УРОК 6
Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы: «Кто это?», «Что это?» Секреты языка: омонимы (наблюдение без указания термина) (с. 10)
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Задачи:
содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
актуализировать знания учащихся об предметах;
развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
обогатить лексикон детей, практическим наблюдение за особенностями слов-омонимов.
Планируемые результаты:
– принимать учебную задачу, соответствующую теме урока;
– находить ответы на вопросы учителя, используя иллюстрацию учебника;
– составлять предложения по иллюстрациям;
– делать вывод о значении труда сельских тружеников;
– строить высказывания о своём уважительном отношении к труженикам села
– составлять небольшой рассказ по сюжетной иллюстрации на основе составленных предложений и личных выводов о тружениках села;
– выделять «одушевлённые» и «неодушевлённые» предметы из составленных предложений;
– определять понятия «одушевлённый», «неодушевлённый» с помощью смысловых вопросов «кто?» или «что?»;
– классифицировать слова в соответствии с вопросом;
– наблюдать явление омонимии в русском языке и понимать в этой связи неоднозначность ответа на смысловой вопрос «кто?» или «что?»;
– оформлять свои наблюдения в виде предложения;
– понимать, что связывает ребёнка со своими близкими, с земляками; что связывает человека с природой края;
– оценивать результаты своей работы на уроке
Ход урока
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Чтение стихотворения,
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
(на экране картинки перечисленных предметов)
- Что объединяет слова, которые изображены? (предметы)
- Чем отличаются эти слова? (ответы детей)
3. Введение в тему и целеполагание.
- О чём же будет наш сегодняшний урок?
- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные предметы)
- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, правильно употреблять их в речи).
4. Изучение новых знаний.
- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите эти предметы на две группы.
- По какому признаку вы их объединили предметы первой группы? (Отвечают на вопрос кто?)
- Что обозначают предметы, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).
- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)
- Что обозначают предметы, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).
- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.
ВЫВОД: предметы, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными. Предметы, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.
Физминутка.
5. Составление предложений.
- Внимательно посмотрите на картины леса и составьте предложения по схемам.
- Что у нас получилось? (рассказ о лесе)
- Перечислите какие животные живут в лесу, вспомните сказку «Рукавичка». (ответы)
- А теперь рассмотрим картину «Сельский двор».
(Аналогично. Но предложения составляют ученики сами, без опоры на модель. Составленные предложения рекомендуется записать на доске, используя квазиписьмо и проговаривая согласно модели предложения: начало пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения – точка.)
- Еще раз перечислите, какие животные живут около людей. (ответы)
6. Дидактическая игра «Помоги Гугуцэ»,
которая заключается в том, что ученики должны дифференцировать предметы на верхней и нижней иллюстрации (по вопросам) на одушевленные и неодушевленные. Учитель подводит детей к новой классификации одушевленных предметов: дикие и домашние животные.
7. Работа по расширению словарного запаса заключается в наблюдении за словами-омонимами (не называя термина).
- Назовите, что изображено на картинке. (Лисички – звери и лисички – грибы);
- Одно и тоже слово может иметь несколько значений. Приведите примеры слов, которые имеют несколько значений. (ручка, коса …..)
- А теперь внимательно посмотрите на экран, (рыжая кошка по кличке Рыжик и грибы – рыжики).
- Почему к словам составлены разные схемы? (ответы)
орфографические особенности клички – Рыжик и название гриба рыжик, отметить отличие, попросить детей попытаться объяснить обнаруженное несоответствие, учитывая незначительный опыт первоклассников (с.7 Рабочей тетради).
В качестве продолжения разговора об одушевленных и неодушевленных словах-предметах следует рассмотреть омоним «гусеница».
8. Подведение итогов.
1) Чему мы научились на уроке?
2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?
Тема. Ознакомление с элементами букв. Прямые наклонные линии с закруглением внизу (вправо); прямая наклонная линия с закруглением внизу (влево) (Рабочая тетрадь № 1, с. 10)
Элементы содержания: знакомство с правилами написания наклонных линий с закруглением внизу вправо на рабочей строке и захватывающих межстрочное пространство выше рабочей строки, а также с написанием наклонной линии с закруглением внизу влево, которая также захватывает межстрочное пространство выше рабочей строки.
Примерная логика развития темы
Ученикам предлагается ответить на вопрос к рисунку «вешалка», где в качестве крючков выступают элементы букв письменного шрифта. Учитель предлагает крючки на вешалках нарисовать ручкой, определив направление движения руки и начало выполнения рисунка. Можно к рисунку привлечь внимание вопросом: «Встречал ли кто-нибудь такой же элемент в буквах письменного шрифта?» Далее организуется работа по освоению новых элементов «прямая наклонная линия с закруглением внизу вправо» и «прямая наклонная линия с закруглением внизу влево». Ознакомление с новым элементом происходит с основой на ранее освоенный графомоторный навык. С этой целью ученикам предлагается сравнить элементы, указать сходство и различие. После обсуждения наблюдений нужно уточнить направление движения руки и начало написания элемента. Далее следует самостоятельная работа.
Перед выполнением двух заданий с буквами можно поинтересоваться у первоклассников, кто знает эти буквы письменного шрифта.
Задание аналитического характера по дополнению строчной буквы письменного шрифта, кроме отработки навыка написания нового элемента, также преследует цель учить ребенка анализировать написание букв и видеть в них знакомые элементы.
Задание по поиску новых элементов в заглавных и строчной буквах письменного шрифта направлено на формирование умения видеть практическое применение освоенного графического навыка.
Завершением письменной работы станет самостоятельное творческое задание по закреплению данного навыка – ученику предлагается составить букву письменного шрифта из заданного набора элементов. Допускается, что ребенок может не знать той буквы, которая у него получится, его задача – верно собрать ее из элементов, а название буквы озвучит ученик, знающий ее, или учитель. Перед тем как озвучивать результат самостоятельной работы, будет полезно это задание обсудить с товарищем по парте с целью формирования умения оценивать свою работу.
Заключительным этапом должен быть анализ учеником своего участия в уроке, своих успехов в освоении темы – разукрашивание колокольчика одним из четырех цветов.