СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Познаем историю слов (Организация этимологического исследования)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа  над историей слова  формирует исследовательские умения: обобщение, анализ,  поиск и выделение необходимой информации ,применение метода информационного поиска. Умение эффективного взаимодействия в парах, группах, умение сравнивать свою версию с версией других, обогащение и расширение этимологических знаний через интерес к слову.

Данная работа,  на мой взгляд, позволяет ребенку перейти от возникающего  любопытства и учебного затруднения, связанного с пониманием смысла слова, к содержательному интересному этимологическому исследованию. Для меня важно сохранить возникший интерес ребенка, сформировать из него познавательное действие, которое позволит ребенку познать новое, неизведанное.  

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Познаем историю слов (Организация этимологического исследования)»

МБОУ СОШ №49, г. Томск Автор: Юрчук Ольга Александровна ,учитель начальных классов


Тема: Познаем историю слов (Организация этимологического исследования)

Форма урока: исследование с использованием групповой работы


Цель: Развитие исследовательских умений и компетенций группового взаимодействия для актуализации детской образовательной инициативы.

Задачи:

Образовательные: формирование исследовательских умений ( обобщение, анализ, поиск и выделение необходимой информации ),

умение эффективного взаимодействия в парах, группах, умение сравнивать свою версию с версией других, обогащение и расширение этимологических знаний через интерес к слову.

Учебные : повышение функциональной грамотности ,пропедевтика изучения состава слова, развитие текстовых умений.

1 этап Вовлечение детей в совместную исследовательскую деятельность, с использованием знак (я, мы, вместе., т.е. индивидуально, пара, группа).

Загадки 1. Много рук, а нога одна.

(Дерево.)

2.Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто не подбирает:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Град.)

4. Личный кран имеет он,

Чтоб полить свои шесть тонн.

(Слон.)

5 Скатерть бела

Весь двор одела.(Снег.)

6. Травка та растёт на склонах

И на холмиках зелёных.

Запах крепок и душист,

И целебен её лист.

Очень вкусен с нею чай.

Что за травка, отгадай!

(Душица.)


2 Этап Организация этимологического исследования с использованием алгоритма.

В группах и на доске картинки с изображениями и названиями растений (гвоздика, колокольчик, шиповник). Предлагают составить рассказ, чтобы ребята других групп смогли разгадать название этого растения или ягоды. Для этого на доске даны опорные предложения.

Запись на доске:

1. Это растение похоже на …

2.Его название состоит из……….и.т.д.





Примерные тексты, составленные детьми в группах

1) Растение похоже на гвоздь, цветок напоминает шляпку(Гвоздика).


2) Этот цветок похож на колокол. В его названии встречается слово «колокол». Мы предполагаем, что этот цветок назвали так, потому что по форме он напоминает колокол (Колокольчик).


3) Куст этого растения усыпан шипами, отсюда и пошло название растения(Шиповник).

Комментарий: Название связано с образом (формой) предмета.

При работе со словами предполагается путь: через наблюдение за формой к слову. Если дети не могут объяснить название, тогда можно предположить вариант от «Слова к тексту».

3 Этап Организация этимологического исследования морфологической структуры слова без опоры на алгоритм.

Учитель: Что общего в словах?

РЯБЧИК РЯБИНА РЯБОЙ

Дети: В словах общая часть «Ряб»

Учитель: Значит, слова связаны между собой? Как? Посмотрите на картинки, сравните изображение

Дети: РЯБЧИК- пятнистый, РЯБИНА - ягодки похожи на пятнышки, РЯБОЙ- человек, у которого пятнышки на лице. У них у всех пятнышки.

Комментарий: Объяснив лексическое значение слов, детям легче понять общее в них, т.е их этимологию, образование.


4 этап. Мини исследование этимологической лингвистической и познавательной деятельности.

Объясни, почему так назвали птиц?

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегирь.


Алгоритм может иметь вид схемы:

2. Предполагаем происхождение (историю) слова

От образа свойства

(формы) предназначения

1. Из каких слов (частей) состоит слово.













Слово







3. Составляем предложение, текст, стихотворение со словом







Возможен алгоритм в виде последовательности незаконченных предложений:

  1. Его название состоит из….. .

  2. Этот предмет похож на …… .


Примеры версии со словом «кедровка».

Дети : Версия 1,2-ой группы. Слышим в слове «кедр», значит, она живёт в кедровом лесу или питается кедровыми орешками. Окраска как у кедрового ореха.


Версия 3-ей группы. Окраска как у кедрового ореха.

Комментарий: Учитель рассказывает о происхождении слова, опираясь, с одной стороны, на исторические корни слова, а с другой – на версии ребят. Из обсуждения дети понимают, какие версии оказались наиболее верными.

На данном этапе мы предполагаем, что название (слово) происходит: от его схожести с предметом по форме;от свойства, предназначения; другие варианты;

Если «расшифровка» названия вызывает у детей затруднения, я использую ресурс групповой работы, когда каждая группа разрабатывает собственную этимологическую версию.

5этап. Отгадывание названия предмета с опорой на картинку с учетом внешнего вида.

Детям раздаются картинки (фото) птички малиновки(зорянки). По данному фото дети должны предположить название птицы, опираясь на её особенности (окрас перьев, цвет грудки и.т.д.)

Версия 1,2-ой группы. Красногрудка.

Версия 3-ей группы. Краснопёрка, зорька.

Затем учитель сообщает точное название.

Комментарий: Учитель рассказывает о названии предмета, опираясь, с одной стороны, на исторические корни слова, а с другой – на версии ребят. При обсуждении дети понимают, какие версии оказались наиболее верными.

Комментарий к работе: Работа над историей слова формирует исследовательские умения: обобщение, анализ, поиск и выделение необходимой информации ,применение метода информационного поиска. Умение эффективного взаимодействия в парах, группах, умение сравнивать свою версию с версией других, обогащение и расширение этимологических знаний через интерес к слову.

Данная работа, на мой взгляд, позволяет ребенку перейти от возникающего любопытства и учебного затруднения, связанного с пониманием смысла слова, к содержательному интересному этимологическому исследованию. Для меня важно сохранить возникший интерес ребенка, сформировать из него познавательное действие, которое позволит ребенку познать новое, неизведанное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!