СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Особенности образа Кота и Мышей в авторской сказке» По сказке Н. Д. Телешова «Покровитель мышей». 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Анализ сказки Н. Д. Телешова  «Покровитель мышей».

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Особенности образа Кота и Мышей в авторской сказке» По сказке Н. Д. Телешова «Покровитель мышей». 2 класс.»

Тема урока: «Особенности образа Кота и Мышей в авторской сказке» По сказке Н. Д. Телешова «Покровитель мышей». 2 класс.


Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения


Цель урока: раскрыть смысл сказки «Покровитель мышей» и помочь понять особенности образа Кота и Мышей в авторской сказке.


Задачи урока:

  • Развивать речь учащихся;

  • Развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;

  • Воспитывать честность, требовательность к себе и другим, формировать представление о таком качестве, как «лицемерие»;

  • Формировать общеучебное умение осознанного, правильного, выразительного чтения;

  • Формировать представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;

  • Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.





















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и самоанализ



Организационный этап

Здравствуйте, ребята!


Начинаем урок литературного чтения.


Дети приветствуют учителя.

Создать условия для формирования регулятивных УУД, создать положительный эмоциональный настрой.



Актуализация опорных знаний

О чем-то скрипит половица,

и детям  опять не спится,

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки..

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски..

Тихонько скрипит половица,

По комнатам ходят сказки»  



- В каком мире мы оказались? Конечно в сказочном. О чем же мы будем сегодня говорить? О сказках и их героях.

А именно об авторских сказках о животных.


























Создать условия для формирования коммуникативных УУД


Определение темы и задач урока

-Перед вами маленький текст. Прочитайте его про себя. Обратите внимание на выделенные слова. Я думаю, что вы знаете, что вертикальными палочками обозначены паузы  при чтении художественного текста.

-Кто желает прочитать стихотворение выразительно для всех?





Знает каждый / такое животное,/

Что хозяином в доме слывет./

Спинку горбит, / живет беззаботно,/

И на солнышке  /песню поет./

Хитрым глазом / проводит заманчиво,/

На сметанку косится с утра, /

Но порою / бывает обманчивой /

И ершистой / его доброта.



- О каком животном идет речь в стихотворении?

- Какие слова и выражения вам помогли догадаться?

-А как вы думаете, главным героем сегодняшней сказки кто будет?

- Какие сказки, где кот является главным героем,  вы знаете?

























Создать условия для формирования регулятивных УУД


Подготовка к первичному восприятию

- Откройте учебники на с.93 и прочитайте с какой сказкой мы сегодня познакомимся.

- Совершенно верно.


Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

Смогут определить идею произведения





Первичное восприятие

Мы познакомимся с особенной сказкой о животных. Её автор Николай Дмитриевич Телешов. Это русский писатель, поэт, организатор известного  кружка  московских  писателей « Среда». В 20-е годы 20 века  он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки». С одной из них мы сегодня познакомимся.

- Прочтите название. «Покровитель мышей».

Ребята,  а кого мы называем  ПОКРОВИТЕЛЕМ ? Кто может объяснить значение этого слова? Слово сложное. А когда мы сталкиваемся с незнакомыми словами, то обращаемся  к толковому словарю.


- прочитайте определение, которое предлагаем нам автор.



- Рассмотрите иллюстрацию на с.96 и

подумайте о чем или о ком будет эта сказка?



- А кто будет на самом деле покровителем мышей мы узнаем, когда прочитаем сказку.


В сказке сегодня мы встретим много новых для нас слов: как вы понимаете их значение?

Обходительный - внимательный, вежливый

Благочестивый- соблюдающий хорошие правила поведения

Монастырский двор- двор у монастыря

Грех – плохие мысли, недостойные поступки.

Благодетель- человек, который оказывает покровительство из милости, благо + делать


- Я предлагаю вам прочитать эту сказку по ролям.

За автора читает….за мышей (3 ученика)

За кота……

























Покровитель – тот, который оказывает кому-то покровительство (защиту, заступничество)


- о коте, который будет защищать мышей
























Выразительное чтение


Создать условия для формирования коммуникативных УУД
















Будут развивать умение выразительно читать текст





Проверка первичного восприятия

Учитель после прочтения задает вопросы.


- Ребятам, которые читали продолжение, удалось передать характер героев? Как они читали?



- Какой жанр этого произведения?


- Понравилась ли вам сказка?



- Какие эмоции вызвало у вас это произведение?



- какой момент взволновал вас?





( выразительно, громко, с интонацией, без ошибок)




- сказка


- да








Смогут анализировать прочитанный текст



Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению






Мотивация к анализу

Назовите главных героев сказки.



Кто же покровитель мышей?


- Кот оказался, как мы и предполагали, защитником мышей?


Каким вы увидели кота?


Можем ли мы, не обращаясь к тексту, составить подробный потрет кота и мышей?


- мыши и кот



- кот


- нет, обманул мышей



-хитрый, коварный



- нет


Смогут анализировать прочитанный текст







Будут развивать умение выразительно читать текст




Анализ



-Как вы думаете, почему сказка называется «Покровитель мышей »?



А почему кот согласился быть покровителем мышей? Выполнил ли он просьбу мышей?



- Как Кот разговаривает с мышами? Как по речи можно узнать характер Кота?



- Почему автор называет Кота благодетелем?



- Какую ошибку совершили мыши?



- Ребята, а по каким признакам, мышки искали себе покровителя?



А всегда ли внешние признаки совпадают с внутренним миром? На примере сказки видим, что – НЕТ!



- Что подкупило мышат?



- Как изменяется Кот к концу сказки? Какой он?



- Оправдались ли ваши ожидания, что кот защитник мышей?



У вас на столе лежат табличка. Сейчас мы ее все вместе будем заполнять.



Заполнение таблицы.

































(по внешнему виду, по ласковому голосу)






ласковый голос, внешний облик кота







Заполняют таблицу.


Кот:

  • умный, ласковый, обходительный, благочестивый, благодетель

  • ленивый (из описания)

  • « стар я и слаб, трудно мне теперь без помощников ходить..» кот сам о себе.

  • Покровитель мышей ( в переносном смысле)

Мыши

  • Трусливые, боятся врагов

  • Глупые, наивные

  • Угодливые.


Развивают культуру речи





Обогащают словарный запас








Будут развивать умение выразительно читать текст








Создать условия для формирования регулятивных УУД


Обобщение



Какова главная мысль сказки? Вернемся к названию. Выражена ли главная мысль в названии?

В прямом или переносном смысле называет автор Кота покровителем мышей?


Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам – урок»


Какой урок вы извлекли из сказки?









Смогут определить идею произведения


Домашнее задание

Завтра, ребята, у вас будет открытый урок по литературному чтению.


Вспомните к уроку, пожалуйста, какие авторские сказки о волшебстве вы уже знаете.


Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению;






Рефлексия

Пришло время подвести итоги нашему уроку.



Продолжите фразу:

Я учился…

Я повторил..

Мне понравилось…



Спасибо всем за работу. Успехов в учебе!






Я учился составлять план.

Я повторил названия авторских сказок.

Мне понравилось работать в паре.


Создать условия для формирования коммуникативных УУД


























Кот

Мыши


















Кот

Мыши


















Кот

Мыши


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!