Тема: Слова, отвечающие на вопросы « Кто?» и « Что?»
Форма проведения: проблемный урок
Задачи: формировать у учащихся умения различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»; продолжить работу по формированию умения записывать предложение, находить в нем основу; развивать навыки письменной речи; развивать орфографическую зоркость.
Формируемые УДД: умение работать с текстом; выделять в речи ключевые слова; определять особенности устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль и самопроверку.
Пропедевтика: имена существительные, их классификация; здоровый образ жизни.
Оборудование: ИКТ, карточки со словами, картинками, вопросами Кто? Что?, индивидуальные дифференцированные карточки.
Ход урока:
Слайд 1
I.Организационный момент.
Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)
Оглянитесь, улыбнитесь,
Поздоровайтесь, вернитесь.
Прозвенел уже звонок
И пора начать урок.
Слайд 2
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
- Давайте все проверим: ручка на парте, простой карандаш, цветные карандаши, тетрадь. Приступаем к работе.
II. Включение в учебную деятельность
- Что помогает людям общаться друг с другом? (речь)
– Правильно, речь необходима для того, чтобы общаться друг с другом, передавать свои мысли, делиться своими впечатлениями.
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь? (предложение)
- Из чего мы составляем предложения? ( из слов).
-Из чего состоять слова? (из слогов)
Игра «Паутинка – разминка» (блиц – опрос):
- Звуки мы …
- Буквы мы …
- Жи-ши пиши…
- Ча-ща пиши…
- Чу-щу пиши …
III. Чистописание
Гимнастика для пальчиков рук.
1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.
Самомассаж рук.
1.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
2.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
3.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
- Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа».
Слайд 3
- Посмотрите, при написании какой буквы мы используем эти элементы?-Запишите в рабочей тетради строчную букву л, заглавную букву Л.
Слайд 4
- Прочитайте запись.
Катаются, на, дети, коньках.
-Можно ли эту группу слов назвать предложением?
-Почему эту запись нельзя считать предложением?
- Составьте из этих слов предложение. Запишите его.
-Докажите, что словосочетание, которое вы записали,- предложение.
- Разделите первое слово на слоги. (де -ти)
- Назовите первый слог. (де -)
- Назовите второй слог (-ти)
- Назовите первый звук в первом слоге [д’]. Дайте ему характеристику.
-Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Слайд 5
-Как можно укреплять своё здоровье?
Слайд 6
-Какими видами спорта можно заниматься зимой.
-Какие зимние развлечения вы знаете?
Слайд 7
VI. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель показывает слайды: корова, яблоко, заяц, собака, книги, рюкзак)
- На какие две группы можно разделить эти слова?
-Какой вопрос вы поставите к каждой группе слов?
Постановка учащимися темы урока.
Слайд 8
КТО? ЧТО?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
(Слова, которые отвечают на вопросы Кто? и Что?)
Видеофрагмент урока «Шишкина школа» 0.41 – 3.41
Слайд 9
V. Работа по теме урока
- Слов, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?», в русском языке, по – вашему, много или мало?
Слайд 10
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным –полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас
Означено …. (словами)
- Как вы понимаете выражение «…вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!...» ? (т.е. нет предметов, которые бы не имели названий)
Слайд 11
- Что обозначают эти слова? Определите название каждой группы.
-Книга, тетрадь, ручка. (Учебные предметы)
-Дождь. снег, молния. (Явления природы)
-На какие вопросы отвечают эти слова?
Слайд 12
VI. Физкультминутка для глаз «Снежинка» и «Ёлочка»
Слайд 13
-Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Что?».
-Выпишите слова, отвечающие на вопрос «Что?».
Солнце, мороз, нос.
Слайд 14
VII.Продолжение работы по теме урока
-Прочитайте стихотворение Б. Заходера
—Что ты, еж, такой колючий?
—Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
- Перечислите зверей.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-Выпишите слова, отвечающие на вопрос «Кто?».
VIII. Закрепление изученного
Слайд 15
- Отгадайте загадки и запишите отгадки в 2 столбика: Слова отвечающие на вопрос «Что?», и слова, отвечающие на вопрос «Кто?».
Слайд 16
Игра «Доскажи словечко».
Слайд 17
Игра «Собери слово»
С, Л, И, А
- Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.
(На карточках по мере составления появляются слова)
лиса, сила,
IХ. Подведение итогов урока
Слайд 18
(На столе у детей лежат картинки.)
- Покажите, какие слова отвечают на вопрос «Кто?».
- Покажите, какие слова отвечают на вопрос «Что?».
- Что нового вы узнали о словах?