СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема открытого урока: "Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова в 11 классе. ...

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку в 11 классе на тему "Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1-3»

МОУ «Школа-коллегиум» г.Алушта 28 января 2015 г. Интегрированный урок (литература + история+ музыка) 11 класс

МОУ «Школа-коллегиум» г.Алушта

28 января 2015 г.

Интегрированный урок (литература + история+ музыка)

11 класс

Песня неуловимых мстителей (стихи Роберт Рождественский, муз. Борис Мокроусов) Бьют свинцовые ливни,  Нам пророчат беду,  Мы на плечи взвалили  И войну и нужду.   Громыхает гражданская война  От темна до темна  Много в поле тропинок  Только правда одна.

Песня неуловимых мстителей

(стихи Роберт Рождественский, муз. Борис Мокроусов)

Бьют свинцовые ливни, Нам пророчат беду, Мы на плечи взвалили И войну и нужду. Громыхает гражданская война От темна до темна Много в поле тропинок Только правда одна.

(Из стих. «Смерть пионерки»),1932 г.   Нас водила молодость В сабельный поход,  Нас бросала молодость  На кронштадтский лед.   Боевые лошади  Уносили нас,  На широкой площади  Убивали нас.   Но в крови горячечной  Подымались мы,  Но глаза незрячие  Открывали м

(Из стих. «Смерть пионерки»),1932 г.

Нас водила молодость

В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед. Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас. Но в крови горячечной Подымались мы, Но глаза незрячие Открывали м

(Из стих. «Марш Буденного») … Все, что мелкой пташкою  вьется на пути,  перед острой шашкою  в сторону лети.   Не затеваем бой мы,  но, помня Перекоп,  всегда храним обоймы  для белых черепов.   Пусть уздечки звякают  памятью о нем, —  так растопчем всякую  гадину конем.   Никто пути пройденного  назад не отберет,  конная Буденного,  армия — вперед! НИКОЛАЙ АСЕЕВ (1889-1963)

(Из стих. «Марш Буденного»)

Все, что мелкой пташкою вьется на пути, перед острой шашкою в сторону лети. Не затеваем бой мы, но, помня Перекоп, всегда храним обоймы для белых черепов. Пусть уздечки звякают памятью о нем, — так растопчем всякую гадину конем. Никто пути пройденного назад не отберет, конная Буденного, армия — вперед!

НИКОЛАЙ АСЕЕВ

(1889-1963)

"Взрывайте…" 1918

Взрывайте,

Дробите

Мир старый!

В разгаре Вселенской Борьбы

И в зареве рдяных пожаров

Не знайте

Пощады -

Душите

Костлявое тело судьбы!

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ (1897-1934 )

«Каховка». Каховка, Каховка, родная винтовка, Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка – Этапы большого пути. Гремела атака и пули звенели, И ровно строчил пулемёт! И девушка наша проходит в шинели, Горящей Каховкой идёт. Н.Тихонов

«Каховка».

Каховка, Каховка, родная винтовка,

Горячая пуля, лети!

Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка –

Этапы большого пути.

Гремела атака и пули звенели,

И ровно строчил пулемёт!

И девушка наша проходит в шинели,

Горящей Каховкой идёт.

Н.Тихонов

«Песня о Щорсе». Шёл отряд по берегу, Шёл издалека, Шёл под красным знаменем Командир полка. Голова обвязана, Кровь на рукаве, След кровавый стелется По сырой траве.  «Хлопцы, чьи вы будете, Кто вас в бой ведёт? Кто под красным знаменем Раненый идёт?» - М.Голодный

«Песня о Щорсе».

Шёл отряд по берегу,

Шёл издалека,

Шёл под красным знаменем

Командир полка.

Голова обвязана,

Кровь на рукаве,

След кровавый стелется

По сырой траве.

«Хлопцы, чьи вы будете,

Кто вас в бой ведёт?

Кто под красным знаменем

Раненый идёт?» -

М.Голодный

Левый марш(1918г.)(Матросам) Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер...

Левый марш(1918г.)(Матросам)

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер...

Мстители (1920) … Какою дикою ордою Разгромлена, Россия, ты?! Над Волгой, Доном и Невою Пожаров рыжие цветы.  Нагаек, шашек визг неистов, Под виселицами дикий свист, И над телами коммунистов Казацких шпор звенят мониста.  Орлами, мстители, летите, Неся на перьях стрел звезду, Стальными крыльями метите Златопогонную орду. МИХАИЛ ГЕРАСИМОВ (1889-1939)

Мстители (1920)

Какою дикою ордою

Разгромлена, Россия, ты?!

Над Волгой, Доном и Невою

Пожаров рыжие цветы.

Нагаек, шашек визг неистов,

Под виселицами дикий свист,

И над телами коммунистов

Казацких шпор звенят мониста.

Орлами, мстители, летите,

Неся на перьях стрел звезду,

Стальными крыльями метите

Златопогонную орду.

МИХАИЛ ГЕРАСИМОВ

(1889-1939)

“ Гренада»(песня). Мы мчались мечтая Постичь поскорей Грамматику боя, Язык батарей. Восход поднимался И падал опять И лошадь устала Степями скакать. Но яблочко песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времён. Где же, приятель, песня твоя, Гренада, Гренада, Гренада моя. М.Светлов

Гренада»(песня).

Мы мчались мечтая

Постичь поскорей

Грамматику боя,

Язык батарей.

Восход поднимался

И падал опять

И лошадь устала

Степями скакать.

Но яблочко песню

Играл эскадрон

Смычками страданий

На скрипках времён.

Где же, приятель, песня твоя,

Гренада, Гренада, Гренада моя.

М.Светлов

Герои этих песен – это бойцы, которые презирают удобства, они идут, мчатся, скачут дорогами, опалёнными войной и погибают. Они жили так, как не могли не жить. В стихах поэтов тех лет – героизм первых лет революции – это счастье. Они боролись за идеалы большевизма.

Герои этих песен – это бойцы, которые презирают удобства, они идут, мчатся, скачут дорогами, опалёнными войной и погибают. Они жили так, как не могли не жить. В стихах поэтов тех лет – героизм первых лет революции – это счастье. Они боролись за идеалы большевизма.

Тема урока: « Концепция Гражданской войны в

Тема урока:

« Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова».

Цели урока: Обучающая(предметная )  - проанализировать рассказы М. Шолохова о гражданской войне “Родинка”, «Продкомиссар», «Лешкино сердце», «Чужая кровь».( «Шибалково семя», «Бахчевник» ). - определить авторское отношение к описываемым событиям и свою точку зрения к прочитанному и услышанному.  Воспитательная(личностная )  - на примере исторического материала и судеб героев “Донских рассказов” проследить трагедию российского народа в 1918 – 1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими; -воспитать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию . Развивающая (метапредметная) – развитие дедуктивного логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, ,  развитие умения работать в малой группе.

Цели урока:

Обучающая(предметная ) - проанализировать рассказы М. Шолохова о гражданской войне “Родинка”, «Продкомиссар», «Лешкино сердце», «Чужая кровь».( «Шибалково семя», «Бахчевник» ).

- определить авторское отношение к описываемым событиям и свою точку зрения к прочитанному и услышанному. Воспитательная(личностная ) - на примере исторического материала и судеб героев “Донских рассказов” проследить трагедию российского народа в 1918 – 1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;

-воспитать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию .

Развивающая (метапредметная) развитие дедуктивного логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, ,  развитие умения работать в малой группе.

Задачи урока:

Задачи урока:

  • формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов;
  • формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы педагогической техники, как: “Ромашка Блума” (“Ромашка вопросов”), прием ассоциации, составление синквейна, эвристическая беседа, прием “Незаконченное предложение”.
Тип урока :  интегрированный, проблемно-развивающий урок. Ожидаемый результат :  учащиеся  анализируют рассказы, дают оценку описываемым событиям, формулируют свою точку зрения. Технология:   проблемное обучение с использованием ИКТ Форма организации познавательной деятельности :   групповая, коллективная Методы: -словесные, наглядные, практические; -исследовательский, создание проблемной ситуации; -индуктивный.

Тип урока :

интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Ожидаемый результат :

учащиеся анализируют рассказы, дают оценку описываемым событиям, формулируют свою точку зрения.

Технология:  

проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности :  

групповая, коллективная

Методы:

-словесные, наглядные, практические;

-исследовательский, создание проблемной ситуации;

-индуктивный.

  Предварительное задание для учащихся:  прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова, составить синквейн на тему “Гражданская война”, подготовить индивидуальное сообщение “Особенности самосознания казаков, казачества”,выучить стихотворения о гражданской войне.   Раздаточный материал : сравнительная таблица по рассказам М. Шолохова “Донские рассказы”: Категории сравнения “ Родинка” 1. Чувства Николай “ Продкомисар” Атаман 2. Убеждения Бодягин Отец “ Чужая кровь” Гаврила Николай (Пётр)

  Предварительное задание для учащихся:

прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова, составить синквейн на тему “Гражданская война”, подготовить индивидуальное сообщение “Особенности самосознания казаков, казачества”,выучить стихотворения о гражданской войне.  

Раздаточный материал :

сравнительная таблица по рассказам М. Шолохова “Донские рассказы”:

Категории сравнения

Родинка”

1. Чувства

Николай

Продкомисар”

Атаман

2. Убеждения

Бодягин

Отец

Чужая кровь”

Гаврила

Николай (Пётр)

Ожидаемый результат : -анализируют рассказы, -дают оценку описываемым событиям,  -формулируют свою точку зрения.

Ожидаемый результат :

-анализируют рассказы,

-дают оценку описываемым событиям,

-формулируют свою точку зрения.

Оформление урока (средства ):

Оформление урока (средства ):

  • Портреты участников гражданской войны.
  • Плакаты времен Гражданской войны.
  • Белая и красная гвоздики – символы идеологии “белых” и “красных”.
  • Данные социологических опросов:
  • Данные опроса по стране. Данные опроса уч-ся 10 класса.
  • Данные опроса по стране.
  • Данные опроса уч-ся 10 класса.
  • Свеча.
  • Коллажи по теме: “Что такое гражданская война?”.
  • Эпиграфы к уроку .
8. Картина В. Верещагина “Апофеоз войны”. 9. М. Шолохов “Донские рассказы”. 10. Микеланджело “Пьета“. 11. Портрет М. Шолохова и годы жизни. Презентация, компьютер с проектором, опросные листы. УМК: Программа «Литература  5-11 класс»//В.Я.Коровиной.  Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009.

8. Картина В. Верещагина “Апофеоз войны”.

9. М. Шолохов “Донские рассказы”.

10. Микеланджело “Пьета“.

11. Портрет М. Шолохова и годы жизни.

Презентация, компьютер с проектором, опросные листы.

УМК: Программа «Литература  5-11 класс»//В.Я.Коровиной.  Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009.

“ Кто не за нас – тот против нас,  Нет безразличных: правда с нами. А я стою один меж них  В ревущем пламени и дыме  И всеми силами своими  Молюсь за тех и за других. ” М. Волошин, 1920 Распята Россия врагами               На старом библейском кресте,  Который воздвигли мы сами  В душевной своей простоте...   Р.П.Кумов (донской казак) Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна . Демокрит

Кто не за нас – тот против нас, Нет безразличных: правда с нами.

А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. ”

М. Волошин, 1920

Распята Россия врагами               На старом библейском кресте, Который воздвигли мы сами В душевной своей простоте... Р.П.Кумов (донской казак)

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна .

Демокрит

Основные понятия и термины:  гражданская война, идеология, пропаганда, мотив деятельности, убеждения.

Основные понятия и термины:

гражданская война,

идеология,

пропаганда,

мотив деятельности,

убеждения.

План урока :  1.Вступительное слово учителей. Актуализация знаний учащихся (представление синквейнов). Обращение к первому эпиграфу урока. Определение целей урока. 2.Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях. 3.Выявление читательского восприятия , выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова, особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося). 4.Обращение ко второму эпиграфу урока.Формулирование проблемы, 5.Процесс решения проблемы.Анализ рассказов “Родинка”,«Продкомиссар», “Чужая кровь”. («Алешкино сердце»», «Шибалково семя», «Бахчевник» -упоминание) На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная. 6.Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. 7.Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

План урока :

1.Вступительное слово учителей. Актуализация знаний учащихся (представление синквейнов). Обращение к первому эпиграфу урока. Определение целей урока.

2.Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.

3.Выявление читательского восприятия , выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова, особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося).

4.Обращение ко второму эпиграфу урока.Формулирование проблемы,

5.Процесс решения проблемы.Анализ рассказов “Родинка”,«Продкомиссар», “Чужая кровь”. («Алешкино сердце»», «Шибалково семя», «Бахчевник» -упоминание) На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная.

6.Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

7.Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

Человек приходит в мир... Что ждёт его? - Каким он станет? Добрым или злым, милосердным или жестоким? Английский философ Джон Локк назвал ребёнка “tabula rasa” — “чистая доска” . - Что будет начертано на этой “доске” человеческой жизни и что такое жизнь?

Человек приходит в мир...

Что ждёт его? - Каким он станет?

Добрым или злым, милосердным или

жестоким?

Английский философ Джон Локк назвал ребёнка “tabula rasa” — “чистая доска” .

- Что будет начертано на этой “доске” человеческой жизни и что такое жизнь?

20 годы- годы поиска и риска

20 годы- годы

поиска и риска

Мандельштам Осип Эмильевич (1891 - 1938) Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый век начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать… И еще набухнут почки, Брызнет зелени побег, Но разбит твой позвоночник, Мой прекрасный,жалкий век! И с бессмысленной улыбкой Вспять глядишь,жесток и слаб, Словно зверь,когда-то гибкий, На следы своих же лап.

Мандельштам Осип Эмильевич (1891 - 1938)

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый век начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать…

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный,жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь,жесток и слаб,

Словно зверь,когда-то гибкий,

На следы своих же лап.

ПРИКАЗ войскам Западного фронта № 1847 гор. Минск 20 августа 1920 г. … Бойцы рабочей революции. Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. .. На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству . На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам! Командующий Западным фронтом ТУХАЧЕВСКИЙ Член революционного военного совета СМЛГА Начальник штаба ШВАРЦ .

ПРИКАЗ

войскам Западного фронта № 1847 гор. Минск 20 августа 1920 г.

… Бойцы рабочей революции. Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. .. На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству . На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам!

Командующий Западным фронтом ТУХАЧЕВСКИЙ Член революционного военного совета СМЛГА Начальник штаба ШВАРЦ .

Строительство межпланетного корабля « Интеграл », который должен навязать свою  формулу счастья жителям Вселенной

Строительство межпланетного корабля « Интеграл », который должен навязать свою формулу счастья жителям Вселенной

У литературы 20-х своя судьба, свои трагические образы, свои боли и печали за человека, Богатство форм, свой путь познания, свой процесс рождения нового мира .

У литературы 20-х своя судьба,

свои трагические образы,

свои боли и печали за человека,

Богатство форм,

свой путь познания,

свой процесс рождения

нового мира .

Наша цель выявить концепцию (систему взглядов)  гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих  ранних произведений.

Наша цель

выявить концепцию

(систему взглядов)

гражданской войны

М. Шолохова, т. е.

выяснить, какой

показывает

М. Шолохов

гражданскую войну

на страницах своих

ранних произведений.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть.

-Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения? Вопросы учащимся -Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века? -Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

-Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

Вопросы учащимся

-Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

-Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Самое первое зло, поразившее человека, — война (в сердце, в семье, между нациями и народами). Война “разъела” душу Каина, и он, страдая от зависти и злобы, совершил грех братоубийства. Война заставляла одни народы истреблять другие. Наконец, гражданская война ненасытным Молохом требовала жертв, разделяя жён и мужей, отцов и детей. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”.

Самое первое зло, поразившее человека, — война (в сердце, в семье, между нациями и народами). Война “разъела” душу Каина, и он, страдая от зависти и злобы, совершил грех братоубийства. Война заставляла одни народы истреблять другие. Наконец, гражданская война ненасытным Молохом требовала жертв, разделяя жён и мужей, отцов и детей. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”.

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Образцы синквейнов: 1.   Война Братоубийственная, непонятная Разрушает, губит, расчеловечивает Самое бесчеловечное преступление против народа. Разруха 2.Война страшная, кровавая выживать, воевать , верить Война - бесконечная  стрельба над головой. Страх

Образцы синквейнов:

1.   Война

Братоубийственная, непонятная

Разрушает, губит, расчеловечивает

Самое бесчеловечное преступление против народа.

Разруха

2.Война

страшная, кровавая

выживать, воевать , верить

Война - бесконечная стрельба над головой.

Страх

Образцы синквейнов: Образцы синквейнов: 3. Война ужасная, убийственная разрушает, убивает, калечит Война- это огромный цунами, который сносит всё на своём пути. Ужас! 4. Война страшная, жестокая стрелять, убивать, умирать Война - это смерть, которая забирает много невинных душ. Скорбь.

Образцы синквейнов:

Образцы синквейнов:

3. Война

ужасная, убийственная

разрушает, убивает, калечит

Война- это огромный цунами, который сносит всё на своём пути.

Ужас!

4. Война

страшная, жестокая

стрелять, убивать, умирать

Война - это смерть, которая забирает много невинных душ.

Скорбь.

В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны? М. Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “ Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”;  А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”;  А. Фадеев “Разгром”;  М. Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”, “Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный “Проводы”

В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны?

М. Булгаков Белая гвардия”;

Б. Пильняк “Голый год”,

Повесть непогашенной луны”;

Д. Фурманов “Чапаев”;

А. Серафимович “Железный поток”;

И. Бабель “Конармия”;

А. Фадеев “Разгром”;

М. Волошин “Усобица”;

М. Цветаева “Дон”, “Москве”, поэма “Перекоп”;

Д. Бедный “Проводы”

Наша задача — на примере рассказов М.А. Шолохова осознать и прочувствовать общечеловеческий смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушения традиций и евангельских заповедей. Таким образом, главная тема «Донских рассказов», по словам литературоведа Л.Г. Сатаровой, — “расчеловечивание и красных, и белых... и редкие минуты вочеловечивания”.

Наша задача — на примере рассказов М.А. Шолохова осознать и прочувствовать общечеловеческий смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушения традиций и евангельских заповедей. Таким образом, главная тема «Донских рассказов», по словам литературоведа Л.Г. Сатаровой, — “расчеловечивание и красных, и белых... и редкие минуты вочеловечивания”.

Михаил Шолохов – певец казачьей правды.

Михаил Шолохов –

певец казачьей правды.

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона. Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”. В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами. И банды гонялись за нами. Всё шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплётах”. Попал в плен к махновцам и был отпущен из-за малолетства. Первые рассказы , вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г. , когда автору было около 19 лет. ”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году.

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами. И банды гонялись за нами. Всё шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплётах”. Попал в плен к махновцам и был отпущен из-за малолетства. Первые рассказы , вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г. , когда автору было около 19 лет. ”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году.

Почему именно на Дону происходит действие рассказов? Этимология слова “казак”:  Одна из версий : слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии. Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

Почему именно на Дону происходит действие рассказов?

Этимология слова “казак”: Одна из версий : слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков

Причины и характеристика Гражданской войны. -Что такое Гражданская война ?  Гражданская война – острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть.

Причины и характеристика Гражданской войны.

-Что такое Гражданская война ?

Гражданская война – острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть.

Причины гражданской войны? Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности. 2) Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках. 3) Крах демократической альтернативы развития страны в связи с разгоном учредительного собрания большевиками. 4) Отсутствие опыта политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными группами. 5)Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией. 6) Экономическая политика большевиков в городе и деревне весной-летом 1918 г. 7) Иностранное военное вмешательство во внутренние дела России.

Причины гражданской войны?

  • Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности.

2) Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках.

3) Крах демократической альтернативы развития страны в связи с разгоном учредительного собрания большевиками.

4) Отсутствие опыта политического и социального компромисса между различными политическими силами и социальными группами.

5)Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией.

6) Экономическая политика большевиков в городе и деревне весной-летом 1918 г.

7) Иностранное военное вмешательство во внутренние дела России.

Хронологические рамки войны и её периодов.  Официальные рамки гражданской войны – 1918-1920гг. Различные точки зрения на время начла Гражданской войны: октябрь 1917 г.. (приход большевиков к власти); февраль 1917г (свержение самодержавия).; май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса). Различные точки зрения на окончание Гражданской войны: 1920г. (разгром врангелевских войск в Крыму); 1922 г. ( “малая гражданская война”, установление Советской власти в Средней Азии, в Закавказье и на Дальнем Востоке).

Хронологические рамки войны и её периодов.

Официальные рамки гражданской войны – 1918-1920гг.

Различные точки зрения на время начла Гражданской войны: октябрь 1917 г.. (приход большевиков к власти); февраль 1917г (свержение самодержавия).; май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса).

Различные точки зрения на окончание Гражданской войны: 1920г. (разгром врангелевских войск в Крыму); 1922 г. ( “малая гражданская война”, установление Советской власти в Средней Азии, в Закавказье и на Дальнем Востоке).

Периоды Гражданской войны: I-й период – май-ноябрь 1918 г.; II-й период – ноябрь 1918 – март 1919 г.; III-й период – март 1919 – март 1920 г.; IV-й период – весна – осень 1920 г

Периоды Гражданской войны:

I-й период – май-ноябрь 1918 г.;

II-й период – ноябрь 1918 – март 1919 г.;

III-й период – март 1919 – март 1920 г.;

IV-й период – весна – осень 1920 г

Расстановка социальных сил в годы гражданской войны. Социальные силы: “ Красные” – часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции. “ Белые” – буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство, часть пролетариата.

Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.

Социальные силы:

Красные” – часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.

Белые” – буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство, часть пролетариата.

Гражданская война. Брат идёт против брата, отец против сына, почему? Ответом на этот вопрос во многом служат “Донские рассказы” Михаила Шолохова

Гражданская война. Брат идёт против брата, отец против сына, почему? Ответом на этот вопрос во многом служат “Донские рассказы” Михаила Шолохова

Рассказ «Родинка» – Сколько главных героев в рассказе? (Николка Кошевой и атаман)   – Что мы узнаём об этих героях?  - «Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ. »Атаман – плен германский, потом Врангель, лагерь, турецкая филюга и – банда).    – Что общее в душевном состоянии атамана и Николки ? Жизнь выбилась из привычной нормы

Рассказ «Родинка»

Сколько главных героев в рассказе?

(Николка Кошевой и атаман)

Что мы узнаём об этих героях?

- «Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ. »Атаман – плен германский, потом Врангель, лагерь, турецкая филюга и – банда).

Что общее в душевном состоянии атамана и Николки ?

Жизнь выбилась из привычной нормы

Почему в анкете не указано отчество главного героя? О чем это говорит? ( Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей (отца и сына)  -Какие сведения о происхождении, занятии Николая Кошевого мы узнаем из анкеты? (Николай- командир эскадрона, землероб, член РКСМ.  Таким образом, его истинная составляющая оказалась

Почему в анкете не указано отчество главного героя? О чем это говорит?

( Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей (отца и сына)

-Какие сведения о происхождении, занятии Николая Кошевого мы узнаем из анкеты?

(Николай- командир эскадрона, землероб, член РКСМ. Таким образом, его истинная составляющая оказалась "“зажата" между убеждениями и властными полномочиями)

Сколько лет Николаю?

( 18 лет)

-Портретное описание Николая Кошевого.

( “… плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая”)

-Каким предстает герой перед читателями? Как представляют нам Николая предметы, его окружающие?  (Николай стесняется своей молодости. В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся.  “На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка…, краюха хлеба”. Ребята пытаются представить, как эти предметы раскрывают нам внутренний мир героя, суть его жизненных приоритетов) – Найдите в тексте описание дома, в котором квартирует Николка ?  (Начало 2 главы. Обрыв души, жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)

-Каким предстает герой перед читателями? Как представляют нам Николая предметы, его окружающие?

(Николай стесняется своей молодости. В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся. “На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка…, краюха хлеба”. Ребята пытаются представить, как эти предметы раскрывают нам внутренний мир героя, суть его жизненных приоритетов)

Найдите в тексте описание дома, в котором квартирует Николка ?

(Начало 2 главы. Обрыв души, жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)

- Какие чувства испытывает герой?  (Немало повоевавший ,он так и не стал «человеком войны», так и не смог привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда проходил мимо окровавленного лошадиного труп. «Учиться бы поехать…А тут банда…Опять кровь,а я уж уморился так жить…Опостылело всё,  “потянул за рукав устало”, “искаженное злобой лицо”. Это преобладает усталость от жизни, а в бою – злость) К чему рвётся душа Николки ?  (К идеальному, вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье) -Почему выбрал для себя такую жизнь Николай?  (Стал сиротой. “… до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля”) -Что можно сказать об убеждениях героя?  (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств, присоединился к “красным”).

- Какие чувства испытывает герой?

(Немало повоевавший ,он так и не стал «человеком войны», так и не смог привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда проходил мимо окровавленного лошадиного труп. «Учиться бы поехать…А тут банда…Опять кровь,а я уж уморился так жить…Опостылело всё, “потянул за рукав устало”, “искаженное злобой лицо”. Это преобладает усталость от жизни, а в бою – злость)

  • К чему рвётся душа Николки ?
  • (К идеальному, вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье)

-Почему выбрал для себя такую жизнь Николай?

(Стал сиротой. “… до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля”)

-Что можно сказать об убеждениях героя?

(Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств, присоединился к “красным”).

  • А куда спешит атаман?
  • (Не столько банду вёл и мстил советской власти, сколько рвался к родному дому, к сыну.)
Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии душевного состояния атамана? ( Пейзаж мы видим глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом банды)   – Что ещё подтверждает, что Гражданская война  разрушает не только жизнь человека, но и природу? ( «… на траву, заплаканную, седую от росы».)   – Когда и для чего на страницах рассказа появляется волк?  (1 – сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть природы.
  • Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии душевного состояния атамана?
  • ( Пейзаж мы видим глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом банды)
  • Что ещё подтверждает, что Гражданская война  разрушает не только жизнь человека, но и природу?
  • ( «… на траву, заплаканную, седую от росы».)
  • Когда и для чего на страницах рассказа появляется волк?
  • (1 – сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть природы.

Он то подчёркивает озверение жизни: «за перелеском кто-то взвыл по-звериному», то заставляет героев оглянуться на себя, увидеть себя частью живущей природы. На последних страницах рассказа, в эпизоде схватки красноармейского отряда с бандой, появляется настоящий волк. Но мудрый зверь, услышавший звук выстрелов, уходит в лог, в заросли, спешит укрыться от жестокости людей.)

– Но не только бандиты озверели. Как выглядит во время боя Николка?  (Лицо злобой перекошено) - А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого?  (“… плен германский, потом Врангель,… лагерь с колючей проволокой, … турецкая фелюга… камыши кубанские… и – банда”. Полсотни казаков, недовольных Советской властью, таких же как Атаман, входили в эту банду) - Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни “по-старому”?  (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть

Но не только бандиты озверели. Как выглядит во время боя Николка?

(Лицо злобой перекошено)

- А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого?

(“… плен германский, потом Врангель,… лагерь с колючей проволокой, … турецкая фелюга… камыши кубанские… и – банда”. Полсотни казаков, недовольных Советской властью, таких же как Атаман, входили в эту банду)

- Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни “по-старому”?

(Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть

“ Новая жизнь” встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были не довольны Советской властью. Недовольны её политикой расказачивания , которая  началась в январе 1919г. 1. Чем было вызвано стремление большевиков вести беспощадную борьбу против всего сословия казачества? Тем, что  казачество, объединенное в воинские части, неоднократно принимало участие в вооруженной борьбе с советской властью. Большевики вели борьбу со всем казачеством, так как оно было собственником земли и сопротивлялось национализации земли, проводимой большевиками. 2. В какой форме проводилась большевиками политика расказачивания?  Большевики применяли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие.

Новая жизнь” встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были не довольны Советской властью. Недовольны её политикой расказачивания , которая началась в январе 1919г.

1. Чем было вызвано стремление большевиков вести беспощадную борьбу против всего сословия казачества?

Тем, что казачество, объединенное в воинские части, неоднократно принимало участие в вооруженной борьбе с советской властью. Большевики вели борьбу со всем казачеством, так как оно было собственником земли и сопротивлялось национализации земли, проводимой большевиками.

2. В какой форме проводилась большевиками политика расказачивания?

Большевики применяли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие.

3. Каков был политический смысл политики расказачивания? Уничтожение казачества – это разгром сильного противника большевиков и участника белого движения. Казачество было реальной силой, противостоящей запрету на частное хозяйство в деревне. 4. Каковы последствия политики расказачивания? Расказачивание уничтожило сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношения в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды

3. Каков был политический смысл политики расказачивания?

Уничтожение казачества – это разгром сильного противника большевиков и участника белого движения. Казачество было реальной силой, противостоящей запрету на частное хозяйство в деревне.

4. Каковы последствия политики расказачивания?

Расказачивание уничтожило сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношения в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды

Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден “… волком уходить по родным полям…”. -Какие чувства испытывает атаман?  (“Душа зачерствела”, “боль, чудная и непонятная точит изнутри”, злость и ненависть в бою) -Как происходит встреча отца и сына?  (Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая) -В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир, его сын?  (Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына) -Почему именно родинку использует автор как символ?  (Родинка – родной – род – Родина. Род, Родина – естественное объединяющее начала)

Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден “… волком уходить по родным полям…”.

-Какие чувства испытывает атаман?

(“Душа зачерствела”, “боль, чудная и непонятная точит изнутри”, злость и ненависть в бою)

-Как происходит встреча отца и сына?

(Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая)

-В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир, его сын?

(Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына)

-Почему именно родинку использует автор как символ?

(Родинка – родной – род – Родина. Род, Родина – естественное объединяющее начала)

-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана?  (“… завыл”, “почернел” и т.д.)  Чёрный цвет не случаен. Он часто встречается в рассказе: “Черная от загара спина”, “черная лента крови”. В черный цвет окрашен мир людей в отличие от мира природы. Черный – это цвет боли, злости, ненависти -О чём “… неизмеримо большом и важном” боялся “проговориться” Николенька? -Почему застрелился атаман? (автор “убивает” своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а смерть – объединила) -Каков финал рассказа? Почему? (Два мертвых человека – отец и сын, посреди бескрайней степи, а над их головой кружит ворон ; ).

-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана?

(“… завыл”, “почернел” и т.д.)

Чёрный цвет не случаен. Он часто встречается в рассказе: “Черная от загара спина”, “черная лента крови”. В черный цвет окрашен мир людей в отличие от мира природы. Черный – это цвет боли, злости, ненависти

-О чём “… неизмеримо большом и важном” боялся “проговориться” Николенька?

-Почему застрелился атаман?

(автор “убивает” своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а смерть – объединила)

-Каков финал рассказа? Почему?

(Два мертвых человека – отец и сын, посреди бескрайней степи, а над их головой кружит ворон ; ).

–  В чём состоит самый важный конфликт?  (Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)  – В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?  (Убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.)

В чём состоит самый важный конфликт?

(Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)

В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?

(Убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.)

Выразительное чтение эпизода убийства сына. – А какое первое предложение в 4 главе?  («Зарёю стукнули первые заморозки»)   – Что предшествует гибели Николки?  («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)   – В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств? Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.

Выразительное чтение эпизода убийства сына.

А какое первое предложение в 4 главе?

(«Зарёю стукнули первые заморозки»)

Что предшествует гибели Николки?

(«За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)

В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?

Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.

Рассказ «Продкомиссар». Подобную сюжетную линию – взаимоотношения отца и сына – мы видим и в рассказе “Продкомиссар».  Главный герой рассказа – продкомиссар Игнат Бодягин, который приехал в родную станицу во главе продотряда для сбора хлеба. Одной из главных проблем, с которой столкнулась Советская власть, это проблема нехватки продовольствия. 11 января 1919г. был принят Декрет ВЦИК о введении продразверстки.

Рассказ «Продкомиссар».

Подобную сюжетную линию – взаимоотношения отца и сына – мы видим и в рассказе “Продкомиссар».

Главный герой рассказа – продкомиссар Игнат Бодягин, который приехал в родную станицу во главе продотряда для сбора хлеба. Одной из главных проблем, с которой столкнулась Советская власть, это проблема нехватки продовольствия. 11 января 1919г. был принят Декрет ВЦИК о введении продразверстки.

Что такое продразверстка ?
  • Что такое продразверстка ?

(Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам продовольствия)

2. Какой принцип лежал в основе продразверстки?

(В основе лежал принцип – первоочередными являются потребности государства)

3. Кто осуществлял продразверстку?

(Местные Советы, комитеты бедноты, продовольственные отряда (продотряды).

Игнат Бодягин возвращается в родную станицу спустя 6 лет. 1. Почему Игнат покинул свою родную станицу 6 лет назад? Игнат возмутился поступком отца, ударившего работника за сломанный инвентарь. Отец в наказание отправил сына “ума-разума набираться”, другими словами выгнал его из дома. У отца и сына разные нравственные позиции. 2. С каким чувством он возвращается на Родину?  “… что-то уперлось в горле…” и “… перехватило дыхание…” при взгляде на дом отца. Но к отцу не пошел.

Игнат Бодягин возвращается в родную станицу спустя 6 лет.

1. Почему Игнат покинул свою родную станицу 6 лет назад?

Игнат возмутился поступком отца, ударившего работника за сломанный инвентарь. Отец в наказание отправил сына “ума-разума набираться”, другими словами выгнал его из дома. У отца и сына разные нравственные позиции.

2. С каким чувством он возвращается на Родину?

“… что-то уперлось в горле…” и “… перехватило дыхание…” при взгляде на дом отца. Но к отцу не пошел.

3. Как происходит встреча отца и сына? Какие чувства они испытывают?  Отец оказался одним из тех казаков, которые выступали против изъятия хлебы. Он так же участвовал в убийстве одного из красноармейцев, за что и был приговорен к расстрелу. Именно в этот момент и происходит встреча отца и сына. Герои испытывают смешанные чувства. Отец: “… горячее блеснуло в глазах…”, “… спрятал глаза…”, “… в сторону отвел взгляд…”, “… зло и упрямо наморщил переносицу…”, голос сиплый, словно оборвал “… тонкую нить, вязавшую их…”. Сын: “… кожа… посерела…” от злобы. Позже, уже после расстрела, просит у отца прощение, хотя против расстрела не возражал)

3. Как происходит встреча отца и сына? Какие чувства они испытывают?

Отец оказался одним из тех казаков, которые выступали против изъятия хлебы. Он так же участвовал в убийстве одного из красноармейцев, за что и был приговорен к расстрелу. Именно в этот момент и происходит встреча отца и сына. Герои испытывают смешанные чувства. Отец: “… горячее блеснуло в глазах…”, “… спрятал глаза…”, “… в сторону отвел взгляд…”, “… зло и упрямо наморщил переносицу…”, голос сиплый, словно оборвал “… тонкую нить, вязавшую их…”. Сын: “… кожа… посерела…” от злобы. Позже, уже после расстрела, просит у отца прощение, хотя против расстрела не возражал)

4. Что чувствовали вы, когда читали эти строки?  (Ребята делятся своими чувствами и мыслями) 5. Почему отец и сын стали непримиримыми врагами?  У отца и сына различные нравственные позиции и разные убеждения и взгляда. Один – выступает за свое кровное хозяйство, сын – за идеалы социализма. Это уже осознанный выбор и осознанное противостояние.    Отца и сына в рассказе “Продкомиссар” по разные стороны баррикад развела идеология. Что такое идеология? ЭТО - система идей и взглядов, отражающих отношение различных социальных групп к окружающей действительности и друг к другу.

4. Что чувствовали вы, когда читали эти строки?

(Ребята делятся своими чувствами и мыслями)

5. Почему отец и сын стали непримиримыми врагами?

У отца и сына различные нравственные позиции и разные убеждения и взгляда. Один – выступает за свое кровное хозяйство, сын – за идеалы социализма. Это уже осознанный выбор и осознанное противостояние.

 

Отца и сына в рассказе “Продкомиссар” по разные стороны баррикад развела идеология.

Что такое идеология?

ЭТО - система идей и взглядов, отражающих отношение различных социальных групп к окружающей действительности и друг к другу.

Символом идей является гвоздь , символом идеологии – гвоздика. Гражданская война – это вооруженная борьба социальных групп, политических партий и отдельных людей за свои убеждения и идеи, под знаменами разных цветов. Борьба за “белую и красную гвоздики”.  Какие политические партии выступали на стороне  “белых” и “красных” ?  “ Белые” – меньшевики, правые и левые эсеры, монархисты, либералы. “ Красные” – большевики.

Символом идей является гвоздь , символом идеологии – гвоздика. Гражданская война – это вооруженная борьба социальных групп, политических партий и отдельных людей за свои убеждения и идеи, под знаменами разных цветов. Борьба за “белую и красную гвоздики”.

Какие политические партии выступали на стороне “белых” и “красных” ?

Белые” – меньшевики, правые и левые эсеры, монархисты, либералы.

Красные” – большевики.

1. Идеологические принципы “белых”? Выступали за единую и неделимую Россию; предлагали перенести решение аграрного вопроса до окончания войны; придерживались принципа “непредрешенчества”, рассматривали интервентов как союзников в борьбе с большевиками. 2. Идеологические принципы “красных”?  Социалистическое равенство, социалистическая справедливость, классовые интересы выше личных, солидарность и интернационализм пролетариата, независимость Советской республики, руководящая роль РКП (б). Одним из орудий идеологии была пропаганда. Тысячи брошюр, листовок, плакатов распространялось с той и другой стороны.

1. Идеологические принципы “белых”?

Выступали за единую и неделимую Россию; предлагали перенести решение аграрного вопроса до окончания войны; придерживались принципа “непредрешенчества”, рассматривали интервентов как союзников в борьбе с большевиками.

2. Идеологические принципы “красных”?

Социалистическое равенство, социалистическая справедливость, классовые интересы выше личных, солидарность и интернационализм пролетариата, независимость Советской республики, руководящая роль РКП (б).

Одним из орудий идеологии была пропаганда. Тысячи брошюр, листовок, плакатов распространялось с той и другой стороны.

Я смотрю на людей исподлобья: Видно, в школу любви Ни единый из них не ходил…  Б. Чичибабин

Я смотрю на людей исподлобья:

Видно, в школу любви

Ни единый из них не ходил…

Б. Чичибабин

«Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся»  (В.Зазубрин «Два мира»)

«Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся»

(В.Зазубрин «Два мира»)

“ И там, и здесь между рядами  Звучит один и тот же глас.  Кто не за нас - тот против нас,  Нет безразличных: правда с нами”. М. Волошин Это главный принцип, которым руководствовались “белые” и “красные”.

И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас. Кто не за нас - тот против нас, Нет безразличных: правда с нами”. М. Волошин

Это главный принцип, которым руководствовались “белые” и “красные”.

1. Как и почему погибает комиссар Игнат Бодягин?  Белые напали на продотряд. Отступая, Бодягин и его товарищ встретили замерзающего мальчика. Но уставшая лошадь не могла выдержать двоих и тогда Игнат принимает решение остаться и задержать бандитов, чтобы дать мальчику спастись. Игнат и его товарищ погибают. 2. Почему герой не спасает от расстрела родного отца, но жертвует собой, ради незнакомого мальчика?   (Очевидно, М. Шолохов считал, что связь поколений не должна прерваться).

1. Как и почему погибает комиссар Игнат Бодягин?

Белые напали на продотряд. Отступая, Бодягин и его товарищ встретили замерзающего мальчика. Но уставшая лошадь не могла выдержать двоих и тогда Игнат принимает решение остаться и задержать бандитов, чтобы дать мальчику спастись. Игнат и его товарищ погибают.

2. Почему герой не спасает от расстрела родного отца, но жертвует собой, ради незнакомого мальчика?

(Очевидно, М. Шолохов считал, что связь поколений не должна прерваться).

Рассказ“Чужая кровь”,  в котором старый казак усыновляет красноармейца, потеряв своего родного сына).  Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

Рассказ“Чужая кровь”, в котором старый

казак усыновляет красноармейца, потеряв своего родного сына).

Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви

М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

1. Перескажите начало рассказа.  В донской станице проживает дед Гаврила. Он потомственный казак, верой и правдой служивший Отечеству. Гаврила проводил сына в армию и теперь ждет, не дождется его возвращения. От сына давно не было вестей. 2. Почему пошел служить сын казака Гаврилы Пётр?  (Пётр пошел служить, следуя казачьей традиции. Идет служить на стороне “белых”) 3. Каковы убеждения самого Гаврилы?  Какие чувства он испытывает?  ( Герой испытывает ненависть к “красным”, нарушившим исконный быт казачьей станицы и оказавшимся с его Петром по разные стороны. Таким образом, любовь к сыну породила ненависть и злобу по отношению к его врагам) 4. Что происходит с главным героем, когда он узнает о гибели единственного сына?  (Гаврила испытывает двойственный чувства. С одной стороны у него пропал интерес к жизни, которая потеряла всякий смысл, а с другой – бунт, протест против новых порядков)

1. Перескажите начало рассказа.

В донской станице проживает дед Гаврила. Он потомственный казак, верой и правдой служивший Отечеству. Гаврила проводил сына в армию и теперь ждет, не дождется его возвращения. От сына давно не было вестей.

2. Почему пошел служить сын казака Гаврилы Пётр?

(Пётр пошел служить, следуя казачьей традиции. Идет служить на стороне “белых”)

3. Каковы убеждения самого Гаврилы? Какие чувства он испытывает?

( Герой испытывает ненависть к “красным”, нарушившим исконный быт казачьей станицы и оказавшимся с его Петром по разные стороны. Таким образом, любовь к сыну породила ненависть и злобу по отношению к его врагам)

4. Что происходит с главным героем, когда он узнает о гибели единственного сына?

(Гаврила испытывает двойственный чувства. С одной стороны у него пропал интерес к жизни, которая потеряла всякий смысл, а с другой – бунт, протест против новых порядков)

5. Как ведёт себя Гаврила, узнав, что продотрядники, которых он ненавидел, убиты?  (При первой встрече с продотрядниками Гаврила испытал ненависть к ним, и особенно к их командиру. Но узнав, что они мертвы “… в дрогнувшем от ужаса сердце…” не было уже той злобы. Гаврила увидел, что командир продотряда – это молодой человек, очевидно ровесник его погибшего сына. Продкомиссар оказался жив и тогда Гаврила и его старуха выхаживают раненого, назвав его в честь своего сына “Пётр”. Таким образом, в герое побеждают человеческое, а не классовое начало. Любовь побеждает ненависть и порождает новое чувство – терпимость к “идейным врагам”. Очевидно, не случайно, что именно в сердце этого старого казака побеждают эти чувства. Он единственный из всех героев, с которыми мы познакомились, работает на земле, он связан с ней всей своей жизнью ( “… земля звала… властным неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков, ехал…”). Именно эта связь и позволила выжить Гавриле после смерти сына)

5. Как ведёт себя Гаврила, узнав, что продотрядники, которых он ненавидел, убиты?

(При первой встрече с продотрядниками Гаврила испытал ненависть к ним, и особенно к их командиру. Но узнав, что они мертвы “… в дрогнувшем от ужаса сердце…” не было уже той злобы. Гаврила увидел, что командир продотряда – это молодой человек, очевидно ровесник его погибшего сына. Продкомиссар оказался жив и тогда Гаврила и его старуха выхаживают раненого, назвав его в честь своего сына “Пётр”. Таким образом, в герое побеждают человеческое, а не классовое начало. Любовь побеждает ненависть и порождает новое чувство – терпимость к “идейным врагам”. Очевидно, не случайно, что именно в сердце этого старого казака побеждают эти чувства. Он единственный из всех героев, с которыми мы познакомились, работает на земле, он связан с ней всей своей жизнью ( “… земля звала… властным неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков, ехал…”). Именно эта связь и позволила выжить Гавриле после смерти сына)

6. Что чувствует Николай к деду Гавриле, который его выходил? Что происходит в его душе?  (“… осунулся и пожелтел…” и т.д. Тоска и боль в сердце Николая (Петра) вызваны скорым расставанием с приютившими его стариками. Прожив у них длительное время, он привязался к ним как к родным. Теперь это уже были не классовые враги, а люди не только спасшие его, но и близкие, подарившие ему сироте родной кров и отеческую любовь Едва возникнув, новая семья деда Гаврилы вновь распадается. Обретённый сын покидает его. «Не вернётся!..» - рыдало в груди Гаврилы невыплаканное слово». Однако в этом последнем рыдании слышится уже не ненависть, а христианское смирение.

6. Что чувствует Николай к деду Гавриле, который его выходил? Что происходит в его душе?

(“… осунулся и пожелтел…” и т.д. Тоска и боль в сердце Николая (Петра) вызваны скорым расставанием с приютившими его стариками. Прожив у них длительное время, он привязался к ним как к родным. Теперь это уже были не классовые враги, а люди не только спасшие его, но и близкие, подарившие ему сироте родной кров и отеческую любовь

Едва возникнув, новая семья деда Гаврилы вновь распадается. Обретённый сын покидает его. «Не вернётся!..» - рыдало в груди Гаврилы невыплаканное слово». Однако в этом последнем рыдании слышится уже не ненависть, а христианское смирение.

Автор не заинтересован в благополучной концовке - это снизило бы высоту подвижничества, самоотречения старого казака. Не революция здесь соединяет семью, а следование духу Евангелия. Начиная разговор с анализа бессмысленности и самоубийственности противостояния сторон в гражданской войне («Родинка»), М. Шолохов приходит к идее необходимости снятия этого взаимоупора новозаветной моралью: любите врагов своих. И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

Автор не заинтересован в благополучной концовке - это снизило бы высоту подвижничества, самоотречения старого казака. Не революция здесь соединяет семью, а следование духу Евангелия. Начиная разговор с анализа бессмысленности и самоубийственности противостояния сторон в гражданской войне («Родинка»), М. Шолохов приходит к идее необходимости снятия этого взаимоупора новозаветной моралью: любите врагов своих. И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

«Ни записи, ни мысли, ни слова  К ним не дойдут: все слижет пламя?» Работа с таблицей. Категории сравнения “ Родинка” 1. Чувства Николай “ Продкомисар” 2. Убеждения Атаман Бодягин “ Чужая кровь” Отец Гаврила Николай (Пётр)

«Ни записи, ни мысли, ни слова К ним не дойдут: все слижет пламя?»

Работа с таблицей.

Категории сравнения

Родинка”

1. Чувства

Николай

Продкомисар”

2. Убеждения

Атаман

Бодягин

Чужая кровь”

Отец

Гаврила

Николай (Пётр)

Работа с таблицей. Категории сравнения “ Родинка”   1. Чувства Николай “ Продкомиссар” Атаман 2. Убеждения Усталость, злоба. Защищать Советскую Россию от банд Усталость, злоба, боль Бодягин Отец Ненависть, сострадание к мальчику Защищать свое Отечество от Советской власти “ Чужая кровь” Ненависть Выступает за идеалы социализма, борется за светлое будущее своей Родины Гаврила Защищать свое родное хозяйство, традиции казачества Николай (Петр) Ненависть, боль, любовь и привязанность Ненависть, любовь и привязанность, боль Выступает за казачью традицию служить Отечеству Советское будущее России Посмотрите на наши выводы в таблице в строке “Чувства”. Есть ли что-то общее в чувствах главных героев, что-то объединяющее их? Да. Все они испытывают схожие чувства. Прежде всего - это ненависть и злоба, но герои последнего рассказа “чужая кровь” еще переживают и любовь.

Работа с таблицей.

Категории сравнения

Родинка”

 

1. Чувства

Николай

Продкомиссар”

Атаман

2. Убеждения

Усталость, злоба.

Защищать Советскую Россию от банд

Усталость, злоба, боль

Бодягин

Отец

Ненависть, сострадание к мальчику

Защищать свое Отечество от Советской власти

Чужая кровь”

Ненависть

Выступает за идеалы социализма, борется за светлое будущее своей Родины

Гаврила

Защищать свое родное хозяйство, традиции казачества

Николай (Петр)

Ненависть, боль, любовь и привязанность

Ненависть, любовь и привязанность, боль

Выступает за казачью традицию служить Отечеству

Советское будущее России

Посмотрите на наши выводы в таблице в строке “Чувства”. Есть ли что-то общее в чувствах главных героев, что-то объединяющее их?

Да. Все они испытывают схожие чувства. Прежде всего - это ненависть и злоба, но герои последнего рассказа “чужая кровь” еще переживают и любовь.

В классе был проведен социологический опрос на тему: “Какие чувства вызывает у вас война?”.  Вы тоже указали такие чувства как злость, обида, боль. Это не случайно, т.к. любая война – это всегда горе и страдание. На ваших коллажах показаны глаза людей. В этих глазах отразились те же чувства А убеждения? Есть ли что-то общее в убеждениях героев?  Есть. Идеология разделяет людей. Но даже здесь есть общее. Все они выступают за будущее своей Родины, за то, как они его представляют. Эта тема четко прослеживается и в ваших творческих работах – коллажах. Все участники Гражданской войны и “белые” и “красные” выступали за Россию, за её завтрашний день, который каждый из них представлял по-своему. И почти на всех коллажах присутствует Россия.

В классе был проведен социологический опрос на тему: “Какие чувства вызывает у вас война?”.

Вы тоже указали такие чувства как злость, обида, боль. Это не случайно, т.к. любая война – это всегда горе и страдание. На ваших коллажах показаны глаза людей. В этих глазах отразились те же чувства

А убеждения?

Есть ли что-то общее в убеждениях героев?

Есть. Идеология разделяет людей. Но даже здесь есть общее. Все они выступают за будущее своей Родины, за то, как они его представляют.

Эта тема четко прослеживается и в ваших творческих работах – коллажах. Все участники Гражданской войны и “белые” и “красные” выступали за Россию, за её завтрашний день, который каждый из них представлял по-своему. И почти на всех коллажах присутствует Россия.

В годы Гражданской войны Россия потеряла 12 млн. человек (цифра не окончательная). Борис Васильев призывает: “ Пусть же над красными и белыми обелисками вознесет Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война”.

В годы Гражданской войны Россия потеряла 12 млн. человек (цифра не окончательная). Борис Васильев призывает: “ Пусть же над красными и белыми обелисками вознесет Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война”.

М. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой нет и не может быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня .

М. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой нет и не может быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня .

СВЕЧА ПАМЯТИ

СВЕЧА ПАМЯТИ

Извлекли ли люди урок из этой братоубийственной войны? Научились ли мы, живущие в начале XXI века чему-нибудь?  Уроки Гражданской войны. В чём они?

Извлекли ли люди урок из этой братоубийственной войны? Научились ли мы, живущие в начале XXI века чему-нибудь?

Уроки Гражданской войны.

В чём они?

Православные христиане верят, что покровительницей России является Пресвятая Богородица Дева Мария.  К ней обращались и обращаются в молитвах о заступничестве русские люди в мирное время и в годы войны. Для многих Богородица – это символ России, Родина. Родина-мать. А мать не делит своих детей, она скорбит и оплакивает каждого ( Микеланджело “ Пьета”).

Православные христиане верят, что покровительницей России является Пресвятая Богородица Дева Мария. К ней обращались и обращаются в молитвах о заступничестве русские люди в мирное время и в годы войны. Для многих Богородица – это символ России, Родина.

Родина-мать. А мать не делит своих детей, она скорбит и оплакивает каждого

( Микеланджело

Пьета”).

М.Волошин писал :  “ А я стою один меж них  В ревущем пламени и дыме  И всеми силами своими  Молюсь за тех и за других “

М.Волошин писал :

А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других “

Вывод по уроку – Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне?  – Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?  – О чём бы вы спросили у Шолохова?

Вывод по уроку

Какова авторская позиция по отношению к Гражданской войне? – Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале? – О чём бы вы спросили у Шолохова?

Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.

Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ Письменно закончите предложение «Гражданская война в «Донских рас- сказ ах » М.Шолохова-…»,раскрыв концепцию гражданской войны в ран- них рассказах М.Шолохова.

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

Письменно закончите предложение «Гражданская война в «Донских рас-

сказ ах » М.Шолохова-…»,раскрыв концепцию гражданской войны в ран-

них рассказах М.Шолохова.

Благодарим за внимание!

Благодарим

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!