Тема. Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарём
Цель: научить определять безударную гласную в корне слова; формировать умение применять изученные правила и пользоваться орфографическим словарём; воспитывать интерес к языку, слову.
Оборудование: учебник, словари, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Проблемный вопрос. — Почему изменение слова является одним из способов проверки правильного написания безударной гласной в корне слова?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Фонетическое упражнение.
Запишите звуковой состав данных слов. Подчеркните безударные гласные. Образец: стекло — [ст'икло].
Столы, коридор, темнота, память.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
— Какой раздел науки о языке называется орфографией?
— Что такое орфограмма?
— Для чего служит орфографический словарь?
— Какие слова называются проверочными?
— Какие слова называются словарными?
Работа с орфографическим словарём.
Пользуясь словарём, запишите слова с пропущенными буквами. Подчеркните орфограммы.
Ап..льсин, б..гаж, г..раж, в..трина, к..стюм, м..газин, д..корация, в..л..сипед, м..рковь, торм..з, тр..туар.
— Можно ли к данным словам подобрать проверочные?
Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.
На доске – слова
Ударная– сильная – четкая -
-Подберите к этим словам антонимы. (безударная, слабая, нечеткая).
-Что значит понятие «безударная гласная»? (нечеткая).
Чтобы написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции поставить в сильную, из безударной сделать ударную.
-А какая позиция для гласной считается сильной? (под ударением)
-А что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой).
-Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать?(проверочное)
-А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)
- Давайте вспомним правило которое мы знаем
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Из текста, записанного на доске, выпишите слова с пропущенными гласными. Подберите проверочные слова.
Ос..нь поз..лотила л..са и п..ля. Пож..лтели д..ревья в л..су. Дети шли по л..сной тр..пинке. Пот..нул лёгкий в..терок. Настали х..лодные дни
Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите их вместе с проверочными словами. Запишите звуковой состав выделенных слов.
К..лоть, пор..деть, р..мень, т..жёлый, к..пуста, п..тно, св..сток, л..вить, д..лёкий, к..нфета, ст..кан, ст..рик, в..зать, поч..нить.
Распределительный диктант.
Запишите в три столбика слова: 1) с безударной гласной, проверяемой ударением; 2) с непроверяемой безударной гласной; 3) с одной гласной в слове. Запишите проверочные слова к словам первой группы.
Морковь, осень, лошадь, степь, площадь, медаль, молодёжь, помощь, тетрадь, мебель, кровать, ночь, болезнь, сирень, рожь, бровь
Поработаем с непроверяемыми орфограммами.
-Запишите слова с непроверяемой орфограммой по вариантам (1в.. - о
2.в.– а)
в.рона, к.пуста, сах.р, гр.чи, н.ябрь,ст.кан, мол.ток, л.пата, алф.вит, .кно
Подведение итогов. Рефлексия.
- Какой бывает орфограмма «Безударная гласная в корне слова»
-Как проверить безударные гласные?
-Какие виды работы вам понравились?
-Какие задания выполняли с неохотой?
Домашнее задание. Составить предложения со словами: посветить — посвятить, раздражать — задрожать