СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: знакомство с басней, выявление в произведении конкретно-исторического содержания, определение его основной идеи;  развитие устной речи учащихся, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления и творческого воображения;  воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»»

Тем урока: И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

Цели: знакомство с басней, выявление в произведении конкретно-исторического содержания, определение его основной идеи; развитие устной речи учащихся, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления и творческого воображения; воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.


Ход урока

  1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

На предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр-басню. А что такое басня? (Басня - это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)

- А как вы объясните понятие аллегории? (Аллегория - художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)

- Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один-древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)

- Какие ещё баснописцы вам известны? (Жан де Лафонтен, Ф. А. Эмин и др.)

3.. Проверка домашнего задания.

1. Расскажите биографию и творческий путь И.А.Крылова.

2.Какие басни Крылова вы знаете, назовите их. («Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.)

-Крылову и героям его басен в Петербурге поставлен памятник. Кто из вас знает, где?

(в Летнем саду). Необыкновенная история связана с созданием этого памятника баснописцу.

Рассказ учителя. Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. ( барельеф- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.) Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других. Сначала памятник был окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен. Основой многих басен Крылова стали исторические события.


4. Изучение нового материала

4.1. История написания басни.

У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какие-то события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне». Эта басня посвящена конкретному историческому событию – Отечественной войне 1812 года

Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласию между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.)



5.2.Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.

1. Словарная работа.

Овчарня – помещение для овец

псарня- помещение для охотничьих собак

ловчий – человек, который занимался организацией охоты

2. Выразительное чтение басни по ролям.

- Басня «Волк на псарне» описывает момент, когда Наполеон, захватив Москву, предлагает заключить мир. Попытки Наполеона начать переговоры окончились неудачею. Русская армия под предводительством Кутузова решила дать отпор французам. И в образа главных героев Крылов показал Кутузова и Наполеона, двух полководцев.

-Ребята, запишем особенности басни в тетрадь.

-Кто является героями басни? (животные, иногда люди)

1 особенность: герои-животные

-Какое событие описывается в данной басне? (волк попал на псарню).

2 особенность: в основе- одно событие

-Как создается образ народной войны? В каких строчках? (думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор.

-Хитрый волк решил залезть к беззащитным овечкам, а попал на псарню, т.е. туда, где он может получить отпор.

В минуту псарня стала адом. (как на поле боя)
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! — кричат, — огня!" Пришли с огнем.

- Как создается образ Наполеона? В каких строчках? (Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

-Волк испугался, когда увидел, что он слабее. Наполеон, который предстает в образе волка, не ожидал такого отпора со стороны русских войск. И волк решает действовать с помощью лести.

(Пустился мой хитрец В переговоры)

-Давайте прочитаем слова волка и подумаем, какой он?

Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я ..."

-С какой интонацией обращается волк к ловчему?(льстиво)

Какой он? Хитрый, трусливый

-Почему, волк называет себя сватом и кумом? (говорит о родственным и хороших отношениях с ловчим)

-Ребята, как вы понимаете слова «волчья клятва». Что они обозначают? Многословие – признак коварства)

- Послушаем ответ ловчего.

Послушай-ка, сосед, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".

- Мы услышали разговор героев. Как называется разговор двух лиц? (диалог)

3 особенность: диалог героев

-И герои говорят народной разговорной речью.

Запишем 4 особенность

4 особенность: народная разговорная речь

-Из речи героев мы узнаем об их характерах

5 особенность: речевая характеристика

-Из речи мы также узнаем о характерах героя. Впервые у Крылова появляются характеры.

6 особенность: появляются характеры героев

- Каким предстает перед нами ловчий? Умный, решительный.

Мы говорили, что под видом животных в басне выступают люди, и такой прием называется аллегорией.

7 особенность: присутствие аллегории

-Что противопоставляется в данной басне? Какие человеческие качества?

(лицемерию и хитрости противопоставляется народная мудрость).

8 особенность: В основе басни – противопоставление

-В басне в большинстве случаев есть главные поучительные слова -мораль. Она может находиться как в начале басни, так и в конце.

-Давайте найдем мораль этой басни.

(С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".)

-Как вы понимаете эти слова?

Запишите последнюю 9 особенность

6. Итог урока

Развитие речи

Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.



7. Домашнее задание: басню выучить наизусть




































































































































































      


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!