СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Прогулка с Нюшей. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                       Учитель начальных классов

МБОУ «Кировская СОШ»

Сидоренко Татьяна Александровна

Конспект логопедического занятия

Тема: Прогулка с Нюшей. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Тип занятия: микрогрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих полиморфную дислалию.

Цель: развитие навыка правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Речевые:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука [Ш].
  2. Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш].
  3. Развивать речевое дыхание.
  4. Закреплять умение правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах.
  5. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в предложениях.
  6. Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения на выделение звука [Ш] в начале, в середине и в конце слов.
  7. Упражнять в правильном оформлении окончаний существительных единственного числа в Винительном падеже.
  8. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Ш].
  9. Развивать словесно-логическое мышление, путём упражнений по исправлению порядка слов в предложении.

Неречевые:

  1. Осуществлять коррекцию общей, мелкой и артикуляционной моторики через развитие координации, точности и переключаемости движений.
  2. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать мотивацию к обучению через игру с «Нюшей».
  2. Воспитывать чувство взаимопомощи и бережного отношения к окружающим.
  3. Воспитывать умение внимательно слушать и отвечать, не перебивая собеседника.

Предполагаемый результат: дети будут уметь правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Ресурсы: магнитофон, аудиозапись из мультфильма «Смешарики», игрушка «Нюша», предметные картинки со звуком [Ш], игра «Рыбалка» (рыбки с картинками, удочка с магнитом, ведёрки); игровое поле «Нюша с шариками», фломастеры, корзинка.

Продолжительность: 20 минут.

I. Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».

Здравствуйте, ребята! Вы узнаёте эту музыку?   Правильно. Это музыка из мультфильма «Смешарики».          А как вы думаете, почему она звучит?     Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?  Правильно. Смешарики, но не все, а только «Нюша».

II. Введение в тему

Нюша загадает вам загадки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте:

  1. Зелены мы, как трава,         Наша песенка «ква-ква» (Лягушки).
  2. Длинный хвост, а сама крошка,    Боится очень кошки (Мышка).
  3. Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт,        И песенки поёт (Кошка).

Молодцы, вы всё отгадали.            А теперь послушайте внимательно и определите, какой звук встречается во всех этих словах? Правильно. Звук [Ш].          А в слове «Нюша» есть звук [Ш]? Вы догадываетесь, с каким звуком мы сегодня будем заниматься? Правильно: со звуком [Ш]. А помогать нам в это будет «Нюша».

III. Основная часть

Логопед: Ребята, у «Нюши» сейчас каникулы, она любит гулять на природе, ходить на речку. Сейчас мы вместе с ней отправимся на лесную полянку. На полянке очень много места и мы с вами сделаем небольшую разминку для язычка.

Артикуляционная гимнастика сопровождается движениями рук.

  1. Улыбка-трубочка

Руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперёд. Сначала руки разводятся в стороны, затем ладони соединяются перед грудью, а локти разводятся в стороны.

  1. Окошко

Рот закрыт, пальцы сжаты в кулаки. Рот открывается – пальцы разжимаются.

  1. Почистим верхние зубки

Движение кистями рук сверху вниз.

  1. Чашечка

Дети сжимают кисти рук в форме «чашечки».

  1. Вкусное варенье

Движения рук повторяют движения языка.

  1. Дыхательная гимнастика «Подуем на пчёл»

 

 

  1. Изолированное произнесение звука [Ш].            Логопед: Вдруг налетел тёплый, лёгкий ветерок.          Как он шумит: ш-ш-ш.        Как зашелестели листочки на деревьях: ш-ш-ш. Логопед уточняет, как произносится звук [Ш]: - Что делают губы? Губы выдвигаются вперёд и округляются.           - Что делает язычок? Кончик языка поднимается к передней части нёба и принимает форму «чашечки».    - Есть ли голосок? Голосок спит.  Звук [Ш] – согласный, глухой, шипящий.
  2. Игра «Привяжи ниточки к шарикам»      Логопед: Ребята, «Нюша» взяла с собой на прогулку очень много шариков, но ветер оборвал все ниточки. Давайте поможем «Нюше» привязать ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь слоги. Ребёнок получает игровое поле, на котором изображена «Нюша» и много синих шариков без ниточек. Ребёнок отражённо произносит слоги со звуком [Ш] и подрисовывает ниточки к шарикам:       ША-ШО-ШУ-ШИ АШ-ОШ-УШ-ИШ ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ ШКА-ШКО-ШКУ-ШКИ. Логопед: Молодцы! Все ниточки привязали.
  3. Игра «Рыбалка»       Логопед: А сейчас вместе с «Нюшей» мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. «Нюша» захватила с собой удочку. Поможем ей рыбачить. Правда рыбка у нас не простая, а с картинками.  С помощью удочки дети ловят рыбу, называют картинку и определяют место звука [Ш] в слове: в начале, в середине или в конце слова.  В зависимости от местоположения звука – кладут рыбку в первое, во второе или в третье ведро.
  4. Игра «Доскажи словечко»  Логопед: После рыбалки «Нюша» очень проголодалась и решила устроить пикник. Правда она совсем забыла, какие продукты положила в свою корзинку. Давайте поможем ей вспомнить.  Я назову вам первую часть слова, а вы дополните его и назовите целое слово. Итак, что любит «Нюша»:  ГРУ…ШИ, ЛАП…ШУ, КА…ШУ, ВИ…ШНЮ, КАРТО…ШКУ, ЛЕПЁ…ШКИ. Слова логопеда подкрепляются показом картинок.
  5. Игра «Нелепицы»    Логопед: После пикника «Нюша» решила почитать журнал. Правда она очень невнимательная, поэтому постоянно всё путает. Нам придётся её исправить. Согласны? Я буду читать вам неправильные предложения, а вы должны их исправить: КАША ЛЮБИТ ПШЁННУЮ МАШУ.    У МИШИ ПЛЮШЕВАЯ ДАША. МАШИНЕ КУПИЛИ НОВОГО ПАШУ. У ШТАНИШЕК НОВЫЙ МИШКА.        ШУБА НАДЕВАЕТ ЛЁШУ.          МЫШКА ПОЙМАЛА КОШКУ.  УШИ МОЮТ ЛУШУ.         ПЫШКА НАПЕКЛА БАБУШЕК.            ОКОШКО СИДИТ НА КОШКЕ. Логопед: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Помогли «Нюше» исправить ошибки. Поэтому «Нюша» награждает вас «смайликами».  

IV. Обобщение

Логопед: Ребята, вам понравилась прогулка с «Нюшей»? Нюше тоже очень понравилась ваша компания. Она благодарит вас, но просит напомнить все слова со звуком [Ш], которые мы использовали на занятии. Дети вспоминают слова, при этом логопед подсказывает с помощью картинок.

V. Итог

Логопед: Ребята, вы сегодня очень внимательно слушали, помогали «Нюше» в трудных ситуациях. А какой звук мы учились правильно произносить в словах и предложениях? Мы выполнили все задания правильно?  Мы научились произносить звук [Ш]?

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Прогулка с Нюшей. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.»

Учитель начальных классов

МБОУ «Кировская СОШ»

Сидоренко Татьяна Александровна

Конспект логопедического занятия

Тема: Прогулка с Нюшей. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Тип занятия: микрогрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих полиморфную дислалию.

Цель: развитие навыка правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Речевые:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука [Ш].

  2. Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш].

  3. Развивать речевое дыхание.

  4. Закреплять умение правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах.

  5. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в предложениях.

  6. Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения на выделение звука [Ш] в начале, в середине и в конце слов.

  7. Упражнять в правильном оформлении окончаний существительных единственного числа в Винительном падеже.

  8. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Ш].

  9. Развивать словесно-логическое мышление, путём упражнений по исправлению порядка слов в предложении.

Неречевые:

  1. Осуществлять коррекцию общей, мелкой и артикуляционной моторики через развитие координации, точности и переключаемости движений.

  2. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать мотивацию к обучению через игру с «Нюшей».

  2. Воспитывать чувство взаимопомощи и бережного отношения к окружающим.

  3. Воспитывать умение внимательно слушать и отвечать, не перебивая собеседника.

Предполагаемый результат: дети будут уметь правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Ресурсы: магнитофон, аудиозапись из мультфильма «Смешарики», игрушка «Нюша», предметные картинки со звуком [Ш], игра «Рыбалка» (рыбки с картинками, удочка с магнитом, ведёрки); игровое поле «Нюша с шариками», фломастеры, корзинка.

Продолжительность: 20 минут.

I. Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».

Здравствуйте, ребята! Вы узнаёте эту музыку?
Правильно. Это музыка из мультфильма «Смешарики».
А как вы думаете, почему она звучит?
Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?
Правильно. Смешарики, но не все, а только «Нюша».

II. Введение в тему

Нюша загадает вам загадки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте:

  1. Зелены мы, как трава,
    Наша песенка «ква-ква» (Лягушки).

  2. Длинный хвост, а сама крошка,
    Боится очень кошки (Мышка).

  3. Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт,
    И песенки поёт (Кошка).

Молодцы, вы всё отгадали.
А теперь послушайте внимательно и определите, какой звук встречается во всех этих словах?
Правильно. Звук [Ш].
А в слове «Нюша» есть звук [Ш]?
Вы догадываетесь, с каким звуком мы сегодня будем заниматься?
Правильно: со звуком [Ш].
А помогать нам в это будет «Нюша».

III. Основная часть

Логопед: Ребята, у «Нюши» сейчас каникулы, она любит гулять на природе, ходить на речку. Сейчас мы вместе с ней отправимся на лесную полянку. На полянке очень много места и мы с вами сделаем небольшую разминку для язычка.

Артикуляционная гимнастика сопровождается движениями рук.

  1. Улыбка-трубочка

Руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперёд. Сначала руки разводятся в стороны, затем ладони соединяются перед грудью, а локти разводятся в стороны.

  1. Окошко

Рот закрыт, пальцы сжаты в кулаки. Рот открывается – пальцы разжимаются.

  1. Почистим верхние зубки

Движение кистями рук сверху вниз.

  1. Чашечка

Дети сжимают кисти рук в форме «чашечки».

  1. Вкусное варенье

Движения рук повторяют движения языка.

  1. Дыхательная гимнастика «Подуем на пчёл»




  1. Изолированное произнесение звука [Ш].
    Логопед: Вдруг налетел тёплый, лёгкий ветерок.
    Как он шумит: ш-ш-ш.
    Как зашелестели листочки на деревьях: ш-ш-ш.
    Логопед уточняет, как произносится звук [Ш]:
    - Что делают губы? Губы выдвигаются вперёд и округляются.
    - Что делает язычок? Кончик языка поднимается к передней части нёба и принимает форму «чашечки».
    - Есть ли голосок? Голосок спит.
    Звук [Ш] – согласный, глухой, шипящий.

  2. Игра «Привяжи ниточки к шарикам»
    Логопед: Ребята, «Нюша» взяла с собой на прогулку очень много шариков, но ветер оборвал все ниточки. Давайте поможем «Нюше» привязать ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь слоги.

    Ребёнок получает игровое поле, на котором изображена «Нюша» и много синих шариков без ниточек. Ребёнок отражённо произносит слоги со звуком [Ш] и подрисовывает ниточки к шарикам:
    ША-ШО-ШУ-ШИ
    АШ-ОШ-УШ-ИШ
    ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ
    ШКА-ШКО-ШКУ-ШКИ.

    Логопед: Молодцы! Все ниточки привязали.

  3. Игра «Рыбалка»
    Логопед: А сейчас вместе с «Нюшей» мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. «Нюша» захватила с собой удочку. Поможем ей рыбачить. Правда рыбка у нас не простая, а с картинками.

    С помощью удочки дети ловят рыбу, называют картинку и определяют место звука [Ш] в слове: в начале, в середине или в конце слова.
    В зависимости от местоположения звука – кладут рыбку в первое, во второе или в третье ведро.

  4. Игра «Доскажи словечко»
    Логопед: После рыбалки «Нюша» очень проголодалась и решила устроить пикник. Правда она совсем забыла, какие продукты положила в свою корзинку.
    Давайте поможем ей вспомнить.
    Я назову вам первую часть слова, а вы дополните его и назовите целое слово.
    Итак, что любит «Нюша»:
    ГРУ…ШИ,
    ЛАП…ШУ,
    КА…ШУ,
    ВИ…ШНЮ,
    КАРТО…ШКУ,
    ЛЕПЁ…ШКИ.
    Слова логопеда подкрепляются показом картинок.

  5. Игра «Нелепицы»
    Логопед: После пикника «Нюша» решила почитать журнал. Правда она очень невнимательная, поэтому постоянно всё путает. Нам придётся её исправить. Согласны?
    Я буду читать вам неправильные предложения, а вы должны их исправить:
    КАША ЛЮБИТ ПШЁННУЮ МАШУ.
    У МИШИ ПЛЮШЕВАЯ ДАША.
    МАШИНЕ КУПИЛИ НОВОГО ПАШУ.
    У ШТАНИШЕК НОВЫЙ МИШКА.
    ШУБА НАДЕВАЕТ ЛЁШУ.
    МЫШКА ПОЙМАЛА КОШКУ.
    УШИ МОЮТ ЛУШУ.
    ПЫШКА НАПЕКЛА БАБУШЕК.
    ОКОШКО СИДИТ НА КОШКЕ.
    Логопед: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Помогли «Нюше» исправить ошибки. Поэтому «Нюша» награждает вас «смайликами».


IV. Обобщение

Логопед: Ребята, вам понравилась прогулка с «Нюшей»?
Нюше тоже очень понравилась ваша компания.
Она благодарит вас, но просит напомнить все слова со звуком [Ш], которые мы использовали на занятии.
Дети вспоминают слова, при этом логопед подсказывает с помощью картинок.

V. Итог

Логопед: Ребята, вы сегодня очень внимательно слушали, помогали «Нюше» в трудных ситуациях.
А какой звук мы учились правильно произносить в словах и предложениях?
Мы выполнили все задания правильно?
Мы научились произносить звук [Ш]?

Список литературы
  1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи». С-П. «Детство-Пресс» 2012 г.

  2. С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в разитии». С-П. «Детство-Пресс» 2012 г.

  3. «Дошкольная академия». Хабаровск 2013 г.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!