СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема родины в стихотворениях С. А. Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема родины в стихотворениях С. А. Есенина

Цель: 1. Познакомить с фактами биографии поэта;

Сформировать представление о малой и большой родине;

Познакомить со стихами о природе, в которых открывается единство человека и природы.

           2.  Развивать умение выразительного чтения, умение работать в парах, навыки аргументированного и лаконичного изложения мысли.

          3.  Воспитание патриотизма, внимательного отношения к слову.

Оборудование: Портрет С.А. Есенина, презентация.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

               Ход урока.

 

        1.На доске тема и эпиграф к уроку.

Моя лирика жива одной большой любовью,

 любовью к Родине.

                               Чувство Родины – основное в моем творчестве».

                                                                                                                   С. Есенин.

 

                                  

     2.Организационный этап

 

     3.Создание  эмоционального настроя.

 

      Звучит песня « Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чем.

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножки рад поцеловать.

(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

Несказанное, синее нежное… Тих мой край после бурь, после гроз И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

 

     4.  Постановка целей урока

 

 

 

 

    5. Основная часть урока.

Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Вы  уже догадались, что сегодня на уроке у нас произойдёт встреча с  творчеством замечательного русского поэта.   Мы поговорим о его детстве и побываем на его родине, вспомним уже знакомые вам стихи и познакомимся с новыми, постараемся понять и почувствовать их. Давайте мысленно перенесёмся на родину С.А. Есенина.

Обратите внимание на фотографию поэта. Она сделана в 1920 году. Здесь поэту 25 лет. В стихотворении «Исповедь хулигана», созданном в этом же году, он пишет:

 

 Я люблю родину,

Я очень люблю родину.

 

Как трогательно и вместе  с тем просто звучит это признание.

А в  другом стихотворении он  с грустью и болью восклицает:

 

 Я последний поэт деревни…

 

И дествительно,  он любил  и оставался верен своей любви до конца.

         Давайте прочитаем ещё одно признание поэта. Это  эпиграф к нашему уроку.

Слайд 1 

Моя лирика жива одной большой любовью,

 любовью к Родине.

                               Чувство Родины – основное в моем творчестве».

                                                                                                                   С. Есенин.

 

Обратите на словосочетание «чувство родины».

Проблемный вопрос.

Какое значение  имела для поэта Родина?

Как поэт выражает свою любовь к Родине в своих стихотворениях?

 Чтобы понять, что вызвало такое  сильное чувство в душе поэта,  мы совершим заочную экскурсию на его родину.

Вопрос классу:

 Где и когда родился С.А. Есенин?

Слайд 2 (  Вид на Оку)

Родина Сергея Есенина- село Константиново. Оно привольно раскинулось на холмистом берегу Оки. ( Зачитать воспоминания сестёр) 

« Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили,  мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

 Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит в Константинове возвышался на пригорке дом, построенный дедом поэта - Никитой Осиповичем Есениным.

 

 Зачитать « Низкий дом с голубыми ставнями»

Слайд 3

 Дом поэта.

 Здесь всё мило и дорого С. Есенину.

 

С 2 до 9 лет Есенин воспитывался в семье деда. По-

матерински заботилась о внуке бабушка. Она рассказывала ему сказки, пела песни. Есенин  не просто слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением  начинал  фантазировать  и сичинять.

Вопрос классу.

 Ребята,  что вы прочитали  в учебнике  о детстве поэта?

 

  Сообщение ученика.

 Слайд 4  

Годы учёбы.

 В 9 лет Есенин переступил  школьный порог  и сел за парту. В центре села стояло одноэтажное здание Константиновского  училища. В 3-4 классе  Есенин пишет стихи.

Давайте вспомним стихи С.А.Есенина, которые вы учили в начальной школе. ( « Пороша», « Сыплет черёмуха снегом»,          «Берёза»)

 Прослушайте стихотворения и подумайте над вопросами, записанными на доске.

 1.Какие картины возникли в вашем воображении?

 2. Что вы чувствовали при этом?

 3.Какие настроения у вас возникли?

 4 Что можно сказать о человеке, который так видит природу?

 

 Вывод:

 Любое из стихотворений Есенина – иллюстрация его влюблённости в красоту его малой родины.

Стихи Есенина – объяснение в этом чувстве всему, что его окружает.

 С раннего детства входит в  его душу  чувство  восхищения и преклонения перед красотой родного края.

 Что вы понимаете под словами « малая» и « большая»  родина?

 Что для вас  малая родина?

 Ответы учеников.

 

Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением, где поэт обращается к образу берёзки.

Прочитаем стихотворение « Ты запой мне ту песню …»

  Вопросы классу.

1 .Каким настроением окрашено стихотворение?

2 .Что сближает сестру и брата?

3. Найдите слова признания в любви.

4. Найдите сравнения в стихотворении.

 А теперь давайте посмотрим, как  у поэта, получается, так неповторимо создать образ в стихотворении.

 Какие изобразительные средства использует для этого автор?

В чём заключается их роль?

 Вывод: Использование этих художественных приёмов делает образы яркими и выразительными. Они помогают испытать те чувства, которые переживает поэт.

 Давайте посмотрим, как вы изобразили красоту природы.

 

Работа с иллюстрациями.

 

 ( Дети описывают свои иллюстрации)

 Что  для вас большая Родина? А для поэта?

 Чтение стихотворения « Гой ты Русь моя родная»

Беседа по содержанию:

 

 

-Какие чувства испытывает автор по отношению к своей Родине?

-Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющие его сердце. Прежде всего, это гордость автора за родину. Это и чувство глубокого патриотизма: для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь.

 

 Работа с эпиграфом.

 Теперь вернёмся к эпиграфу.  Чувсво родины, оно в стихах поэта.

 Что значит чувствовать родину? Подберите синонимы к слову чувствовать.

 ( понимать, переживать, проникаться, слышать)

Вывод:

 Природа в стихотворениях С.А. Есенина оживает. Поэт с трепетом говорит о ней.

 Всю любовь к  «малой» и « большой» родине  он выражает при помощи своих стихотворений.

 Рефлексия.

 Каково было ваше настроение в начале урока? Изменилось ли оно?

 

 

И закончить наш урок я хотела  бы стихотворением

Есенинское небо над Россией. Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василёк хрустально - синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы- сёстры русского рассвета- Сбежались у околицы села- В них жажда жить до трепета, до дрожи, И повезло - он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже- Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел. Как ложится синий вечер. Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По- прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин- то не просто имя,- России стихотворная душа.

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!