СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Жизнь и творчество И. А. Крылова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К творчеству И.А.Крылова , баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Жизнь и творчество И. А. Крылова.»

25.09.2017г.

Урок по литературе в 8 классе.

Тема урока: Жизнь и творчество И. А. Крылова.

Басня « Лягушки, просящие Царя».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)

Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Задачи:

Обучающие:

  1. Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.

  2. Повторить и обобщить знания о баснях.

  3. Обратить внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Воспитывающие:

  1. Формировать эмоциональную культуру личности и коллектива.

  2. Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.

  3. Формировать навыки общения со сверстниками.

Развивающие:

  1. Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.

Оборудование:

  • Портрет И.А. Крылова;

  • Фотография памятника И.А. Крылову в Летнем саду;

  • Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;

Эпиграф к уроку - слова М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

К творчеству И.А.Крылова , баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

2. Активизация мыслительной деятельности.

Составление кластера «БАСНЯ»

3. Актуализация .

1. ВИКТОРИНА.

а ) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)

б ) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет?(Комическая опера «Кофейница» 1784г.)

в ) Редактором, автором и издателем каких трех журналов был Крылов? («Почта духов»1789г. ; «Зритель» 1792г.; «Санкт-Петербургский Меркурий» 1793г.)

г ) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)

д )Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? ( 9 ).

е ) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? ( Петр Карлович Клодт).

ж ) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

- «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).

-«Избави Бог и нас от этаких судей».(«Осел и соловей»).

-«Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).

-«Забудем прошлое, уставим общий лад».(«Волк на псарне»).

-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).

-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).

2. Работа с терминами

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?    

 Басня  начинается  или  заканчивается  моралью – выводом (поучением),  где  объясняется  смысл  басни.

3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?

Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.

4.Вспомните, что такое АЛЛЕГОРИЯ?

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein — "говорить иначе") — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.

4.Чтение статьи учебника.

В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.

По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен («Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:

Царь на диво был им дан

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан.

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

На смену ему появляется другой, этот:

Не любит баловать народа своего:

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого , кого ни встретит он,

Тотчас засудит и - проглотит.

Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь – «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».

Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей однако ж раз послушал их Зевес:

Дал им Царя…

Здесь , в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость – променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе – нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» - может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.

- Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

- С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?

- О каких новых баснях вы узнали?

5..Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».

- Выразительное чтение басни.

6. Беседа

- О чем эта басня?

(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).

- Что же происходит в басне?

- Почему нам смешно и грустно одновременно?

(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит – и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)

- В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

- В каких строчках заключена мораль басни?

- Кто ее произносит?

7. Анализ басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя».

Работа с классом по данному плану, запись конспекта в тетради.

План :
1.Введение.
Басни - жанр, унаследованный со времен античности. 
2.Основная часть 
Главное действующее лицо басни - лягушки: 
а) использование аллегории; 
б) кто подразумевается под лягушками? 
3.Заключительные слова Юпитера - мораль басни. 
Заключение

Басни И.А. Крылова - это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. 
     В басне «Лягушки, просящие царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория - иносказание - одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раская- лись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя... ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. 
Заключительные слова Юпитера- это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни: 
«... Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих: 
Вы взбунтовались в вашей луже, 
Другой вам дан - так этот очень лих; 
Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» 
Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

7.Итог урока.

Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?

8. Дифференцированное домашнее задание:

1) Ответ на проблемный вопрос – Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит?

2) Сопоставительный анализ басен Крылова и Лафантена по теме урока.

Опережающее задание.:

Чтение басни «Обоз», найти историческую основу.







































25.09.2017г.

Тема урока: Анализ диктанта.

Основные единицы синтаксиса.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу 5-8 классов;
2. дать определение текста;

3. выявить основные признаки текста;

4. вспомнить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте;

5. составить целостное представление о лингвистическом анализе текста;
6. формировать и совершенствовать умения:

- характеризовать текст по его признакам,

- определять вид и средства связи предложений в тексте;

7. развивать логическое мышление;

8. развивать умение работать в парах;

9. воспитывать умение внимательно слушать, уважать мнение другого человека.



Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Методы и приёмы: метод системного анализа, частично-поисковый метод, интуитивный метод, наблюдение над языковым материалом, обобщений наблюдений.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация темы.

3. Объяснение нового материала:

а) работа с текстом в парах;

б) определение признаков текста;

в) работа со схемой «Основные виды грамматической связи предложений в тексте».

4. Практическая работа.

5. Самостоятельная работа.

6. Рефлексия, домашнее задание.

Оборудование: опорные конспекты, учебные тексты, карточки, схемы, презентация Power Point.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу. (Психологический тренинг «Комплимент»).

2. Актуализация.

Учитель: - Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?



Ученик: - В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.

- Так и текст не может существовать без основной мысли.

Учитель: - Давайте обратимся к толковому словарю (это было ваше домашнее задание) и определим лексическое значение слова «текст».

(Учащиеся записывают значения слова в тетрадь: ТЕКСТ – от латинского textus – «сплетение», «соединение», «ткань».)

Учитель: - Оказывается, мы были правы в том, что текст – это ни что иное как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А. Кантемира: (Слайд 2)

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен –
буду стихи ткати.

Учитель: - Другими словами дайте определение понятия «текст».

Ученик: - Текст — это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.

Учитель: - А может ли текст состоять из одного предложения?

Ученик: - Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.

Учитель: - Как вы считаете, для чего служит текст?

Ученик: - Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.

Учитель: - Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?

Ученик: - Коммуникативная.

Учитель: - Абсолютно верно.

3. Объяснение нового материала (групповая исследовательская работа).

Учитель: - Сейчас вы поработаете парами. Задание следующее: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(Варианты на карточках). (Слайд 3)

Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.

2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.

3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …

Учитель: - Слушаем ваши ответы.

Ученик 1: - В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.

Ученик 2: - Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.
Ученик 3: - В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.

Учитель: - Всё верно. Молодцы. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме. (Ответы учащихся). (Слайд 4)



Учитель: - Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?

Ученик: - Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.

Учитель: - С чем связано деление текста на абзацы?

Ученик: - Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.

Учитель: - Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?

Ученик: - Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).

Учитель: - А какие два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте существуют?

Ученик: - Цепная и параллельная.

Учитель: - Чтобы вспомнить уже названные вами некоторые пункты из лингвистического разбора текста, выполним практическую работу.

4. Практическая работа.

Учитель: - Для анализа возьмём два текста. (Материал распечатан). (Слайд 5)

- Выполните работу в парах: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачёв)

Ученик:

- В первом тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

1 – 2 - повтор ключевого слова «художник».

2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».

- Связьцепная.

Ученик:

- Во втором тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

- Повтор первого слова.

- Одинаковая конструкция предложений.

- Члены предложения выражены одинаковыми формами.

- Связь параллельная.

Учитель: - А теперь определите тему и идею текстов, с которыми вы работали.

5. Самостоятельная работа.

Учитель: - Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

1 вариант

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

(Ю. Степанов)



Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

2 вариант

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)

(Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы).)

6. Рефлексия, домашнее задание.

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.

Домашнее задание

1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений).

2. Определить его структуру, тему, основную мысль, т. е. произведите лингвистический разбор текста.

































































































«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»

(С. Я. Маршак)







«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»

(С. Я. Маршак)







«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»

(С. Я. Маршак)







«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»

(С. Я. Маршак)







«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»

(С. Я. Маршак)





ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1. Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.



2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.



3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …





2. Задание: - Выполните работу в парах: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.



1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)



2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачёв)









Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.







ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО РАЗБОРА ТЕКСТА



  1. Выразительное чтение текста.

  2. Выбор заглавия текста.

  3. Тема (основная мысль) текста.

  4. Идея текста (для чего, с какой целью текст написан; что хотел сказать автор).

  5. Деление текста на абзацы, составление плана.

  6. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Аргументация.

  7. Определение стиля текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, стиль художественной литературы). Аргументация.

  8. Вид (способ) грамматической связи предложений в тексте (цепная, параллельная).

  9. Средства связи предложений в тексте (лексические (синонимы, антонимы, повторения слов); грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов); синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций)).

  10. Ключевые (опорные) слова.

  11. Выполнение грамматических заданий (если есть).

  12. Выбор орфограмм.

  13. Художественные средства (приёмы) текста (если есть).



(Тексты «про запас»)



В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!

Но сырья в нужном количестве не было. Ещё в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережёвывая древесину, строят свои гнёзда из неё, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.

( «Книжное обозрение»)





































Словарь иностранных слов (под ред. Петрова)

ТЕКСТ – 1. авторское сочинение или документ, воспроизводимые на письме или в печати.

2. основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний.

3. слова к музыкальному сочинению – опере, романсу и т. д.

4. типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20–ти пунктам (около 8 мм).



Толковый словарь (Ожегов)

ТЕКСТ – всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них).



Современный толковый словарь русского языка (под ред. Кузнецова)

ТЕКСТ – слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.







Словарь иностранных слов (под ред. Петрова)

ТЕКСТ – 1. авторское сочинение или документ, воспроизводимые на письме или в печати.

2. основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний.

3. слова к музыкальному сочинению – опере, романсу и т. д.

4. типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20–ти пунктам (около 8 мм).



Толковый словарь (Ожегов)

ТЕКСТ – всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них).



Современный толковый словарь русского языка (под ред. Кузнецова)

ТЕКСТ – слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.







Словарь иностранных слов (под ред. Петрова)

ТЕКСТ – 1. авторское сочинение или документ, воспроизводимые на письме или в печати.

2. основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний.

3. слова к музыкальному сочинению – опере, романсу и т. д.

4. типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20–ти пунктам (около 8 мм).



Толковый словарь (Ожегов)

ТЕКСТ – всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них).



Современный толковый словарь русского языка (под ред. Кузнецова)

ТЕКСТ – слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.

Задание: - определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

1 вариант

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

(Ю. Степанов)



Задание: - определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

2 вариант

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)



Задание: - определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

1 вариант

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя. (Ю. Степанов)



Задание: - определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

2 вариант

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!