СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Методы цитологии. Клеточная теория.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Методы цитологии. Клеточная теория.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Методы цитологии. Клеточная теория.»

Тема урока: Методы цитологии. Клеточная теория.

Класс: 10.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Цель урока: расширить знания учащихся о методах цитологии, познакомить учащихся с историей становления клеточной теории.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия;

  2. Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

  3. Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;

  4. Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

Развивающие:

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;

  2. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать умение работать в группах;

  2. Сформировать навыки самостоятельной работы;

  3. Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.

Оборудование: презентация «Клеточная теория», портреты ученых, доклад учащихся в виде презентации; раздаточные листы; таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».

Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;

  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;

  • Работа в группах (по рядам);

  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний.

Тестирование по теме «Введение».

  1. Целеполагание.

В XVII веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы и совершили переворот в воззрение на строение живых организмов. Как вы думаете, что это за открытие? (клетка)

- Как называется наука о клетке? (цитология)

- Почему клетку принято считать единицей всего живого?

Сообщение темы и формулирование цели урока.

  1. Изучение нового материала.

  1. Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Предметом цитологии являются клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, про которые можно изучить строение и химический состав, функции их структур, функции самих клеток, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Термину «клетка» 300 лет, а возраст науки 100 лет.

? Кто впервые увидел клетки и ввел термин «клетка»?

  1. Прочитай содержание параграфа 5 учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Познакомься с методами цитологии в параграфе (см. п. 1):

  • использование микроскопов

  • центрифугирование

  • хроматография

  • электрофорез

  • использование радиоактивных изотопов


  1. Изучи вклад ученых в развитие цитологии (сообщения учащихся, составление конспекта), заполни таблицу:



Таблица «История изучения клетки»



Год

Ученый

Открытие




















- 1590г З. Янсен изобрел микроскоп

- 1665г. Р. Гук ввел термин «клетка»

- 1676г. А. Левенгук описал бактерии

- 1682г. Грю ввел термин «ткани»

- 1781г. Ф. Фонтана зарисовал клетки животных и их ядра

- 1827 г. Карл Бэр обнаружил яйцеклетку у млекопитающих.

- 1831г. Р. Браун описал ядро растительной клетки

- 1838-1839 годы. Ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн объ единили идеи разных ученых и сформулировали клеточную теорию, которая постулировала, что основной единицей структуры и функции в живых организмах является клетка.

- 1855 год. Рудольф Вирхов показал, что все клетки образуются в результате клеточных делений.


4. Изучи основные пункты этой теории в учебнике на стр. 24-25.

-Найдите в тексте слайда положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.
Какое из этих положений неверно с современной точки зрения?

-А какой немецкий ученый установил это? Расскажет нам …

? Почему дополнение принципа Р. Вирхова к клеточной теории было очень важным?

- Найдите в учебнике основные положения современной клеточной теории. Прочитайте их. (Параграф 5 на стр.25)

Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие всего естествознания в целом. Ф. Энгельс поставил создание клеточной теории в один ряд с законом превращения энергии и эволюционным учением Ч. Дарвина. Он считал, что в общности клеточного строения организмов находит свое отражение общность происхождения всего органического мира на нашей планете. Сегодня учение о клетке имеет значение для установления и лечения заболеваний организма.

?Где применимы знания о клетке?

- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента, искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);

- генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита: при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);

- размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);

- клонирование (генная инженерия);

- искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.


  1. Закрепление.

Работа с тестовыми заданиями из ЕГЭ. (Учащиеся обмениваются работами, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.)


  1. Домашнее задание.

Прочитать параграф 5 учебника.

Выписать и выучить основные положения клеточной теории.

Найти другие методы изучения клетки.


  1. Рефлексия.

-Закончите предложение:

«Знания полученные на уроке мне необходимы…»

«Я получил полезную информацию о том, что…»

Затем, комментируя, выставляет оценки в журнал.

Урок завершен, успехов вам!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!