Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование и самоанализ |
Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. | Дети приветствуют учителя. | Создать условия для формирования регулятивных УУД, создать положительный эмоциональный настрой. |
Актуализация опорных знаний | О чем-то скрипит половица, и детям опять не спится, Присев на кровати подушки, Уже навострили ушки.. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски.. Тихонько скрипит половица, По комнатам ходят сказки»
- В каком мире мы оказались? Конечно в сказочном. О чем же мы будем сегодня говорить? О сказках и их героях. А именно об авторских сказках о животных. | | Создать условия для формирования коммуникативных УУД |
Определение темы и задач урока | -Перед вами маленький текст. Прочитайте его про себя. Обратите внимание на выделенные слова. Я думаю, что вы знаете, что вертикальными палочками обозначены паузы при чтении художественного текста. -Кто желает прочитать стихотворение выразительно для всех?
Знает каждый / такое животное,/ Что хозяином в доме слывет./ Спинку горбит, / живет беззаботно,/ И на солнышке /песню поет./ Хитрым глазом / проводит заманчиво,/ На сметанку косится с утра, / Но порою / бывает обманчивой / И ершистой / его доброта.
- О каком животном идет речь в стихотворении? - Какие слова и выражения вам помогли догадаться? -А как вы думаете, главным героем сегодняшней сказки кто будет? - Какие сказки, где кот является главным героем, вы знаете? | | Создать условия для формирования регулятивных УУД |
Подготовка к первичному восприятию | - Откройте учебники на с.93 и прочитайте с какой сказкой мы сегодня познакомимся. - Совершенно верно. | Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | Смогут определить идею произведения |
Первичное восприятие | Мы познакомимся с особенной сказкой о животных. Её автор Николай Дмитриевич Телешов. Это русский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей « Среда». В 20-е годы 20 века он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки». С одной из них мы сегодня познакомимся. - Прочтите название. «Покровитель мышей». Ребята, а кого мы называем ПОКРОВИТЕЛЕМ ? Кто может объяснить значение этого слова? Слово сложное. А когда мы сталкиваемся с незнакомыми словами, то обращаемся к толковому словарю. - прочитайте определение, которое предлагаем нам автор. - Рассмотрите иллюстрацию на с.96 и подумайте о чем или о ком будет эта сказка? - А кто будет на самом деле покровителем мышей мы узнаем, когда прочитаем сказку. В сказке сегодня мы встретим много новых для нас слов: как вы понимаете их значение? Обходительный - внимательный, вежливый Благочестивый- соблюдающий хорошие правила поведения Монастырский двор- двор у монастыря Грех – плохие мысли, недостойные поступки. Благодетель- человек, который оказывает покровительство из милости, благо + делать - Я предлагаю вам прочитать эту сказку по ролям. За автора читает….за мышей (3 ученика) За кота…… | Покровитель – тот, который оказывает кому-то покровительство (защиту, заступничество) - о коте, который будет защищать мышей Выразительное чтение | Создать условия для формирования коммуникативных УУД Будут развивать умение выразительно читать текст |
Проверка первичного восприятия | Учитель после прочтения задает вопросы. - Ребятам, которые читали продолжение, удалось передать характер героев? Как они читали?
- Какой жанр этого произведения? - Понравилась ли вам сказка? - Какие эмоции вызвало у вас это произведение? - какой момент взволновал вас? | ( выразительно, громко, с интонацией, без ошибок) - сказка - да | Смогут анализировать прочитанный текст Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению |
Мотивация к анализу | Назовите главных героев сказки. Кто же покровитель мышей? - Кот оказался, как мы и предполагали, защитником мышей? Каким вы увидели кота? Можем ли мы, не обращаясь к тексту, составить подробный потрет кота и мышей? | - мыши и кот - кот - нет, обманул мышей -хитрый, коварный - нет | Смогут анализировать прочитанный текст Будут развивать умение выразительно читать текст |
Анализ |
-Как вы думаете, почему сказка называется «Покровитель мышей »?
А почему кот согласился быть покровителем мышей? Выполнил ли он просьбу мышей?
- Как Кот разговаривает с мышами? Как по речи можно узнать характер Кота?
- Почему автор называет Кота благодетелем?
- Какую ошибку совершили мыши?
- Ребята, а по каким признакам, мышки искали себе покровителя?
А всегда ли внешние признаки совпадают с внутренним миром? На примере сказки видим, что – НЕТ!
- Что подкупило мышат?
- Как изменяется Кот к концу сказки? Какой он?
- Оправдались ли ваши ожидания, что кот защитник мышей?
У вас на столе лежат табличка. Сейчас мы ее все вместе будем заполнять.
Заполнение таблицы.
| (по внешнему виду, по ласковому голосу) ласковый голос, внешний облик кота Заполняют таблицу. Кот: умный, ласковый, обходительный, благочестивый, благодетель ленивый (из описания) « стар я и слаб, трудно мне теперь без помощников ходить..» кот сам о себе. Покровитель мышей ( в переносном смысле) Мыши Трусливые, боятся врагов Глупые, наивные Угодливые. | Развивают культуру речи Обогащают словарный запас Будут развивать умение выразительно читать текст Создать условия для формирования регулятивных УУД |
Обобщение |
Какова главная мысль сказки? Вернемся к названию. Выражена ли главная мысль в названии? В прямом или переносном смысле называет автор Кота покровителем мышей? Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам – урок» Какой урок вы извлекли из сказки? | | Смогут определить идею произведения |
Домашнее задание | Завтра, ребята, у вас будет открытый урок по литературному чтению. Вспомните к уроку, пожалуйста, какие авторские сказки о волшебстве вы уже знаете. | | Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению; |
Рефлексия | Пришло время подвести итоги нашему уроку.
Продолжите фразу: Я учился… Я повторил.. Мне понравилось…
Спасибо всем за работу. Успехов в учебе! | Я учился составлять план. Я повторил названия авторских сказок. Мне понравилось работать в паре. | Создать условия для формирования коммуникативных УУД |