СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарём

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока  научить определять безударную гласную в корне слова; формировать умение применять изученные правила и пользоваться орфографическим словарём; воспитывать интерес к языку, слову.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарём»

Тема. Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарём

 Цель: научить определять безударную гласную в корне слова; формировать умение применять изученные правила и пользоваться орфографическим словарём; воспитывать интерес к языку, слову.

Оборудование: учебник, словари, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Проблемный вопрос. — Почему изменение слова является одним из способов проверки правильного написания безударной гласной в корне слова?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Фонетическое упражнение.

Запишите звуковой состав данных слов. Подчеркните безударные гласные. Образец: стекло — [ст'икло].

Столы, коридор, темнота, память.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

— Какой раздел науки о языке называется орфографией?

— Что такое орфограмма?

— Для чего служит орфографический словарь?

— Какие слова называются проверочными?

— Какие слова называются словарными?

Работа с орфографическим словарём.

Пользуясь словарём, запишите слова с пропущенными буквами. Подчеркните орфограммы.

Ап..льсин, б..гаж, г..раж, в..трина, к..стюм, м..газин, д..корация, в..л..сипед, м..рковь, торм..з, тр..туар.

— Можно ли к данным словам подобрать проверочные?

Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.

На доске – слова

Ударная– сильная – четкая -

-Подберите к этим словам антонимы. (безударная, слабая, нечеткая).

-Что значит понятие «безударная гласная»? (нечеткая).

Чтобы написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции поставить в сильную, из безударной сделать ударную.

-А какая позиция для гласной считается сильной? (под ударением)

-А что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой).

-Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать?(проверочное)

-А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)

- Давайте вспомним правило которое мы знаем

 IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Из текста, записанного на доске, выпишите слова с пропущенными гласными. Подберите проверочные слова.

Ос..нь поз..лотила л..са и п..ля. Пож..лтели д..ревья в л..су. Дети шли по л..сной тр..пинке. Пот..нул лёгкий в..терок. Настали х..лодные дни

Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите их вместе с проверочными словами. Запишите звуковой состав выделенных слов.

К..лоть, пор..деть, р..мень, т..жёлый, к..пуста, п..тно, св..сток, л..вить, д..лёкий, к..нфета, ст..кан, ст..рик, в..зать, поч..нить.

 Распределительный диктант.

Запишите в три столбика слова: 1) с безударной гласной, проверяемой ударением; 2) с непроверяемой безударной гласной; 3) с одной гласной в слове. Запишите проверочные слова к словам первой группы.

Морковь, осень, лошадь, степь, площадь, медаль, молодёжь, помощь, тетрадь, мебель, кровать, ночь, болезнь, сирень, рожь, бровь

Поработаем с непроверяемыми орфограммами.

-Запишите слова с непроверяемой орфограммой по вариантам (1в.. - о

2.в.– а)

в.рона, к.пуста, сах.р, гр.чи, н.ябрь,ст.кан, мол.ток, л.пата, алф.вит, .кно



Подведение итогов. Рефлексия.

- Какой бывает орфограмма «Безударная гласная в корне слова»

-Как проверить безударные гласные?

-Какие виды работы вам понравились?

-Какие задания выполняли с неохотой?



Домашнее задание. Составить предложения со словами: посветить — посвятить, раздражать — задрожать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!