СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Класс Земноводные ,или Амфибии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: Класс Земноводные ,или Амфибии.

 

Цель: познакомить и расширить знания  учащихся о многообразии земноводных и их значении в природе и жизни человека  , сформировать знания о характерных признаках данного класса животных, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор, развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, развивать память, осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Класс Земноводные ,или Амфибии.»

МАОУ СОШ №138



Класс Земноводные, или Амфибии.

(7 класс)




Иванова Л.И.

учитель биологии

I категории







Центральный район

г. Челябинск

2007г.




Тема: Класс Земноводные ,или Амфибии.


Цель: познакомить и расширить знания учащихся о многообразии земноводных и их значении в природе и жизни человека , сформировать знания о характерных признаках данного класса животных, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор, развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, развивать память, осуществлять экологическое воспитание учащихся.


Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Редкие и исчезающие виды земноводных Челябинской области», видеофильм «Класс Земноводные», иллюстрации с изображением земноводных, демонстрационный материал по зоологии.

Ход урока.

Изучение нового материала:

  1. Общая характеристика земноводных:


1.Рассказ уч-ля с элементами беседы.

Класс Земноводные или Амфибии ,включает в себя

животных ,приспособленных к жизни и на суши ,и в воде.

На суше большинство из них встречается во взрослом состоянии ,

размножение , рост и развитие личинок-головастиков протекает в водной среде.

Земноводные появились около 350млн. лет назад , видимо, от древ-

них кистеперых рыб. Они передвигались по суше с помощью парных

конечностей , дышали с помощью легких и кожи. Характерные черты организации земноводных следующие:

Тело слегка уплощено и подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.

Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.

Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности. В скелете много хряща.

Мышечная система состоит из отдельных дифференцированных мышц. Движения разных частей тела более разнообразны, чем у рыб.

Земноводные — хищники. У них развиты слюнные железы, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Активно схваченная добыча переваривается в желудке. Последний отдел пищеварительного канала — расширенная клоака.

Органы дыхания взрослых животных — кожа и легкие, у личинок — жабры.

Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный). По артериям большого круга кровообращения течет смешанная кровь, и только головной мозг снабжается артериальной кровью.

Органы выделения — парные туловищные почки. Моча оттекает по двум мочеточникам в клоаку, а из нее — в мочевой пузырь. Выводимый конечный продукт азотистого обмена — мочевина.

Передний мозг земноводных по сравнению с таковым у рыб имеет большие размеры и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже в связи с малой подвижностью. Строение органов слуха и зрения приспособлено к жизни на суше. У личинок земноводных имеется орган боковой линии.

Оплодотворение внешнее, в воде. Развитие с неполным метаморфозом, со стадией рыбообразной личинки.


В опорно-двигательной системе формируются пятипалые конечности существенно видоизменяется система органов чувств. однако степень приспособления к жизни на суше у взрослых форм в общем невелика. Общее число видов современных амфибий примерно 4500. Они объединяются в три отряда:


Хвостатые (Caudata, или Urodela)


Безногие (Apoda)


Бесхвостые (Anura, или Ecaudata) .


  1. Многообразие земноводных.

( Демонстрация фрагментов видеофильма, сообщения учащихся, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика отрядов земноводных»)


Сравнительная характеристика отрядов земноводных


Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Обыкновенная квакша, серая жаба, краснобрюхая жерлянка.

Хвостатые

Тело удлиненное, хвост сохраняется в течении всей жизни, передние и задание конечности примерно одинаковой длины

Гребенчатый тритон, исполинская саламандра

Безногие

Тело удлинено, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская червяга, кольчатая червяга

  1. Значение земноводных. ( Самостоятельная работа с учебником, составление плана ответа, беседа.)


ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ


  • Регуляторы численности беспозвоночных животных.

  • Объект питания позвоночных.

  • Пища для человека (в некоторых странах).

  • Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

  • Объект для научных исследований.

  • Индикаторы чистоты окружающей среды.

  1. Охрана земноводных. ( Демонстрация фрагмента видеофильма, беседа.)


Закрепление


  1. Составление схемы «Систематика земноводных».


Систематика земноводных


2. Составление цепей питания, в которых земноводные являются звеньями.

3. Решение биологических задач.

Задача 1.

Герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Собакевич говорил: « Я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот». Едят ли лягушек?


Задача 2.

Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут на суше передвигаться прыжками тритоны?


Задача 3.

Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?


Задача 4.

А.С. Брем писал: «Жаба-настоящее благословение для места, где она поселилась». Почему?


Задача 5.

Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуд с молоком, и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

Задача 6.

В «черном ящике» находится предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Какой предмет находится в «черном ящике»? Кто его первым сконструировал?

Домашнее задание

&24,вопросы1,4(письменно)В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ ( дидактические карточки )


Заполните таблицу «Сравнительная характеристика головастика и лягушки


Сравнительная характеристика головастика и лягушки


Признаки

Головастик

Лягушка

Среда обитания




Способ передвижения




Отделы тела




Органы дыхания




Количество кругов кровообращения



Количество камер в сердце



Боковая линия




Хорда






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!