Тема:И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.
Цели:
-познакомить учеников с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.
- показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки».
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)
Ход урока
1.Организационный момент
-психологический настрой
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2.Беседа по вопросам
— Каково значение термина «Серебряный век»?
— Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков?
— Каковы причины эстетического размежевания этих направлений?
Доклад ученика на тему «Роль искусства» (3-5 мин)
3.Сообщение-доклад учителя по биографии Бунина
-работа с эпиграфом
-оформление тетради
Тема сегодняшнего урока " И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.»
-целеполагание
-доклад
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».
Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.
4.Физминутка
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
5.Работа с текстом
Ностальгией проникнут и один из шедевров Бунина, написанный на рубеже веков, в 1900 году,— рассказ «Антоновские яблоки».
— О чем этот рассказ? Каков его сюжет?
На все эти вопросы мы с вами ответим, прослушав запись с сайта Bilimland (Аудиохрестоматия,Литература Серебрянного века,И.Бунин)
Вопрос вызывает определенные затруднения. О чем рассказ? Об осени об антоновских яблоках, о воспоминаниях... Рассказ вызывал недоумение у критиков-современников Бунина — «описывает все, что попадается по руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле «Антоновские яблоки» можно считать произведением импрессионистским, произведением, остановившим и запечатлевшим мгновения.
6.Словарная работа
Импрессионизм — направление в искусстве, прежде всего изобразительном. Возник во Франции в 1860-е годы. Живопись — Мане, Ренуар, Дега; в России — Коровин, Грабарь; скульптура — Роден; музыка — Дебюсси, Равель. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.
Ваша задача рассмотреть каждую тему и попробовать кратко доказать,что эти темы существуют в произведении
8.Итог урока
Проверочная работа к уроку“Очерк жизни и творчества И.А.Бунина” (в устной форме,за каждый правильный ответ-балл).Критерии:8-11 б-«5»,6-7 б-«4»,4-5 б-«3»
1.В каком городе родился И.А.Бунин?
2. Какое время года навсегда осталось самой любимой порой И.Бунина?
3. Какой рассказ из сельской жизни, созданный в 1893 году, Бунин считал началом серьезной литературной работы?
4. Какой сборник стихов Бунина, опубликованный в 1901 году, вызвал многочисленные отзывы критики, а А.А. Блок признал за автором право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии?
5. С какой “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” тридцатисемилетний Бунин обрел семейное счастье?
6. За какое произведение И.А.Бунин получил в 1933 году Нобелевскую премию?
7.Назовите годы жизни И.А.Бунина.
8. Где провел детские и юношеские годы будущий писатель?
9. В какой газете начал работать Бунин с 1889 года?
10. Как звали молодую женщину, которую глубоко и страстно полюбил Бунин в 20 лет?
11. Какой высшей литературной награды трижды удостаивался И.А.Бунин?
9.Рефлексия
Ребята по кругувысказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
10.Домашнее задание:прочитать рассказ «Темные аллеи»
Просмотр содержимого документа
«Тема: И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина»
10 класс
Урок 50
Тема:И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.
Цели:
-познакомить учеников с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.
- показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки».
Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, - Любовь и радость бытия. (И.Бунин)
Ход урока
1.Организационный момент
-психологический настрой
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2.Беседа по вопросам
— Каково значение термина «Серебряный век»?
— Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков?
— Каковы причины эстетического размежевания этих направлений?
Доклад ученика на тему «Роль искусства» (3-5 мин)
3.Сообщение-доклад учителя по биографии Бунина
-работа с эпиграфом
-оформление тетради
Тема сегодняшнего урока " И.А. Бунин. Личность и судьба писателя. Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина.»
-целеполагание
-доклад
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».
Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию. Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.
4.Физминутка
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
5.Работа с текстом
Ностальгией проникнут и один из шедевров Бунина, написанный на рубеже веков, в 1900 году,— рассказ «Антоновские яблоки».
— О чем этот рассказ? Каков его сюжет?
На все эти вопросы мы с вами ответим, прослушав запись с сайта Bilimland (Аудиохрестоматия,Литература Серебрянного века,И.Бунин)
Вопрос вызывает определенные затруднения. О чем рассказ? Об осени об антоновских яблоках, о воспоминаниях... Рассказ вызывал недоумение у критиков-современников Бунина — «описывает все, что попадается по руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле «Антоновские яблоки» можно считать произведением импрессионистским, произведением, остановившим и запечатлевшим мгновения.
6.Словарная работа
Импрессионизм — направление в искусстве, прежде всего изобразительном. Возник во Франции в 1860-е годы. Живопись — Мане, Ренуар, Дега; в России — Коровин, Грабарь; скульптура — Роден; музыка — Дебюсси, Равель. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.
Ваша задача рассмотреть каждую тему и попробовать кратко доказать,что эти темы существуют в произведении
8.Итог урока
Проверочная работа к уроку“Очерк жизни и творчества И.А.Бунина” (в устной форме,за каждый правильный ответ-балл).Критерии:8-11 б-«5»,6-7 б-«4»,4-5 б-«3»
1.В каком городе родился И.А.Бунин? 2. Какое время года навсегда осталось самой любимой порой И.Бунина? 3. Какой рассказ из сельской жизни, созданный в 1893 году, Бунин считал началом серьезной литературной работы? 4. Какой сборник стихов Бунина, опубликованный в 1901 году, вызвал многочисленные отзывы критики, а А.А. Блок признал за автором право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии? 5. С какой “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” тридцатисемилетний Бунин обрел семейное счастье? 6. За какое произведение И.А.Бунин получил в 1933 году Нобелевскую премию?
7.Назовите годы жизни И.А.Бунина. 8. Где провел детские и юношеские годы будущий писатель? 9. В какой газете начал работать Бунин с 1889 года? 10. Как звали молодую женщину, которую глубоко и страстно полюбил Бунин в 20 лет? 11. Какой высшей литературной награды трижды удостаивался И.А.Бунин?
9.Рефлексия
Ребята по кругувысказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
10.Домашнее задание:прочитать рассказ «Темные аллеи»