СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «ГОСУДАРСТВО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ( 9 класс)

Тема: «ГОСУДАРСТВО»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «ГОСУДАРСТВО»»

План-конспект урока ( 9 класс)

Тема: «ГОСУДАРСТВО»

Цель урока: пояснить роль государства в нашей жизни, познакомить с понятием государство, выявить признаки государства и функции государства

-образовательная: дать определение понятиям (государство, суверенитет ), выявить признаки государства, рассмотреть функции государства.

-воспитательная: прививать интерес к истории нашего государства, воспитывать чувство патриотизма.

-развивающая: развивать умение работать с учебным материалом при изучении вопроса «признаки государства», умение анализировать материал, на основе самостоятельной работы по функциям государства

Тип урока: комбинированный.



Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. «Здравствуйте ребята, присаживайтесь». Проверка готовности к уроку.



2. Опрос д/з и переход к новой теме.

На прошлом уроке мы с вами говорили о власти. Напоминаю вам, что властью мы сталкиваемся в повседневной жизни практически каждодневно. Родители, учителя, полицейские заставляют делать то что они считают нужным, не спрашивая, хотим ли мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.

Власть является одной из форм влияния на человека. А о каких еще формах влияния мы с вами говорили на прошлом занятие?( сила и авторитет). Совершенно верно.

Вашим домашним заданием было устно и письменно ответить на вопросы в конце параграфа.



Начнем с вопроса №4. (стр.11). Итак, пожалуйста, нужно дать определение всем трем формам влияния и сказать в чем их различия



Ребят, мы с вами говорим о сферах общества, а если быть точнее, то о политической сфере.

Записываем тему сегодняшнего урока «ГОСУДАРСТВО».

Нам с вами предстоит разобраться, что такое государство, рассмотреть признаки и функции государства.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.”Ленин

Прочитайте данное высказывание В.И Ленина и в течение урока подумайте, что имел в виду Ленин, сказав данную фразу.

Сила и авторитет.

Сила-применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. Власть- это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Авторитет- в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Различия между данными формами влияния следующие: в отличии от силы у власти и авторитета отсутствует признак физического воздействия. У власти воздействие осуществляется с помощью закона или обычаев, а у авторитета с помощью знаний, нравственных достоинств и опыта.

Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую систему, разделены на менее и более престижные должности. Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использованием государственной власти.



3. Изучение нового материала

Государство – важнейшая часть политической системы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с государством. Государство издает законы, содержит СМИ, армию, суды, полицию, выдает паспорта, зарплату врачам, учителям, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций. Попробуйте дать определение что такое государство.

Сущность государства определить непросто. Разные политологи дают разные определения. Рабочее определение: «Государство – это особая форма организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его целостности, организованности и определенного порядка в нем.

Признаки государства.

  • единая территория (очерченная государственными границами, признаваемая другими странами.)

  • аппарат управления (это наличие учреждений и органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население)

  • Единая система законов (Конституция – нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом.)

  • Монополия на легальное применение силы.

  • Право на взимание налогов.

  • государственная символика

  • гражданство.

  • суверенитет (верховная власть над определенной территорией)

Ребят, как вы думаете какой из выше перечисленных признаков является основополагающим? Верно. Суверенитет, то есть верховенство государственной власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также ее независимость по отношению к иным государствам.

Государство считается таковым с момента признания его суверенитета.



О содержании деятельности государства говорят его функции. На какие функции разделяются?

Верно. Самостоятельно на стр. 15-16 выпишите в 2 столбика внутренние и внешние функции государства.

Итак ребята мы сегодня с вами разобрали что же такое государство, какие признаки государства существуют, и познакомились с его функциями.



Читают по группам текст и отвечают на поставленный вопрос.

Записывают признаки государства

  • единая территория

  • аппарат управления

  • Единая система законов

  • Монополия на легальное применение силы.

  • Право на взимание налогов.

  • государственная символика

  • гражданство.

  • суверенитет



Выписывают

4. Закрепление изученного материала

Давайте вернемся к высказыванию В.И.Ленина. И попробуем ответить на вопрос.

Итак, еще раз, пожалуйста, что же такое государство?

Назовите общие признаки государства.

Предположительно ответят что государство контролирует все т.е в его руках сосредоточенна вся структура которая следит за порядком. Ежели не будет государства в стране, начнется хаос, который приведет к неизбежной гибели.

5. Домашнее задание

6.Рефлексия




Формы правления

Типология современных государств, разделение их на группы во многом зависит от подхода, лежащего в основе классификации. В течение длительного времени главным критерием деления государств среди отечественных обществоведов считался социально-экономический, классовый тип государства. При таком подходе можно выделить:

  • рабовладельческие;

  • феодальные;

  • капиталистические;

  • социалистические государства.

Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики.Монархия — это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия.


В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп

.Первую группу составляют абсолютные монархии, которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод, многочисленные нарушения прав человека. К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия, Бруней, ряд других государств Азии и Африки.


В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации.Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких как Великобритания, Испания, Япония, Швеция. Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах.


Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия. Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии к конституционной, или даже к республике. В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти.

Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур


.Республиканская форма правления представляет собой альтернативу монархии: в переводе с латинского языка «республика» означает «общее дело» или «власть народа».В современных условиях выделяют две разновидности данной формы правления:

1) парламентскую республику;2) президентскую республику.

Парламентская республика характеризуется особой ролью парламента в политической жизни. Избранный на определенный срок (в соответствии с Конституцией), он сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Именно парламент формирует из своих рядов правительство, и в дальнейшем контролирует его, в том числе, может отправить в отставку. При необходимости парламент выбирает президента, наделив его функциями главы государства. Однако власть президента в парламентской республике носит символический характер (примером может служить Германия или Италия).Отличительной чертой президентской республики является соединение в руках президента функций главы государства и исполнительной власти. К числу специфических признаков можно отнести также и независимый друг от друга порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти: президент и парламент избираются раздельно на основе всеобщего, прямого или косвенного права. Правительство назначается президентом и подотчетно только ему. Деятельность в правительстве несовместима с пребыванием в парламенте в качестве депутата. Нельзя не отметить и хорошо отработанный механизм «сдержек и противовесов», уравновешивающий полномочия трех ветвей власти.Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.Подводя итог рассмотрению государств с монархической или республиканской формой правления, следует отметить, что по мере развития четкая грань между ними начинает стираться: с одной стороны в ряде республик (КНДР, Малави) президент является пожизненным и даже сохраняет за собой право наследования этого поста. Напротив, монархи отдельных государств (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) являются выборными. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!