СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема учебного занятия "Материальное производство. Предпринимательство как особый фактор производства"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема "Материальное производство. Предпринимательство как особый фактор производства" предназначена для проведения на учебных занятиях по дисциплинам "Основы экономики", "Экономика организации", "Основы предпринимательства" и др.

Просмотр содержимого документа
«Тема учебного занятия "Материальное производство. Предпринимательство как особый фактор производства"»

Тема

«Материальное производство. Предпринимательство как особый фактор производства»

  1. Предпосылки

Обучающиеся знают/умеют…

  • основные понятия, используемые в теме;

  • общую характеристику рыночной экономики;

  • структуру, методы и модели экономической теории;

  • модель спроса и предложения;

  • рыночные структуры;

  • отвечать на поставленные вопросы;

  • вести диалог;

  • работать со схемами;

  • делать выводы при работе со статистическими данными;

  • имеют навыки групповой самоорганизации.

  1. Учебные цели

Обучающиеся должны знать/уметь…

  • различать сферы производства;

  • материальное производство, его деление на различные компоненты;

  • рассмотреть виды отношений в процессе материального производства;

  • признаки и формы предпринимательской деятельности;

  • познакомиться с видами и группами производственных запасов;

  • определять собственное отношение к ситуации и аргументировать свою точку зрения;

  • воспринимать и присваивать новую информацию;

  • уметь работать в группах.

  1. План занятий

    Меры

    Средство

    Социальная форма

    Время/

    мин.

    1

    Введение

    На первом этапе учебного занятия обучающиеся работают со статьей: «Какие иномарки запретят в России?» и отвечают по ней на вопросы, формируют тему учебного занятия.


    РЛ 1

    Преподаватель, группа (обсуждение)


    10

    2

    Информационная часть

    На втором этапе урока студенты самостоятельно дают определение термину «материальное производство».

    При помощи дидактических материалов (слайдов) и информационных листов преподаватель, сообщает о различии сфер производства, делении материального производства на различные компоненты, о видах отношений в процессе материального производства.

    Также преподаватель докладывает о признаках и формах предпринимательской деятельности, знакомит студентов с видами и группами производственных запасов. Все составляющие темы сопровождаются демонстрацией информации на слайдах.

    Студенты выполняют упражнения и задания при помощи рабочих листов.


    ИЛ 1-4,

    ПП 1-7,

    РЛ 2-6

    Преподаватель, (доклад),


    группа (выполнение заданий РЛ)

    25


    30

    3

    Заключение

    При помощи рабочего листа 7 обучающиеся самостоятельно выполняют задание, после чего обсуждают варианты ответов.


    РЛ 7

    Индивидуальная работа.

    Группа.

    10

    4

    Рефлексия

    РЛ 8-РЛ 9


    10

    5

    Домашнее задание



    5


    ИТОГО:



    90

  2. Комментарии по планированию занятия

Этап 1.

На первом этапе учебного занятия обучающиеся работают со статьей: «Какие иномарки запретят в России?» и отвечают по ней на вопросы.

В начале этого этапа студенты самостоятельно формируют ответы на заданные им вопросы, определяют собственное отношение к сложившейся ситуации и аргументируют свою точку зрения.

Затем обучающиеся сравнивают свои варианты ответов, делают выводы.

На доску выносятся наиболее часто встречающиеся варианты ответов. Из них формируется единый вывод, после чего формируется тема учебного занятия.

Этап 2.

1. Когда тема учебного занятия будет окончательно сформулирована, преподаватель предлагает обучающимся разбиться на две группы. Далее преподаватель задает вопрос: «Что такое материальное производство?» и предлагает рассмотреть отдельно составляющие этого определения «материальное» и «производство». Обучающиеся первой группы рассматривают термин «материальное», а обучающиеся второй – «производство».

Когда каждая из групп будет готова с определением, преподаватель записывает ответы на доске, после чего обучающиеся формулируют общее определение термину «материальное производство». На слайде ПП 1, преподаватель предлагает свое определение.

2. Далее преподаватель делает доклад о делении сферы производства на материальное и нематериальное. Обучающиеся для понимания изложенного им материала выполняют задание РЛ 2, которое представлено в виде слайда с картинками сфер материального и нематериального производств. Студентам необходимо распределить, какие картинки, к какому из видов производства относятся. Главным препятствием для студентов на этапе выполнения данного задания может стать то, что некоторые из представленных картинок могут относиться к обоим видам производств.

3. При помощи ИЛ 2 и слайда ПП 3 преподаватель совместно со студентами разбирают компоненты материального производства. На этом этапе обучающиеся выполняют задание РЛ 3, где они должны заполнить пустые блоки схемы, указывая компоненты и их составляющие, необходимые предприятию по пошиву детских панам.

4. При помощи ИЛ 3 преподаватель сообщает о производственных запасах и раздает студентам РЛ 5, где им необходимо сопоставить наименования производственных запасов с их определениями.

5. Далее преподаватель при помощи слайда ПП 4 и РЛ 4 предлагает студентам выполнить задание, в котором нужно дописать окончания в предложениях блоков. После чего обучающиеся должны ответить на вопрос: «В чем заключаются представленные им виды отношений?».

6. Далее обучающиеся делятся на 2 группы. Задание для каждой из групп – дать определение термину «предпринимательство». После того, как обе группы будут готовы, варианты их ответов выносятся преподавателем на доску. Представители каждой из групп высказывают, почему именно такое определение они дали, идет обсуждение наиболее правильного варианта ответа. После чего преподаватель демонстрирует слайд ПП 5 с определением термина «предпринимательство».

7. Далее при помощи ИЛ 4 и ПП 6 преподаватель докладывает о признаках предпринимательства, уделяя особое внимание главному признаку - наличие у предпринимателя совокупности свобод и прав. По данному материалу студенты выполняют задание РЛ 6, где им с помощью подсказок в блоках, необходимо написать, в чем заключается свобода предпринимательства и выбора.

Этап 3.

1. На заключительном этапе преподаватель демонстрирует студентам слайд ПП 7 и раздает задание РЛ 7, где обучающимся необходимо охарактеризовать виды предпринимательской деятельности. Далее на РЛПР 7 приводятся варианты правильных ответов, идет анализ ошибок.

2. Подводятся итоги полученных знаний на учебном занятии при помощи РЛ 8 и РЛ 9.

  1. Учебные материалы

Слайды:

ПП 1 Определение термина «материальное производство»;

ПП 2 Разместите эти изображения по двум сферам производства;

ПП 3 Компоненты материального производства;

ПП 4 Допишите окончания предложений в блоках;

ПП 5 Определение понятия «предпринимательство»

ПП 6 Признаки предпринимательства;

ПП 7 Правовые формы предпринимательской деятельности.

Информационные листы:

ИЛ 1 Сферы производства;
ИЛ 2 Компоненты материального производства;

ИЛ 3 Производственные запасы;

ИЛ 4 Предпринимательство как особый фактор производства;

Рабочие листы:

РЛ 1 Прочитайте статью и ответьте на вопросы;

РЛ 2 Разместите эти изображения по двум сферам производства;

РЛ 3 Заполните блоки схемы в соответствии с примером конкретного предприятия;

РЛ 4 Допишите окончания предложений в блоках;

РЛ 5 Сопоставьте наименования производственных запасов с их определениями;

РЛ 6 С помощью подсказок в блоках, напишите в чем заключается свобода предпринимательства и выбора;

РЛ 7 Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности.

РЛ 8 Ответьте на вопросы в терминах «да» или «нет»

РЛ 9 Опишите как Вы поняли, что такое материальное производство, используя в выражении своего понимания

Рабочие листы: предложение решений:

РЛПР 2 Разместите эти изображения по двум сферам производства;

РЛПР 3 Заполните блоки схемы в соответствии с примером конкретного предприятия;

РЛПР 4 Допишите окончания предложений в блоках;

РЛПР 5 Сопоставьте наименования производственных запасов с их определениями;

РЛПР 6 С помощью подсказок в блоках, напишите в чем заключается свобода предпринимательства и выбора;

РЛПР 7 Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности.

РЛПР 8 Ответьте на вопросы в терминах «да» или «нет»

РЛПР 9 Опишите как Вы поняли, что такое материальное производство, используя в выражении своего понимания

ПП 1 Определение термина «материально производство»

Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества.



РЛ 2/ПП 2 Разместите эти изображения по двум сферам производства

1

2

3

4

5

6

7

8


9

10




Сферы производства









Материальное производство


Нематериальное производство






ПП 3 Компоненты материального производства


материальное производство





Человеческий труд

Сырье





Средства труда











ПП 4 Допишите окончания предложений в блоках

Отношения человека с…







Виды отношений в процессе материального производства







Отношения человека с…













ПП 5 Определение понятия «предпринимательство»

Предпринима́тельство — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. 





ПП 6 Признаки предпринимательства

Признаки предпринимательства



наличие совокупности свобод и прав



ориентация на достижение коммерческого успеха







ответ­ственность за принимаемые решения









Риск

Последствия







ПП 7 Правовые формы предпринимательской деятельности


Правовые формы предпринимательской деятельности





Частная

Государственная



Коллективная









ИЛ 1 Сферы производства

Экономика страны представлена единым народно-хозяйственным комплексом, который охватывает все звенья общественного производства распределения и обмена и состоит из двух сфер:

  • материальное производство или производственная сфера;

  • нематериальное производство или непроизводственная сфера.

В материальное производство, согласно официальной статистике, входят отрасли и предприятия, где производятся материальные блага (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство), а также отрасли, оказывающие материальные услуги (транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство).

От сферы материального производства следует отличать непроизводственную сферу, или сферу нематериального производства. К ней относятся здравоохранение, просвещение, наука, культура, искусство, бытовое и коммунальное обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, связь (по обслуживанию организаций непроизводственной сферы и населения), спорт и т.д.

ИЛ 2 Компоненты материального производства

В процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью каких-либо средств труда. Поэтому материальное производство, для реализации своих процессов, требует наличия трех компонентов:

1. Сырье – природный материал, который в процессе производства преобразуется в полезный для общества продукт.

2. Средства труда – то, с помощью чего обрабатывается сырье и изготавливается полезный продукт.

3. Человеческий труд – целенаправленная деятельность человека по созданию материального продукта.


ИЛ 3 Производственные запасы

В процессе хозяйственной деятельности организации для производства готовой продукции приобретают материальные запасы в виде сырья, материалов, комплектующих изделий и другие. Конечным результатом деятельности являются материальные запасы, выступающие в форме готовой продукции.

Таким образом, в составе материально-производственных запасов учитываются производственные запасы, готовая продукция и товары.

Производственные запасы представляют собой различные вещественные элементы, используемые в качестве исходных предметов труда, потребляемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд.

Производственные запасы используются однократно в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

Производственные запасы в зависимости от назначения и способа использования в процессе производства продукции подразделяются на следующие основные группы:

  • сырье и основные материалы;

  • покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

  • вспомогательные материалы;

  • возвратные отходы;

  • инвентарь и хозяйственные принадлежности.

ИЛ 4 Предпринимательство как особый фактор производства

В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным признаком является самостоятельность и независи­мость хозяйствующих субъектов, наличие у них определен­ной совокупности свобод и прав — по выбору вида пред­принимательской деятельности, по формированию произ­водственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указы­вающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д.

Вторым признаком предпринимательства является ответ­ственность за принимаемые решения, их последствия и свя­занный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенно­стью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохра­нения, охрану окружающей среды и т. д.

В рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.

Государственное предпринимательство – это деятельность государственных предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой или некоммерческой основе для решения социально-экономических задач. 

 Частное предпринимательство – это деятельность граждан, которые осуществляют ее на свой страх и риск с целью извлечения прибыли. 

 Итак, как мы видим, цель, которую решает государственный  и частный бизнес, всегда разная и в этом главное и принципиальное их отличие. Задачей государственного предпринимательства  является не извлечение прибыли, в то время как частный бизнес создается исключительно ради этого. 

 Помимо этого, важным отличительным признаком государственного предпринимательства от частного является субъектный состав. Государственное предпринимательство осуществляется только юридическими лицами. В то время как одной из организационно-правовых форм частного предпринимательства является ИП – физическое лицо.

И государственное, и частное предпринимательство предполагает осуществление деятельности в строго установленных законом рамках, но для частного бизнеса они, как правило, шире. Не случайно он развивается более стремительно, чем государственный.



РЛ 1 Прочитайте статью и ответьте на вопросы

Какие иномарки запретят в Росси

Власти рассматривают возможность ограничить импорт иномарок стоимостью до 800 тысяч рублей из стран, поддержавших санкционную политику Запада. Как эта мера скажется на российском рынке?

Сразу оговоримся, что речь не идет о запрете иномарок, производимых на территории России. Так, в прошлом году «российские иномарки» обеспечили более половины продаж, еще 16% на счету российских брендов. Таким образом, прямой импорт занял не более трети рынка. Как и в случае с сельскохозяйственной промышленностью, власти продвигают меру как способ защиты отечественного производителя…

Так, Nissan рискует лишиться довольно популярного Juke, Chevrolet остаться без бразильского «Кобальта», а Opel — без Mokka.

В худшем положении окажутся массовые производители, продажи которых основаны на импорте. Например, Toyota может пострадать из-за ограничений на ввоз Corolla, для Mitsubishi проблемой станет ASX и Lancer, Mazda придется думать о судьбе «трешки», Suzuki рискует потерять более половины продаж за счет SX4 и SX4 Classic, Jimny и Swift.

Как видите, меры в большей степени ударят по японским производителям, которые «злоупотребляют» импортом среднеценовых моделей. При этом американские и европейские автобренды локализовали большинство популярных моделей.

Вообще обозначенная планка в 800 тысяч рублей, о которой СМИ рассказал первый запред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, выглядит очень консервативной. Сегодня в пределах до 800 тысяч рублей можно купить отечественные машины, бюджетные иномарки, автомобили гольф-класса и базовые версии небольших паркетников. Таким образом, запрет коснется ограниченного списка моделей, и глобального обрушения рынка не произойдет. …

Кроме того, иностранные производители могут предпринять контрмеры. Многое будет зависеть от точной формулировки запрета, но если речь конкретно об автомобилях, базовая цена которых ниже 800 тысяч рублей, этим пунктом легко манипулировать. Скажем, той же Toyota достаточно отказаться от нескольких комплектаций «Короллы», чтобы ее базовая цена перевалила за 800 тысяч …

Другим путем является скорейшая локализация автомобиля в России, что соответствует общей тенденции. Так, Nissan в ближайшее время начнет товарное производство седана Sentra/Tiida на заводе в Ижевске, который заменит «Тииду» мексиканской сборки, а Ford планирует вернуть в Россию компактную Fiesta, выпуск которой налаживают в Татарстане…

Ограничение импорта в предложенном виде выглядит, скорее, показательной акцией, которая побеспокоит западный автопром, но не нанесет ему сколь-нибудь заметного ущерба…



Вопросы:

  1. Какие иномарки Вы считаете востребованными на российском рынке?

  2. Как Вы считаете, с какой целью власти России рассматривают вопрос об ограничении импорта иномарок?

  3. Какие преимущества этот запрет даст российским водителям?

РЛ 2 Разместите эти изображения по двум сферам производства

1

2

3

4

5

6

7

8


9

10




Сферы производства





Материальное производство


Нематериальное производство






РЛПР 2 Разместите эти изображения по двум сферам производства

Сферы производства





Материальное производство


Нематериальное производство


1, 4, 6, 8,9, 10.


2, 3, 5, 7, 8, 9, 10.

РЛ 3 Заполните блоки схемы в соответствии с примером конкретного предприятия

Какие основные компоненты и их составляющие необходимы предприятию производству сельскохозяйственной техники?


материальное производство







































РЛПР 3 Заполните блоки схемы в соответствии с примером конкретного предприятия

Какие основные компоненты и их составляющие необходимы предприятию производству сельскохозяйственной техники?


материальное производство





Человеческий труд

Сырье





Средства труда







Закройщики, швеи, работники на утюги, упаковщицы

Швейные машины, ножницы, иглы, утюги, гладильные доски

Ткань, нитки, отделочные материалы










РЛ 4 Допишите окончания предложений в блоках

Отношения человека с…



Виды отношений в процессе материального производства









Отношения человека с…














РЛПР 4 Допишите окончания предложений в блоках

Отношения человека с человеком



Виды отношений в процессе материального производства









Отношения человека с природой




















РЛ 5 Сопоставьте наименования производственных запасов с их определениями и отметьте стрелками

Производственные запасы

Определение

Сырье и материалы

это изделия организации-поставщика, приобретаемые для комплектования продукции, выпускаемой организацией-производителем.

Покупные полуфабрикаты

это материалы, используемые для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукции определенных потребительских свойств или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (смазочные и обтирочные материалы и т.п.).


Комплектующие изделия

это предметы труда, предназначенные для использования в процессе производства продукции и представляющие собой материальную (вещественную) основу при изготовлении продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Вспомогательные материалы (топливо, тара и тарные материалы, запасные части)

это те же сырье и основные материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией.


РЛПР 5 Сопоставьте наименования производственных запасов с их определениями

Производственные запасы

Определение

Сырье и материалы

это изделия организации-поставщика, приобретаемые для комплектования продукции, выпускаемой организацией-производителем.

Покупные полуфабрикаты

это материалы, используемые для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукции определенных потребительских свойств или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (смазочные и обтирочные материалы и т.п.).


Комплектующие изделия

это предметы труда, предназначенные для использования в процессе производства продукции и представляющие собой материальную (вещественную) основу при изготовлении продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Вспомогательные материалы (топливо, тара и тарные материалы, запасные части)

это тоже сырье и основные материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией.






РЛ 6 С помощью подсказок в блоках, напишите в чем заключается свобода предпринимательства и выбора

Процесс производства

Ресурсы













Выручка



Производство товаров/услуг





Произведенная продукция



















РЛПР 6 С помощью подсказок в блоках, напишите в чем заключается свобода предпринимательства и выбора

Самостоятельно организовывает процесс производства товаров и услуг

Самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами













Сам определяет, что, как и для кого производить

Сам определяет, каким образом и на что тратить полученную выручку





Сам определяет, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию









 









РЛ 7 Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности

Государственная

форма предпринимательской деятельности


Частная

форма предпринимательской деятельности

Определение







Задачи:





Организационно-правовая форма





РЛПР 7 Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности

Государственная

форма предпринимательской деятельности


Частная

форма предпринимательской деятельности

Определение

Это деятельность государственных предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой или некоммерческой основе для решения социально-экономических задач. 

Это деятельность граждан, которые осуществляют ее на свой страх и риск с целью извлечения прибыли.

Задачи:

- обеспечение необходимых темпов роста,

- сглаживание циклических колебаний,

- поддержание занятости,

- стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Извлечение прибыли.


Организационно-правовая форма

Юридическое лицо

Физическое лицо



РЛ 8 Ответьте на вопросы в терминах «да» или «нет» (рефлексия)

  1. Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей человека.

  2. Существует три сферы производства.

  3. Компонентами материального производства являются: материалы, оборудование, инструменты, приспособления и персонал.

  4. Предпринимательство является политической и духовной деятельность.

  5. Одним из признаков предпринимательства является наличие совокупности свобод и прав.

РЛПР 8 Ответьте на вопросы в терминах «да» или «нет» (рефлексия)

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Да.

  4. Нет.

  5. Да.

РЛ 9 Опишите как Вы поняли, что такое материальное производство, используя в выражении своего понимания (рефлексия)

3 существительных,

2 глагола,

1 прилагательное.


РЛПР 9 Опишите как Вы поняли, что такое материальное производство, используя в выражении своего понимания (рефлексия)

3 существительных,

2 глагола,

1 прилагательное.


Материальное производство – это разработка и изготовление необходимых человеку продуктов.





19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!