Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи
Язык – это партитура, речь – исполнение
Ф. де Соссюр
Величайшее богатство народа – его язык!
М. А. Шолохов
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
- А когда уроки проходят быстро, интересно?
(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)
- Постарайтесь проявить сегодня на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)
II. Сообщение темы и задач урока:
- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи? На данные вопросы поможет ответить наше занятие.
III. Изучение нового материала
1. Работа с учебником.
- Что такое язык?
- Что такое речь?
2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы
Язык
|
Речь
|
Система знаков
|
Деятельность по использованию этих знаков
|
Язык социален, он принадлежит определенному народу
|
Является продуктом говорения индивидуума. Коллективная речь невозможна.
|
Язык – это то, что человек знает
|
Речь – это то, что человек умеет
|
- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык – это партитура, речь – исполнение?
3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)
Я – важная наука,
Постичь меня – большая мука.
В моем названии 2 слова:
Кто обладает первым –
Тактичен, вежлив, скажут про такого.
Ну, а второе – просто это
И тут не надо быть поэтом.
Чтобы смогли его Вы угадать –
Всего лишь рифму нужно подобрать:vvЦель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи
Язык – это партитура, речь – исполнение
Ф. де Соссюр
Величайшее богатство народа – его язык!
М. А. Шолохов
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
- А когда уроки проходят быстро, интересно?
(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)
- Постарайтесь проявить сегодня на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)
II. Сообщение темы и задач урока:
- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи? На данные вопросы поможет ответить наше занятие.
III. Изучение нового материала
1. Работа с учебником.
- Что такое язык?
- Что такое речь?
2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы
Язык
|
Речь
|
Система знаков
|
Деятельность по использованию этих знаков
|
Язык социален, он принадлежит определенному народу
|
Является продуктом говорения индивидуума. Коллективная речь невозможна.
|
Язык – это то, что человек знает
|
Речь – это то, что человек умеет
|
- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык – это партитура, речь – исполнение?
3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)
Я – важная наука,
Постичь меня – большая мука.
В моем названии 2 слова:
Кто обладает первым –
Тактичен, вежлив, скажут про такого.
Ну, а второе – просто это
И тут не надо быть поэтом.
Чтобы смогли его Вы угадать –
Всего лишь рифму нужно подобрать:vЦель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи
Язык – это партитура, речь – исполнение
Ф. де Соссюр
Величайшее богатство народа – его язык!
М. А. Шолохов
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
- А когда уроки проходят быстро, интересно?
(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)
- Постарайтесь проявить сегодня на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)
II. Сообщение темы и задач урока:
- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи? На данные вопросы поможет ответить наше занятие.
III. Изучение нового материала
1. Работа с учебником.
- Что такое язык?
- Что такое речь?
2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы
Язык
|
Речь
|
Система знаков
|
Деятельность по использованию этих знаков
|
Язык социален, он принадлежит определенному народу
|
Является продуктом говорения индивидуума. Коллективная речь невозможна.
|
Язык – это то, что человек знает
|
Речь – это то, что человек умеет
|
- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык – это партитура, речь – исполнение?
3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)
Я – важная наука,
Постичь меня – большая мука.
В моем названии 2 слова:
Кто обладает первым –
Тактичен, вежлив, скажут про такого.
Ну, а второе – просто это
И тут не надо быть поэтом.
Чтобы смогли его Вы угадать –
Всего лишь рифму нужно подобрать:Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи
Язык – это партитура, речь – исполнение
Ф. де Соссюр
Величайшее богатство народа – его язык!
М. А. Шолохов
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
- А когда уроки проходят быстро, интересно?
(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)
- Постарайтесь проявить сегодня на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)
II. Сообщение темы и задач урока:
- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи? На данные вопросы поможет ответить наше занятие.
III. Изучение нового материала
1. Работа с учебником.
- Что такое язык?
- Что такое речь?
2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы
Язык
|
Речь
|
Система знаков
|
Деятельность по использованию этих знаков
|
Язык социален, он принадлежит определенному народу
|
Является продуктом говорения индивидуума. Коллективная речь невозможна.
|
Язык – это то, что человек знает
|
Речь – это то, что человек умеет
|
- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык – это партитура, речь – исполнение?
3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)
Я – важная наука,
Постичь меня – большая мука.
В моем названии 2 слова:
Кто обладает первым –
Тактичен, вежлив, скажут про такого.
Ну, а второе – просто это
И тут не надо быть поэтом.
Чтобы смогли его Вы угадать –
Всего лишь рифму нужно подобрать:
Просмотр содержимого документа
«Тема: Язык и речь. Культура русской речи»
Тема: Язык и речь. Культура русской речи
Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культуры человека с его общей культурой; развивать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми, воспитывать любовь к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия язык и речь; называют признаки хорошей речи
Язык – это партитура, речь – исполнение
Ф. де Соссюр
Величайшее богатство народа – его язык!
М. А. Шолохов
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
- А когда уроки проходят быстро, интересно?
(Когда всё получается, когда всё понимаем и запоминаем)
- Постарайтесь проявить сегодня на уроке максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе! А сделать уроки интересными нам поможет учебник! (Ознакомление учащихся со структурой учебника)
II. Сообщение темы и задач урока:
- Что такое язык? Что такое речь? Что такое культура речи? На данные вопросы поможет ответить наше занятие.
III. Изучение нового материала
1. Работа с учебником.
- Что такое язык?
- Что такое речь?
2. Различие языка и речи. Заполнение таблицы
Язык | Речь |
Система знаков | Деятельность по использованию этих знаков |
Язык социален, он принадлежит определенному народу | Является продуктом говорения индивидуума. Коллективная речь невозможна. |
Язык – это то, что человек знает | Речь – это то, что человек умеет |
- Почему Ф. де Соссюр говорил, что язык – это партитура, речь – исполнение?
3. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником)
Я – важная наука,
Постичь меня – большая мука.
В моем названии 2 слова:
Кто обладает первым –
Тактичен, вежлив, скажут про такого.
Ну, а второе – просто это
И тут не надо быть поэтом.
Чтобы смогли его Вы угадать –
Всего лишь рифму нужно подобрать:
Печь – созвучна слову …
(ответ: Культура речи)
- Что же такое культура речи? (работа с учебником, стр. 5)
Упр. 4 (письменно)
Верите ли вы, что …
1. Однажды известному режиссеру, основателю ТЮЗа А.А. Брянцеву позвонили из школы:
– Вам звОнит преподавательница…
– Не верю! – прервал Александр Александрович и повесил трубку.
Через минуту снова звонок.
– Товарищ Брянцев! Вам звОнит преподавательница. Почему вы не верите?
2. Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:
– Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!
Верите ли вы, что речь – это визитная карточка человека?
( По речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо) Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать? (Они овладели культурой речи)
- Как повысить речевую культуру?
(Упр. 5, устно)
Знаете ли Вы, что…
ДНК реагирует на нашу речь. …Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10–40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы (Из исследований Института квантовой генетики)
Чтение стихотворения В. Полторацкого “Слово о словах”
Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердяшая.
Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
Поддержали | Запомнились | Нанесли обиду |
| | |
Задание Работа с таблицей «Слова, которые вас затронули»
- Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе ваша речь будет бедной, скудной.
(Разыгрывание диалога, упр. 6А)
Упражнение 8 (задание по выбору учащихся)
Задание (устно): Переведите такие фразы, которых не знали еще сто лет назад:
Я торчу от этой песни (она мне нравится).
Ловлю кайф (получаю удовольствие).
Понтово (получаю удовольствие).
Выделываться (вести себя вызывающе).
Прикол (шутка).
Отпад (замечательно).
Тащиться (быть в восторге).
Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?
«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.» | «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...» |
IV. Итог урока:
- Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - слова известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
- Что значит любить, «беречь» язык?
(Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.)
Думаю, работа на уроке в очередной раз показала вам, как важно знать язык, уметь владеть его богатством.
Чтение стихотворения «Устная речь» подготовленным учеником или учителем.
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках.
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо –
Не скудела в наши дни
(В. Шефнер)
Вывод: Нужно бороться за чистоту языка, и начинать надо с себя.
Приём незаконченного предложения:
- Сегодня я узнал …
- Мне было трудно …
- Я выполнял задания …
- Я понял, что …
- Теперь я могу …
- Я приобрёл …
- Я научился …
- Для меня было открытием то, что …
- Мне показалось важным …
- Материал урока был для меня …
- Вот и подошёл к концу наш урок, и я хотела бы ещё раз вам пожелать учиться думать, анализировать свою речь, учиться красиво говорить. Всем спасибо!
V. Домашнее задание: выполнить упр. 10А (письменно), 10Б (устно)