СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на обогащение словарного запаса учащихся, овладения навыками знания речевой ситуации,  создание условий для повышения  речевой культуры обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Тема урока. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.»

Тема урока. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Цели урока: Обогатить словарный запас учащихся. Овладение навыками знания речевой ситуации. Создание условий для повышения речевой культуры школьников. Воспитывать чувство любви к своему родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: Раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Объявление темы и целей урока.

  2. Актуализация знаний.

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве речи.

Посмотрите, какая тема нашего урока? Цель нашего урока познакомиться с требованиями к хорошей речи.

- Что значит «говорить правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка).

- «Точно»? (Без лишних слов, внимательно подбирая слова).

- «Выразительно»? (Образно, нестандартно).

IIІ. Работа над темой урока

  1. Правильность речи.

Если незнакомый человек скажет «без пальта я пошёл в магазин», что вы о нём подумаете? Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел…». Первое впечатление о нас складывается по нашей речи.

Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? (основанной на правилах)

Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

Задание 1. Прочитайте слова, написанные на доске: свитер, теннис, что, конечно, счастье.

Что вы заметили? (произношение не совпадает с написанием).


Задание 2. Прислушайтесь к речи окружающих вас людей, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах. Прочитайте слова, поставив правильно ударение: магазин, портфель, километр, звонит, арбуз, документ, средства, договор.


  1. Чистота речи.

Анализ текстов.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.


- Как бы вы оценили эти сочинения?

( Оба рассказа свидетельствуют о наблюдательности ребят. Только во втором очень много «сорняков», «языкового хлама». Нельзя речь такого человека считать богатой, ведь у него на 10 нужных слов – 20 бесполезных).


в) В нашем дворе живет мальчик, который говорит на каком-то странном языке:

- Где ты оторвал такие джинсы?

- Не шипи!

- Пойдем прошвырнемся!

- Чего выпендриваешься?

- Жутко весело здесь!

- Выскажите свое отношение к данным репликам.

Вывод: Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно… Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки.

Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

3.Логичность речи.

Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.

Задание. Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.


И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.


- Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!


- Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!


Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.

4.Речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.

Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.

Отец был огорчён и раздосадован. Почему?

  1. Богатство речи.

Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата.


Задание. Найдите повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.

Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Узнаем искаженные поэтом-сатириком стихи Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая» - шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии –повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.

- Приведите примеры тавтологии. (Осенью идет осенний дождик; автомобилисты гнались на гоночных автомобилях).

Учитель. Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно.


Закрепление изученного.

Выпишем ошибки в речи ученика, рядом дадим свой вариант.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

- Где же ты учился, Сережа?

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе.

А раньше?

- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

- Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили?

Ученики читают свой текст.

б) Устно: найдите ошибку в речи наших современников. Редактирование.

Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!» (Поезжай)

Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!» (По дощечке).

Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!» (Ляг, ложись)

Мальчишка: «А дождь все секет и секет» (Сечет).

Вывод. Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.

в) Что можно сказать о человеке, который говорит так:

- «у меня много делов»

- «сегодня все ходят без польт»

- «давайте вечером прошвырнемся по бульвару»

- «они все ложат и ложат»

Вывод учителя. Речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.

- Послушайте стих. Э.Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь:

Жил-был, этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жил, это самое,

Со своею мамою.

Был еще один чудак.

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

(Слова-пустышки: этот, как его, ну, значит, это самое, так сказать)

- Отредактируйте устно ответ ученика:

Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил. (Я учил, но не выучил)

Интересный факт. Джанни Родари, детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение – (бином фантазии), по выражению Джанни Родари. (бином образовано сложением латинского bi – «двое, однажды» и греческого nome – «часть, доля»). Например: что общего между холодильником и головой?

В холодильнике и голове многое хранится.

Голова гудит, и не исправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.

А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении: Голова гудит, как старый холодильник; В голове мысли бегут, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится.


III. Подведение итога урока.

- Интересен ли был наш урок? Полезен?

Домашнее задание: составить памятку «Учись говорить правильно»


Памятка.

  1. Больше читай.

  2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

  3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями.

  4. Будь вежлив в словах и поступках.

  5. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижай его насмешливым тоном.

  6. Постоянно следи за культурой речи.

  7. Не употребляй без нужды иностранные слова, если их можно заменить русскими.














Анализ текстов.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.


Задание 2 . Выскажите свое отношение к данным репликам.

- Где ты оторвал такие джинсы?

- Не шипи!

- Пойдем прошвырнемся!

- Чего выпендриваешься?

- Жутко весело здесь!

Задание 3 . Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.


И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.


- Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!


- Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!


Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.


Задание 4 . Найдите повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Задание 5. Устно: найдите ошибку в речи наших современников.

Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!»

Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!»

Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!»

Мальчишка: «А дождь все секет и секет»

Задание 6 Выпишите слова-пустышки.

Жил-был, этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жил, это самое,

Со своею мамою.

Был еще один чудак.

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

Задание 7 Отредактируйте устно ответ ученика:

Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!