Урок № 26
Тема урока. Учение Дарвина об эволюции видов.
Цель урока: рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч. Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина; продолжить развитие коммуникативных умений, устной монологической речи учащихся; способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать толерантность учащихся; наблюдательность, внимательность при индивидуальной работе.
Оборудование: электронное приложение, портрет Дарвина.
Базовые понятия и термины: эволюция, борьба за существование, естественный отбор, видообразование, наследственность.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Организационный этап
1. Приветствие
2.Проверка присутствия учащихся на уроке
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1.Проверка домашнего задания
Устный опрос
2. Обсуждение вопроса.
Объясните слова Н. Заболоцкого:
Природа хочет жить, и потому она
миллионы зёрен скармливает птицам.
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
едва ли вырвется одна.
Проблема: Почему так происходит?
Ч. Дарвин утверждал, что в природе происходит накопление признаков, полезных для выживания вида. Поэтому этот процесс он назвал естественным отбором.
Тема урока «Учение Дарвина об эволюции видов».
Изучение нового материала
Объяснения учителя с элементами беседы
Определение понятия «эволюция» как необратимый процесс исторического развития органического мира.
Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле
Направления эволюции:
биологический прогресс процветание
биологический регресс вымирание, исчезновение
Демонстрация портрета Ч. Дарвина - (1809-1882)
Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в семье врача. В университете он обучался сначала на медицинском, потом на богословском факультете и собирался стать священником. В то же время он проявлял большую склонность к естественным наукам, увлекался геологией, ботаникой и зоологией.
1831- 1836гг – кругосветное путешествие на корабле «Бигль».
1837 - 1859 гг. Работа над теорией происхождения видов.
1859г - книга "Происхождение видов путем естественного отбора".
Скончался 19 апреля 1882 г.
Вернувшись в Англию, Чарльз Дарвин обратился к практике сельского хозяйства. Изучил работы по разведению пород голубей, собак и крупного рогатого скота, селекции растений. Он пришел к выводу, что действует определённая форма отбора.
Уже до учения Дарвина учёные делали попытки создания эволюционной теории. Именно этот накопленный материал послужил предпосылкой возникновения учения Ч. Дарвина.
Самостоятельная работа с учебником стр. 60
Прочтите и запишите фамилии учёных и их вклад в биологию.
(запись в тетрадь) Главные движущие силы эволюции – наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Материал для отбора дает наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.
Утверждение Чарльза Дарвина: природа изменяема, виды существуют, они относительно постоянны.
Работа с учебником стр. 61 и приложением.
Что является результатом эволюции?
(запись в тетрадь) Результаты эволюции – это приспособление организмов и видообразование.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Выводы урока
Основная движущая сила эволюции - естественный отбор на фоне борьбы за существование.
Материал для естественного отбора - наследственная изменчивость.
Результат эволюции органического мира – многообразие видов растений и животных,
приспособленных к условиям окружающей среды.
Ответить на вопросы стр. 61
Тестирование (электронное приложение)
VI. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
VII. Домашнее задание