СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «П.А.Столыпин: «…Нам нужна Великая Россия». Аграрная реформа. Российская империя н. XX века»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выяснить специфику, необходимость, своевременность и результативность Аграрной реформы 1906 г.

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об аграрной реформе П.А.Столыпина: цели, содержание и значение реформы.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «П.А.Столыпин: «…Нам нужна Великая Россия». Аграрная реформа. Российская империя н. XX века»»

История России начала XX века.

9 класс



Тема урока:


«П.А.Столыпин: «…Нам нужна Великая Россия».

Аграрная реформа. Российская империя н. XX века»

Иванов А.И. учитель истории и обществознания.

Цель урока: выяснить специфику, необходимость, своевременность и результативность Аграрной реформы 1906 г.

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об аграрной реформе П.А.Столыпина: цели, содержание и значение реформы.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: хутор, отруб, военно-полевые суды, фермерское хозяйство.

Оборудование: портрет П.А.Столыпина, телевизор, мультимедийный проектор, экран, исторические источники , видеокассета с фильмом из серии “Россия. XX век”, мультимедийный учебник “Клио-Софт” “Россия XX век”, на доске таблица, домашнее задание, презентация по уроку.

Опережающее задание: сообщения учащихся о П.А.Столыпине.

Ход урока:

I. Вводная часть.

Наступление 1906 г. Россия встретила на распутье, получив реальную возможность развиваться по трем направлениям:

Дальнейшее продолжение революции;

Наступление контрреволюции;

Попытки разрешить поставленные вопросы путем реформ.

Но первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России.

Перед Николаем II встала задача успокоить разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого 26 апреля 1906 г. император назначает министром внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина, а затем 9 июля 1906 года Председателем Совета Министров и ставит перед ним задачу – успокоить общество.

Выступая перед депутатами Государственной думы Столыпин по отношению к радикалам сказал следующее: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.

Выдержкой из цитаты я и назвала сегодняшний урок – “...Нам нужна Великая Россия”. Какое понятие в эти свои слова вкладывал сам Столыпин?

Ответы-предположения учащихся:

Чтобы сделать страну Великой необходимо ее модернизировать, реформировать. Этот путь развития видел Столыпин для России.

Сообщение цели урока.

Сегодня мы познакомимся с выдающимся политическим деятелем н.XX века П.А.Столыпиным. С именем П.А.Столыпина тесно связано проведение аграрной реформы. Мы должны на уроке узнать причины, мероприятия, результаты этой реформы. Узнавать новое вы будете сами, анализируя исторические документы, фрагменты фильма в итоге сделаете выводы, обобщения и оформите в виде таблицы.

II. Постановка проблемы.

1. Разбирая позицию и стремления П.А.Столыпина, давайте выясним: “П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог?”

Кто знает, что означает слово “демагог”? Ответы учащихся.


В. Даль. Толковый словарь: “Демагог – человек, который намерение воздействует на чувства малосознательной части масс для достижения своих целей”.

Что означает слово “реформатор”? Ответы учащихся. В. Даль. Толковый словарь.

2. Проблему урока можно истолковать и так: “О ком больше думал П.А.Столыпин: о достижении своих целей или о судьбе России?” Аргументируйте. Ответы учащихся.

Но, в конце урока, вы мне дадите обстоятельный ответ на поставленную проблему: “П.А.Столыпин - великий реформатор или демагог?”

III. Основная часть.

1. Для начала давайте выясним, кто такой П.А.Столыпин?

Задание учащимся: посмотрев фрагмент фильма “П.А.Столыпин” из серии “Россия. Век XX.” вы должны ответить на ряд вопросов:

Где родился;

Происхождение;

Образование;

Карьера и т.п.

A. Какое происхождение у П.А.Столыпина?

Б. Какое образование получил П.А.Столыпин?

B. Почему именно в нем Николай II увидел человека, который сможет успокоить страну?

Что можно добавить к увиденному? Кто знает больше об этом человеке? Краткие справочные сведения учащихся по предварительному заданию.

2. Деятельность П.А.Столыпина.

Став правой рукой императора, Столыпин представил Правительственную программу, в которой говорилось о необходимости беспощадно бороться с революционерами при помощи чрезвычайных мер, которые включали в себя:

Введение в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов;

Принудительное переселение бунтовщиков из центральных районов империи на окраины и др.

“Но этого было недостаточно, чтобы успокоить страну, – считал Столыпин”. Необходимо немедленное реформирование и начать нужно было с главного - аграрный вопрос – вопрос о земле, необходимо решить окончательно и в ближайшее время.

Почему Столыпин считал это главным моментом в жизни страны?

Ответы учащихся.

Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению Российской империи в правовое государство:

О свободе вероисповедания;

О гражданском равноправии;

Об улучшении быта рабочих;

О реформе местного самоуправления;

О реформе высшей и средней школы;

О введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей;

О подоходном налоге;

О полицейской реформе.

П.А.Столыпин намерен был эти законопроекты представить для обсуждения в Государственной Думе.





3. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Каковы ее цели, основные мероприятия и результаты нам сегодня предстоит узнать. В тетради оформляем таблицу:

Аграрная реформа 1906 г.”1. Цели. 2.Положения. 3.Результаты.

Работа с документами:

учащиеся предварительно работали с документами дома по целевому заданию.

«Положения Аграрной реформы». Документ №1.

На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

1. “Успокоение” страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.

2. Создание социальной и экономической опоры самодержавию в лице зажиточных крестьян.

3. Продолжение модернизации России.

Примечание: если учащиеся затрудняются сформулировать цели реформы, учитель наводящими вопросами помогает.

Из письма П.А.Столыпина Николаю II”. Документ № 2:

• Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? Ответ: община.

Указ от 9 ноября 1906 г.” Документ № 3:

• Какое право каждому крестьянину давал этот Указ?

Ответ: разрешения свободного выхода из общины любого крестьянина - домохозяина.

• Какова процедура выхода крестьян из общины?

Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Поощрялось образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, но при этом не посягая на помещичьи владения.

• Формулируем определения “Хутор”, “Отруб”. Учитель помогает выделить общее и различное в этих понятиях.

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.

Дополнение: чтобы поддержать крестьян, выходивших из общины, государство учредило Крестьянский банк. Краткие справочные сведения учащихся по предварительному заданию.

Из речи Столыпина...”Документ № 4:

• Как вы думаете, для чего было необходимо разрушение крестьянской общины? Варианты ответов с пояснением учащихся.:

1) способствует революционизации крестьянства

2) насильственно прикрепляет крестьян к земле

3) ухудшает землепользование, снижает урожайность

4) разрушает крестьянскую общину

5)развивает инициативность и самостоятельность крестьянских хозяйств

6) разрушает круговую поруку среди крестьян

7) увеличивается процент переезда крестьян в город …

Другие варианты ответов с пояснением учащихся.

Назовите основные мероприятия реформы?

1. Создание новых форм землевладения и землепользования;

- переход к фермерскому хозяйству;

– разрушение общины;

– хутор, отруб;

2. Государственная помощь крестьянским хозяйствам;

3. Переселенческая политика.

4. Кооперирование

Работа с мультимедийным учебником:

История Россия XX век “Клио Софт”:

Задание: по ходу фильма заполнить графу в таблице “Результаты: + - “

Назовите положительные результаты реформы?

1. Начали создаваться фермерские хозяйства.

2. Рост посевных площадей

3. Совершенствование агротехники.

4. Подъем производительности труда в сельском хозяйстве.

5. Самостоятельность и инициативность крестьянина

Назовите отрицательные результаты реформы?

1. Сохраняются проблемы малоземелья крестьян.

2. Появляются новые социальные противоречия: зажиточный и беднейший крестьянин, конфликты с местным населением по местам переселения, расслоение среди крестьян (кулаки, середняки, беднота).

В исторической и публицистической литературе содержатся различные оценки «столыпинских преобразований».

Давайте обратимся к мнениям.

П.Н.Милюкова, В.И.Ульянов (Лениа)” Документ № 5:

– Кем был П.Н. Милюков? Какую он дает оценку «столыпинским преобразованиям?»

– Кем был В.И.Ленин? Какую он дает оценку «столыпинским преобразованиям?»

Одни авторы считают, что реформа достигла намеченных целей - были получены позитивные результаты в модернизации крестьянских хозяйств, повышении их производительности и товарности. Другие, напротив, придерживаются мнения, что реформа провалилась. Чтобы ответить на этот вопрос давайте выясним “Реализованы ли цели реформы?” Вспомним цели реформы. Ответы учащихся:

1. Ликвидировать общину или хотя бы серьезно подорвать ее позиции Столыпину не удалось. Несмотря на административное давление, большинство крестьян, особенно малоземельных, зависевших от поддержки общины, были против ее разрушения. Нередкими оказались случаи поджогов хуторов, бунтов деревенской бедноты.

Преобразованные хозяйства (хутора и отруба) функционировали в целом эффективнее, чем общинные. Но большинство из них по-прежнему страдали от малоземелья и низкой технической оснащённости.

2. “Успокоить” страну не удалось; к противоречиям между крестьянами и помещиками добавились новые противоречия между беднейшими и зажиточными крестьянами, между переселенцами и местными жителями в местах переселений; между крестьянами внутри страта.Реформа не сняла социальной напряженности ни в деревни, ни в обществе в целом.

3. Процесс создания страта земельных собственников - фермеров только начался и после гибели П.А.Столыпина замедлился и прекратился. В стране нарастает революционная ситуация, усугубившаяся войной с Японией.

4. Но в целом, отмечается развитие аграрного сектора экономики.

Вернемся к проблеме нашего урока:

П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог?

Доводы учащихся:

а) реформы – это длительный путь преобразования общества. “Дайте России 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете ее”. Такого количества времени у России не было. Аргументы учащихся.

б) сохранилось помещичье землевладение, что тормозило развитие капиталистических отношений в деревне. Аргументы учащихся.

в) российское общество было не готово к «столыпинским преобразованиям». Аргументы учащихся.

Не произошло изменения психологии русского крестьянина: формирование уважения к личной частной собственности, которое создало бы иммунитет против революционной агитации.

Для успеха реформы важной была готовность российского общества принять новации. Поместное дворянство противилось нововведениям; интеллигенция и предприниматели не старались понять и принять реформу, считая её несвоевременной и недостаточно проработанной; рабочие считали, что отсутствует продуманная политика в отношении улучшения условий их жизни и труда и аграрная реформа им мало чем поможет. П.А.Столыпин оказался без поддержки среди государственных чиновников, без понимания и опоры в обществе. Даже Николай II отвернулся от него. В истории П.А.Столыпина часто называют “одиноким реформатором”. Жизнь его оборвалась внезапно и реформа не была доведена до фактического полезного результата.

Так кто же он? Ответы: великий реформатор, непонятый современниками, или «одинокий демагог»?

Только сегодня в н. XXI в. идеи Столыпина стали воплощаться в жизнь, новое поколение историков, экономистов, агрономов, политиков, госчиновников, селян в полной мере вникают в рационально значимые категории реформы 1906 г.

Значение реформы:

Несмотря на очевидные трудности и незавершенность преобразований, реформа изначально способствовала движению страны по пути модернизации.

Домашнее задание: проработать положения реформы по документам (повторение), по записям, подготовить личные комментарии.

Рефлексия.

1. П.А.Столыпин. Необходимость и практическая возможность реформы в России н. XX века?

2. Проблема урока?

3. Что нового вы узнали? Выводы.4. Какие навыки и умения использовали для приобретения новых знаний? Оценивание работы учащихся на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!