СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока. Структура популяций.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Структура популяций.

Цель урока: рассмотреть особенности половой и возрастной структуры популяций; развивать умение сравнивать и анализировать известную информацию; воспитывать понимание зависимости существования живых организмов от деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока. Структура популяций.»

Урок № 25

Тема урока. Структура популяций.

Цель урока: рассмотреть особенности половой и возрастной структуры популяций; развивать умение сравнивать и анализировать известную информацию; воспитывать понимание зависимости существования живых организмов от деятельности человека.

Оборудование: электронное приложение, проектор.

Базовые понятия и термины:

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1.Проверка домашнего задания

Устный опрос

2. Обсуждение вопроса.

Постоянны ли популяции?

Структура – это соотношение частей в любой системе. Популяцию можно сравнить и по распределению особей в пространстве и по другим показателям. Ведя наблюдение за отдельными популяциями, мы должны уметь учитывать и рассчитывать, оценивать и прогнозировать их численность. Для чего?

Демографические показатели, дают возможность оценить, как чувствует себя та, или иная популяция.

Какие бы показатели вы взяли, чтобы описать популяцию?

Тема урока «Структура популяций».

  1. Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

Половая структура популяции.

Соотношение полов в популяциях определяется у некоторых видов условиями жизни или возрастом особей. У тлей, например, летом, сменяют друг друга поколения, состоящие из одних самок. При неблагоприятных условиях появляются самцы. Перезимовывают оплодотворённые яйца. У ряда брюхоногих моллюсков, многощетинковых червей, рыб, ракообразных особи меняют пол с возрастом. Чаще в начале взрослой жизни животное функционирует как самец, а с увеличением размеров – как самка, но бывает и наоборот. В разных популяциях одного вида половая и возрастная структура может быть различной.

Работа с учебником стр. 58.

Возрастная структура популяции

Возрастная структура популяции характеризует ее способность к размножению. Американский эколог А. Боденхеймер выделил три экологические века популяции (три возрастные стадии популяции): перед-репродуктивный, репродуктивный и пост-репродуктивный. Продолжительность этих периодов у разных организмов колеблется. У многих животных и растений особенно длительным бывает перед-репродуктивный период. Если условия благоприятные, в популяции присутствуют все возрастные группы, которые обеспечивают относительно стабильный уровень ее численности. Учет и анализ возрастной структуры имеет большое значение для рационального ведения охотничьего хозяйства и прогнозирования популяционно-экологической ситуации.


(Работа со схемой).

Возрастная структура популяции, т.е. соотношение в ней разных возрастных групп, зависит от двух причин: от особенностей жизненного цикла вида и от внешних условий.

Например, все однолетние растения весной находятся в проростках. Затем примерно в одно время зацветают, дают семена и к осени отмирают. Среди животных также есть виды с однородными по возрасту популяциями, например, многие виды саранчи весной представлены личинками, ранним летом – бескрылыми неполовозрелыми особями, затем крылатыми формами, а глубокой осенью только яйцами, запрятанными в почве в кубышки.

 У таких видов представители разных поколений никогда не встречаются друг с другом. Численность их очень изменчива в зависимости от внешних условий. Если в уязвимый период развития наступают заморозки или засуха, происходит массовая гибель. В благоприятной же ситуации популяция может дать взрыв численности. Для видов с простой возрастной структурой изменения плотности популяции в сотни и тысячи раз – нормальное экологическое явление.

Сложная возрастная структура популяций возникает тогда, когда в ней представлены все возрастные группы, одновременно живут несколько поколений, взрослые особи размножаются многократно и имеют достаточно большую продолжительность жизни. В стадах слонов или обезьян- павианов, например, есть и новорождённые, и подростки, и молодые крепнущие животные, и размножающиеся самки, и самцы, и старые особи. Такие популяции не подвержены резким колебаниям численности. Критические внешние условия могут изменить их возрастной состав за счёт гибели наиболее слабых, но самые устойчивые возрастные группы выживают и затем восстанавливают структуру популяции.

Работа с учебником стр. 59

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Вопросы для повторения

  1. Какую возрастную структуру может иметь популяция?

  2. От чего зависит половая структура популяции?

  3. Какие факторы влияют на структуру популяции?

Тестирование (приложение)

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!