СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:"Религия как одна из форм культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС.Содержит технологическую карту и материал для подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тема:"Религия как одна из форм культуры"»

У р о к 9

Тема урока

Религия как одна из форм культуры

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания о религии.

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.


Образовательные

ресурсы

Конституция РФ [Электронный ресурс] - http://docs.cntd.ru/document/konstitucija-rossijskoj-federacii

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9040821

Поурочные разработки по обществознанию 8 класс Л.Н. Боголюбов , М., Просвещение,2016

План урока

1.Особенности религиозной веры

2.Роль религии в жизни общества

3. Религиозные организации и объединения

4.Свобода совести

5.Свобода вероисповедания

Методы и формы

обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Религиозная вера, свобода совести, свобода вероисповедания

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести.

Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков

Познавательные: точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Формирование уважительного отношения к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала


Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа

Организует беседу по вопросам:

– Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно? Когда зародились монотеистические религии? Какие религии называют мировыми?

Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала



17


1. Работа с терминами.


2. Устные ответы



1. Организует работу обучающихся по изучению новых терминов.

2. Работа с дополнительным материалом: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ.

Вопросы:

- Перечислить и кратко охарактеризовать основные виды религиозных организаций

- Какие международные правовые акты регулируют свободу вероисповедания?

-В чем заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

- Как в Российской Федерации реализуется право на религиозное образование?


1. Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем, обсуждают полученные результаты ответов.

2. Знакомятся с текстом, отвечают на вопрос










1. Индивидуальная, фронтальная работа.

2. Фронтальная работа


Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию


1. Устные ответы.


2. Устные ответы, письменные ответы.



Физминутка

Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с рубрикой «Проверь себя», «В классе и дома»

1. Нацеливает обучающихся на активную умственную деятельность. Ставим цель привести примеры из личного социального опыта и выполнить задания.


1. Используя прием «мозговой штурм» отвечают на вопросы используя личный социальный опыт и обществоведческие знания

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).


Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводим дискуссию в группах по вопросам: - Что такое религия?- Что характерно для религиозной веры? Каково значение религии в жизни общества?

Организуем оценочную работу в парах.

В группах обсуждают поставленные вопросы






Оценивают работу соседа

Групповая


Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание обучающихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 12,написать эссе по высказыванию Т. Харди.


Конкретизирует домашнее задание

Раздает обучающимся Приложение №2.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



Приложение №1

1.Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

2.Конвенция ООН о правах ребенка

Ст. 14Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.



3.Конституция РФ Глава 1

 Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.



Статья 14 Конституции Российской Федерации Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции Российской Федерации Конституции РФ гласит:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29 Конституции РФ 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Приложение № 2 Материал для подготовки к ОГЭ.

Религия

1.Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой и образованием) форм духовной культуры и важнейшим фактором человеческой истории.

2.Слово «религия» произошло от латинского «religio» — благочестие, набожность, святыня, предмет культа.

3.Религия — это мировоззрение и мироощущение, которое основывается на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала, которое находится за пределами естественного знания, и недоступно пониманию человека.

Структура религии

Вера в существование Бога как творца всего сущего. Основания веры: Священное писание, свидетельства очевидцев, чудеса. Противоположностью веры является атеизм — неверие в Бога.

1. Учение — это совокупность принципов идей и понятий — закреплено в Священной книге (Библия, Коран).

2. Религиозная деятельность (культ) — это вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу.

3. Религиозные институты , называемые общиной или церковью.

Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии выделяют следующие.

1. Мировоззренческая функция — объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.

2. Компенсаторная функция — дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

3. Воспитательная функция — воспитывает и обеспечивает связь поколений.

4. Коммуникативная функция — осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.

5. Регулятивная функция — религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.

6. Интегративная функция — способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления.

Существуют различные формы религиозных верований:

1. Культ природы — обычно выделяют культы Неба и Земли. Небо населяют богами, которые управляют жизнью людей, а боги Земли управляют природными процессами.

2. Анимизм — все вещи, предметы и явления природы наделяются духовным началом. Эти духи участвуют в делах человека, помогают или мешают ему.

3. Тотемизм — такая форма верований, в которой человек рассматривается как потомок какого-либо животного (тотема).

4. Культ предков — это вера в мистическую связь с умершими поколениями, поклонение духам умерших людей.

5. Политеизм — вера во множество богов, среди которых обычно выделяется главный бог. Остальные боги являются его детьми и родственниками и подчиняются ему.

6. Монотеизм — это единобожие, вера в существование единого Бога. Его трактуют как Творца, реальное начало мира, Господа и Царя Небесного.

Интернациональными, мировыми, вселенскими, монотеистическими религиями, получившими широкое распространение среди разных народов, являются буддизм, христианство и ислам.

Мировым религиям свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога. Единый Бог монотеизма как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.

Основные черты мировых религий.

1. Буддизм — самая древняя мировая религия. Возникла в VI — V вв. до н.э. в Индии. В буддизме существуют два направления:

1) хинаяна;2) махаяна.

Суть учения буддизма: через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению, к Богу. Если он ведет добродетельную и милосердную жизнь, то смерть станет переходом в высшее состояние — нирвану. Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам.

2. Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. В настоящее время — это самая распространенная на Земле религия. Существуют три ветви христианства:1) католичество;2) православие;3) протестантизм.

Центральная идея христианства — это идея греховности человека как причина всех его несчастий. Человек может избавиться от грехов через молитву и покаяние.

3. Ислам (мусульманство) — самая молодая мировая религия. Возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове, на территории арабских племен. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». В мусульманстве два направления:

1) суннизм;2) шиизм.

Основные идеи ислама: человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.

Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей.

Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд — все должно подчиняться религиозным законам.

Для ислама и христианства свойственен фатализм — убеждение в том, что судьба человека и все его действия и поступки предопределены Богом, записаны в «Книге судеб».

В Конституции РФ, в статье 28, законодательно закреплена свобода совести и вероисповедания — человек вправе сам выбирать себе религию или быть атеистом.

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.



Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Закрепление:1.Дайте определение »религии»?2.Каковы основные черты религии?

3.Какова роль религии в жизни общества? 4.Что понимают под свободой совести?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!