Тема родины в стихотворениях С. А. Есенина
Цель: 1. Познакомить с фактами биографии поэта;
Сформировать представление о малой и большой родине;
Познакомить со стихами о природе, в которых открывается единство человека и природы.
2. Развивать умение выразительного чтения, умение работать в парах, навыки аргументированного и лаконичного изложения мысли.
3. Воспитание патриотизма, внимательного отношения к слову.
Оборудование: Портрет С.А. Есенина, презентация.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока.
1.На доске тема и эпиграф к уроку.
Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. Есенин.
2.Организационный этап
3.Создание эмоционального настроя.
Звучит песня « Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)
4. Постановка целей урока
5. Основная часть урока.
Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Вы уже догадались, что сегодня на уроке у нас произойдёт встреча с творчеством замечательного русского поэта. Мы поговорим о его детстве и побываем на его родине, вспомним уже знакомые вам стихи и познакомимся с новыми, постараемся понять и почувствовать их. Давайте мысленно перенесёмся на родину С.А. Есенина.
Обратите внимание на фотографию поэта. Она сделана в 1920 году. Здесь поэту 25 лет. В стихотворении «Исповедь хулигана», созданном в этом же году, он пишет:
Я люблю родину,
Я очень люблю родину.
Как трогательно и вместе с тем просто звучит это признание.
А в другом стихотворении он с грустью и болью восклицает:
Я последний поэт деревни…
И дествительно, он любил и оставался верен своей любви до конца.
Давайте прочитаем ещё одно признание поэта. Это эпиграф к нашему уроку.
Слайд 1
Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. Есенин.
Обратите на словосочетание «чувство родины».
Проблемный вопрос.
Какое значение имела для поэта Родина?
Как поэт выражает свою любовь к Родине в своих стихотворениях?
Чтобы понять, что вызвало такое сильное чувство в душе поэта, мы совершим заочную экскурсию на его родину.
Вопрос классу:
Где и когда родился С.А. Есенин?
Слайд 2 ( Вид на Оку)
Родина Сергея Есенина- село Константиново. Оно привольно раскинулось на холмистом берегу Оки. ( Зачитать воспоминания сестёр)
« Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит в Константинове возвышался на пригорке дом, построенный дедом поэта - Никитой Осиповичем Есениным.
Зачитать « Низкий дом с голубыми ставнями»
Слайд 3
Дом поэта.
Здесь всё мило и дорого С. Есенину.
С 2 до 9 лет Есенин воспитывался в семье деда. По-
матерински заботилась о внуке бабушка. Она рассказывала ему сказки, пела песни. Есенин не просто слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением начинал фантазировать и сичинять.
Вопрос классу.
Ребята, что вы прочитали в учебнике о детстве поэта?
Сообщение ученика.
Слайд 4
Годы учёбы.
В 9 лет Есенин переступил школьный порог и сел за парту. В центре села стояло одноэтажное здание Константиновского училища. В 3-4 классе Есенин пишет стихи.
Давайте вспомним стихи С.А.Есенина, которые вы учили в начальной школе. ( « Пороша», « Сыплет черёмуха снегом», «Берёза»)
Прослушайте стихотворения и подумайте над вопросами, записанными на доске.
1.Какие картины возникли в вашем воображении?
2. Что вы чувствовали при этом?
3.Какие настроения у вас возникли?
4 Что можно сказать о человеке, который так видит природу?
Вывод:
Любое из стихотворений Есенина – иллюстрация его влюблённости в красоту его малой родины.
Стихи Есенина – объяснение в этом чувстве всему, что его окружает.
С раннего детства входит в его душу чувство восхищения и преклонения перед красотой родного края.
Что вы понимаете под словами « малая» и « большая» родина?
Что для вас малая родина?
Ответы учеников.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением, где поэт обращается к образу берёзки.
Прочитаем стихотворение « Ты запой мне ту песню …»
Вопросы классу.
1 .Каким настроением окрашено стихотворение?
2 .Что сближает сестру и брата?
3. Найдите слова признания в любви.
4. Найдите сравнения в стихотворении.
А теперь давайте посмотрим, как у поэта, получается, так неповторимо создать образ в стихотворении.
Какие изобразительные средства использует для этого автор?
В чём заключается их роль?
Вывод: Использование этих художественных приёмов делает образы яркими и выразительными. Они помогают испытать те чувства, которые переживает поэт.
Давайте посмотрим, как вы изобразили красоту природы.
Работа с иллюстрациями.
( Дети описывают свои иллюстрации)
Что для вас большая Родина? А для поэта?
Чтение стихотворения « Гой ты Русь моя родная»
Беседа по содержанию:
-Какие чувства испытывает автор по отношению к своей Родине?
-Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющие его сердце. Прежде всего, это гордость автора за родину. Это и чувство глубокого патриотизма: для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь.
Работа с эпиграфом.
Теперь вернёмся к эпиграфу. Чувсво родины, оно в стихах поэта.
Что значит чувствовать родину? Подберите синонимы к слову чувствовать.
( понимать, переживать, проникаться, слышать)
Вывод:
Природа в стихотворениях С.А. Есенина оживает. Поэт с трепетом говорит о ней.
Всю любовь к «малой» и « большой» родине он выражает при помощи своих стихотворений.
Рефлексия.
Каково было ваше настроение в начале урока? Изменилось ли оно?
И закончить наш урок я хотела бы стихотворением
Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.
8. Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор.