Сценарий урока 1 класс
Тема урока:«Музыка в цирке»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Комбинированный урок.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, создать праздничную атмосферу музыкального циркового представления.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов: понятие марша, мажор.
Личностные действия: Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные действия: Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные действия: Научатся сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к разным жанрам.
Коммуникативные действия: Научатся исполнять песни, рассуждать на тему, отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: Уметь: определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
И.О. Дунаевский «Выходной марш»
И.О. Дунаевский «Лалом»
В. Богатырёв «Песенка о дружбе»
Оборудование: Флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации видеоклипы музыкальные произведения.
Организационная часть урока
Здравствуйте .
Муз.приветствие.
Ход урока:
–Ребята а какие праздники вы знаете?: дни рождения, 8 марта, Новый год, но есть места, где каждое представление – это праздник. Там блестящие, яркие разноцветные костюмы и веселые маски, остроумные клоуны. Наши любимые животные выступают в необычных ролях. Звуки оркестра создают радостное настроение. Где же это бывает? (в цирке)
Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке?
Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались? (о цирке)
НАЖА. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в цирке».
А что такое цирк ?Цирк – это веселые клоуны, акробаты, дрессированные звери.
НАЖА. Представьте, что заяц и волк пригласили нас в цирк и прислали письмо. Я его вам зачитаю: «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц».
НАЖА
Скажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки?
Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. И вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем.
НАЖА . Класс делится на две команды.
Одну возглавляет клоун Бим, а другую клоун Бом.
II. Работа по теме
Итак, команда «Бим» на арену!
Распределение ролей: пытаются маршировать, изображая жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.
– Почему у них ничего не получается?
– Никто не знает в каком ритме идти.
– Шли толпой потому, что не было музыки.
– Можно ли представить спектакль в цирке без музыки?
– А теперь команда «Бом» на арену!
Распределение ролей: выход с изображением жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.
Звучит музыка композитора Исаака Осиповича Дунаевского.
«Выходной марш» из кинофильма «Цирк» И.О.Дунаевского.
Что помогло команде «Бома» выйти красиво?
Правильно – марш. Мы с вами сегодня узнали еще один жанр музыкальных произведений – это марш. Марш – это музыкальное произведение четкого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия.
Под музыку которую маршировала вторая команда называется«Выходной марш» это произведение сочинил композитора Исаак Осипович Дунаевског!
Ребята а как вы думаете это был известный композитор?
знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Под звуки этого марша на сцену выходят все цирковые артисты, участвующие в представлении.
Как вы думаете, какое настроение у зрителей создает эта музыка?
НАЖА. Мажор – это весёлый лад в музыке.
НАЖА, Скажите, а вы любите смотреть на выступление артистов с цирковыми лошадьми. Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошади бегают по кругу?
А как вы думаете такое выступление сопровождается музыкой?Выступление наездников тоже всегда сопровождается музыкой. Давайте ее послушаем.
НАЖА. Назыв , и сочинил его тоже ! ЗНАЕТЕ что такое ?«Галоп» И. О. Дунаевского. бальный танец 19 в., исполняющийся в стремительном скачкообразном движении.
Как звучит музыка?
Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер?
Кто скажет, какой лад у музыки?
Давайте попробуем изобразить бег лошадки выстукиванием кулачками по парте сначала без музыки.
Ну а теперь попробуем изобразить цокот бегущих лошадок, но уже с музыкой.
Мы не смогли четко изобразить цокот лошадей без музыки, а вот с музыкой у нас получилось намного лучше. Скажите, а могли бы четко выполнить цирковые трюки лошади и артисты без музыки?
Значит, мы с вами можем сделать вывод, что музыка нужна и важна в цирковом представлении.
Скажите, а что бывает в цирке в перерыве представлений?
Правильно – антракт. А что делают зрители во время антракта? Во время антракта зрители, как правило, перекусывают, покупают сладости. Вот и мы с вами сейчас подкрепимся – поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Сели красиво, спинки прямые. Слушаем внимательно и, если съедобно – говорим «Съем хломаем», а если нет, то – «закрытом ртом ТОПАЮТ».
Рано утром я проснулся –
Улыбнулся, потянулся.
И конечно же с утра съел автобус
А потом и самолет
А вчера я на обед съел - омлет
Я еще люблю покушать виноград
А еще и чемодан, еле-еле прожевал.
Ко мне мама подошла- молоко скорей дала.
Не прошло и часа снова кушать захотел.
Положил себе в тарелку я с десяток голубей-
Ой, конечно голубцов.
Антракт закончился и мы продолжаем наше представление.
III. Вокально-интонационная работа
Итак, мы с вами помогли цирковым артистам выйти на арену цирка, просмотрели выступление на лошадях, а как вы думаете смогли бы на арене выступить волк и заяц ?. ЧТО бы им помогло?(если бы волк перестал гоняться за зайчиком и стал добрея)
Давайте мы поможем волку подружиться с зайцем, и споем ему песню всеми вами знакомую ,вы послушайте тихо и вспомните где вы ее уже слышали!
ОТВЕТ.
А вы знаете как называется эта песня? НАЖА (ПЕСНЯ ПРО ДРУЖБУ)
В. Богатырёв «Песенка о дружбе» разучивание 1-го куплета и припева, работа над звуковедением, дикцией.
Подведение итогов.
Где мы сегодня побывали на нашем уроке?
С какими цирковыми героими познакомились?
Какие движения делали из номеров ?
Как зовут композитора который сочинил эти произведения?