Просмотр содержимого документа
«Текст выступления :"Работа над созданием методической разработки в рамках Пушкинских чтений (А.С.Пушкин "Капитанская дочка").»
А.С. Пушкин – величина огромная в литературе, без его творчества невозможно представить не только русскую литературу, но и нашу жизнь. Его произведение – это опыт, копилка жизненных советов.
Готовясь к конкурсу методических разработок в рамках «Пушкинских чтений», мы столкнулись с проблемой. В методических пособиях, в пространствах Интернета можно найти огромное количество материала по изучению жизни и творчества А.С. Пушкина. Но в этом и проблема! Как создать собственную разработку мероприятия, если все его творчество уже исследовано! Но как всегда на помощь пришли дети.
На уроках, посвященных изучению романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», у учащихся возник вопрос: «Где произошла первая встреча Гринева и Пугачева? Как соотносится география реальная и художественная в произведении «Капитанская дочка»?» Пытаясь получить ответ на возникшие вопросы, мы решили провести исследование по теме «Изображение места действия в «Капитанской дочке».
Исследователь – А.С. Пушкин, исследователь – учитель, исследователь – ученик. Предмет исследования автора – личностный рост героев произведения. Предмет исследования учителя – эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей учащихся. Предмет исследования учащихся – текст художественного произведения с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Мы здесь решаем воспитательную задачу урока: способствовать процессу духовного развития ребенка через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Продукт индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности учащихся на нашем уроке – составление карты маршрута героев и в результате - творческая работа. А коллективная деятельность - это прежде всего самостоятельность, умение работать в команде, сотрудничество, коммуникативность.
Исследуя художественный текст и материалы географии и истории, учащиеся проложили следующие пути:
1. Авторский замысел и обстановка действия.
2. Связь времени и места в художественном повествовании.
Мы знаем, что осенью 1833 года Пушкин, совершая поездку по местам пугачевского восстания, проехал через наш Самарский край (Самара – Красный Яр – Смышляевка – Борское). По дороге из Симбирска в Оренбург поэт делал дорожные записи. Самарские наблюдения отразились в его творчестве.
При создании урока мы взяли за основу путешествие А.С. Пушкина по заволжским степям, и решили проследовать вместе с героями Пушкина, совершив виртуальное картографическое путешествие по маршруту мест, отразившихся в «Капитанской дочке».
В процессе подготовки были созданы группы учащихся-комментаторов лингвистов, литераторов, географов, историков, математиков, которые собирали материал по предложенным темам.
Нам показалось нужным внести в урок элементы актерского мастерства (инсценировка эпизода «Гринев у Пугачева в Бердской слободе» и «Встреча Маши Мироновой с императрицей в Царскосельском парке»).
Отметив на карте движение героев романа «Капитанская дочка», мы увидели, как широки масштабы повествования: из деревни под Симбирском мы вместе с героями добрались до самой Москвы! Кроме этого, мы предложили ребятам сравнить нашу карту с картой - схемой путешествий А.С. Пушкина на страницах учебника. Мы с ребятами пришли к выводу, что траектория пути автора и его героев во многом схожи.
Итогом нашего исследования стала мысль о том, что путешествие А.С. Пушкина по местам пугачевского восстания это не только опыт исторический и художественный, но и жизненный. Пушкин рисует своих героев в трудных обстоятельствах, показывая нам, читателям, опыт взросления и становления личности. Автор видит в людях все – и доброе, и злое, - но он верит в способность человека быть человеком. И хочет внушить эту веру читателям. А ведь читатели – это дети 14 лет, подростки, для них это тоже огромный опыт.
Загадки романа – это загадки жизни, и Пушкин учит нас их видеть и понимать.