СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Язык и речь. Культура русской речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи

Язык –  это партитура, речь –  исполнение

Ф. де Соссюр

           Величайшее богатство народа – его язык!

                                                              М. А. Шолохов

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

- А когда уроки проходят быстро, интересно?

(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)

- Постарайтесь проявить сегодня  на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными  нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)

II. Сообщение темы и задач урока:

- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи?  На данные вопросы поможет ответить наше занятие.

III. Изучение нового материала

1. Работа с учебником.

- Что такое язык?

- Что такое речь?

2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы

Язык

Речь

Система знаков

 

Деятельность по использованию этих знаков

Язык социален, он принадлежит определенному народу

 

Является продуктом говорения индивидуума.  Коллективная речь невозможна.

Язык – это то, что человек знает

Речь – это то, что человек умеет

- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык –  это партитура, речь –  исполнение?

3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)

Я – важная наука,

Постичь меня – большая мука.

В моем названии 2 слова:

Кто обладает первым –

Тактичен, вежлив, скажут про такого.

Ну, а второе – просто это

И тут не надо быть поэтом.

Чтобы смогли его Вы угадать –

Всего лишь рифму нужно подобрать:vvЦель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи

Язык –  это партитура, речь –  исполнение

Ф. де Соссюр

           Величайшее богатство народа – его язык!

                                                              М. А. Шолохов

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

- А когда уроки проходят быстро, интересно?

(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)

- Постарайтесь проявить сегодня  на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными  нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)

II. Сообщение темы и задач урока:

- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи?  На данные вопросы поможет ответить наше занятие.

III. Изучение нового материала

1. Работа с учебником.

- Что такое язык?

- Что такое речь?

2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы

Язык

Речь

Система знаков

 

Деятельность по использованию этих знаков

Язык социален, он принадлежит определенному народу

 

Является продуктом говорения индивидуума.  Коллективная речь невозможна.

Язык – это то, что человек знает

Речь – это то, что человек умеет

- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык –  это партитура, речь –  исполнение?

3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)

Я – важная наука,

Постичь меня – большая мука.

В моем названии 2 слова:

Кто обладает первым –

Тактичен, вежлив, скажут про такого.

Ну, а второе – просто это

И тут не надо быть поэтом.

Чтобы смогли его Вы угадать –

Всего лишь рифму нужно подобрать:vЦель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи

Язык –  это партитура, речь –  исполнение

Ф. де Соссюр

           Величайшее богатство народа – его язык!

                                                              М. А. Шолохов

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

- А когда уроки проходят быстро, интересно?

(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)

- Постарайтесь проявить сегодня  на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными  нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)

II. Сообщение темы и задач урока:

- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи?  На данные вопросы поможет ответить наше занятие.

III. Изучение нового материала

1. Работа с учебником.

- Что такое язык?

- Что такое речь?

2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы

Язык

Речь

Система знаков

 

Деятельность по использованию этих знаков

Язык социален, он принадлежит определенному народу

 

Является продуктом говорения индивидуума.  Коллективная речь невозможна.

Язык – это то, что человек знает

Речь – это то, что человек умеет

- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык –  это партитура, речь –  исполнение?

3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)

Я – важная наука,

Постичь меня – большая мука.

В моем названии 2 слова:

Кто обладает первым –

Тактичен, вежлив, скажут про такого.

Ну, а второе – просто это

И тут не надо быть поэтом.

Чтобы смогли его Вы угадать –

Всего лишь рифму нужно подобрать:Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи

Язык –  это партитура, речь –  исполнение

Ф. де Соссюр

           Величайшее богатство народа – его язык!

                                                              М. А. Шолохов

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

- А когда уроки проходят быстро, интересно?

(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)

- Постарайтесь проявить сегодня  на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными  нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)

II. Сообщение темы и задач урока:

- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи?  На данные вопросы поможет ответить наше занятие.

III. Изучение нового материала

1. Работа с учебником.

- Что такое язык?

- Что такое речь?

2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы

Язык

Речь

Система знаков

 

Деятельность по использованию этих знаков

Язык социален, он принадлежит определенному народу

 

Является продуктом говорения индивидуума.  Коллективная речь невозможна.

Язык – это то, что человек знает

Речь – это то, что человек умеет

- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык –  это партитура, речь –  исполнение?

3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)

Я – важная наука,

Постичь меня – большая мука.

В моем названии 2 слова:

Кто обладает первым –

Тактичен, вежлив, скажут про такого.

Ну, а второе – просто это

И тут не надо быть поэтом.

Чтобы смогли его Вы угадать –

Всего лишь рифму нужно подобрать:

Просмотр содержимого документа
«Тема: Язык и речь. Культура русской речи»

Тема: Язык и речь. Культура русской речи

Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи

Язык – это партитура, речь – исполнение

Ф. де Соссюр

Величайшее богатство народа – его язык!

М. А. Шолохов

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

- А когда уроки проходят быстро, интересно?

(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)

- Постарайтесь проявить сегодня на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)

II. Сообщение темы и задач урока:

- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи? На данные вопросы поможет ответить наше занятие.

III. Изучение нового материала

1. Работа с учебником.

- Что такое язык?

- Что такое речь?

2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы

Язык

Речь

Система знаков


Деятельность по использованию этих знаков

Язык социален, он принадлежит определенному народу


Является продуктом говорения индивидуума. Коллективная речь невозможна.

Язык – это то, что человек знает

Речь – это то, что человек умеет

- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык – это партитура, речь – исполнение?

3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)

Я – важная наука,

Постичь меня – большая мука.

В моем названии 2 слова:

Кто обладает первым –

Тактичен, вежлив, скажут про такого.

Ну, а второе – просто это

И тут не надо быть поэтом.

Чтобы смогли его Вы угадать –

Всего лишь рифму нужно подобрать:

Печь – созвучна слову …

(ответ: Культура речи)

- Что же такое культура речи? (работа с учебником, стр. 5)

Упр. 4 (письменно)

Верите ли вы, что …

1. Однажды известному режиссеру, основателю ТЮЗа А.А. Брянцеву позвонили из школы:

– Вам звОнит преподавательница…
– Не верю! – прервал Александр Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

– Товарищ Брянцев! Вам звОнит преподавательница. Почему вы не верите?

2. Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:

– Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!

Верите ли вы, что речь – это визитная карточка человека?

( По речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо) Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать? (Они овладели культурой речи)

- Как повысить речевую культуру?

(Упр. 5, устно)

Знаете ли Вы, что…

ДНК реагирует на нашу речь. …Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10–40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы (Из исследований Института квантовой генетики)

Чтение стихотворения В. Полторацкого “Слово о словах”

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердяшая.
Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Поддержали

Запомнились

Нанесли обиду

 


 

Задание Работа с таблицей «Слова, которые вас затронули»












- Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе ваша речь будет бедной, скудной.

(Разыгрывание диалога, упр. 6А)

Упражнение 8 (задание по выбору учащихся)

Задание (устно): Переведите такие фразы, которых не знали еще сто лет назад:

  1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).

  2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).

  3. Понтово (получаю удовольствие).

  4. Выделываться (вести себя вызывающе).

  5. Прикол (шутка).

  6. Отпад (замечательно).

  7. Тащиться (быть в восторге).

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.»


«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»


IV. Итог урока:

- Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - слова известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

- Что значит любить, «беречь» язык?

(Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.)
Думаю, работа на уроке в очередной раз показала вам, как важно знать язык, уметь владеть его богатством.

Чтение стихотворения «Устная речь» подготовленным учеником или учителем.

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках.

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо –

Не скудела в наши дни

(В. Шефнер)

Вывод: Нужно бороться за чистоту языка, и начинать надо с себя.

Приём незаконченного предложения:

- Сегодня я узнал …

- Мне было трудно …

- Я выполнял задания …

- Я понял, что …

- Теперь я могу …

- Я приобрёл …

- Я научился …

- Для меня было открытием то, что …

- Мне показалось важным …

- Материал урока был для меня …

- Вот и подошёл к концу наш урок, и я хотела бы ещё раз вам пожелать учиться думать, анализировать свою речь, учиться красиво говорить. Всем спасибо!

V. Домашнее задание: выполнить упр. 10А (письменно), 10Б (устно)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!