СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технолоическая карта. Урок музыки 6 класс "Философия фуги"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 урок по теме "Полифония".  Тип урока: систематизация знаний с элементами исследования. Форма проведения. Урок-исследование.

Просмотр содержимого документа
«Технолоическая карта. Урок музыки 6 класс "Философия фуги"»

7


Предмет: Музыка Класс: 6

Тема урока: «Философия фуги»

Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия фуги как главной полифонической формы

Задачи:

Образовательные:

закрепить понятия полифония, фуга; научить определять по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приемов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Воспитательные: прививать интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности; воспитывать  сопричастность к жертвам фашизма; способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребенка.

Развивающие: формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний для работы с новой информацией; развивать творческое воображение, творческую активность, устанавливать ассоциативные связи между разными видами искусств; способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;
совершенствовать умения проводить исследования; развивать вокально-хоровые навыки.


Тип  урока: систематизация  знаний с элементами  исследования

Форма проведения занятия. Урок-исследование.


Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные: умение определить основы полифонии как сочетания равноправных голосов, линий в произведениях разных видов искусства.

Личностные: формирование и определение образа автора — художника и композитора в одном лице — на примере личности и творчества М. Чюрлёниса.

Предметные:

— знание, умение объяснить, использование в рассуждениях понятий «фуга», «тема», «ритмическое увеличение/уменьшение», «зеркальное отражение»,


Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Технологии:

-Исследовательский метод

-ИКТ

-Здоровьесберегающая


Заранее учащиеся делятся на группы: «Музыковеды», «Искусствоведы», «Исследователи». Каждой группе даётся домашнее задание –   провести поиск материалов по теме: «Музыкальная форма Фуга»; «Автор музыкальной живописи»; «Бухенвальский набат», используя этапы работы:

1.Поиск и сбор информации.
2.Изучить найденную литературу.
3.Привлечь материалы Интернета.
4.Представить итоги  поиска в виде сообщения с презентацией.


УУД, которые формируются в ходе урока:

Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: умение выдвигать гипотезу, умение слушать и анализировать музыкальные произведения, умение определять понятия, умение определять принадлежность музыки к стилю западноевропейского искусства, умение проводить параллель между разными видами искусств, формирование навыков вокально-хорового исполнительства;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества на уровне осознания целей урока, умение делать выводы и предположения, умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ, умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, развитие умения размышлять о музыке. Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и в группе

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при слушании музыки и исполнении песни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

Методы:

Традиционные (словесные, практические, наглядные)

Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений, метод размышления.

Межпредметные связи данного урока: музыка, изобразительное искусство, история.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Оборудование:

- ноутбук;

-мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал:

- «Органная токката и фуга ре-минор» И. С. Баха.

- Видеоклип «Бухенвальский набат» песни А. Соболева, В. Мураделли в исполнении М.Магомаева

- мп3 «Бухенвальский набат» сл. А. Соболева, муз. В. Мураделли (+; -)

- Текст песня «Бухенвальский набат»


Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационно-организационный этап. Психологический настрой на деятельность


Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на уроке музыка. Вижу вы готовы приступить к уроку. Сегодня мы продолжим изучать «Мир образов полифонической музыки. Но сначала посетим наш музей Композиторов.Напоминаю, что вам необходимо назвать композитора, страну, где родился композитор и произведение, которое будет звучать. И так внимание на экран. ( Моцарт, Австрия, симфония № 40; Бах, Германия, токката и фуга ре минор.)

1.Что связывает этих двух композиторов? (писали полифоническую музыку)

2.Что означает это слово в переводе с греческого языка? («Поли»-много, «Фоно»-звук. Многозвучие).

3.Где преимущественно исполнялась полифоническая музыка? (В соборах и храмах)

4.Какой инструмент сопровождал песнопение в католических храмах? (Орган)

5.Как воздействовала полифоническая музыка на душу человека? (Она возвышала его, делала чище, благородне, духовнее).

6.Какие законы отличают полифоническую музыку? (в ней присутствует несколько голосов, каждый, из которых ведёт свою самостоятельную мелодическую линию).

7. Какая одна самых ранних форм музыки относится к 12 веку? (Полифония)

8.Какие композиторы писали полифоническую музыку? (Бах, Моцарт, Бетховен, Верди, Брамс).

9. А кто из данных композиторов написал не превосходящее и до нынешних времён количество музыкальных произведений в форме полифонии. (И.С.Бах).

10. А какие произведения этого выдающегося композитора вы знаете? («Прелюдия «Я взываю к Тебе, господи», Токката и фуга ре минор).

Ребята, сегодня уже несколько раз прозвучала слово «Фуга», а что оно означает? (Что-то связанное с полифонией). Да, вы правы. Мы сегодня будем говорить о высшей форме полифонической музыке – фуге. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Философия фуги».

Учащиеся закрепляют материал прошлого урока, определяют тему урока.


Познавательные: слушают и анализируют музыкальные произведения, определяют принадлежность музыки к стилю западноевропейского искусства, определяют понятия, создают обобщения, устанавливают причинно-следственные связи строят  логическое рассуждение

Коммуникативные:

слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель

2.

Совместное исследование проблемы.

Моделирование.

А как вы думаете, фуга привлекала внимание только композиторов? (ребята приходят к выводу, что не могут точно ответить на вопрос). В 5 классе мы с вами изучали, что композиторы звуками музыки рисуют картины, а вдруг художники в своих произведениях тоже используют законы музыки? Перед нами возникла проблема, кто попытается ее сформулировать? (фуга привлекает не только композиторов, но и тех, кто пытается в других видах искусства внести идею музыкальности)

Что нужно узнать, чтобы доказать нашу гипотезу?

1.Дать определение термину «Фуга»

2. изучить примеры использования формы фуга в других видах искусства.

Записываем в тетрадь нашу гипотезу и этапы работы


Пытаются найти ответ



Выдвигают гипотезу




Отвечают



записывают

Познавательные: анализируют и аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные:

осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Регулятивные: определяют цели своего обучения, ставят и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, самостоятельно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.

Проведение исследования

Прослушаем отрывок из «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха. Сообщение «Музыкальная форма «Фуга» приготовили наши «Музыковеды». Пока они готовятся, попробуем дать определение понятию фуга. Сколько тем прозвучало в произведении? (одна), что происходит с темой? (Происходит изменение тональности, ритм темы то увеличивается, замедляется, она как бы разговаривает). Кто попробует объединить наши ответы в определение? Фуга- форма полифонической музыки, в которой тема разговаривает разными голосами.).

Слово предоставляется представителям «музыковедов». Посмотрим совпало ли наше определение с определением профессионалов. Иоганн Себастьян Бах, композитор, который, написал наибольшее количество музыкальных произведений в форме полифонии. Простейшим её жанром является канон, а вот самым высоким, самым сложным является – фуга. В переводе с немецкого означает «бег». Фуга (бег) - это высшая форма полифонической музыки, в которой одна музыкальная тема звучит последовательно в разных голосах, «разговор голосов» Умение вести разговор – называл Бах искусство фуги «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах.) Ребята, да вы просто молодцы, ваше определение практически совпало с определением профессионалов. Записываем определение фуги. Продолжайте, пожалуйста. (с темой в фуге происходит изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение.) Спасибо большое «музыковедам», садитесь на место. Запишем структуру фуги.

А сейчас я приглашаю представителей от группы «искусствоведов». (Мы хотим вас познакомить с творчеством литовского художника-символиста 19 начала 20 века - Микалоюсом Константинасам Чюрлёнисом. Он был музыкантом, художником, поэтом. Мечта о единении искусств (идея «синтеза искусств») нашла в Чюрлёнисе едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Представляем вашему вниманию картину «Фуга». Посмотрите внимательно на картину, вы здесь можете увидеть тему фуги? Центральный образ "Фуги" Чюрлениса, ее тема - это ель. (Вопреки реальным, оптическим законам, елочки отражаются при этом не точно друг против друга, а со сдвигом, подобно темам в музыке фуги. Тема фуги может быть исполнена в зеркальном отражении и виден её бег, одна теме переплетается с другой, убегая и снова возвращаясь). Значит, в картине звучит многоголосие. Соответствует ли название картине? (Да).) Спасибо ребята, садитесь на место. Мы получили доказательство, что фугу можно рисовать.

Слушают, анализируют, делают вывод.


Отвечают на вопросы






С сообщением выступают представители группы «музыковедов».













Записывают


С сообщением выступают представители группы «искусствоведов».





Познавательные: слушают и анализируют музыкальные произведения, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение

Коммуникативные:

организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и

в группе

Регулятивные: осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель.









4.

Физкультминутка


Выполняют упражнения



5.

Переход к этапу решения частных задач

Я предлагаю вам прослушать песню, на стихи Александра Соболева, музыка Вано Мураделли - «Бухенвальдский набат», которая стала своего рода символом борьбы народов за мир. Исполняет песню Муслим Магомаев. Ребята, вы знаете, что такое Бухенвальд, набат. Передаем слово музыковедам,


Бухенвальд (нем. Buchen Wald, буквально — «буковый лес») — один из самых больших концентрационных лагерей на территории Германии. Был основан в июле 1937 года, и до апреля 1945 года в нём было уничтожено более 50 000 евреев и людей других национальностей. Ко многим применяли пытки и медицинские эксперименты с летальным исходом.

Набат — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем.)

Ребята, эта замечательная песня имеет, а какое отношение она имеет к нашему уроку. (Мелодия имеет структуру фуги). Получается, что и в вокальных произведениях можно встретить форму фуги? Да.


Слушают




Отвечают


С сообщением выступают представители группы «исследователей».







Анализируют

отвечают

Познавательные: слушают и анализируют музыкальные произведения, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: осуществляют самоконтроль

6.

Обработка, анализ, обсуждение результатов.





Выдвижение итоговой версии исследования, выводы

Давайте подведем итоги нашего исследования. Что такое фуга? Как это слово переводится с немецкого? (Фуга — это форма полифонического произведения, в котором начальная тема проводится поочерёдно в нескольких голосах. В переводе с немецкого «фуга» обозначает «бег»). Как могут развиваться её темы?

Какой художник-символист использует в своих работах связь с музыкой. Есть даже картина, которая так и называется «Фуга»? (Микалоюс Чюрлёнис). Где еще можно встретить фугу?


И какой вывод нашего исследования? Фуга, как главная полифоническая форма привлекает не только композиторов, но и тех, кто пытается в других видах искусства внести идею музыкальности.


Анализируют, обсуждают, отвечают








Делают вывод


Познавательные: учатся анализировать, сравнивать, выделять общие и отличительные черты музыки, соотносить изобразительные и музыкальные сюжеты.

Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника.

Регулятивные: самопроверка, осуществляют пошаговый контроль по результату.

6.

Вокально-хоровая деятельность

Сегодня мы начнем работу над песней «Бухенвальский набат». Что напоминает ритм? Какие особенности исполнения? Работа над дикцией, чистотой интонирования, выразительностью исполнения. Сегодня поем под плюс, вместе с группой «Непоседы».

Отвечают

Разучивание произведения.

Исполняют песню.

Предметные: формировать вокальные навыки.


7.

Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценка работы на уроке.

-Произведения каких композиторов мы слушали? Назовите.

-В чем особенность полифонической музыки, фуги?

- Какая работа на уроке вам особенно понравилась? Что было сложно для вас? Что нужно повторить, закрепить? Что бы вы хотели повторить на следующих уроках? Что было непонятно на уроке?

Выставление отметок за работу на уроке.

Обобщают изученное, ответив на вопросы.

Принимают участие в рефлексии учебной деятельности.




Познавательные:

анализируют и оценивают результат

Коммуникативные:

рефлексия своих действий

Регулятивные: осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коррекция и оценка своей деятельности на основе критерия успешности.

8.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок, выражающий полифоническую форму фуги.

Выучить текст песни «Бухенвальский набат».


Записывают домашнее задание в дневник.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!