СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Устаревшие и новые слова (10 кл)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок реализует следующие цели: знакомство  учащих­ся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между архаизмами и историзмами; ознакомление с понятием «неологизмы»;   развитие речевых умений учащихся; воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Устаревшие и новые слова (10 кл)»

Тема урок: Устаревшие и новые слова

Цели урока: - ознакомление учащих­ся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между архаизмами и историзмами; ознакомление с понятием «неологизмы»;

- развитие речевых умений учащихся.- воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос.

А) ─ Что такое слово? (Основная единица языка)

─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка)

─ Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон.)

─ а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.

─ Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).

─ В какие лексические группы можно объединить слова в русском языке?

(1 группа слов ─ в зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова;  2 группа слов ─ в зависимости от смысловых отношений: синонимы, антонимы, омонимы; 3 группа слов ─ в зависимости от происхождения: исконно русские и заимствованные слова; 4 группа слов ─ в зависимости от употребления: общеупотребительные и ограниченные в употреблении (профессионализмы и диалектизмы, жаргонизмы)

III. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

─ Тема нашего урока «Устаревшие слова и новые слова-неологизмы»

─ Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать? Лексический состав языка непостоянен, находится в непрерывном движении: одни слова «умирают» по тем или иным причинам, другие «рождаются». Сегодня на уроке мы рассмотрим лексику с точки зрения её происхождения.

2. Работа с таблицей «Активная и пассивная лексика».

Слово учителя.

Лексика с точки зрения происхождения слов делится на активную и пассивную. Активная

лексика – слова, активно употребляемые в нашей повседневной речи. Пассивная лексика -

это устаревшие и новые слова.

Историзмы – это слова, называющие предметы, вещи, явления, которые ушли из жизни: кольчуга, пищаль, забрало, редут, армяк и т д.

Архаизмы – это слова, устаревшие для определенной эпохи, которые были заменены другими словами, понятными всем людям. Например : вотще –напрасно, тщетно, выя- шея, издревле – исстари, лицедей – актер, сей – этот и т. д.

3. Знакомство с устаревшими словами. Первая группа, о которой мы будем сегодня говорить, - это архаизмы.

Перед вами тексты стихотворения. Выпишите из них слова, значение которых может быть непонятно современному читателю.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

(влачился, перста, зеницы вещие, отверзлись, горний, уста, празднословный, десница, глас, виждь, внемли, глаголом)

    • Попытайтесь найти некоторым из них однокоренные слова в современном русском языке (перста - перстень, напёрсток; влачился – волочь; уста – устный; глас – гласный, гласить, провозгласить; виждь – видеть; внемли – внимать, внимательный)

Вывод. Слова, утраченные современным русским языком в силу того, что в процессе развития языка были заменены синонимами, называются архаизмами.

Историзмы. Однако не всегда незнакомое слово можно объяснить синонимами, потому что вместе со словом в прошлое ушли и обозначаемые ими предметы и явления. Такие слова называются историзмами (Слова служат названием предметов. Предметов в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются)

2. Почему слова вышли из употребления? ─ Каковы же причины устаревания слов?

Обобщение учителя.Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них за­бываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, пред­мет. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трам­вая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потреб­ность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами. Другие слова забываются, если для называния того же предме­та, признака, действия появляются новые слова. Например, в древ­нерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозна­чавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. По­добные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмам.

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы.

Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

IV Закрепление нового материала.
Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Проверьте себя по любому толковому словарю русского языка

Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак.  Дюжина, аршин, верста,  сажень,  пуд, фунт, локоть.  Лавочник,  поручик,   граф,  дворецкий,  урядник, гувернантка,  дворник,  князь, министр,  солдат, фельдмаршал.

Выпишите слова в два столбика «историзмы»,      «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.

Распределите устаревшие слова по тематическим группам. Еда Посуда Одежда Женские головные уборы

Кокошник,  кулебяка,  кафтан,  коврига,  лохань,  ступа,  ботвинья,  душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.  

Итог урока.

-Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

-Для чего нужны неологизмы?

 Домашнее задание Найти по 5 слов устаревшие и неологизмы. Составить с ними предложения.
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!