План-конспект урока ( 9 класс)
Тема: «ГОСУДАРСТВО»
Цель урока: пояснить роль государства в нашей жизни, познакомить с понятием государство, выявить признаки государства и функции государства
-образовательная: дать определение понятиям (государство, суверенитет ), выявить признаки государства, рассмотреть функции государства.
-воспитательная: прививать интерес к истории нашего государства, воспитывать чувство патриотизма.
-развивающая: развивать умение работать с учебным материалом при изучении вопроса «признаки государства», умение анализировать материал, на основе самостоятельной работы по функциям государства
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. «Здравствуйте ребята, присаживайтесь». Проверка готовности к уроку.
2. Опрос д/з и переход к новой теме.
На прошлом уроке мы с вами говорили о власти. Напоминаю вам, что властью мы сталкиваемся в повседневной жизни практически каждодневно. Родители, учителя, полицейские заставляют делать то что они считают нужным, не спрашивая, хотим ли мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.
Власть является одной из форм влияния на человека. А о каких еще формах влияния мы с вами говорили на прошлом занятие?( сила и авторитет). Совершенно верно.
Вашим домашним заданием было устно и письменно ответить на вопросы в конце параграфа.
Начнем с вопроса №4. (стр.11). Итак, пожалуйста, нужно дать определение всем трем формам влияния и сказать в чем их различия
Ребят, мы с вами говорим о сферах общества, а если быть точнее, то о политической сфере.
Записываем тему сегодняшнего урока «ГОСУДАРСТВО».
Нам с вами предстоит разобраться, что такое государство, рассмотреть признаки и функции государства.
“Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.”Ленин
Прочитайте данное высказывание В.И Ленина и в течение урока подумайте, что имел в виду Ленин, сказав данную фразу.
Сила и авторитет.
Сила-применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. Власть- это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Авторитет- в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.
Различия между данными формами влияния следующие: в отличии от силы у власти и авторитета отсутствует признак физического воздействия. У власти воздействие осуществляется с помощью закона или обычаев, а у авторитета с помощью знаний, нравственных достоинств и опыта.
Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую систему, разделены на менее и более престижные должности. Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использованием государственной власти.
3. Изучение нового материала
Государство – важнейшая часть политической системы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с государством. Государство издает законы, содержит СМИ, армию, суды, полицию, выдает паспорта, зарплату врачам, учителям, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций. Попробуйте дать определение что такое государство.
Сущность государства определить непросто. Разные политологи дают разные определения. Рабочее определение: «Государство – это особая форма организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его целостности, организованности и определенного порядка в нем.
Признаки государства.
единая территория (очерченная государственными границами, признаваемая другими странами.)
аппарат управления (это наличие учреждений и органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население)
Единая система законов (Конституция – нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом.)
Монополия на легальное применение силы.
Право на взимание налогов.
государственная символика
гражданство.
суверенитет (верховная власть над определенной территорией)
Ребят, как вы думаете какой из выше перечисленных признаков является основополагающим? Верно. Суверенитет, то есть верховенство государственной власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также ее независимость по отношению к иным государствам.
Государство считается таковым с момента признания его суверенитета.
О содержании деятельности государства говорят его функции. На какие функции разделяются?
Верно. Самостоятельно на стр. 15-16 выпишите в 2 столбика внутренние и внешние функции государства.
Итак ребята мы сегодня с вами разобрали что же такое государство, какие признаки государства существуют, и познакомились с его функциями.
Читают по группам текст и отвечают на поставленный вопрос.
Записывают признаки государства
единая территория
аппарат управления
Единая система законов
Монополия на легальное применение силы.
Право на взимание налогов.
государственная символика
гражданство.
суверенитет
Выписывают
4. Закрепление изученного материала
Давайте вернемся к высказыванию В.И.Ленина. И попробуем ответить на вопрос.
Итак, еще раз, пожалуйста, что же такое государство?
Назовите общие признаки государства.
Предположительно ответят что государство контролирует все т.е в его руках сосредоточенна вся структура которая следит за порядком. Ежели не будет государства в стране, начнется хаос, который приведет к неизбежной гибели.
5. Домашнее задание
6.Рефлексия
Формы правления
Типология современных государств, разделение их на группы во многом зависит от подхода, лежащего в основе классификации. В течение длительного времени главным критерием деления государств среди отечественных обществоведов считался социально-экономический, классовый тип государства. При таком подходе можно выделить:
Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики.Монархия — это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия.
В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп
.Первую группу составляют абсолютные монархии, которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод, многочисленные нарушения прав человека. К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия, Бруней, ряд других государств Азии и Африки.
В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации.Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких как Великобритания, Испания, Япония, Швеция. Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах.
Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия. Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии к конституционной, или даже к республике. В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти.
Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур
.Республиканская форма правления представляет собой альтернативу монархии: в переводе с латинского языка «республика» означает «общее дело» или «власть народа».В современных условиях выделяют две разновидности данной формы правления:
1) парламентскую республику;2) президентскую республику.
Парламентская республика характеризуется особой ролью парламента в политической жизни. Избранный на определенный срок (в соответствии с Конституцией), он сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Именно парламент формирует из своих рядов правительство, и в дальнейшем контролирует его, в том числе, может отправить в отставку. При необходимости парламент выбирает президента, наделив его функциями главы государства. Однако власть президента в парламентской республике носит символический характер (примером может служить Германия или Италия).Отличительной чертой президентской республики является соединение в руках президента функций главы государства и исполнительной власти. К числу специфических признаков можно отнести также и независимый друг от друга порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти: президент и парламент избираются раздельно на основе всеобщего, прямого или косвенного права. Правительство назначается президентом и подотчетно только ему. Деятельность в правительстве несовместима с пребыванием в парламенте в качестве депутата. Нельзя не отметить и хорошо отработанный механизм «сдержек и противовесов», уравновешивающий полномочия трех ветвей власти.Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.Подводя итог рассмотрению государств с монархической или республиканской формой правления, следует отметить, что по мере развития четкая грань между ними начинает стираться: с одной стороны в ряде республик (КНДР, Малави) президент является пожизненным и даже сохраняет за собой право наследования этого поста. Напротив, монархи отдельных государств (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) являются выборными.