СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Способы раскладки выкройки юбки на ткани». «Раскладка и раскрой юбки на ткани»

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока по теме: Способы раскладки выкройки юбки на ткани.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Способы раскладки выкройки юбки на ткани». «Раскладка и раскрой юбки на ткани»»


Методическая разработка урока

Тема: «Способы раскладки выкройки юбки на ткани».

«Раскладка и раскрой юбки на ткани»

Цели урока:

Образовательные: дополнить и систематизировать знания и умения по раскрою изделия,

ознакомить обучающихся с вариантами раскладки деталей выкройки юбки на ткани, научить

выполнять наиболее экономный способ разложения деталей выкройки на ткани, раскраивать

юбку.

Развивающие: развивать у обучающихся пространственное воображение, наблюдательность,

сообразительность, наглядно – образное мышление, творческое мышление, эстетический вкус.

Воспитательные: формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности,

культуры обучающихся, самостоятельности и активности в учебном процессе, сознательность

учения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине.

Тип урока: Урок практико-ориентированной направленности.

Метод обучения: беседа, объяснительно-наглядный, познавательный, игра «Перестрелка»,

практический, приём "Инсерт", демонстрационный, метод «мозговой штурм»,

тестирование, упражнение на внимание.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, групповая

Здоровьесберегающие технологии:  физкультминутка для опорно-двигательного аппарата,

упражнения для снятия утомляемости глаз.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Оборудование: ножницы, ткань для изготовления юбки, лекала деталей юбки, сантиметровая

лента, угольник, булавки, портновский мел, учебник, тетрадь, презентация, проектор, экран,

презентация «Раскрой изделия».

изобразительное искусство, черчение, математика, русский язык.

Формируемые УУД:

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, осознание

личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою

деятельность.

Метапредметные: умение применять в практической деятельности знаний, полученных при

изучении темы; принятие учебной цели; находить несколько вариантов решения учебной

задачи; умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения; строить

осознанное и произвольное речевое высказывание, логическую цепь рассуждений; умение

осуществлять самооценку и взаимооценку, умение осуществлять учебное сотрудничество.

Предметные: владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре

труда, умение применять теоретические знания в практической деятельности.


Структура урока (90 мин)

Организационная часть (2 мин)

Проверка домашнего задания (3 мин)

  • Ответы учащихся

  • Самостоятельная работа: Упражнение на внимание

II. Актуализация опорных знаний (10мин)

  • Вопросы учащимся

  • Формулируем вместе с учащимися тему и цель урока.

III. Изучение нового материала (25мин)

Словесно-иллюстративный рассказ с презентацией:

  • Игра «Перестрелка».

  • Этапы подготовки ткани к раскрою.

  • Раскладка выкройки на ткани: приём "Инсерт".

  • Раскрой юбки.

IV. Физкультминутка (2 мин)

V. Первичное закрепление нового материала (3 мин)

Актуализация полученных на уроке новых знаний;

Упражнение: « Вставь недостающие слова».

VI. Практическая работа: (40 мин)

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой юбки.

  • Выполняется самостоятельно по плану работы

  • Метод мозгового штурма

  • Гимнастика для глаз.

VIII. Заключительная часть: (5мин)

  1. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

  1. Выставление оценок

  2. Рефлексия

  3. Указание по подготовке к следующему занятию.

  4. Уборка рабочих мест


Ход урока


I. Организационный момент (2мин)

приветствие, проверка отсутствующих

проверка готовности учащихся к уроку

настрой учащихся на урок


II. Проверка домашнего задания (3мин)

На прошлом уроки мы изучили тему «Моделирование юбки», выполнили практическую работу по этой теме. Определили, с какой тканью будем работать. Давайте вспомним и ответим на вопросы по этой теме:

  • Что такое моделирование?

  • Какие изменения можно внести при моделировании?

  • Скажите, из какой ткани будет ваше изделие?

Самостоятельная работа:

Упражнение на внимание: у вас на столах лежат выкройки выполнение в масштабе 1:4.

На выкройках указанны не все линии чертежа. Подпишите недостающие линии и

названия деталей.


III. Актуализация знаний учащихся (10мин)

Основные вопросы мы повторили, переходим к следующему этапу по изготовлению юбки. Но сначала необходимо определить тему нашего урока. В 5 классе вы изучали эту тему и поэтому она вам знакома. Давайте попробуем вспомнить и ответить на вопросы

Мы с вами уже знаем, как готовить выкройку к раскрою на ткани.

- А как ткань подготовить к раскрою?

- Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

Молодцы, а теперь основываясь на ваших ответах, давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема урока_ ___ (Записать)_______

В ходе урока вы познакомитесь с различными способами раскладки выкройки на ткани и научитесь раскладывать детали выкройки на ткани. На втором уроке вы должны раскроить юбку.


IV. Изучение нового материала (25мин)

Словесно-иллюстративный рассказ с презентацией.

  • Прежде, чем начать кроить, нам необходимо пройти все этапы подготовки ткани к раскрою.

Расход ткани.

Для изготовление юбки вам потребуется ткань. Выбор ткани зависит от назначения швейного изделия, фасона, фигуры. Как же рассчитывать количества ткани необходимого для изделия. Есть ширина ткани 140 см. то для пошива юбки достаточно одной длины, которая равна ДИ+10см. Если ткань узкая, то длина ткани увеличивается в два раза и составляет (Ди+10)*2.

Если выбранная модель содержит складки, большое расширение или рисунок на ткани в клетку, то количество необходимой ткани увеличивается.

Подготовка выкройки к раскрою сводится к следующему:

На деталях выкройки напишите название деталей и их количество (мы уже это делали на прошлом уроке)

Самостоятельная работа:

На каждой детали покажите стрелкой направление долевой нити.

Обозначьте контрольные точки для более точного соединения двух деталей.

Подготовка ткани к раскрою: Игра «Перестрелка»

Представители групп задают друг другу подготовленные вопросы.

Все ткани, кроме тканей с ворсом (бархат, вельвет и др.), при увлажнении дают усадку по длине и немного по ширине. Чтобы этого не произошло, ткань перед раскроем декатируют (с этой операцией вы познакомились в 5-м классе).

Учащиеся отвечают на вопрос. Что такое декатировка ткани? (Декатировка ткани – это обработка ткани паром или тёплой водой для предотвращения усадки в готовом изделии).

а) декатирование ткани:

- увлажнение

- проутюживание

- просушивание;

Для этого нужно смочить кусочек ткани размером 10 на 10см и высушить его горячим утюгом. Если размеры опытного образца изменились, то нужно выполнить декатировку, то есть, увлажнение ткани с последующей тепловой обработкой утюгом или естественной просушкой.

При увлажнении почти все ткани дают усадку по длине и несколько меньшую по ширине. Поэтому, чтобы предупредить деформацию одежды от влаги в готовом виде или после стирке, практически все ткани перед раскроем желательно декатировать. Особенно это относится к тканям, имеющим примесь хлопковых волокон.

В домашних условиях декатировка производится с помощью парового утюга. Ткань утюжат с изнаночной стороны паровым утюгом
Некоторые ткани нужно сильно увлажнить (замачивать в теплой воде) или завернуть в мокрую простыню и оставить на несколько часов. Обработанная таким образом ткань при повторном увлажнении не дает усадки, во всяком случае, значительно меньше. 
Однако учтите, что некоторые ткани вообще увлажнять нельзя (креп, бархат, шелк). Проверьте вначале на кусочке ткани, есть ли в этом необходимость или уточняйте это при покупке ткани в магазине. Но, если ткань требуется декатировать, то это выполнить необходимо, поскольку после первой же стирки изделие станет уже и короче.

Проверка ткани на наличие возможных дефектов. Какие дефекты ткани вы знаете? (Утолщение нити, нарушение целостности ткани, образовались дыры, загрязнение красителя, не пропечатанное места, засечка, перекос рисунка).

Приступая к раскрою, тщательно просмотри свой отрез ткани, чтобы выявить возможные ткацкие пороки и дефекты печати. Они не должны попасть на детали изделия.

Определение лицевой и изнаночной сторон, Для того чтобы правильно сложить ткань для раскроя, что необходимо определить на ткани? (На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, переплетение более четкие, она более гладкая, направление ворса)

Определение нити основы. Для чего необходимо знать определение нити основы? Это необходимо знать для того, чтобы располагать детали выкройки согласно указанному на них направлению. (По кромке, по степени растяжения – нить основы меньше тянется, нить основы прямая, по звуку – по основе звук звонкий). Как определить направление нити основы? (ученики вспоминают способы определения).

Рассказ учителя

(Объяснение проходит с демонстрацией приемов раскладки выкройки на ткани).

Определение направления рисунка, ворса. И так, ткань на столе. Проверь направление рисунка и ворса. На однотонных тканях и с не определенным рисунком лекала деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекала располагают верхними срезами в одном направлении. При раскрое тканей в полоску или клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго посередине переднего и заднего полотнища юбки. На тканях с ворсом лекала располагают в одном направлении. Например, в юбке из вельвета или бархата ворс должен идти сверху вниз, из фланели, байки и замши – сверху вниз. На тканях с крупным рисунком правая и левая стороны изделия по рисунку должны быть одинаковыми.

Из сказанного сделаем выводы, составим правила, что нужно учитывать, определять, помнить при раскладки и раскрои деталей выкройки.

Запишем в тетради.

1.Учитывать направление долевой нити, рисунка, ворса.

2. Определить изнаночную и лицевую сторону ткани.

3. Раскрой выполнять по линиям припусков на швы.

  • Раскладка выкройки на ткани. Приём "Инсерт".

Приём технологии развития критического мышления. Используется для умения

систематизировать и анализировать информацию. Обеспечивается вдумчивое, внимательное

чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Работа с учебником. Задание: изучить раскладку кроя юбки на ткани и на основе изученного материала определить оптимальную раскладку выкройки юбки для своего изделия и ткани.


Существует 2 способа настила ткани: в сгиб и в разворот.

Настил ткани:

1. настил в сгиб ткань складывают вдоль пополам, лицевой стороной внутрь, совмещая при этом кромки. Такой способ применяют при раскрое широких тканей.

2. настил в разворот ткань раскладывают развернутой во всю ширину, лицевой стороной вниз, или в два слоя, лицевой стороной внутрь. Этот способ применяют при раскрое тканей разной ширины.

Перед раскладкой деталей выкройки на ткань следует проверить расположение рисунка на ткани, направление ворса, а также убедиться в отсутствии дефектов ткани. Если обнаружен дефект ткани, то нитками другого цвета помечают его и при раскладке деталей это место оставляют неиспользованным, "обходят".

На однотонных тканях или тканях с неопределенным рисунком выкройки можно раскладывать в разных направлениях. Если же рисунок расположен в одну сторону, то все детали выкройки верхней частью раскладывают на ткани в одном направлении.

На тканях с ворсом (вельвет, плюш, бархат) детали выкройки следует раскладывать так, чтобы в готовом изделии направление ворса было направлено вверх. Исключение составляют изделия из фланели, где ворс должен иметь направление вниз. Если это правило не соблюдать, то в готовом изделии детали будут иметь разный оттенок.

При складывании ткани в клетку или рисунка расположение у кромок может быть не одинаковым, тогда ткань складывают по центру симметрии. Места пересечения клеток совмещают и складывают по всей площади сложенной ткани через 15–20 см (работа с текстом учебника).

Раскладка лекал юбки на ткани и раскрой. Экономный раскрой ткани зависит от правильной раскладки деталей кроя на ней.

Сначала разложить и приколоть большие детали – переднее и заднее полотнища юбки, затем мелкие детали – пояс, кокетка, карманы. При этом необходимо следить, где проходит долевая нить. Направление нити основы на лекалах юбки должны соответствовать направлению нити основы в тканях.

Раскраивая юбку, можно сделать заднее полотнище без шва или со швом посередине. Если по модели предусмотрено заднее полотнище без шва, то его выкройка кладется к сгибу материала по направлению нити основы, а если со швом – то к срезам.

При раскладки лекал юбки на ткани, надо искать всегда предельно экономный вариант раскладки. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых припусков на швы. Детали выкройки прикалывают булавками к ткани.

Выкройки обвести тонкой сплошной линией. Обозначить все вспомогательные линии и точки, размечают вытачки.

Далее пунктирной линией намечают припуски на швы:

– по нижним срезам – 3–5 см.

– по боковым срезам – 2–3 см.

– по верхним срезам – 1 см.

– по всем срезам пояса – 1 см.

- среднюю линию вытачки поднимают на 1 см. вверх и соединяют с боковыми линиями. Если сделать вытачку без выступа, она не попадет в шов притачивания пояса к юбке. Обязательно провести Самоконтроль: проверить правильность раскладки, направление долевой нити и величину припусков.

  • Раскрой юбки.

После этого, не откалывая выкройки, вырезают детали кроя по линии припуска. Вытачки не вырезают! При вырезании ножницы закладывают под ткань узким концом лезвия, ткань при этом не поднимать и не сгибать.

Во время раскроя на столе не должно быть лишних предметов. Ткань должна полностью поместиться на столе. Рабочее место должно быть хорошо освещено, его нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая безопасность жизнедеятельности.

Ткань раскраивают по припускам на швы, т.е. по пунктирным линиям. После раскроя деталей юбки лекала снимают и скалывают детали юбки булавками.

V. Физкультминутка (2 мин)

Гимнастика для опорно-двигательного аппарата.

VI. Первичное закрепление нового материала (3 мин)

Актуализирует полученные на уроке новые знания

Упражнение: « Вставь недостающие слова».

Задание. Работать будем бригадами. Я предлагаю вам небольшое задание, выполнив которое вы закрепите тему нашего урока.

Каждой бригаде розданы карточки-задания с предложениями, в которые необходимо вставить пропущенные слова. Бригада, выполнившая задание первой, зарабатывает по одному дополнительному баллу.

  1. Раскладывая выкройки на ткани, учитываем направление ……нити, ……., ворс (долевой, направление рисунка)

  2. Вначале раскладывают все ……. Детали (крупные)

  3. Контур выкройки обводят……… линией (сплошной тонкой)

  4. Припуски на швы обводят ……...линией (пунктирной)

VII. Практическая работа (40мин)

Раскладка выкройки на ткани. Раскрой ”

Выполняется самостоятельно по плану работы: (приложение 1)

1. Подготовить ткань к раскрою.

а) Проутюжь ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы.

б) Выявить дефекты ткани.

в) Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

г) Определить направление нити основы в ткани.

д) Сложить ткань для раскроя на рабочем столе.

2. Разложить и приколоть булавками выкройки деталей юбки к ткани.

3. Обвести контуры лекал деталей юбки и наметить припуски на швы.

4. Сделать контрольную проверку.

5. Раскроить юбку.

Метод мозгового штурма.

Перед тем как приступить к выполнению практической работы, что нам необходимо повторить? (Правила ТБ).

Техника безопасности при работе с ножницами, булавками.

ТБ при работе с утюгом.

Организация рабочего места (учащиеся по очереди рассказывают правила ТБ).

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы).

Контроль: Правильно ли расположены выкройки на ткани? Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке? Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани? Правильно ли даны припуски? Равномерны ли припуски на швы? Все ли детали кроя в наличии? Нанесены ли контрольные точки по линии талии. Указано ли направление долевой нити ткани.

Учащиеся, которые завершают работу первыми, выступают в роле консультанта.

VIII. Заключительная часть: (5 мин)

  1. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

Раскрой - один из важнейших этапов в процессе изготовления швейного изделия. Иногда допущенная во время раскроя ошибка может испортить внешний вид изделия или сделать дальнейшую работу невозможной.

Анализирует выполнение самостоятельной работы.

Целью нашего урока было дополнение и систематизация знания и умения по раскрою изделия, вы научились выполнять наиболее экономный способ разложения деталей выкройки на ткани и раскраивать юбку. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием.

Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, соблюдались правила ТБ.

  1. Выставление оценок

  2. Рефлексия

Вопрос учащимся.

1. Какие новые знания и умения по раскрою изделия они получили?

2. Как вы считаете, мы достигли поставленной цели на уроке?

3. Было ли вам интересно?

  1. Указание по подготовке к следующему занятию

Повторить из 5 класса подготовку деталей кроя к сметыванию.

  1. Уборка рабочих мест. Спасибо вам за урок! До свидания!





























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПЛАН РАБОТЫ ПО РАСКРОЮ ЮБКИ:


1. Подготовить ткань к раскрою.

а) Проутюжь ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы.

б) Выявить дефекты ткани.

в) Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

г) Определить направление нити основы в ткани.

д) Сложить ткань пополам, для раскроя на рабочем столе.

2. Разложить и приколоть булавками выкройки деталей юбки к ткани.

3. Обвести контуры лекал деталей юбки тонкой сплошной линией.

4. Наметить припуски на швы пунктирной линией.

4. Сделать контрольную проверку.

5. Раскроить юбку.

СПОСОБЫ РАСКЛАДКИ ВЫКРОЙКИ НА ТКАНИ

Раскладка выкройки при ширине ткани 150см.













Раскладка выкройки прямой юбки при ширине ткани 80-100см.

По заднему полотнищу юбки средний шов со шлицей













Раскладка выкройки конической юбки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!