СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 10 классе по теме: «Становление либеральной демократии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Всеобщей истории в 10 кл. 

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 10 классе по теме: «Становление либеральной демократии»»

МБОУ «Веселовская средняя школа» Сакского района РК . Учитель: Джемилева Э.И.



Урок истории в 10 кл. № 39 26.01.2018.

Тема: «Становление либеральной демократии»

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление о «либеральной демократии», рассмотреть динамику развития либеральной демократии.

  • Развивающая – формирование умений работать с текстом учебника, выделять главную и второстепенную мысль

  • Воспитательная – Формирование ценностного отношения к демократии как политического течения, и важной составляющей правового государства.

Тип урока – комбинированный.

Методы и приемы работы: работа с текстом учебника, беседа, лекция, составление опорных схем по параграфу

Литература : Всеобщая история 10 класс В.И. Уколова, А.В. Ревякин


ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

проверка д/з : ученики отвечают на вопросы 5, 7 учебника на стр. 296 – 297.


3. Мотивация.

На прошлом уроке мы рассмотрели ход и итоги политических революций. Какое влияние революции оказали на дальнейшее развитие обществ и политические отношения?

4. Новый материал.:

  1. Консульство и империя во Франции

  2. Наступление реакции

  3. Отпор народов

  4. Либеральные и демократические реформы

  5. Революции 1848-1849

  6. Эпоха консервативных реформ

  7. Либеральная демократия


1.Консульство и империя во Франции

Французская революция конца XVIII в. непосредственно не привела к осуществлению тех политических идеалов, которые были начертаны на ее знамени. Она сокрушила абсолютизм, но завершилась бонапартистским переворотом. Юристам, взявшимся подготовить новую конституцию, Бонапарт приказал: «Пишите коротко и неясно». Формально в основу конституции 1799 г. был положен принцип разделения властей. Но фактически законодательная власть была поставлена в зависимость от исполнительной, вручавшейся трем консулам. При этом наиболее широкие полномочия были сосредоточены в руках первого консула, которым стал Бонапарт: во Франции была установлена его диктатура.

Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако реально Францией управляли самые богатые люди (около 70 тыс. человек). Они были внесены в особые списки нотаблей, из которых и отбирались кандидаты на замещение государственных должностей. Бонапарт постарался в зародыше подавить всякую оппозицию своей власти. Большинство парижских газет было закрыто. Министр полиции Фуше осуществлял цензуру печати. Вместе с тем Бонапарт развернул работу по упорядочению нового законодательства. В марте 1804 г. был опубликован Гражданский кодекс, впоследствии получивший название Кодекса Наполеона. В его основу были положены новые нормы права, включая личную неприкосновенность граждан, их равенство перед законом, свободу совести и труда, светский характер государства.

В 1802 г. Бонапарт добился для себя титула пожизненного консула и спустя два года, 18 мая 1804 г., он провозгласил себя наследственным «императором французов». Вскоре было учреждено и дворянство империи, что, однако, не привело к восстановлению сеньориальных отношений и повинностей крестьянства.

Бонапартистский режим попытался соединить основные достижения революции (гражданское равенство, экономическую свободу, гарантии прав собственности) с элементами старого строя (монархия, дворянство, ограничение политических свобод).

? Каков был недостаток конституции 1799 г.?


2. Наступление реакции

После крушения монархии Наполеона, на свои престолы вернулись многие европейские монархи. Все они хотели вернуть старые порядки. Их политик стали называть «политикой реакционных монархов».


? Как вы думаете почему?

Отношение европейского общества на стр 301.

? Почему общество было недовольно политикой реакционных монархов?


3.Отпор народов

Ненадолго отвлечемся от Западной Европы и вспомним, что в это время происходило в Латинской Америке.

Во время наполеоновских войн, когда обе метрополии были захвачены французами, в колониях развернулось патриотическое движение, выдвинувшее лозунг независимости. В ходе Освободительной войны 1810—1826 гг., в которой повстанцами руководили Франсиско Миранда, Симон Боливар и Хосе Сан-Мартин, возникли независимые государства Парагвай (1811), Аргентина (1816), Чили (1818), Колумбия и Венесуэла (1819)Мексика и Перу (1821) и др. По образцу США они провозгласили себя президентскими республиками.


? Как к этому отнеслись правиьели европейский держав?


Большинство монархов Европы осудили эти восстания и революции на основании принципа законности (легитимизма), которым они руководствовались в своей политике.

И снова Франция становится главным «возмутителем спокойствия» в Европе. Давайте на стр 302-303 прочитаем об этом подробнее.

?Как вы понимаете понятие «отпор народов»?


  1. Либеральные и демократические реформы

?Давайте вспомним как революционное движение коснулось Великобританию?

В 1832 г. в Великобритании была осуществлена первая за всю историю парламента избирательная реформа. На стр 303 прочитаем в чем была ее суть.

После Июльской революции 1830 г. по пути либеральных реформ пошла Франция.

? на стр. 303, что происходило во Франции?


В Испании с кончиной Фердинанда VII также закончился период реакции. В 1834 г. была принята конституция, согласно которой учреждались двухпалатные кортесы. Отдельные либеральные реформы проводились и в других странах, даже тех, которые пользовались репутацией реакционных.

Республиканский, революционный характер носило демократическое движение и в Италии. В 1831 г. группой патриотов во главе с Джу-зеппе Мадзини было образовано тайное общество «Молодая Италия». Оно занялось подготовкой народной революции, в результате которой должно было произойти объединение итальянских земель в единое государство в форме демократической республики.

?В каких государствах проводились реформы и в чем была их суть?.


  1. Революции 1848-1849

Поражение демократического режима вызвали революционные движения в таких странах как Франция, Австрия, Пруссия, Германия, Италия. В истории это явление получило название «весна народов».

Работа с учебником

? Как проходило революционное движение в разных государствах, стр. 305-306 прочитаем и обсудим.

? Как вы думаете, революции «весны народов» добились поставленных целей? Почему ?




  1. Эпоха консервативных реформ

Все неудачи демократических и революционных движений в итоге привели к тому, что правители , направленную на предотвращение революций, стали называть консервативной.

Стр. 307-308 учебника, читать, суть консервативных реформ , найти характерные особенности.

?В чем была суть консервативных реформ и каковы итоги?


  1. Либеральная демократия

Большинство стран к этому времени оставались монархиями, но власть монарха ограничивалась Конституцией. В политической сфере все больше применяются демократические нормы. Так возник новый строй либеральной демократии.


Определение: Либеральная демократия является правовым государством, построенным на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан

На стр 308-309 разберем в чем были особенности либеральной демократии.


5. Закрепление пройденного материала

  1. В каких государствах проводились реформы и к чему они привели?

  2. Почему революции 1848-1849 гг. привели к консервативным реформам?

  3. Объясните понятие «либеральная демократия», в каких странах она проявлялась?


6. Рефлексия.


7. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы познакомились с процессом становления либеральной демократии, узнали какие реформы проводило правительства европейских государств и каковы были их итоги.


8. Д/З: пар. 25 проработать, знать понятия, имена-личности, вопрос 4 письменно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!