СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для коррекционного класса. Подробное изучение рассказа И.С.Тургенева "Бирюк". Это дистанционный открытый урок в системе Linc

Просмотр содержимого документа
«Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных»

Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Вся моя биография в моих сочинениях…

И.С.Тургенев

Цель. Расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии И.С.Тургенева.

Знакомство обучающихся с рассказом И.С.Тургенева.

Задачи:

• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

• формировать навыки исследовательской работы с текстом;

• развивать логическое мышление, наблюдательность,

• развивать и обогащать речь обучающихся;

• воспитывать чувство любви к природе, к человеку


Оборудование:

• толковый словарь;

• презентация.

Используемые технологии:

• личностно-ориентированная;

• проблемно-поисковая.


Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд № 1

  1. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

- Какого писателя мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева)


Слайды № 2,3

  1. Актуализация знаний

- С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

Сегодня мы с вами вновь отправимся в чудесный мир классической литературы, ещё раз перелистаем страницы биографии удивительного писателя И.С.Тургенева. Конечно, имя этого писателя вам уже знакомо. Вы уже встречались с ним, поэтому целью нашего урока является расширение знаний о творческой биографии писателя. который когда-то сказал о себе: «Вся моя биография в моих сочинениях…»

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

  1. Жизнь и творчество И.С.Тургенева (сообщения обучающихся).

С каждым из вас мы проделали небольшую поисковую работу и сейчас пришло время удивить своими познаниями одноклассников. Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Давайте послушаем, как прошла его жизнь.

Доклад 1 - Лена

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. По отцу он принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя, Сергей Николаевич Тургенев, - столбовой дворянин. (Тургеневы вели свой род с 1440 года татарского мурзы Льва Тургена), блестящий офицер, красавец - начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать, Варвара Петровна - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Все управление усадьбой Спасское было в её ру­ках.


Доклад 2 - Альберт

Детство и все лучшие годы будущий писатель провел в этом селе. Ещё мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт. Он рано стал заме­чать, что все вокруг подчинено дикому произво­лу, капризам властных родителей. Осознание это­го омрачало любовь к Спасскому и его природе.


Доклад 3 - Степан

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в мо­их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернёрами и домашними учителями по­стоянно происходили какие-нибудь недоразуме­ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани­мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её проявлениях.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

Доклад 4 - Виталий

Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.




Доклад 5 - Ростик

Впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на­чального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. «Записки охотника» принесли славу Ивану Сергеевичу Тургеневу, и в то же время стали причиной ареста и ссылки. Иван Сергеевич был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет.


Доклад 6 - Радис

Долгие годы Иван Сергеевич Тургенев живет вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил Россию, свой русский народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного.


  1. Выводы по прослушанным сообщениям.

- Ребята, вы послушали друг друга. Какие выводы мы можем сделать? Что вы узнали и запомнили об И.С.Тургеневе? (ответы учеников)


  1. Изучение новой темы.

- На этом слайде видим ружье. Следующая иллюстрация – человек с ружьем на природе. Изображен И.С.Тургенев с ружьем. Почему?

- Да, правильно. И.С. Тургенев страстно любил охоту. Он был в своё время одним из знаменитых охотников в России. Он исходил с ружьём за плечами Орловскую, Тульскую, Курскую, Тамбовскую, Калужскую губернии. И.С.Тургенев хорошо был знаком с лучшими охотничьими угодьями Англии, Франции, Германии. Он содержал псарню из 70 гончих и 60 борзых. Им были написаны 3 специализированные работы, посвящённые охоте.


  1. Цикл повестей «Записки охотника»

- Ребята, в ваших сообщениях упоминается сборник «Записки охотника». В 40-50 годы 19 века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник «Записки охотника».


- Запишите в тетради – Цикл рассказов «Записки охотника» (1847 г. начало работы). Включает этот сборник 25 рассказов (показать книгу)


И.С.Тургенев, написав книгу «Записки охотника», очень мало в ней говорит о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а птицы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев ни­куда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!

Рассказы, события, которые произошли в Орловской губернии, познакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: по­мещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в гру­бом, необразованном человеке?» - спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, стра­сти, наклонности, - словом, все то же, что и в образованном».



- Ребята, как вы думаете, кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне).


Рассказ «Бирюк» создавался в 1847 году, а напечатан был во втором номере журнала в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А. И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай ,был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне...».

В 1852 год рассказы были объединены автором в одну книгу и составили первое большое произведение Тургенева. К этой книге писатель возвращался в течение всей своей жизни: первый очерк из цикла «Записок охотника» («Хорь и Калиныч», 1847) отделен от последнего («Стучит», 1874) временем почти в тридцать лет. За эти три десятилетия прошла вся литературная деятельность Тургенева.

Помимо наблюдений за жизнью природы перед читателем «Записок охотника» развертывается полная прелести картина природы лесостепной полосы, и прежде всего, родного для Тургенева Орловского края. В рассказе «Бирюк» нашли отражение впечатления автора от родных ему мест.


Слайд № 3-7





















































































Слайды 8,9










Слайд 10



Слайд 11,12,13








Слайд 14


  1. Мотивация

- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? (в крестьянах он видел таинственность)


  1. Создание проблемной ситуации

- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну)

-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева)


  1. Постановка проблемы и темы исследования

- Кто обычно раскрывает тайны? (следователь)

- Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)


Слайд № 4

  1. Определение структуры урока-исследования.

-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке:

  1. Выдвижение версий

  2. Поиск деталей, поясняющих ход дела

  3. Сопоставление и оценивание деталей

  4. Нахождение причины явления

  5. Раскрытие тайны


- В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка.




  1. Выдвижение гипотез

- У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ.

- Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)


  1. Постановка цели исследования

- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

  • Имя

  • Портрет

  • Отношение Бирюка к работе

  • Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

  • Отношение самого Бирюка к мужику-вору

  • Быт Бирюка, его семейное положение

- Итак, сейчас нам предстоит заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка.


Слайд № 5

  1. Самостоятельная работа в группах.-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками.

Группа 1.

Деталь

Анализ детали

Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Имя

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы – подсказки:

  • Каково настоящее имя Бирюка?

  • Что обозначает прозвище - Бирюк?

  • Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

  • Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?



Группа 2.

Портрет


Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Вопросы – подсказки:

  • Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?






В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Слайд № 6

Группа 3.

Отношение Бирюка к работе


Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Вопросы – подсказки:

  • Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

  • Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?



Группа 4.

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)


Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы – подсказки:

  • Почему мужики ненавидят Бирюка?

  • Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?



Группа 5.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Вопросы – подсказки:

  • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

  • Жалеет ли вора Бирюк или нет?

  • Кого накажут за срубленное дерево?

  • Почему Бирюк отпускает вора?Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?



Группа 6.

Быт Бирюка, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей

очень беден, несчастен, автор его жалеет

Вопросы – подсказки:

  • Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

  • Счастлив ли Бирюк?

  • Почему от него сбежала жена?



11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.


Слайд № 7

12. Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)


13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».

- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)

- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят


Слайд № 8

14. Авторская позиция

- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).

- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

Слайд № 15

15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.

Слайд № 16

16. Рефлексия.

- Какие знания вы сегодня получили на уроке?

- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?

Какое у вас настроение от урока?


17. Домашнее задание

- Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!