Урок №
Предмет _________________________________________
Класс _________
Дата _____________________
Тема урока: «Р.р. №10. Сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»».
Цель урока: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами
Планируемые результаты:
предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.
метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.
личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.
Тип урока. Урок развития речи.
Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.
Ход урока
Этапы урока. | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся по достижению планируемых результатов |
Мотивационный (организационный) | | Прозвенел звонок, начинается урок. Приветствует школьников, организует рабочую обстановку. | Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку |
Проверка домашней работы | Упр. 446, 449. | Организует проверку домашней работы. | Строит устное высказывание о притяжательном местоимении. Определяют критерии оценки устного высказывания о притяжательном местоимении. Оценивают высказывание одноклассника. |
Постановка проблемы. Определение темы урока | - Для чего используются притяжательные местоимения в речи? - Как вы думаете, кто такой виртуоз? - Тема сегодняшнего урока – сочинение-описание по картине Н.П. Богданова-Бельского "Виртуоз". - Определите задачи нашего урока. | Организует постановку проблемы. Сообщает тему урока. Помогает определить задачи урока. | Отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока. Определяют задачи урока (написать сочинение-описание картины, выразив свое отношение к произведению живописи). |
Организация отбора материала к сочинению | Индивидуальное сообщение учеников с презентацией. В слабом классе возможен рассказ учителя с презентацией (См. Приложение и презентацию). Упр. 450 - Индивидуальное задание: найти в этимологическом словаре слово «виртуоз» (из лат. Virtus – доблесть, талант) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела. - Как вы думаете, почему картина так называется? - Запишите это слово в тетрадь. (сообщение ученика) - Какое настроение создает картина? - Каково отношение художника к детям, которых он изобразил? | Организует работу по отбору материала к сочинению. Рассказывает (или дополняет рассказ учеников) о художнике и его картинах, демонстрирует презентацию. Организует рассматривание репродукции картины (упр. 450), задает вопросы. | Слушают сообщение одноклассников (или учителя) о художнике Н.П. Богданове-Бельском, оценивают работу одноклассников. Индивидуальное задание: рассказывают о художнике и его картинах, демонстрируют презентацию. Рассматривают репродукцию картины «Виртуоз» (упр. 450), отвечают на вопросы учителя, записывают слово «виртуоз» в тетрадь. Индивидуальное задание: находит в этимологическом словаре слово, делится с одноклассниками информацией. Соотносят свои предположения о значении слова с информацией этимологического словаря и информации в учебнике (на полях). |
Систематизация материала | Упр. 451 - Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине. | Организует работу по систематизации материалов к сочинению с помощью упр. 451. Задает вопросы. | Читают текст упр. 451, отвечают на вопросы учителя. Строят устное высказывание: выражают свое отношение к картине. |
Словарно-орфографическая работа | Упр. 451. -Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием? - Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др-рус. «ворог» - колдун. Выполните задание №1. | Обращает внимание на слово «балалайка», задает вопросы: Организует выполнение задания 1. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают слово балалайка, выделяют в нем орфограммы. Записывают слова заворожить, завораживать, разбирают их по составу, подбирают к ним однокоренные слова и синонимы. Выполняют задание 1: списывают текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определяют и подписывают разряд местоимений, подчеркивают местоимения как члены предложения. |
Рефлексия | Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. Например, на этом уроке можно использовать записи балалайки. | Организует рефлексию. | Оценивают свою работу на уроке. |
Домашнее задание | Составить план описания картины, подготовиться к сочинению. | Задает на дом. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Приложение.
Слайд 2.
Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 — удостоен звания действительного члена Академии художеств.
Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. (Слайд 4). Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось обучаться. Зимой мальчик учился, а летом пас деревенское стадо, ведь зарабатывать на хлеб нужно было самому.
Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству: пастушок не только очень ловко вырезал из дерева разные фигурки, но и хорошо рисовал на грифельной доске или на клочках бумаги, рисовал все, что попадалось ему на глаза. “Из тебя выйдет толк”, — сказал он мальчику.
С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. (Слайд 5). Сам Николай Петрович нередко говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное читка в школе» (1895, Государственный Русский музей).
«Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а затем дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня окончательно, как настоящие». Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальное учебное заведение. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а кроме того с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Слайд 6). Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры нередко получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.
(Слайд 7). Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Сегодня редко кто не знает его картины “Устный счет”. На ней класс Тетевской школы, той самой, где учился художник, целая вереница сельских ребятишек и учитель с усталым, но добрым лицом — это и есть Рачинский, который принял столь деятельное участие в судьбе своего талантливого ученика.
(Слайды 8, 9, 10). С редкой наблюдательностью и огромной симпатией изображает живописец крестьянских ребятишек. Будучи художником “от земли”, Н.П. Богданов-Бельский всячески подчеркивает тягу деревенского люда к искусству, знанию. Какие замечательные девчонки и мальчишки на его картинах — сметливые, толковые, любознательные, любящие школу! И народный учитель — подвижник, отдающий все свои силы и знания народному просвещению; труженик, сеющий на Руси “разумное, доброе, вечное”.
(Слайд 11). Кроме жанровых и пейзажных картин, Н.П. Богданов-Бельский создал целую галерею портретов. Среди них наиболее удачны портреты писателя М. Горького, профессора С.А. Рачинского, певца Федора Шаляпина, историка и библиографа Н.П. Барсукова, художницы Е.М. Бём, также “пожизненно” влюбленной в крестьянских детей и постоянно их рисовавшей.
(Слайд 12). Несмотря на разнообразие заказов, картин, которые он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою влюбленность и сердце детям. «Я так полно лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так нередко наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей.
(Слайд 13). Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.
(Слайд 14). Николай Петрович Богданов-Бельский умер в 1945 г. Все лучшее, что создано художником, вошло в сокровищницу нашего искусства, заняв в нем достойное место. Его картины украшают галереи и художественные музеи не только разных городов России, но и разных стран мира.
…С полотен брызжет светило. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнышко, зеленеет трава, покуда появляются улыбки на лицах детей, — картины его будут необходимы.
На этой картине показана полянка в лесу, на которой сидят дети. Среди них и подростки, и дети помладше. Автор показал четырех мальчиков и одну девочку. Все дети одеты очень просто: в рубахах и широких штанах. На девочке надета темно-серая блузка, синяя юбка. На голове у нее ярко-красный платок.
Ребята сидят босиком на утоптанной траве, и лишь один мальчик стоит. Все они очень внимательно слушают своего товарища, который играет на балалайке. К сожалению, мы не можем послушать эту мелодию, но видно, что ребятам нравится игра мальчика. Он очень старается, чтобы им понравилось.
Мальчик сидит с очень сосредоточенным видом, брови его даже нахмурены. Парнишка в красной рубахе, который стоит и смотрит вдаль, явно о чем-то думает. Ребята помладше сидят и буквально ловят каждый звук, который извлекает «виртуоз». Возможно, он играет не очень сложное произведение, но им все равно это очень нравится.
Главный герой картины - музыкант – показан в пестрой рубахе и полосатых штанах с заплатками на коленках. В общем, ребята одеты именно так, как чаще всего одеваются дети в деревнях: просто и удобно.
На заднем плане картины – березовая роща. Создается впечатление, что мы слышим шелест листьев от ветра. Картина получилась вдохновенной. Мне она очень понравилась.
Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка. Один из мальчиков играет на балалайке. И очень жаль, что нельзя услышать его игру, ведь судя по эмоциям и улыбкам слушающих его детей — играет он великолепно. Художник изобразил детей с босыми ногами — это говорит о том, что живут они недалеко, в маленькой деревушке возле леса. С первого взгляда понятно, что это не городские дети, ведь одежда на них простая, и в некоторых местах даже потрепанная. На девочке надет платок, наверное, перед тем, как выйти гулять она помогала родителям по хозяйству, а платок снять забыла.
Дети находятся в лесу и природа окружающая их — великолепна. Большое количество изящных берез, зеленая травка и поросшие мхом пеньки — что же может быть лучше летнего леса? А то, что это лето — сомнений абсолютно не возникает, ведь художник выбрал яркие и насыщенные краски. Солнышка не видно, но по картине сразу заметно, что денек выдался солнечный.
Невероятно, но с помощью кисти, холста и красок художник передал ту атмосферу, которая ощутима на этой лесной поляне. Остается лишь догадываться, что весь лес наполняет звонкий детский смех и удивительная виртуозная музыка.