«Управление самостоятельной деятельностью обучающихся на уроке как средство эффективной подготовки к ГИА»
Учитель истории: Леонова К.С.
Тема урока | Основы конституционного строя РФ |
Учебник | Учебник для 9 класса «Обществознание », Л.Н. Боголюбов, А.И Матвеев, Е.И Жильцова «Просвещение»-М, 2012.
|
Разработчик урока | Леонова Кристина Сергеевна |
Тип урока | Урок изучения нового |
Вид урока | Традиционный (комбинированный) |
Цель урока | Восприятие учащимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества. |
Задачи урока | Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России. Осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм. Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов, выполнение заданий огэ) |
Основные термины и понятия темы | Понятийный аппарат: Конституционный строй, принципы конституции. |
Планируемые результаты | Познавательные УУД: Регулятивные УУД планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент. Коммуникативные УУД охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, умеют организовать общение.. Личностные УУД сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы. |
Организация пространства (смешанное обучение,"перевернутый урок", асинхронное обучение, синхронное обучение) | Синхронное обучение (обучение, при котором взаимодействие между обучающимися и обучаемыми происходит в одно и то же время). |
Виды деятельности на уроке (коллективная (фронтальная) работа, кооперативно-групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала) | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Образовательные технологии (развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, разноуровневое обучение, модульное обучение, дистанционные технологии, мобильное обучение, системы управления учебным процессом (LMS), облачные технологии, здоровьесберегающие технологии) | Развивающее обучение. Метод проектов – педагогической технологии, формиру-ющей основные компетенции учащихся, развивающей навыки самопрезентации и умение общаться, а значит – работает на социализацию личности ученика. Проблемное обучение. |
Дифференцированное обучение различных категорий обучающихся (одаренных детей, детей из социально неблагополучных семей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей из семей мигрантов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением). | Дифференцированное обучение. |
Правила работы на уроке (если они существуют) | Работа в группах. |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке (контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем); самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся). | Фронтальный, индивидуальный, групповой, коллективная; репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить); поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод) |
Необходимое оборудование | учительский компьютер, интерактивная доска SmartBoard, проектор, ОС WindowsXP, MSOffice 2007; |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме, схемы на доске |
Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет | |
Рефлексия | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует деятельность по достижению цели) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Материал учебника | Формируемые УУД (универсальные учебные действия) |
Организационный этап. | Приветствие: проверяет готовность обучающихся к уроку;Создаёт мотивацию к учебной деятельности; включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Проявляют интерес к материалу изучения. Исходя из своего опыта, высказывают собственные мысли | | Личностные: формирование дисциплины и внимания Коммуникативные: определять цели и функции участников групп, слушать и обсуждать разные точки зрения: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Начать урок хочется с небольшого стихотворения: ЧИТАЕТ УЧЕНИК « Есть книга правды и свободы Вся наша жизнь - её слова. Запечатлели в ней народы Свои священные права» Историю возникновения, какого документа мы с вами изучали на прошлом уроке? Конституция РФ Внимание на экран, выполните задания 2 мин. в тетради и проверьте друг друга 2 мин Фронтальный опрос по домашнему заданию. Когда и кем была принята современная Конституция?(12 декабря 1993 г) Сколько разделов, глав, статей содержится в ней? (2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений) Почему Конституцию называют законом высшей юридической силы?(все другие законы должны ориентироваться на нее, не могут противоречить) Что означает выражение «Конституция имеет прямое действие»? (можно прямо обращаться в суд за защитой своих прав, ссылаясь на статьи Конституции) На каких ценностях базируется наша Конституция? (см. преамбулу) Кого Конституция провозглашает высшей ценностью? (человек, его права и свободы) Какова главная цель основного закона? (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека) Выводы: Главные задачи Конституции-1. Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека. 2. Упорядочить государственную власть.3. Утвердить правосудие. | ЧИТАЕТ УЧЕНИК « Есть книга правды и свободы Вся наша жизнь - её слова. Запечатлели в ней народы Свои священные права» Историю возникновения, какого документа мы с вами изучали на прошлом уроке? Конституция РФ Выполняют задания в тетради и проверяют у друг друга ,выставляя оценки | | планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создаёт проблемную ситуации, в результате которого учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, выдвигают цель урока. Обратите внимание на экран, что вы видите? Три фотографии. Определите, пожалуйста, по фотографиям тему сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Мы сегодня работаем с вами в 4 группах в каждой группе есть свой докладчик, секретарь, теоретик , практик Вы получите оценку за устные ответы. Обсуждение проблемной ситуации. Чечня – исторически сложившаяся часть России. После принятия Конституции (1993) она стала полноправным субъектом РФ. Одако еще с 1991 года ,когда в России начались демократические преобразования ,в Чечне сложилась группа сепаратистов,резко выступавших за отделение и даже провозглашавших ее суверенным государством вне состава России. Никто в мире не признал самопровозглашенную республику Ичкерию, но экстремисты продолжили свою сепаратисткую деятельость. Что из этого вышло вы знаете.слайд ВОЙНА В ЧЕЧНЕ А что вы знаете? Какова причина этих событий? выскажите свое мнение Каким же образом решить этот вопрос? Как узнать законный путь решения вопроса? - Сформулируйте цель нашего урока. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на цели, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования Ответы детей: Основы конституционного строя РФ. Ответы учащихся: -Определенные группы населения хотели добиться выхода республики из состава РФ. В Чечне происходили военные действия, погибло много людей: мирных жителей, солдат. Я думаю, что нельзя было этого допустить, ведь не все чеченцы – бандиты. В России мнение разделилось одни хотели отпустить Чечню, другие настаивали на самоопределение чечни в рамках РФ. Ответы учащихся: -Я думаю, что в Чечне жители должны сами решить как им жить – отдельно от России или вместе, но решать это нужно мирным путем. Ответы учащихся:- Законный путь указан в Конституции России, как основном законе страны. Ответы учащихся:- Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни. | Чтение ситуации, изложенной в задании №4 стр.118-119 учебника. | Познавательные: использование знаний. Познавательные :получать информацию представленную в различных формах Коммуникативные: выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, умеют организовать общение.. Познавательные: произвольно строят речевые высказывания в устной форме; определяют основную и второстепенную информацию |
Актуализация знаний | 1.Знакомство с понятием Конституционный строй 2. Группы формируются учителем с учетом знаний о личностных особенностях учащихся и их уровня развития учебных навыков. В каждой группе заранее определены ролевые позиции: докладчик, секретарь, теоретик, практик. 3.Знакомство с основными принципами конституционного строя РФ 4. Формируется кластер на доске по ходу рассказа учеников о принципах конституционного строя | Запись понятия в тетрадь Работа в группах с текстом параграфа. Каждая группа выделяет свой принцип и знакомит класс с информацией. | Параграф 13 стр.110-115 | Метопредметные : отработка задания ГИА 27 по обществознанию Частично - Поисковый метод обучения |
Первичное усвоение новых знаний. | Предлагает материал для исследования и задание. Задание. путеводитель – карточка-задание (выдается ответственному в группе), время путешествия – 6 минут, на презентацию – 3 минуты. В ходе работы вы можете искать информацию в словаре или учебнике, анализировать ее, чертить схему, готовить выступление. Выявляет затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Анализируют проблему, организуют поиск решения, выдвигают гипотезы.Работа в группах с текстом параграфа и Конституцией РФ. Каждая группа составляет схему на свою тему на ватманах. Обсуждение в группах. | Карточка-задание №1. Используя информацию стр 111, ст.2, 6 КРФ, Составьте схему «Права и свободы человека и гражданина» Карточка-задание №2. Используя информацию111-112, ст.1, 3,10,11,13 КРФ, Составьте схему «Государственная власть в России» Карточка- задание №3. Используя информацию112-113, ст. 4, 5 КРФ, Составьте схему «Типы субъектов РФ» Карточка- задание №4. Используя информацию 114-115 ст. 7,14 КРФ Составьте схемы «Признаки социального государства», «Признаки светского государства». | Познавательные: использовать знания по теме. Регулятивные: коллективно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию коммуникативные: слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое. Отработка задания ГИА 1 |
Первичная проверка понимания | Учитель следит за правильностью речи, в случае необходимости уточняет и корректирует информацию.
| Выступления учащихся представителя от группыВ ходе выступлений представители групп вывешивают на доску схемы, докладчики рассказывают, объясняют составленную схему. Результаты работы каждой группы записываются в тетрадь. | | Регулятивные: самостоятельно оценивать действия. Познавательные :получать информацию представленную в различных формах |
Первичное закрепление. | Учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты и презентацию. | Используют приобретенные знания для практики, решают творческие задачи. Учатся ориентироваться в информации. анализируют опорный конспект и дополняют его на основе презентации | | Личностные УУД: уметь осуществлять совместную информационную деятельность, творчески оценивать личностные достижения, реализовать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового . |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Решение проблемной ситуации, которую рассматривали в начале урока. Как бы вы теперь решили существующую проблему? Приведите два аргумента в защиту своей позиции. в тексте главы I КРФ статьи, указывающие законные пути решения вопроса.
Задание на закрепление полученных знаний Устно заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите ст. 1,2,5,7 КРФ. Российская Федерация – Россия – есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ________ __ ______ ____ - обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ - равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________. А федерация В свободы Г человек Е автономные округа Б права Д автономная область Ж здоровье З оплата труда | Высказывают свою точку зрения на ситуацию опираясь на информацию текса КРФ главы 1 -По ст. 5 п.3 федеративное устройство России основано на самоопределении народов РФ, а по ст.3 п.3 выражением власти народа является референдум. Значит, жители могли провести референдум и решить судьбу республики. -На основании статей КРФ в Чечне был проведен референдум, и большинством голосов республика осталась в составе федерации.
Обсуждение в группах правильности ответа и выступление представителей групп с решенным заданием | КРФ глава 1 ст. 1,2,5,7 | Отработка задания ГИА 31. Коммуникативные: выражают свои взгляды с эмоциональной окраской, умеют организовать общение.. Познавательные: произвольно строят речевые высказывания в устной форме; определяют основную и второстепенную информацию Отработка задания ГИА 29 Регулятивные УУД планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует деятельность по достижению цели) Достигли ли вы цели, поставленной на уроке? Как полученные знания пригодятся вам в жизни? Учитель, комментируя, выставляет оценки за работу на уроке.
| Выполняют самооценку деятельности на уроке - Мы запомнили основные положения нашей конституции, принципы, на которых основывается конституционный строй государства: гуманизм, федерализм, демократизм. Знаем, что Россия светское и социальное государство. -Мы знаем, что у нас есть права, и за их защитой нужно обращаться в государственные органы. - Мы можем управлять своим государством: участвовать в референдумах, выборах. - Если я попаду в трудную ситуацию, например, останусь без работы или заболею, государство мне поможет, т. к. наше государство – социальное. | | Познавательные: использовать полученные знания. Личностные УУД:, творчески оценивать личностные достижения формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы. |
Информация о домашнем задании, инструктаж | Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет разноуровневое задание. Ответить на вопросы для самопроверки к §12-13. Кому будет трудно – еще раз просмотрите текст параграфа. На выбор. Вы можете подготовить проекты.Примерные темы проектов : Как были приняты конституции РФ и США. Конституции РФ и стран Запада (сравнительный анализ). Какие права мне гарантирует КРФ. 4.Как устроена власть в моей стране. | Записывают задание, задают вопросы если непонятно. | Параграф 12-13, вопросы. Задание: 1 уровень-работа с опорным конспектом и параграфом 12-13 2-й ур.-вопросы на с 149 3-й ур.- подготовить проект(альтернативный выбор) | Познавательные: использовать полученные знания. |