СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Ознакомление с толковым словарём

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по русскому языку в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Тема. Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Ознакомление с толковым словарём»

Тема. Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Ознакомление с толковым словарём

Подготовил: учитель Кировской

многопрофильной гимназии

Шилин Игорь Васильевич

Цель: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке — лексикологией; дать понятие о лексическом значении слова; вырабатывать навык работы с толковым и украинско-русским словарем; воспитывать любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, какой раздел науки о языке называется лексикологией; имеют понятие о лексическом значении слова; умеют работать с толковым и украинско-русским словарем.

Оборудование: учебник, толковый словарь, украинско-русский словарь, кроссворд.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Прочитайте предложения. Понятно ли вам значение выделенных слов? Почему? Перестройте предложения так, чтоб стало ясно, в каком значении употреблены слова.

Какой чудесный хлеб! По роду своей работы моя мама постоянно имеет дело с чаем. Он сидел на носу. Люди рассматривали новое полотно.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Слово учителя.

Все, что известно человеку, он называет с помощью слов. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее и правильнее он выражает свои мысли. При чтении, просмотре телепередач, беседах с кем-либо вы встречаетесь с новыми словами. Не оставляйте их без внимания. Об их значении спрашивайте у взрослых или обращайтесь к словарям. Пользуйтесь не только толковым, но и переводными словарями: русско-украинским и украинско-русским.

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал:

-  Работа с толковым словарём.

Пользуясь толковым словарём, определите лексическое значение данных слов.

Ветчина, замуровывать, спартакиада, фолиант.

-  Работа с украинско-русским словарём.

Переведите на русский язык и запишите начало украинской народной сказки «Кирилла Кожемяка». При переводе обращайтесь к украинско-русскому словарю.

Жив у Києві князь-лицар, і був коло Києва Змій. Щороку посилали тому данину: або парубка, або дівчину. Прийшла черга вже й дочки самого князя. Нічого робити. Коли давали городян, треба й йому давати дочку.

— Каких слов вам больше встретилось — совпадающих или похожих в обоих языках или совсем разных? Как вы это объясните?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Тренировочные упражнения.

1. По лексическому значению узнайте слово и запишите его.

Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями (роса). Ручная корзина из прутьев (лукошко). Потребность пить, позыв к питью (жажда). Садовый кустарник с белыми цветками, имеющими резкий пряно-душистый запах (жасмин). Насекомое с жёсткими надкрыльями (жук).

2. Составьте словарные статьи данных слов, не пользуясь при этом толковым словарём. Попытайтесь указать не только лексическое, но и грамматическое значение слов.

Малинник, детвора, параграф, синева.

-  Разгадывание кроссворда.

 

 

По горизонтали: 1. Плотная пленка на поверхности остывшего молока. 4. Совокупность предметов одной области применения. 5. Водное растение с красивыми крупными цветками.

По вертикали: 1. Коробочка или футляр для хранения ручек и карандашей. 2. Сигнал тревоги, подаваемый ударами колокола. 3. Надпись на почтовом конверте.

Слова для справок: пенка, набор, лотос, пенал, набат, адрес.

-  Практическая работа.

Найдите ошибки и неточности в ученических ответах, исправьте их.

Обращение — это когда к кому-нибудь обращаются с речью. Флюгер — это чтобы измерять направление ветра.

Текст — это несколько или много предложений.

Пословица — это краткое, мудрое изречение народа.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал:

2. Выполнить упражнения: (из учебника)

3. Выписать из толкового словаря словарные статьи слов: тир, бадминтон.

VI. ИТОГ УРОКА

-  Вопросы учащимся.

— Что изучает лексикология?

— Что такое лексика?

— Что такое лексическое значение слова? грамматическое?

— Для чего служит толковый словарь?

— Что такое словарная статья?

— В каких случаях мы обращаемся к украинско-русскому словарю?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!