СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Поиски райской страны» (по притче Лидии Калашниковой «Притча о Родине», для 10-11 классов))

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, для русского человека всегда была очень притягательна мысль о красивой жизни за границей. Родом она, видимо, из времен холодной войны. В  подростковой среде особенно уверенно живет фееричная сказка о Западе, манящем своей лжесвободой.. Недавно на просторах сайта «Проза.ру» мне встретилась интересное произведение «Притча о Родине» Лидии Калашниковой. На мой взгляд, она может послужить хорошим материалом, в процессе работы над которым мы, формируем такую базовую национальность, как патриотизм.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Поиски райской страны» (по притче Лидии Калашниковой «Притча о Родине», для 10-11 классов))»

2


Тема урока: «Поиски райской страны» (по притче Лидии Калашниковой «Притча о Родине», для 10-11 классов))

К сожалению, для русского человека всегда была очень притягательна мысль о красивой жизни за границей. Родом она, видимо, из времен холодной войны. В подростковой среде особенно уверенно живет фееричная сказка о Западе, манящем своей лжесвободой.. Недавно на просторах сайта «Проза.ру» мне встретилась интересное произведение «Притча о Родине» Лидии Калашниковой. На мой взгляд, она может послужить хорошим материалом, в процессе работы над которым мы, формируем такую базовую национальность, как патриотизм.

План урока.

Цели урока:

1.погрузиться в художественное пространство притчи, на основе анализа произведения разобраться в нравственных составляющих значения слова «Родина»;

3.эмоционально вовлечься в идейно-тематическое пространство текста, определяя свои нравственные ценности в контексте рассматриваемого вопроса;

4.совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

5.уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выявлять их роль, значимые для понимания идеи притчи синтаксические конструкции, выявить роль пунктуации ;

6.сформировать в себе четкое понимание слова «патриотизм», убедиться в необходимости духовного роста.

7. формировать свой взгляд на мир, общество, познание;

8. уметь приводить данную притчу в качестве аргумента на итоговом сочинении, а также при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Ход урока.

Беседа, которая должна превратиться в диспут. В процессе работы составляется опорная схема.

-О ком эта притча? (О Человеке).

- Что захотелось ему? (Найти райскую страну).

- Почему? Зачем? (Там живется весело и богато).

- Как жилось ему за тридевять земель? (Красиво, хоромы прекрасные, одежды царские, столы богатые).

Думал он, что это СЧАСТЬЕ!!! Ан нет…Чего-то ему не хватало для СЧАСТЬЯ…

Как-то услышал он лунной ночью серебристый звук колокольчика. Сообщение обучающегося:

Уже к началу нашей эры, в период зарождения Христианства, бронзовые колокола и колокольчики получили широкое распространение и выполняли как культовые, так и светские функции. С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон. Звон колоколов призывал в церковь, он сопровождал человека от колыбели до могилы. С. В. Рахманинов — певец русских колоколов — одно из лучших своих сочинений — симфоническую поэму "Колокола" для хора, солистов и оркестра на стихи Эдгара По "Колокола" (перевод К. Д. Бальмонта) – посвятил колоколу. (Прослушать отрывок из симфонической поэмы, выявить эмоциональные и ассоциативные картины). Также Колокол всегда считался символом возрождения Православной России.

-Задумался Человек о чем? (Что Земля родная его зовет, души предков о себе напоминают).

- Какое состояние испытывает Человек? Почему? (Тоску – НОСТАЛЬГИЮ (обязательно акцентируется внимание на лексическом значении слова «НОСТАЛЬГИЯ»).

- О чем думал Человек в этот момент? (О родной сторонушке, о могилке его матушки родимой и отца, о рябинке, им посаженной, об обычном рубище, о пирогах в родном доме…)

- К чему привели эти мысли? (Он БРОСИЛ РАЙСКУЮ ЗЕМЛЮ и возвращается в родную сторонушку, куда звала его душа!!!)

- Какое состояние он испытывает на родной сторонушке? (Радость, сердце радостно билось, Солнце, Счастье).

- Где он испытал эту непередаваемую гамму чувств? Где он стал жить в ладу с собой? ( На РОДИНЕ!!!! (Сердце ).

- Так где же оно, СЧАСТЬЕ????!!! Там, где наши истоки – наша Родина, Отечество, Россия! Где есть то, что отличает русского человека.

Необходимо коснуться вопроса литературной эмиграции. Волна эмигрантов 90-х годов (гиперболически переживали разлуку с Родиной, сообщение обучающегося).



Рефлексия. Пятиминутное эссе «Что такое счастье?» (Под музыку…)

Работы сдаются, на следующем уроке учитель зачитывает отрывки из работ воспитанников).

Задание на самоподготовку: составить синквейн на тему «Родина»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!