СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.

Цели: 

-познакомить учеников  с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.

- показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки».

Тип урока:комбинированный

Оборудование:портрет И.Бунина,сообщение учеников,применение сайта Bilimland

Эпиграф:

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, -  Любовь и радость бытия. (И.Бунин)

 

 

 

                                                                            Ход урока

1.Организационный момент

-психологический настрой

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2.Беседа по вопросам

— Каково значение термина «Серебряный век»?

— Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков?

— Каковы причины эстетического размежевания этих направлений?

Доклад ученика на тему «Роль искусства» (3-5 мин)

3.Сообщение-доклад учителя по биографии Бунина

-работа с эпиграфом

-оформление тетради

Тема сегодняшнего урока " И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.»

-целеполагание

-доклад

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием. Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901). Знакомства с величайшими писателями (ГорькимТолстымЧеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию. Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

  4.Физминутка

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

5.Работа с текстом

Ностальгией проникнут и один из шедевров Бунина, написанный на рубеже веков, в 1900 году,— рассказ «Антоновские яблоки».

— О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

На все эти вопросы мы с вами ответим, прослушав запись с сайта Bilimland (Аудиохрестоматия,Литература Серебрянного века,И.Бунин)

Вопрос вызывает определенные затруднения. О чем рассказ? Об осени об антоновских яблоках, о воспоминаниях... Рассказ вызывал недоумение у критиков-современников Бунина — «описывает все, что попадается по руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле «Антоновские яблоки» можно считать произведением импрессионистским, произведением, остановившим и запечатлевшим мгновения.

6.Словарная работа

Импрессионизм — направление в искусстве, прежде всего изобразительном. Возник во Франции в 1860-е годы. Живопись — Мане, Ренуар, Дега; в России — Коровин, Грабарь; скульптура — Роден; музыка — Дебюсси, Равель. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.

7.Работа в группах

Заполнение и защита таблицы

Часть рассказа

Образ природы

Изображение мира людей

Настроение героя-рассказчика

Возраст героя

Образ-символ

Вывод

1

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

подросток

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

 

2

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзов ое небо (сентябрь начало)

 

 

Молодой человек

Образ смертной старухи с могильным камнем

 

3

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

 

Человек в зрелом возрасте

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

 

4

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

 

 

Взрослый человек

   

 8.Работа с текстом

Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?

- Социальная тема, тема природы, психологическая тема.

Ваша задача  рассмотреть каждую тему и попробовать  кратко доказать,что эти темы существуют в произведении

8.Итог урока

Проверочная работа к уроку “Очерк жизни и творчества И.А.Бунина” (в устной форме,за каждый правильный ответ-балл).Критерии:8-11 б-«5»,6-7 б-«4»,4-5 б-«3»

1.В каком городе родился И.А.Бунин? 2. Какое время года навсегда осталось самой любимой порой И.Бунина? 3. Какой рассказ из сельской жизни, созданный в 1893 году, Бунин считал началом серьезной литературной работы? 4. Какой сборник стихов Бунина, опубликованный в 1901 году, вызвал многочисленные отзывы критики, а А.А. Блок признал за автором право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии? 5. С какой “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” тридцатисемилетний Бунин обрел семейное счастье? 6. За какое произведение И.А.Бунин получил в 1933 году Нобелевскую премию?

7.Назовите годы жизни И.А.Бунина. 8. Где провел детские и юношеские годы будущий писатель? 9. В какой газете начал работать Бунин с 1889 года? 10. Как звали молодую женщину, которую глубоко и страстно полюбил Бунин в 20 лет? 11. Какой высшей литературной награды трижды удостаивался И.А.Бунин?

9.Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

10.Домашнее задание:прочитать рассказ «Темные аллеи»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина»

10 класс

Урок 50

Тема: И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.

Цели: 

-познакомить учеников с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.

- показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки».

Тип урока:комбинированный

Оборудование:портрет И.Бунина,сообщение учеников,применение сайта Bilimland

Эпиграф:

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, - 
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)







Ход урока

1.Организационный момент

-психологический настрой

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2.Беседа по вопросам

— Каково значение термина «Серебряный век»?

— Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков?

— Каковы причины эстетического размежевания этих направлений?

Доклад ученика на тему «Роль искусства» (3-5 мин)

3.Сообщение-доклад учителя по биографии Бунина

-работа с эпиграфом

-оформление тетради

Тема сегодняшнего урока " И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.»

-целеполагание

-доклад

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

4.Физминутка

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

5.Работа с текстом

Ностальгией проникнут и один из шедевров Бунина, написанный на рубеже веков, в 1900 году,— рассказ «Антоновские яблоки».

— О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

На все эти вопросы мы с вами ответим, прослушав запись с сайта Bilimland (Аудиохрестоматия,Литература Серебрянного века,И.Бунин)

Вопрос вызывает определенные затруднения. О чем рассказ? Об осени об антоновских яблоках, о воспоминаниях... Рассказ вызывал недоумение у критиков-современников Бунина — «описывает все, что попадается по руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле «Антоновские яблоки» можно считать произведением импрессионистским, произведением, остановившим и запечатлевшим мгновения.

6.Словарная работа

Импрессионизм — направление в искусстве, прежде всего изобразительном. Возник во Франции в 1860-е годы. Живопись — Мане, Ренуар, Дега; в России — Коровин, Грабарь; скульптура — Роден; музыка — Дебюсси, Равель. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.

7.Работа в группах

Заполнение и защита таблицы

Часть рассказа

Образ природы

Изображение мира людей

Настроение героя-рассказчика

Возраст героя

Образ-символ

Вывод

1

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

подросток

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

 

2

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзов ое небо (сентябрь начало)

 

 

Молодой человек

Образ смертной старухи с могильным камнем

 

3

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

 

Человек в зрелом возрасте

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

 

4

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

 

 

Взрослый человек



 8.Работа с текстом

Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?

- Социальная тема, тема природы, психологическая тема.

Ваша задача рассмотреть каждую тему и попробовать кратко доказать,что эти темы существуют в произведении

8.Итог урока

Проверочная работа к уроку “Очерк жизни и творчества И.А.Бунина” (в устной форме,за каждый правильный ответ-балл).Критерии:8-11 б-«5»,6-7 б-«4»,4-5 б-«3»

1.В каком городе родился И.А.Бунин?
2. Какое время года навсегда осталось самой любимой порой И.Бунина?
3. Какой рассказ из сельской жизни, созданный в 1893 году, Бунин считал началом серьезной литературной работы?
4. Какой сборник стихов Бунина, опубликованный в 1901 году, вызвал многочисленные отзывы критики, а А.А. Блок признал за автором право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии?
5. С какой “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” тридцатисемилетний Бунин обрел семейное счастье?
6. За какое произведение И.А.Бунин получил в 1933 году Нобелевскую премию?

7.Назовите годы жизни И.А.Бунина.
8. Где провел детские и юношеские годы будущий писатель?
9. В какой газете начал работать Бунин с 1889 года?
10. Как звали молодую женщину, которую глубоко и страстно полюбил Бунин в 20 лет?
11. Какой высшей литературной награды трижды удостаивался И.А.Бунин?

9.Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

10.Домашнее задание:прочитать рассказ «Темные аллеи»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!