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
- Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние
СЕМЬЯ
- Личностная успешность
- Социальная успешность
- Профессиональная
успешность
ГОСУДАРСТВО
- Национальное единство
- Безопасность
- Развитие человеческого потенциала
- Конкурентоспособность
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно быть основано на базовых национальных ценностях:
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания
Виды образовательной деятельности:
учебная
(в границах разных образовательных дисциплин)
внеурочная
и внешкольная (художественная, коммуникативная, спортивная, досуговая, трудовая и др.)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Направление : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Содержание: получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации
Виды деятельности: в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом
Содержание: ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина
Виды деятельности: в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания
Содержание: ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России
Виды деятельности: в процессе сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций
Содержание: знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников
Виды деятельности: в процессе проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам
Содержание: знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
Виды деятельности: в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями
Содержание: получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни
Виды деятельности: в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников
День Победы
Направление : в оспитание нравственных чувств и этического сознания
Содержание: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов
Виды деятельности: в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, участия в творческой деятельности, отражающей культурные и духовные традиции народов России
Содержание: ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций
Виды деятельности: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями
Содержание: участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия
Содержание: ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков
Виды деятельности: в процессе бесед, классных часов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей
Содержание: посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
Содержание: расширение опыта позитивного взаимодействия в семье
Виды деятельности: в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов
Направление : воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Содержание: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
Виды деятельности: в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий
Содержание: приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду
Виды деятельности: посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде
Содержание: приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений
Виды деятельности: занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции
Содержание: учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов)
Содержание: приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома
Содержание узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»
Направление : воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Содержание: усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
Виды деятельности: в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов
Содержание: получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе
Виды деятельности: в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю
Содержание: получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, создание цветочных клумб и т. д.)
Виды деятельности: в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов
Содержание: усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства
Содержание: посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций
Направление : воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Содержание: получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России
Виды деятельности: посредством экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках
Содержание: ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами Виды деятельности: в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, ярмарок, фестивалей народного творчества
Содержание: обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы
Содержание : знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой
Содержание: получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования)
Содержание: участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные задачи реализации образовательных областей, представленных в проекте учебного плана основного общего образования
Предметные области
Основные задачи реализации содержания
Филология
Воспитание духовно богатой, нравственно- ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; развитие речевой культуры учащихся; формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности.
Общественно-научные предметы
Воспитание общероссийской гражданской идентичности и патриотизма, уважения к правам и свободам другого человека; социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе; знакомство с миром культуры и социальных отношений, формирование правосознания и правовой культуры, знание гражданских прав и обязанностей.
Основы духовно-нравственной культуры России
Развитие способности к духовно-нравственному совершенствованию, формирование представлений о светской этике, культуре и истории традиционных религий в России, о значении моральных норм, нравственных ценностей и духовных идеалов для жизни человека и общества.
Основные задачи реализации образовательных областей, представленных в проекте учебного плана основного общего образования
Предметные области
Основные задачи реализации содержания
Математика и информатика
Формирование способности выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, оценивать окружающую информационную среду и формулировать предложения по ее улучшению.
Естественно-научные предметы
Формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе жизни; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей.
Искусство
Формирование художественной культуры обучающегося как неотъемлемой части его духовной культуры; развитие эстетического и эмоционально-ценностного отношения к миру, художественно-образного мышления; способности к сопереживанию,
Технология
Развитие профессионального самоопределения в условиях рынка труда
Физическая культура
Формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Программа внеурочной деятельности : «Уроки нравственности»
1) Ф ормирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп
2) раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
1) Встречи с ветеранами
2) Уроки мужества, ознакомление с героическими страницами истории России;
3) Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации – представителями разных народов России;
4) Семейные праздники;
5) Беседы о толерантности;
6) Участие в конкурсах.
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
- Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
- Методика № 2. Диагностика этики поведения
- Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
- Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации