СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Р.р. №10. Сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжать учить составлять план,  интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами

Планируемые результаты: предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Р.р. №10. Сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»».»

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Р.р. №10. Сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»».

Цель урока: продолжать учить составлять план,  интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами

Планируемые результаты:
предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Ход урока

Этапы урока.


Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по достижению планируемых результатов

Мотивационный (организационный)


Прозвенел звонок, начинается урок.

Приветствует школьников, организует рабочую обстановку.

Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку готовности к уроку

Проверка домашней работы


Упр. 446, 449.


Организует проверку домашней работы.



Строит устное высказывание о притяжательном местоимении.

Определяют критерии оценки устного высказывания о притяжательном местоимении.

Оценивают высказывание одноклассника.

Постановка проблемы.

Определение темы урока

- Для чего используются притяжательные местоимения в речи?

- Как вы думаете, кто такой виртуоз?

- Тема сегодняшнего урока – сочинение-описание по картине Н.П. Богданова-Бельского "Виртуоз".

- Определите задачи нашего урока.

Организует постановку проблемы.

Сообщает тему урока.

Помогает определить задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока.

Определяют задачи урока (написать сочинение-описание картины, выразив свое отношение к произведению живописи).

Организация отбора материала к сочинению

Индивидуальное сообщение учеников с презентацией.

В слабом классе возможен рассказ учителя с презентацией (См. Приложение и презентацию).






Упр. 450

- Индивидуальное задание: найти в этимологическом словаре слово «виртуоз» (из лат. Virtus – доблесть, талант) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.


- Как вы думаете, почему картина так называется?

- Запишите это слово в тетрадь.

(сообщение ученика)

- Какое настроение создает картина?

- Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?

Организует работу по отбору материала к сочинению.

Рассказывает (или дополняет рассказ учеников) о художнике и его картинах, демонстрирует презентацию.




Организует рассматривание репродукции картины (упр. 450), задает вопросы.









Слушают сообщение одноклассников (или учителя) о художнике Н.П. Богданове-Бельском, оценивают работу одноклассников.

Индивидуальное задание: рассказывают о художнике и его картинах, демонстрируют презентацию.

Рассматривают репродукцию картины «Виртуоз» (упр. 450), отвечают на вопросы учителя, записывают слово «виртуоз» в тетрадь. Индивидуальное задание: находит в этимологическом словаре слово, делится с одноклассниками информацией.

Соотносят свои предположения о значении слова с информацией этимологического словаря и информации в учебнике (на полях).

Систематизация материала

Упр. 451

- Как связан этот текст с предыдущим упражнением?

- Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.

Организует работу по систематизации материалов к сочинению с помощью упр. 451. Задает вопросы.


Читают текст упр. 451, отвечают на вопросы учителя.

Строят устное высказывание: выражают свое отношение к картине.

Словарно-орфографическая работа

Упр. 451.

-Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?

- Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову.

Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др-рус. «ворог» - колдун.

Выполните задание №1.

Обращает внимание на слово «балалайка», задает вопросы:

Организует выполнение задания 1.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают слово балалайка, выделяют в нем орфограммы. Записывают слова заворожить, завораживать, разбирают их по составу, подбирают к ним однокоренные слова и синонимы.

Выполняют задание 1: списывают текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Определяют и подписывают разряд местоимений, подчеркивают местоимения как члены предложения.

Рефлексия

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Например, на этом уроке можно использовать записи балалайки.

Организует рефлексию.

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

Составить план описания картины, подготовиться к сочинению.

Задает на дом.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.


Приложение.

Слайд 2.

Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868  г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 — удостоен звания действительного члена Академии художеств.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. (Слайд 4). Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось обучаться. Зимой мальчик учился, а летом пас деревенское стадо, ведь зарабатывать на хлеб нужно было самому.

Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству: пастушок не только очень ловко вырезал из дерева разные фигурки, но и хорошо рисовал на грифельной доске или на клочках бумаги, рисовал все, что попадалось ему на глаза. “Из тебя выйдет толк”, — сказал он мальчику.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. (Слайд 5). Сам Николай Петрович нередко говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное читка в школе» (1895, Государственный Русский музей).

«Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а затем дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня окончательно, как настоящие». Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальное учебное заведение. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а кроме того с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Слайд 6). Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры нередко получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.

(Слайд 7). Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Сегодня редко кто не знает его картины “Устный счет”. На ней класс Тетевской школы, той самой, где учился художник, целая вереница сельских ребятишек и учитель с усталым, но добрым лицом — это и есть Рачинский, который принял столь деятельное участие в судьбе своего талантливого ученика.

(Слайды 8, 9, 10). С редкой наблюдательностью и огромной симпатией изображает живописец крестьянских ребятишек. Будучи художником “от земли”, Н.П. Богданов-Бельский всячески подчеркивает тягу деревенского люда к искусству, знанию. Какие замечательные девчонки и мальчишки на его картинах — сметливые, толковые, любознательные, любящие школу! И народный учитель — подвижник, отдающий все свои силы и знания народному просвещению; труженик, сеющий на Руси “разумное, доброе, вечное”.

(Слайд 11). Кроме жанровых и пейзажных картин, Н.П. Богданов-Бельский создал целую галерею портретов. Среди них наиболее удачны портреты писателя М. Горького, профессора С.А. Рачинского,  певца Федора Шаляпина, историка и библиографа Н.П. Барсукова, художницы Е.М. Бём, также “пожизненно” влюбленной в крестьянских детей и постоянно их рисовавшей.

(Слайд 12). Несмотря на разнообразие заказов, картин, которые он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою влюбленность и сердце детям. «Я так полно лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так нередко наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей.

(Слайд 13). Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.

(Слайд 14). Николай Петрович Богданов-Бельский умер в 1945 г. Все лучшее, что создано художником, вошло в сокровищницу нашего искусства, заняв в нем достойное место. Его картины украшают галереи и художественные музеи не только разных городов России, но и разных стран мира.

…С полотен брызжет светило. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнышко, зеленеет трава, покуда появляются улыбки на лицах детей, — картины его будут необходимы.



На этой картине показана полянка в лесу, на которой сидят дети. Среди них и подростки, и дети помладше. Автор показал четырех мальчиков и одну девочку. Все дети одеты очень просто: в рубахах и широких штанах. На девочке надета темно-серая блузка, синяя юбка. На голове у нее ярко-красный платок.

Ребята сидят босиком на утоптанной траве, и лишь один мальчик стоит. Все они очень внимательно слушают своего товарища, который играет на балалайке. К сожалению, мы не можем послушать эту мелодию, но видно, что ребятам нравится игра мальчика. Он очень старается, чтобы им понравилось.

Мальчик сидит с очень сосредоточенным видом, брови его даже нахмурены. Парнишка в красной рубахе, который стоит и смотрит вдаль, явно о чем-то думает. Ребята помладше сидят и буквально ловят каждый звук, который извлекает «виртуоз». Возможно, он играет не очень сложное произведение, но им все равно это очень нравится.

Главный герой картины - музыкант – показан в пестрой рубахе и полосатых штанах с заплатками на коленках. В общем, ребята одеты именно так, как чаще всего одеваются дети в деревнях: просто и удобно.

На заднем плане картины – березовая роща. Создается впечатление, что мы слышим шелест листьев от ветра. Картина получилась вдохновенной. Мне она очень понравилась.

Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка. Один из мальчиков играет на балалайке. И очень жаль, что нельзя услышать его игру, ведь судя по эмоциям и улыбкам слушающих его детей — играет он великолепно. Художник изобразил детей с босыми ногами — это говорит о том, что живут они недалеко, в маленькой деревушке возле леса. С первого взгляда понятно, что это не городские дети, ведь одежда на них простая, и в некоторых местах даже потрепанная. На девочке надет платок, наверное, перед тем, как выйти гулять она помогала родителям по хозяйству, а платок снять забыла.

Дети находятся в лесу и природа окружающая их — великолепна. Большое количество изящных берез, зеленая травка и поросшие мхом пеньки — что же может быть лучше летнего леса? А то, что это лето — сомнений абсолютно не возникает, ведь художник выбрал яркие и насыщенные краски. Солнышка не видно, но по картине сразу заметно, что денек выдался солнечный.

Невероятно, но с помощью кисти, холста и красок художник передал ту атмосферу, которая ощутима на этой лесной поляне. Остается лишь догадываться, что весь лес наполняет звонкий детский смех и удивительная виртуозная музыка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!