СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для подготовки к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

15 текстов с заданием  для сочинения.Тексты позволят писать тренировочные сочинения для подготовки к РОЭ в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для подготовки к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе.»

РОЭ. 7 класс. Тексты для сочинений.

1

(1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. (2)Казалось, она получила задание отвечать за здоровье всех жильцов нашего дома. (3)«От кого получила?» - размышлял я. (4)И лишь повзрослев, понял, что это задание дала маме её совесть.

(5)Больных она определяла сразу по разным признакам: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6)Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

(7)- Это уж моя болезнь, - говорила мама. (8)«У-у, как вы дышите! -обращалась она к одному. (9)- Не помогать сердцу - это варварство, бескультурье».

(10)«Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? - обращалась к другому. (11)- Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!»

(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:

(13)- Себя не жалеют, так пожалели бы близких!

(14)«Ваш вид мне не нравится!» - говорила мама, и, вытягиваясь, как во время гимнастики, она ощупывала чей-нибудь лоб. (15)Ладонь её определяла температуру с точностью до десятых.

(16)Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. (17)«Бюро добрых услуг» - прозвали нашу квартиру.

(18)- Необидное прозвище, - сказала мама. (19)- Но в бюро не может работать один человек. (20)Должно быть минимум два. (21)Ты понял?

(22)- Живёте на износ, бесценная наша, - сокрушался Гнедков. (23)- А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? (24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют.

(25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.

(26)- Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни... нежил и баловал вас, как дитя! (28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: мама прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.

(30)- Врач - не только профессия, но и образ жизни, - уверяла она.

(31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

*(По А. Алексину)

*Алексин Анатолий Георгиевич (родился в 1924 г.) - известный русский писатель, произведения которого подкупают своей душевной искренностью, яркостью созданных характеров и глубиной нравственной проблематики. Не случайно созданные им повести «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок» (1976), «Третий в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978) так полюбились детям.

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему мама считала, что врач – не только профессия, но и образ жизни?» Приведите в сочинении ДВА аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком (70 слов)

2

(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– 3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

Васильев Борис Львович (1924) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...».

3

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть – да, поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

(21)Потом она вышла замуж и уехала.

(22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

(25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.

(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (33)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда. (По Т. Устиновой)

Устинова Татьяна Витальевна (1968) – российская писательница, работающая в детективном жанре.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда»

4

  1. А вечером папа спросил:

  2. – Ну как? 3)Понравилось в цирке?

  1. Я сказал:

  2. – Папа, там в цирке есть одна девочка. 6) Она танцует на голубом шаре! 7) Пойдем снова в следующее воскресенье в цирк! 8) Я тебе ее покажу!

  1. Папа сказал:

  2. – Обязательно пойдем. 11) Обожаю цирк!

12) И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю. 13) И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк и купил билеты во второй ряд. 14) И я начал ждать, когда появится девочка на шаре. 15) Но человек, который объявляет, объявлял все время разных артистов. 16) А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, как она необыкновенно красива в своем серебряном костюме с воздушным плащом. 17) И я все время говорил папе:

18)- Да ну его! 19) Это ерунда на постном масле!

20) И папа говорил, не глядя на меня:

21) – Не мешай, пожалуйста. 22) Это очень интересно! 23) Это самое то!

24) Я подумал, что папа, видно плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. 25) Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

26) Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

27) – Ант-рра-кт!

28) Папа удивленно сказал:

29) А где же твоя эквилибристка? 30) Пойдем-ка купим программку.

31) Он был веселый и довольный. 32) Он огляделся вокруг и сказал:

33) – Ах, люблю я цирк, самый запах этот… 34) Голову кружит…

34) Мы вышли в коридор, и я спросил у контролерши:

35)- Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

36) Контролерша ответила, что девочка уехала.

37) Я сказал:

38) – Пойдем домой, папа.

39) Он сказал:

40) – Вот так раз…

41) Когда мы вышли на улицу Горького, он посмотрел на меня сверху и радостно сказал:

42) – Зайдем в кафе «Мороженое», смутузим по две порции, а?

43) Я сказал:

44)- Не хочется что-то, папа.

45) – Там подают воду, называется «Кахетинская». 46) Нигде в мире не пил лучшей воды. 47) Я сказал:

48) – Не хочется, папа.

49) Он не стал меня уговаривать. 50) Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. 51) Мне стало даже больно. 52) Он шел так быстро, что я еле-еле поспевал за ним. 53) Отчего он шел так быстро? 54) Почему он не разговаривал со мной? 55) Мне захотелось на него взглянуть. 56) У него было очень серьезное и грустное лицо. (В.Драгунский)


Виктор Юзефович Драгунский (1 декабря 1913 — 6 мая 1972) — советский актёр и писатель-прозаик, автор

Напишите сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений: « Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. У него было очень серьезное и грустное лицо».

5

(1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. (2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке.

(4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел. (7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет. (8)Это была сказка «Щелкунчик». (9)Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. (10)А сам театр! (11)Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный… (12)Этого не забудешь вовек. (13)И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.

– (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе?

– (15)Конечно! – радостно смеялась мама.

(16)И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно. (17)И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила к другой, ровно посредине. (18)Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать.

– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.

– (21)У них специальные тапочки, – успокоилась мама, – белые или розовые, представляешь?

(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.

– (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?

– (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.

(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды.

(30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

(По А. Лиханову)

Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре»,

«Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет».

6

(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские.

– (3)Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.

– (4)Хлеба не продадите? – спросил один из троих.

– (5)Нету! – сказала мать. – (6)Тут самим есть нечего! – (7)И торопливо побежала в избу, не оглядываясь.

– (8)Ну, чего ждѐте? – ещѐ грубей крикнул Санька.

– (9)Хлеба! –

(10)Сказано вам!

– (11)Так везде говорят, а после всѐ-таки продают.

– (12)А деньги есть?

– (13)Вот... – (14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке.

– (15)Легко отдаѐшь, – сказал Санька. – (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!

– (17)Отдай, – буркнул приземистый.

– (18)Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. – (19)Ну? (20)Попробуй!

– (21)Отдай! – попросил вежливо высокий. – (22)Фашист ты, понял?! – вдруг хрипло выговорил приземистый.

– (23)Обзываться? (24)Да? (25)Хлебца просить? (26)И обзываться?! (27)А вота!.. – крикнул Санька и, не глядя, рванул поперѐк все деньги, все бумажки, что были в кулаке. (28) Он видел, как растерялись детдомовские, и сам растерялся.

– (29)Вота! – сказал он, показывая половинки бумажек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своѐм, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая: – (31)Вота! (32)У меня батю... на фронте... а вы обзываться…

(33)Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке. (34)Как будто все Санькины чувства: и превосходство, и злость, и презрение, и отчаянность, что уже были в нѐм, – всѐ это вдруг передалось детдомовским, а Санька остался ни с чем.

(35)Длинный парень шагнул вперѐд и сказал:

– (36)Хочешь драться? (37)Бей, я один здоровый. (38)Они раненые. (39)А его отец, – высокий кивнул на очкастика, – рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже убитый. (41)И в семье у него осталось двое, а было восемь человек. (42)Вот и бей, чего ж не бьѐшь?

– (43)Не надо, пацаны, – поморщившись, сказал очкастик. – (44)Ну его! (45)Нашли кому объяснять. (46)Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда.

– (47)Посидите чуток, я сейчас... – тихо сказал он. (48)Санька хотел им сказать, что он возьмѐт в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (49)Но детдомовские всѐ и так поняли.

– (50)Да не надо, ведь мы не себе хотели, – сказал длинный, – докторше нашей.

(51)Больным и раненым хлеб раздаѐт, а сама голодная. (52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.

– (53)Постойте, мальцы... (54)Вот картошек варѐных возьмите.

– (55)Мамк, ты денег не бери! – заторопился Санька. – (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит!

(59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась.

– (60)Да поняла я, поняла, – кивнула она головой. – (61)Вот же какие люди бывают на свете... (62)То ли дурные, то ли святые... (63)Ах, господи... (64)Берите, мальцы, ешьте. (По Э. Шиму)


Шим Эдуард Юрьевич ( Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930–2006) – современный писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вот же какие люди бывают на свете... То ли дурные, то ли святые...».

7

(1)Митрофанов Сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным, и все знали: Митрофанов Сергей живёт своим умом.

(2)Предыдущий Чокнутый впервые пересек путь Митрофанова Сергея зимой, во время школьных каникул. (3)Митрофанов Сергей шел лесной просекой по накатанной лыжне и внезапно заметил лыжный след, решительно сбегавший в чащу: кто-то совсем недавно сошел с просеки, поднырнул под заснеженную еловую лапу и двинулся по лесу неизвестно куда и зачем. (4)Митрофанов Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот. (5)Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый… (6)Снег становился всё рыхлее, кусты – непролазнее, и Митрофанов Сергей ругал себя, говоря, что глупо идти вперёд, но повернуть назад ещё глупее. (7)Как полоумный, он продолжал тащиться по лесу, мысленно грозя Чокнутому всяческими карами и одновременно умоляя его выбраться поскорее на открытое место. (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой. (9)Справа по некрутому, но длинному спуску можно было съехать как раз к дороге, которая вела в посёлок и на станцию. (10)Слева же с этой горки съезжать было опасно, потому что тут были и обрыв, и яма, а внизу маячили огромная сосна и телеграфный столб, но след Чокнутого загибался именно влево, круто срываясь вниз. (11)Один голос внутри Митрофанова Сергея сказал ему: «(12)Это же псих, ненормальный! (13)Он тебе не указ!» (14)Другой голос внутри Митрофанова Сергея сказал: «(15)Он посмел, а ты не смеешь! (16)Тебе слабо…»

(17)Митрофанов Сергей повернул налево, приблизился к обрыву и без задержки, чтобы не позволить страху одолеть себя, оттолкнулся палками. (18)Он упал уже на ровном месте, благополучно пролетев над ямой и счастливо миновав сосну и столб. (19)А Предыдущий Чокнутый свалился раньше: к подножию горы спускались глубокие отпечатки его ботинок. (20) «Хоть посмотреть бы на тебя, полоумного», - уже весело, без злости думал Митрофанов Сергей, возвращаясь в город на электричке…

(21)Летом Митрофанов Сергей поехал в спортивный лагерь. (22)По соседству с лагерем виднелась лишь одна изба, в которой каждое утро плакал ребёнок. (23)А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности, и, если кто-нибудь пытался подойти к калитке, собака начинала грозно рычать. (24)Митрофанову Сергею рассказали, что живёт тут одинокий старик, лагерный сторож, который зимой охраняет эту территорию. (25)на лето к нему приехала дочь с младенцем, да заболела, и её увезли в город, в больницу. (26)Вот старику приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой. (27)Можно было бы молоко носить по очереди, но старик не согласен: собака на каждого новенького лает, младенец просыпается, плачет, а если собаку к каждому приучать, то из неё потом плохой сторож получится. (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый день до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип… (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а, возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. (31)Уже и старикова дочка вышла из больницы, и нужда в этих походах отпала, но Митрофанов Сергей привык, втянулся…

(32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть.

(33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ. (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.

(35)В одно морозное утро Митрофанова Сергея окликнул сверху жалостный голос: «(36)Эй, ты что вовсе чокнутый? (37)Ты на всю зиму свою физкультуру затеял?». (38)Митрофанов Сергей подошёл к ограждению лоджии и, задрав голову, с удивлением посмотрел наверх: этажом выше стоял, перевесившись, растрёпанный мальчишка. (39)Я следом за тобой, как идиот последний…» - сказал мальчишка. (40) «Никто ж не заставляет», - резонно заметил Митрофанов Сергей. «(41)Ага, значит, ты – можешь, а мне – слабо?! – взъярился мальчишка. - (42)А я, если поднатужусь, гирю жму до пятидесяти раз!».

(43)Мальчишка скрылся, а Митрофанов Сергей пошёл в ванную. (44)Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки!

(По М.Борисовой)

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки!»

8

(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?

(2)Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. (3)И не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв слова.

(4)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал сам среди множества других. (5)Оставшись один, ты раскрыл её дома, и она навсегда запала в твою память. (6)Она осталась с тобой, чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом — резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или особым запахом библиотеки.

(7)Я помню свою первую книгу очень хорошо. (8)Эта книга была большой и толстой. (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени ока вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья. (10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. (11)Но тем милей казалась мне эта книга!

(12)Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо, (13)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я. (14)Но всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

(17)Потом, кстати, она нам рассказывала, что знала про Сталинградскую битву, про то, как наши держались за каждый камень. (18)Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его. (19)В кино тогда показывали пленных немцев, как идут они длинными колоннами, а наши смотрят на них презрительно. (20)И вокруг одни печи торчат вместо домов...

(21)А в книжке, которая мне досталась, по Волге плывёт пароход, белый и чистый, и на нём мальчик, который видит много всякого интересного. (22)И никакой войны нет.

(23)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и я, читая свою первую книгу, был совершенно счастлив.

(По А. Лиханову)

Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества становление характера подростка проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения*, «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холодая снят одноимённый фильм.

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и я, читая свою первую книгу, был совершенно счастлив».

9

(1)Сразу после перемены Анна Николаевна задала вопрос:

— (2)Кто записался в библиотеку?

(3)Руки подняли все.

— (4)3начит, Татьяну Львовну все знаете? — спросила она.

(5)Класс радостно загалдел.

— (6)И знаете, что библиотека закрыта? (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. (9)Просит нас помочь. (10)Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили. (11)Сами понимаете, время-то военное.

(12)Анна Николаевна ни к чему не призывала, ничего не требовала. (13)Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка все отчётливее проступала на лице. (14)Её взгляд скользил по рядам, и, точно следуя взгляду учительницы, мы поднимали руки.

— (15)Я не сомневалась, — сказала она.

(16)Когда мы пришли после уроков к библиотеке, там уже гудела целая толпа. (17)На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.

— (18)Что ж, — сказала Анна Николаевна, — придётся подождать. (19)Наверное, сейчас подойдут пильщики.

(20)Мы потоптались полчаса — никого не было. (21)Толпа стала редеть. (22)Среди самых старших я увидел девчонку, с которой разговаривал днём. (23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала:

— (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать!

— (26)Не страшно, — ответила Анна Николаевна, — зато останутся самые ответственные.

(27)Она сказала это громко, чтобы слышали не только мы, но и все остальные, однако заволновалась. 28)Давайте принесём пилы, — сказала девчонка, — я, например, рядом живу.

— (29)Кто же пилить будет? — спросила Анна Николаевна.

(ЗО)Заорали почти все мальчишки. (31)В общем, ещё минут через двадцать такой во дворе скрип поднялся! (32)Наверное, пил пять притащили. (33)А чтобы дело быстрей шло, работать решили изо всех сил и, раз народу много, часто меняться.

(34)Немного погодя во дворе появился крепкий старик, как оказалось, дед той девчонки. (35)Он начал рубить дрова, да так, что только треск стоял. (36)А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.

— (37)Моя золотые! — закричала она еще издалека. — (38)Спасибо! (39)Анна Николаевна, голубушка! (40)Благодарствую! (41)Дети и книги не должны мёрзнуть! (42)Никогда! (По А. Лиханову)


Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества становление характера подростка— проходит через десятки произведений: повести «Звезды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл

последних предложений текста: «Дети и книги не должны мёрзнуть!Никогда!»

10

(1) Пришлось мне как-то целую неделю не ходить в школу: мотыжил с соседями Илико и Илларионом кукурузу. (2) А чтобы за пропуски занятий не исключили из школы, требовалась справка о болезни. (3) Поэтому бабушке пришлось уложить меня на один час в постель и вызвать врача.

(4) – Что с тобой, парень? – спросил врач, присаживаясь ко мне на кровать.

(5) – Умираю... – простонал я.

(6) В это время в комнату вошли Илико с Илларионом. (7) Оба, увидев врача у моей кровати, печально закивали головами.

(8) – Что-то в последнее время стал я замечать: ослабел наш мальчик, – со вздохом сказал Илларион.

(9) – Точнее...

(10) – Аппетит у него пропал: в прошлый раз насилу заставил мальчика съесть третью тарелку лобио.

(11) – Да ну? – удивился врач.

(12) – Клянусь, правду буду говорить! (13) Раньше, бывало, он съедал еще головку сыра, а в тот день как заупрямится: не хочу да не хочу! (14) Говорит, что дома обедал.

(15) – А слюна у него хорошая? (16) Я полагаю, коллеги, вы проводили наблюдения?

(17) И тут неосторожно поклявшийся Илларион, спохватившись, прикусил язык.

(18) – Как у него с этим, Илико, может, ты скажешь? – обратился он к соседу.

(19) – Со слюной? – не растерялся тот. – (20) В последнее время, прямо скажу, не нравится мне его слюна.

(21) – А раньше была какая?

(22) – Изумительная!

(23) – На что еще жалуешься, молодой человек?

(24) – Хи-хи! – кашлянул Илико. – (25) Еще он немного того... – и он выразительно покрутил пальцем у своего виска.

(26) – Да? (27) Ну, сколько это? – спросил врач и поднес к моему носу растопыренную пятерню.

(28) – Семь! – сказал я с болезненным видом и украдкой показал Илико кулак.

(29) – Правильно! – воскликнул врач.

(30) Потрясенный Илларион выронил очки, а бабушка в испуге отшатнулась.

(31) – Чем лечите больного? – спросил врач после паузы с каменным выражением на лице.

(32) – Виски натираем водкой.

(33) – Принесите сюда эту водку и подайте мне чайный стакан!

(34) Бабушка торопливо принесла бутылку с водкой, потом сбегала за стаканом.

(35) Врач наполнил стакан и начал:

(36) – Боюсь, положение ребенка серьезное. (37) Нужно везти его в больницу на исследование и, вероятно, на операцию!

(38) – На какую операцию?! – вскочил я с постели.

(39) – Возможно, придется вскрыть черепную коробку, может быть, опухоль…

(40) – Ишь ты, "вскрыть черепную коробку"! – вскричала бабушка. –(41) Это тебе не тыква! (42) Сынок, вставай, а то и впрямь он загонит тебя в могилу!

(43) – Так что, эвакуацию больного отменяем? (44) Но только под вашу ответственность, а вы все-таки подумайте, такими вещами шутить не стоит. (45) Врач выдержал паузу. (46) «Ну, если не хотите, то желаю и впредь всем вам здоровья!» – сказал он и, опрокинув в рот стакан, улыбнулся.

(47) Илларион уважительно подал ему грушу, чуть примятую от спелости. (48) Врач аппетитно, с хрустом откусил грушу, потрепал меня по щеке, распростился со всеми, вскочил на коня, помахал рукой и ускакал. (49) Пока мы понимающе улыбались, бабушка вслед врачу долго ругала тех невежд, которые не способны отличить здорового от больного. (По Н. Думбадзе)

Нода́р Влади́мирович Думба́дзе (1928—1984) — советский грузинский писатель, редактор, сценарист.

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Пока мы понимающе улыбались, бабушка вслед врачу долго ругала тех невежд, которые не способны отличить здорового от больного».

11

(1)Бабушка считала моего папу неудачником. (2)Она не заявляла об этом прямо, но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.

(3) Мы понимали, что папа был «отстающим»…

– (4)Хотя они и сейчас приносят тебе свои диссертации, – с упреком сказала мама. – (5)А ты в обычный отпуск не можешь собраться: каждый день эта больница! (6)Операции, операции… (7)Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли…

(8)Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом.

(9)Телефон у нас стал звонить каждые две минуты.

– (10)Как здоровье доктора? (11)Как он себя чувствует? – спрашивали незнакомые голоса.

(12)Вечером я сказала маме:

– (13)Звонили, наверно, раз сто! (14)Некоторые чуть не плакали…

– (15)Сколько? – удивилась мама. – (16)Значит, они переживают?!

(17)«Как здорово, что папа заболел! »– подумал я. (18)Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, потому что ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..

(19)В другие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием:

– (20)Позвоните вечером – как раз его жена будет дома!

(21)Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами, сослуживцами и друзьями, которых я днем просил перезвонить, а иногда бабушка «подменяла» маму у телефона.

(22)Однажды я сказал звонившим людям, что разбил градусник. (23) Вечером нам принесли целых три градусника!

–(24) Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили? (25)И купили бы столько градусников?..

(26)И тогда мама твердо и уверенно сказала:

– (27)Да, папа нужен людям!

(28)Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться, а я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью…

(29) Что поделаешь? (30)Если они папе так помогли! (По А.Алексину.)

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений текста: «(28) Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться, а я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью… (29) Что поделаешь? (30) Если они папе так помогли!»

12

1)В грязном придорожном кювете валялась кукла. 2)Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги.3) Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах.4) Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. 5)Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.
6) --- Это чья же работа?

7)--- Кто же их знает …— не сразу ответил Акимыч, все глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился.— 8)Нынче трудно на кого думать. 9)Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.10) А от них дети того набираются. 11) С куклой это не первый случай. 12) Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там — под забором ли, в мусорной куче выброшенные куклы валяются. 13) Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, -- без головы или без обеих ног... 14) Так мне нехорошо видеть это! 15) Аж сердце комом сожмется... 16) Может, со мной с войны такое. 17)На всю жизнь нагляделся. 18) Вроде и понимаешь: кукла. 19) Да ведь облик-то человеческий. 20)Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь, и плачет по-людски. 21) И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть. 22) Колотит меня всего. 23)А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... 24) Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. 25) Везут малышей в колясках — бровью не поведут. 26) Детишки бегают привыкают к такому святотатству. 27) Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! 28) Утром - в школу, вечером — из школы. 29) А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. 30) Вот чего не понимаю. 31) Как же так?! 32)Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..33) Эх!.. (Е.И.Носов «Кукла»)


Евге́ний Ива́нович Но́сов (1925—2002) — русский советский писатель, фронтовик.


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!»

13

1)Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

2)— Будет писать-то! 3)Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

4)Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. 5)Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

6)— Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбе маков?

7)— Ну, какой из маков цвет! — убежденно ответила она. — 8) Цветом он всего два дня бывает. 9) Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. 10)А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

11) Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. 12)Через несколько дней она зазеленела.

13) — Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — 14) Ах, озорник, ты этакий!

15) Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. 16) После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли.

17) Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

18) — А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

19) Я вышел посмотреть на цветы. 20) Клумба стала неузнаваемой. 21) По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. 22) А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

23) Распустились они на другой день. 24) Издали мои маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. 25) Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. 26) Казалось, что стоит прикоснуться — сразу опалят!

27) Два дня буйно пламенели маки. 28)И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. 29) И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. 30) Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

31) — Да, сгорел... — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — 32) А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. 33) Короткая у него жизнь. 34) Зато без оглядки, в полную силу прожита. 35) И у людей так бывает.

36) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

37) Мне уже рассказывали о ее сыне. 38)Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

39)Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. 40)Недавно я снова побывал у нее. 41) Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. 42)А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. 43)Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. 44)А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (По Е. И. Носову)


Евге́ний Ива́нович Но́сов (1925—2002) — русский советский писатель, фронтовик

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает».

14

(1)Девочку с удлиненными зеленовато-серыми глазами и худеньким, бледно-смуглым лицом прозвали Сфинксом.2)Она выделялась среди подруг и выглядела особенной.3)И одетой она казалась лучше остальных, несмотря на то что на ней было то же традиционное форменное коричневое платье с черным передником, и обута она изящнее, и прическа ее отличалась какою-то особенною красотой и законченностью.

4) В то время как другие гимназистки шлепали по лужам или утрамбовывали снег на тротуарах, торопясь по утрам в гимназию, смуглая зеленоглазая девочка всегда подъезжала к гимназическому подъезду в шикарной пролетке весной и осенью, а зимой - в чудесных маленьких санках, запряженных парою лошадей.5)И всегда ее сопровождала худая, рыжая англичанка, переговаривающаяся с девочкой на своем непонятном для привычного уха языке.

6)В классе обычно недолюбливали богатых гимназисток, приезжающих на уроки в своих экипажах.7)Но Сфинкса просто не могли не любить.8)Смуглая девочка была так вежлива и доброжелательна с подругами, что к ней и придраться было нельзя.9)Она готова была оказать массу мелких услуг, которые так ценятся подростками.10)Сфинкс выручала не раз своих соседок по парте, подсказывая им на уроках.11)Она помогала подругам писать домашние сочинения по иностранным языкам, которыми владела в совершенстве, помогала решать задачи.12)Все это делалось ею без всякого усилия, свободно, просто, мило и легко.13)Училась она лучше всех в классе, хотя ее отдали в гимназию только на последние три года, прямо в пятый класс.14)Но не замечательная память, не удивительные способности к языкам, не успехи в учении, не невольное уважение подруг привлекали всеобщее внимание к Нине, а нечто совсем иное.15)Нина была – Сфинкс. 16) Нина была - загадка. 17) Никто не знал частной, домашней жизни этой девочки, не знали, есть ли у нее родные, не знали, как она проводит время вне классных занятий, какова ее семья. 18) Она держалась в стороне от подруг, на переменах читала толстые английские книжки, в которых никто из соучениц ее не смог бы прочесть ни строки, и никогда не вступала ни с кем в длинные откровенные разговоры.

19) Словом, Нина Махрова была Сфинкс (По Л.Чарской)

Комментарий. Сфинкс - греческое название смешанного существа- полульва, получеловека. В греческой мифологии существует легенда о сфинксе, который задавал путникам загадки, проглатывая всех, кто не мог ответить на его вопросы. Сфинкс стал символом человеческих проблем, которые можно разрешить, если найдешь смысл существования.

15(1)Город кончился, и вскоре показалось море.

(2)Оно было мелким и плоским. (3) Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и также медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

(4) Костя шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.

(6) Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8) Она ждала кого-то.

(9) Костя подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.

(10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11) Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, - собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12) Костя стал её поглаживать и уговаривать:- (13)Ну поешь…(14) Ну поешь немного…

(15) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к мор (16) Костя взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки.(17) Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб (18) Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа…

(19) Она ела для того, чтобы не умереть. (20) Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить… (21) …Когда всё было съедено, Костя сказал:

- (22) Идём. (23) Погуляем. (24) Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25) У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинствальвиная походка.

(26) В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу (27) Мальчик и собака шли не спеша, и Костя говорил собаке:

- (28) Ты хороший…(29) Ты верный…(30) Пойдём со мной. (31) Он никогда не вернётся. (32) Он погиб.

(33) Собака не отрывала глаз то моря и в который раз не верила Косте.(34) Она ждала.

- (35) Что же мне с тобой делать? – спросил мальчик.- (36) Нельзя же жить одной на берегу моря. (37) Когда-нибудь надо уйти. (38) Костя оглянулся и увидел Женечку.

- (39) Что же с ней делать?- растерянно спросила она Костю.

- (40) Она не пойдёт, - сказал мальчик.- (41) Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб…

(42) Женечка подошла к собаке.(43) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.- (44) Я ей сделал дом из старой лодки. (45) Подкармливаю. (46) Она очень тощая…

(47) Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:- (48) Собаки всегда ждут. (49) Даже погибших… (50) Собакам надо помогать.

(51) Море потускнело и стало как бы меньше размером. (52) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53) Костя и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54) Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании… ( По Ю. Яковлеву)

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему собака не уходила с берега?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!