СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема учебного занятия "Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема учебного занятия "Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия" предназначена для проведения на дисциплинах: "Основы экономики", "Экономика организации" и др.

Просмотр содержимого документа
«Тема учебного занятия "Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия"»

Тема

«Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия»

  1. Предпосылки

Обучающиеся знают/умеют…

  • что такое организация, ее характеристики, основные цели (миссию);

  • функции организации;

  • классификацию организаций по различным признакам;

  • воспринимают и присваивают новую информацию;

  • используют полученные знания на практике;

  • анализируют текст, делают вывод.

  1. Учебные цели

Обучающиеся должны знать/уметь…

  • вести диалог;

  • выделять факторы, влияющие на работу организации;

  • сравнивать и различать составляющие среды организации;

  • основные характеристики внешней среды организации;

  • взаимодействие с субъектами внешней среды;

  • сравнивать, делать вывод.

  1. План занятий

    Меры

    Средство

    Социальная форма

    Время/

    мин.

    1

    Введение

    На первом этапе учебного занятия студенты работают с заданием РЛ 1, где им необходимо предположить, какие факторы могут влиять на работу организации.

    РЛ 1

    Индивидуальная работа.

    Подгруппы (обсуждение).

    Преподаватель.


    25

    2

    Информационная часть

    При видео-презентации и информационных листов преподаватель сообщает о делении среды на внутреннюю и внешнюю, дает основные характеристики внешней среды организации и ее делении на макросреду и микросреду. Докладывает о факторах микросреды и макросреды.

    Также преподаватель докладывает о взаимодействии субъектов внешней среды.

    Студенты выполняют упражнения и задания рабочих листов.


    ИЛ 1-3,

    Видео-презентация

    РЛ 2-4

    Преподаватель (доклад).


    Группа (выполнение заданий РЛ).

    15


    25

    3

    Заключение

    При помощи РЛ 5 обучающиеся рассматривают примеры внешней среды организации.

    РЛ 5

    Индивидуальная работа.

    Группа.

    10

    4

    Рефлексия



    10

    5

    Домашнее задание



    5


    ИТОГО:



    90

  2. Комментарии по планированию занятия

Этап 1.

На первом этапе учебного занятия студенты работают с заданиями РЛ 1, где им необходимо ответить на вопрос: «Какие факторы могут влиять на работу организации?» После того, как обучающиеся будут готовы с ответами, каждый из студентов выходит к доске и записывает один из факторов. Далее у преподаватель делает вступление о том, что среда организации делится на внешнюю и внутреннюю среды.

На следующем этапе преподаватель предлагает студентам разделиться на две подгруппы. Задание для каждой из подгрупп - распределить факторы, записанные на доске, по разным средам организации (внутреннюю и внешнюю). После чего представитель каждой из групп поясняет свои варианты ответов. Происходит дискуссия «за» и «против» отношения каждого из факторов к той или иной среде. Формируется общий вывод. При необходимости, преподаватель дополняет варианты ответов (факторов). Далее преподаватель озвучивает тему урока.

Этап 2.

  1. На протяжении всего учебного занятия будет транслироваться видео-презентация, которая будет периодически остановлена преподавателем для выполнения студентами различных заданий рабочих листов.

  2. При помощи ИЛ 1 преподаватель докладывает о делении внешней среды на макросреду и микросреду. Студенты по каждому из видов сред выполняют задания РЛ 2 и РЛ 3.

  3. При помощи ИЛ 2 преподаватель докладывает об элементах внешней среды. Обучающиеся выполняют задание РЛ 4.

  4. При помощи ИЛ 3 преподаватель сообщает студентам информацию о взаимодействии субъектов внешней среды организации.

Этап 3.

1. На заключительном этапе учебного занятия преподаватель раздает студентам задание РЛ 5, где они на основании, полученных на учебном занятии знаний, рассматривают примеры и определяют, к какой из составляющей внешней среды они относятся. После окончания выполнения задания на РЛПР 5 приводятся варианты правильных ответов, идет анализ ошибок.

2. Подводятся итоги полученных знаний на учебном занятии.



  1. Учебные материалы

Слайды:

Видео-презентация.

Информационные листы:

ИЛ 1 Среда организации;

ИЛ 2 Основные характеристики внешней среды организации;

ИЛ 3 Взаимодействие с субъектами внешней среды.

Рабочие листы:

РЛ 1 Какие факторы могут влиять на работу организацию?;

РЛ 2 Напишите участников микросреды и ответьте, какое воздействие они оказывают на организацию?;

РЛ 3 Напишите характеристику факторам макросреды организации;

РЛ 4 Впишите в пустые блоки схемы в чем заключается суть элементов внешней среды организации;

РЛ 5 Рассмотрите примеры, к каким составляющим внешней среды организации они относятся?

Рабочие листы: предложение решений:

РЛПР 2 Напишите участников микросреды и ответьте, какое воздействие они оказывают на организацию?;

РЛПР 3 Напишите характеристику факторам макросреды организации;

РЛПР 4 Впишите в пустые блоки схемы в чем заключается суть элементов внешней среды организации;

РЛПР 5 Рассмотрите примеры, к каким составляющим внешней среды организации они относятся?

ИЛ 1 Среда организации


В настоящее время организация подвержена влиянию внешнего мира в отношении многих аспектов своей деятельности, это и поставки, энергия, кадры, потребители. И чтобы эффективно работать, организация должна уметь выявлять существенные для себя факторы, чтобы можно было адекватно отвечать сложившейся ситуации.

    Если кратко, то внешняя среда - это все факторы, которые находятся за пределами организации и могут влиять на её деятельность.

Внешняя среда – не контролируется организацией. Состоит из макросреды и микросреды.

Микросреда (среда прямого воздействия) – это среда непосредственных контактов с предприятием. Она включает тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения или которые оказывают на него прямое воздействие.

Макросреда (среда косвенного воздействия) – это среда, которая представлена более общими внешними факторами, оказывающими влияние на микросреду в целом. Это демографические, природные, экономические, технологические, политические факторы и др.


ИЛ 2 Основные характеристики внешней среды организации

  1. Взаимозаменяемость факторов.

  2. Сложность.

  3. Подвижность.

  4. Неопределенность.

ИЛ 3 Взаимодействие с субъектами внешней среды

Предложенное понимание экономической безопасности предприятия позволяет утверждать, что предприятие находится в экономической безопасности, если его экономические интересы гармоничны с интересами субъектов внешней среды - потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, государства и общества в целом. Гармонизация интересов предприятия с интересами взаимодействующих с ним субъектов внешней среды достигается согласованием интересов, которое, в зависимости от статуса субъекта внешней среды, может выступать в различных формах.

Субъекты внешней среды, с которыми взаимодействует предприятие, очень разнообразны. Взаимодействие предприятия с субъектами внешней среды осуществляется посредством реализации во внешнем окружении функций управления предприятием, под которыми понимается осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предприятием и другими элементами рыночной хозяйственной среды. Среди субъектов внешней среды следует выделить прежде всего государство, которое, как уже было показано, оказывает наиболее значительное влияние на деятельность предприятия, регулируя практически все аспекты его деятельности в разных формах.

Каждое предприятие обязательно взаимодействует с потребителями своей продукции, а также с поставщиками необходимых ресурсов. Состав субъектов инфраструктуры рынка во многом определяется видом деятельности предприятия, его организационно-правовой формой.

Взаимодействие предприятия с субъектами внешней среды может быть прямым и опосредованным.

Под прямым взаимодействием понимаются непосредственные контакты предприятия с субъектами внешней среды, осуществляемые временно или постоянно, на документальной основе, результаты которых оказывают непосредственное влияние на прибыль предприятия. К таким субъектам внешней среды отнесены организации, которые связаны с предприятием в силу целей их деятельности и выполняемых для их достижения задач, - поставщики ресурсов и потребители продукции, организации товарного и финансового рынков, государственные органы и органы местного самоуправления.

Опосредованное взаимодействие, не предполагая непосредственных контактов предприятия с субъектами внешней среды, оказывает, тем не менее, влияние на результаты деятельности предприятия, в частности, на его прибыль. Самая важная роль здесь отводится конкурентам предприятия.

Из приведенного толкования экономической безопасности предприятия как меры гармонизации интересов предприятия с интересами связанных с ним субъектов внешней среды следует, что в исследовании нуждаются содержание базового понятия экономической безопасности - понятия "интересы предприятия", а также органично связанного с ним критерия соблюдения интересов предприятия.

Исходя из значения слова "интерес", определяемого словарем как польза, выгода, прибыль, представляется возможным рассматривать интересы предприятия как его взаимодействие с субъектами внешней среды, осуществляемое постоянно или в течение определенного промежутка времени, вынужденно или по выбору предприятия, результаты которого обеспечивают получение прибыли.










ПП 1 Компоненты внешней среды организации

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ








Микросреда




Макросреда








ПП 2 Среда прямого воздействия (микросреда)



Среды прямого воздействия (микросреда)

  • поставщиков;

  • государственные органы;

  • профсоюзы;

  • конкурентов;

  • потребителей.









ПП 3 Среда косвенного воздействия (макросреда)



  • международное окружение;

  • научно-технический прогресс;

  • политические факторы;

  • социокультурные факторы;

  • состояние экономики.




Среда косвенного воздействия (макросреда)












РЛ 1 Какие факторы могут влиять на работу организацию?






Организация





















РЛ 2 Напишите участников микросреды и ответьте, какое воздействие они оказывают на организацию?

Микросреда





















РЛ 3 Напишите характеристику факторам макросреды организации

Факторы

Характеристика

Международные




Экологические




Научно-технические




Социально-культурные




Политические




Экономические






РЛ 4 Впишите в пустые блоки схемы в чем заключается суть элементов внешней среды организации


Элементы внешней среды организации






неопределённость 

внешней среды


взаимосвязанность внешних факторов


подвижность 

внешней среды

сложность 

внешней среды





















РЛ 5 Рассмотрите примеры, к каким составляющим внешней среды организации они относятся?

1. Аномально жаркая и сухая погода, установившаяся летом 2010 года в ряде регионов России, серьезным образом отразилась на производстве сельхозпродукции.

2. В автосалоне «Ford» упали продажи автомобилей в связи с открытием на соседней улице автосалона «Аudi».

3.На предприятии по производству одноразовой посуды появились новые технологии производства, что существенно улучшило качество продукции и увеличило ее реализацию.

4. Поставки сырья на крупные предприятия были приостановлены, в связи с банкротством компании поставщика.

5. В США запретили продукты, содержащие конину. Российский мясоперерабатывающий завод, функционирующий на территории США более 5 лет, ликвидировал цех по изготовлению продуктов, содержащих данный вид мяса.







































РЛПР 1 Какие факторы могут влиять на работу организацию?

Наводнение, аномальная жара, цунами, смерч, глобальное похолодание, град, молния, шторм, дегидратация, извержение вулкана, перенаселенность, малорождаемость, болезни, ядерная война, санкции, государственные указы, безграмотность, невоспитанность и т.д.

РЛПР 2 Напишите участников микросреды и ответьте, какое воздействие они оказывают на организацию?

Поставщики

Микросреда







Покупатели Конкуренты







Государственные служащие

Влияние на организацию:

  1. Поставщики.  На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.

  2. Покупатели. Знание конкретных желаний потребителей позволяет разработать цели развития и программы их осуществления.

  3. Конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет.

  4. Государственные служащие. Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. На работу организации со стороны государства влияют: количество и сложность законов, различные формы отчетности организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование.



РЛПР 3 Напишите характеристику факторам макросреды организации

Факторы

Характеристика

Международные

Религиозные, культурные, политические, экономические и производственные особенности других стран.

Экологические

Климатические и почвенные факторы. Последствия от загрязнений.

Научно-технические

Темпы технологических изменений в контролируемой и смежных отраслях. Инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов. Ужесточение государственного контроля над качеством и безопасностью технологических процессов и продукции.

Социально-культурные

Традиции и культурные ценности потребителей. Нравственная атмосфера в обществе. Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов.

Политические

Общая политическая ситуация в стране. Правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность. Государственная экономическая политика. Влияние общественности на решения, принимаемые государственными органами.

Экономические

Покупательная способность населения. Общехозяйственная конъюнктура. Структура потребления граждан. Эластичность” потребления. Уровень инфляции. Состояние финансовой системы. Уровень безработицы. Характер распределения доходов. Система налогообложения.



РЛПР 4 Впишите в пустые блоки схемы в чем заключается суть элементов внешней среды организации

Элементы внешней среды организации





взаимосвязанность 

внешних факторов

неопределённость 

внешней среды



подвижность 

внешней среды

сложность внешней среды



отношение количества информации, которой владеет организация


уровень влияния одних факторов на другие






скорость, с которой происходит изменение внешних факторов



число факторов, на которые организация обязана реагировать





РЛПР 5 Рассмотрите примеры, к каким к каким составляющим внешней среды организации они относятся?

1.Влияние макросреды на предприятия.

2. Влияние микросреды на предприятие.

3. Влияние макросреды на предприятие.

4. Влияние микросреды на предприятие.

5. Влияние макросреды на предприятия.





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!