СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Оплодотворение. Беременность.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по анатомии для 8 класса. Продолжает воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни и полового воспитания, основывающиеся на чувствах любви и долга; Затрагивает нравственный аспект прерывания беременности.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Оплодотворение. Беременность.»

Урок по биологии в 8 класса.

Тема урока: Оплодотворение. Беременность.

Учителя МКОУ «Тимской средней общеобразовательной школы»

Козменкиной Юлии Александровны.

Цели урока:

Образовательные:

- углубить знания учащихся об особенностях развития зародыша и плода;


- познакомить учащихся с особенностями полового размножения человека;


- повторить строение половых желез и половых клеток;

- раскрыть сущность оплодотворения;

- познакомить с понятием беременность.


Развивающие:


- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить черты сходства и отличия во внешнем строении зародышей позвоночных животных и человека;


- определять особенности строения органа в связи с выполняемой функцией.


Воспитательные:


- продолжить воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни и полового воспитания, основывающиеся на чувствах любви и долга;


Затронуть нравственный аспект прерывания беременности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа. работа с презентацией, видео фрагмент, объяснение.


Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- экран;

- презентация к уроку;

- видео к уроку.


Ход урока.

1.Организационный момент.

II. Повторение, актуализация ранее приобретённых знаний.


Вопросы для повторения:


- Назовите способы размножения (ответ на слайде №2)


- Вспомните особенности размножения у позвоночных животных. В ходе беседы учащиеся заполняют таблицу (слайд №3).


- Объясните термины, понятия (слайд №4).



- Какие особенности строения яйцеклетки, сперматозоида связаны с выполняемыми ими функциями (слайд № 5)


- Назовите вторичные половые признаки у мальчиков, у девочек.


Вывод: для развития зародыша необходимы две особи: женская и мужская.


III. Усвоение новых знаний и умений.


Создание мотивации учения.


Учитель:


Рождение и развитие живых существ изумляло человека во все времена. Но нам дано непосредственно наблюдать судьбу человека лишь после рождения. А до рождения? Что происходит в этот период?


Обучающиеся вместе с учителем формулируют тему занятия, определяют цель урока.


ТЕМА УРОКА: "Оплодотворение. Беременность"


Цели урока: углубить знания обучающихся об особенностях развития зародыша и плода, раскрыть сущность оплодотворения, познакомить с понятием "беременность", выяснить гигиенические требования к беременной женщине.


Учитель:


"Ab ovo" - это латинское выражение в буквальном переводе означает "от яйца" (римляне когда- то начинали трапезу с яиц), а в переносном смысле - начать с начала.


- Как зарождается жизнь человека и животных, с чего начинается?

Показ видео фильма «Чудо сотворения человека»


работа по слайдам(7-28)


Вывод: для того, чтобы произошло оплодотворение, гаметам необходимо найти друг друга. Необходимо также обеспечить зиготу достаточным запасом питательных веществ и защитными оболочками. Эти функции в процессе эволюции разделились между мужскими и женскими гаметами. Поэтому мужские гаметы маленькие и подвижные, а женские более крупные, содержат много питательных веществ и не способны двигаться.

- Что называется оплодотворением? (Процесс слияния половых клеток)

(слайд 7 – «Оплодотворение»)

- Из сотен миллионов сперматозоидов только один оплодотворяет яйцеклетку. После проникновения единственного сперматозоида в яйцеклетку ее поверхностная оболочка становится непроницаемой для других сперматозоидов. Затем ядра обеих гамет сливаются в одно. С этого момента яйцеклетка становится оплодотворенной. И в ней

начинается процесс деления.

- В оплодотворенной яйцеклетке начинается процесс деления. К моменту попадания в матку оплодотворенное яйцо состоит уже из 30-32 клеток. Оказавшись в полости матки, зародыш внедряется в ее слизистую оболочку, обильно снабженную кровеносными сосудами. Клетки зародыша растут и быстро делятся. Из оболочек, покрывающих зародыш, и кровеносных сосудов слизистой оболочки матки образуется специальный орган – плацента.

- Через плаценту зародыш получает от матери питательные вещества и кислород и освобождается от углекислого газа и ненужных продуктов обмена веществ. Спустя несколько недель плацента отделяется от зародыша и остается связанной с ней только пуповиной, через которую проходят кровеносные сосуды, несущие кровь обоих направлениях. Кровь матери никогда не смешивается с кровью зародыша. Зародыш развивается дальше. В конце 3-й недели развития у зародыша еще не выделены отдельные части тела.

- К 4-й неделе зародыш достигает длины 3мм. У него появляются зачатки конечностей, зачатки ушей на головном конце, затем возникают зачатки глаз, носа. Чуть позже у зародыша начинает пульсировать сердце, начинают развиваться верхние и нижние конечности. Длина его в это время достигает 15 мм.

- На 7-8 неделе у зародыша формируется структура тела: различаются грудная клетка, живот, голова, нос, глаза, уши. Зародыш достигает длины 2,5 см, у него различаются пальцы на руках и ногах. С этого момента развития зародыш называется плодом. В дальнейшем происходит его непрерывный рост и развитие.

Закрепление (слайд 28) по вопросам.

- Рождение детей для человека – это акт не только биологический. Воспитывать сына или дочь, испытывать любовь к детям и любовь детей к себе, иметь понимающую тебя душу, родную душу – самого близкого на Земле человека – огромное счастье. Однако не всегда так происходит. Причин для этого много, и часто человек сам бывает виноват в своем несчастье. К сожалению, исправить ошибку природы или результат неправильного образа жизни не всегда удается. Истина, заключается в том, что беду легче предотвратить, чем исправить, верна и в данном случае. Каждый делает свою жизнь сам, и каждый в ответе за собственное счастье. Осознанное или неосознанное желание иметь детей возникает почти у каждого человека, однако взаимоотношение полов в человеческом обществе не сводится к инстинкту продолжения рода, как у животных, а связаны с чувством любви, уважения, желания иметь здоровую семью – определенную форму жизни в человеческом обществе.

- Но это не всегда так. Порой мы сами даже не осознавая этого губим свое будущее, лишая себя счастья быть родителями и иметь здоровых и полноценных детей. Так как это зависит от нашего образа жизни. Употребление, в подростковом возрасте, алкоголя, наркотиков, курение, в дальнейшем, вызывает рождение больных детей, иногда приводит к прерыванию беременности (выкидышам). Но мне хочется с вами поговорить на такую деликатную тему, как искусственное прерывание беременности, т. е. об аборте. Аборт тоже вреден для здоровья и женщины и будущих детей. Эта тема актуальна. Последствиями абортов является бесплодие, сепсис, воспалительные процессы, выкидыши, мертворожденные дети. У нас очень редко говорят о нравственном аспекте этой операции.

- Мне очень хочется, чтобы этот наш и вами разговор помог вам в будущем принять правильное решение. В 80 годах 20 века с помощью ультразвуковой аппаратуры был снят фильм о развитии зародыша и о поведении его во время операции аборта. Пленка запечатлела, как тревожно мечется зародыш, чувствуя смертельную опасность, как бы пытаясь убежать от хирургического инструмента, как учащаются удары его сердца от 140 до 200 ударов в минуту. Многие врачи, посмотрев этот фильм, навсегда отказались производить аборты. На основе этого фильма был написан «Дневник не родившегося ребенка» Послушайте отрывки из этого дневника:

- 1 месяц внутриутробного развития. «Через два дня после попадания в матку я внедрился в ее слизистую оболочку. На второй неделе у меня стали образовываться плацента и пуповина – это органы моего жизнеобеспечения. Уже на третью неделю у меня стала образовываться хорда. О радость! Я существую еще только 18 дней, а у меня уже бьется сердце. На последней неделе месяца появились зачатки ручек и ножек. Я расту. Уже целых 4 мм»

2 месяц внутриутробного развития. «У меня завершилась постройка плаценты. Я даже могу защитить себя от инфекции. Растут ручки и ножки, формируются пальчики. Какие они маленькие, даже странно! Возможно, когда-нибудь мои ручки будут играть на скрипке или нарисуют картину! А еще хочу сообщить, что я двухмесячный эмбрион, уже обладаю чувствительностью, я реагирую на давление, отстраняюсь от него»

3 месяц внутриутробного развития. «Я рад, что не разлучаюсь с мамой. Мамочка, я не люблю, когда ты переживаешь. Твое настроение передается мне, и я тоже переживаю. Мама, я уже научился сжимать кулачки и поворачивать головку. Двигаю ножками и ручками. Забавно! Я умею открывать рот! Да, жизнь прекрасна! Я люблю жизнь! Я хочу жить! … Мама, ты сегодня сказала, что меня скоро не будет. Но я уже многое умею! Я уже большой Мама! Я не могу поверить, что ты хочешь меня убить, этого просто не может быть! Ведь я так люблю тебя! Ты сказала «аборт»? Кто мне объяснит?

Но это слово какое-то страшное … Я, кажется, начинаю понимать. О жизнь! Мама, как бы я хотел посмотреть в твои глаза, хоть напоследок! Врач, хоть ты не убивай меня! Почему это происходит со мной? Мама, может ты передумаешь?


Мама! Остановись!

Сохрани свое здоровье и меня.

Я хочу увидеть солнце,

Услышать шум весеннего дождя.

За жизнь, тобою мне подаренную,

Благодарен вечно буду я!


Я надеюсь, что все что вы услышали сейчас не оставит вас равнодушным и поможет вам задуматься о нравственном аспекте прерывания беременности. Чтобы вопрос такого нелегкого выбора в будущем не стоял перед вами необходимо планировать рождение детей, пользоваться контрацептивными средствами, которые в настоящее время находятся в свободной продаже и аптеках и даже в любом магазине.


Оставляйте потомство, люди!

Нет прекрасней его на свете!

И не бойтесь хлопот и усталости,

Жизни трудной и распаленной!

Бойтесь только холодной старости,

Одиночеством оскорбленной.

Чтобы петь, чтоб землею гордиться,

Чтоб познать всю радость на свете, -

Очень, очень хотят родиться

Не рожденные вами дети!


- Организм человека в своем развитии до рождения проходит все этапы эволюции хордовых. За девять месяцев (280 дней) жизни до рождения он проходит исторический путь, который за миллионы лет преодолел человеческий род, превращаясь из простейшего в то, что мы с гордостью называем человеком разумным. Будет ли родник людских поколений вечным? Не остановится ли светлое течение его вод? Это зависит только от нас с вами, от тех, кто живет сейчас в этом мире – неповторимом и прекрасном. От взрослых, воспитывающих своих детей, и от детей, которые, став взрослыми, будут тоже воспитывать своих детей.



Будем считать, что наш разговор достиг своей цели, если в будущем вы, ребята, вспомните его.

Режим беременной (работа с учебником)

Рефлексия:

работа с кроссвордом (слайды 24-35)

Выставление оценок.

Д/з п.65, подготовить сообщения о ясельном и дошкольном этапах развития человека.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!