II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | (На столе перед учащимися находится "черный ящик") (Слайд 4,5,6) 1) Герои нашего урока – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Их мир огромен по численности и разнообразен по формам. 2) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили один из отделов этого растения, который вырастает за день на 45 см. и может достигает длины 160 м. 3) Все вы наверняка видели наших героев в аквариуме, в реке, на море. - Назовите героев нашего урока. -Значит тема нашего урока ______ - Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями. А как? (Слайд 7) Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока "Водоросли" | Слушают загадки учителя, стараются правильно ответить Водоросли Водоросли Изучим среду обитания Строение, численность видов водорослей, приведем примеры представителей их отделов. Определим значение водорослей в природе и жизни человека. Открывают тетради, записывают число и тему урока. |
IV.Первичное усвоение новых знаний | Рассказ учителя(Слайд 8, 9, 10, 11) A) Среды обитания. Основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных, так же могут образовывать симбиоз с грибами, образуя лишайники. В водной среде они могут входить в состав планктона (фитопланктон), так и произрастать на дне водоемов. (Слайд 12) Итак, подведём итог по пункту "Среда обитания": Б) Строение клетки водорослей. (Слайд 13) Клетки водорослей по плану строения напоминают клетку наземных растений. Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами. Центр клетки - ядро. Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д. Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты. В хроматофоре может находиться пиреноид - тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами. Есть так же вакуоли и цитоплазма (Слайд14) (Слайд 15) Строение слоевища. (Слайд 16) Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища. (Слайд 17) У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском. (Слайд 18) Подведём итог по пункту "Строение водорослей" Просмотр фильмов "Спирагира", "Ламинария" (Слайд 19, 20) В) По типу питания водоросли – автотрофы, что это значит? Углек газ | + Вода | Солнечный свет -→ в хроматофоре | Углевод + | Кислород | Г) Систематика водорослей (Слайд 21) Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. При таком подходе выделяется 10 групп водорослей: синезеленые, пирофитовые, золотистые, диатомовые, желто-зеленые, бурые, красные, эвгленовые, зеленые и харовые. но в школьной программе мы изучаем 3 группы: зеленые, бурые, красные. (Слайд 22) (Работа учащихся в группах "Зеленые водоросли", "Бурые водоросли", "Красные водоросли" - А водоросли вредные или полезные? Д) Значение водорослей. (Слайд 23) (Заполнение схемы "Значение водорослей") Источник питательных веществ, для человека и животных, Образователи органики и кислорода в толще воды. Рельефообразователи (известная) Для получения удобрений, БАДов, Индикаторы состояния водоемов. Биотопливо Очистка водоемов. Вызывают цветение водоемов Среда обитания для других животных. Сообщение "Глютаминовая кислота" | Слушают, смотрят слайды презентации Делают вывод: Водоросли могут обитать в воде, в почве, на снегу на стволах деревьев и образовывать симбиоз с грибами Записывают основные органоиды клеток водорослей Переносят схему к себе в тетрадь. Делают вывод: Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок. Просмотр фильмов "Спирагира", "Ламинария", Организмы, которые сами синтезируют органические вещества при помощи света Делают схему в тетрадях Работа учащихся в группах "Зеленые водоросли", "Бурые водоросли", "Красные водоросли" Полезные Заполнение схемы "Значение водорослей", проговаривая каждый ответ. Сообщение "Глютаминовая кислота". Демонстрация пачки "Ролтон" |
V. Физкульт минутка | Выполнение физкультминутки | Выполнение физкультминутки Вверх рука и вниз рука Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой) Крутим – вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте высоко поднимая колени) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперед. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идет.(Дети садятся за парты.) |